Главная     Учебники - Культура      Авангардизм 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

Майя Дерен

Майя Дерен
Maya Deren
Maya Deren.jpg
Кадр из фильма «Полуденные сети» (1943).
Имя при рождении:

Элеонора Деренковская

Дата рождения:

29 апреля 1917( )

Место рождения:

Киев, Украина

Дата смерти:

13 октября 1961( ) (44 года)

Место смерти:

Нью-Йорк, США

Гражданство:

СШАFlag of the United States.svg США

Профессия:

кинорежиссёр

Карьера:

1943—1958

Направление:

независимое американское кино

IMDb:

ID 0220305

Commons-logo.svg Майя Дерен на Викискладе

Ма́йя Де́рен (англ. Maya Deren, настоящее имя Элеоно́ра Деренко́вская; 29 апреля 1917, Киев, Украина — 13 октября 1961, Нью-Йорк, США) — американский режиссёр независимого кино, хореограф, этнограф, теоретик авангарда.

  

Биография

Дочь психиатра Соломона-Давида Деренковского и актрисы Марии Фидлер (названа в честь знаменитой итальянской актрисы Элеоноры Дузе). В 1922 году вместе с родителями переехала из Украины в США. Жила и училась в городе Сиракьюс, штат Нью-Йорк; входила в кружки троцкистской молодёжи (Троцкому симпатизировал её отец). С начала 1940-х годов сотрудничала с выдающейся американской балериной и хореографом, родоначальницей «чёрного танца» Кэтрин Данэм, была её личным секретарём; под её влиянием обратилась к изучению африканских и гаитянских ритуалов. В 1942—1947 годах была замужем за чешским авангардным фотохудожником и кинорежиссёром Александром Хакеншмидом[en] (псевдоним — Хаммид), обучившим её основам кино. В 1943 году взяла псевдоним Майя Дерен. В эти годы общалась с Андре Бретоном, Марселем Дюшаном, Джоном Кейджем, Анаис Нин, Грегори Бейтсоном, Энтони Тюдором. Умерла от кровоизлияния в мозг, что связывают с её употреблением амфетаминов с начала 1940-х годов. Много лет друживший с ней поэт Джеймс Меррилл сделал её героиней своей поэмы «Книга Эфраима» (1976).

Прах Майи Дерен был развеян над горой Фудзи.

Творчество и признание

Наиболее известна короткометражная немая лента Дерен «Полуденные сети» (1943; саундтрек был присочинён позже), в 1947 году удостоенная Международного приза за экспериментальный фильм в Каннах. Кинематограф Майи Дерен критики определяют как «поэтическую психодраму», «кино транса». Сюжета в её короткометражных фильмах нет; задача киноизображения — с помощью игры света и тени, зеркал и анфилад, смены острых оптических ракурсов, выверенного церемониального ритма вывести зрителя за пределы реального пространства и времени, погрузить в состояние гипнотической заворожённости. Как правило, снималась в собственных фильмах сама, снимала друзей и близких (Хаммида, Дюшана, Кейджа, Анаис Нин). Творческий почерк Майи Дерен, связанный с изобразительными и кинематографическими экспериментами сюрреалистов и Жана Кокто, предвосхитил кино американского андеграунда (Стэн Брэкидж, Йонас Мекас, Кеннет Энгер, Дж. Смит), оказал влияние на фильмы Дэвида Линча.

В 1986 году Американский киноинститут учредил премию имени Майи Дерен.

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1943 ф Ведьмина колыбель Witch’s Cradle ~
1943 ф Полуденные сети Meshes of the Afternoon ~
1944 ф На берегу At Land ~
1945 ф Хореографический этюд для камеры A Study in Choreography for Camera ~
1947 ф Ритуал в преображённом времени Ritual in Transfigured Time ~
1948 ф Размышление о насилии Meditation on Violence ~
1958 ф Неотступный взгляд ночи The Very Eye of Night ~
1985 ф Божественные всадники: живые боги Гаити Divine Horsemen: The Living Gods of Haiti ~

Фильмы о Майе Дерен

  • Invocation: Maya Deren, dir. Jo Ann Kaplan (1987)
  • In The Mirror of Maya Deren, dir. Martina Kudlacek (2001, о фильме см.: , )

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..