Стальные канаты, установленные на кране, подлежат периодической
проверке:
грузовой канат проверяется при ТО-1;
канаты выдвижения (втягивания) секции стрелы проверяются не реже
одного раза в год при СО.
Канаты проверяются по всей длине. Особое внимание обращается на места
заделок концов каната.
Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие
критерии:
характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов
проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов
проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
поверхностный и внутренний износ или коррозия;
разрыв пряди;
местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери
внутреннего сечения);
деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания
проволок и прядей, раздавливание прядей, заломов, перегибов и т.п.
повреждения в результате температурного воздействия или
электрического дугового разряда.
1 Браковку канатов по числу обрывов проволок производят в соответствии с
таблицей И. 1.
Таблица И 1 - Число обрывов проволок
Назначение каната
Конструкция и обозначение каната
Число несущих проволок в наружных прядях
Число обрывов проволок, при наличии которых канаты,
работающие со стальными и чугунными блоками, отбраковываются
2 При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или
коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром (диаметром
нового каната) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых
обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника
(внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п.) на 3 % от номинального
диаметра канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов
проволок.
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число
обрывов, как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с
данными таблицы И.2.
Таблица И. 2 - Число обрывов проволок при поверхностном износе или
коррозии каната
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного
износа или коррозии, %
Число обрывов проволок на шаге свивки, % от норм, указанных
в таблице И. 1
10
85
15
75
20
70
25
60
30 и более
50
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате
износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.
Таблица И.З - Диаметр проволок наружного слоя
Обозначение каната
Первоначальный диаметр проволок наружного слоя каната, мм
15-Г-1-С-Н-1860
ГОСТ 2688-80
Тонкой- 0,8
Толстой- 1,1
19,5-Г-1-С-Н-1670 ГОСТ 2688-80
Тонкой - 1,05
Толстой - 1,4
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с
помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную
точность.
При меньшем, чем указано в таблице И.1, числе обрывов проволок, а также
при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может
быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его
состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал
осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в
таблице И.2.
Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери
металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего
сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок
внутренних слоев прядей канат необходимо подвергать дефектоскопии по
всей его длине. При обнаружении с помощью дефектоскопа потери сечения
металла проволок достигшей 17,5 % и более, канат бракуется.
Рисунок И. 1- Уменьшение площади поперечного сечения проволок
(интенсивная внутренняя коррозия)
Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная
внутренняя коррозия)
3 При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат
к дальнейшей работе не допускается.
4 Волнистость каната характеризуется шагом и направлением (рисунок И.2).
Рисунок И.2 - Волнистость каната
Волнистость каната
При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и
равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат
бракуется при dB>l,08 dK
где dB - диаметр спирали волнистости;
dK - номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и
неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении
одного из параметров канат подлежит браковке при dB>4/3-dK. Длина
рассматриваемого отрезка каната не должна превы¬шать 25-dK.
5 Канаты к дальнейшей работе не допускаются при обнаружении:
корзинообразной деформации (рисунок И.З);
выдавливания сердечника (рисунок И.4);
выдавливания или расслоения прядей (рисунок И.З);
местного увеличения диаметра каната (рисунок И. 6);
местного уменьшения диаметра каната (рисунок И. 7);
раздавливания участков (рисунок И. 8);
перекручиваний (рисунок И.9);
заломов (рисунок И. 10);
перегибов (рисунок И. 11);
повреждений в результате температурных воздействий или
электрического дугового разряда.