Домкраты

  Главная      Учебники - Краны     Грузоподъемные машины (М.П. Александров, Л.Н. Колобов) - 1973 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

1.2. ПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Домкраты

Домкраты, предназначенные для подъема грузов на небольшую высоту (от 0,15 до 0,7 м), применяют преимущественно при ремонтных и строительно-монтажных работах. Основное отличие домкратов от других грузоподъемных машин состоит в том, что подъем груза домкратами производится без грузозахватных устройств. Некоторые домкраты могут производить горизонтальное перемещение поднятого груза на небольшое расстояние. Домкраты могут быть выполнены переносными и стационарными. По конструкции домкраты разделяют на реечные, винтовые и гидравлические. Привод домкратов может быть ручным и механическим.

Реечные домкраты имеют всегда ручной привод. Их грузоподъемность составляет 0,5—10 т. Они бывают рычажно- и зубчато-реечными. Рассмотрим в качестве примера конструкцию рычажнореечного домкрата.

Рычажно-реечный домкрат (рис. 1.1) состоит из рейки 2 с упорными зубьями, обоймы 3, скользящей вдоль рейки по направляющим, приводного рычага 5 и системы собачек 4 и 6, расположенных внутри обоймы. Лапа 1, жестко соединенная с обоймой домкрата, является опорой для поднимаемых грузов. При подъеме груза реверсирующий рычаг 8 устанавливают в положение I. При нажатии приводного рычага вниз в зуб рейки упирается большая собачка 6; обойма вместе с грузом поднимается вверх, и малая собачка 4 заходит за очередной зуб. При подъеме приводного рычага малая собачка удерживает груз от самопроизвольного опускания, а большая собачка, скользя по зубу, прижимается к нему пружиной 7. За одно качание рычага обойма поднимается на высоту, разную шагу зуба.
 

 

 

 

Рис. 1.1. Рычажно-реечный домкрат

 

 

Для опускания груза рычаг 8 устанавливают в положение II небольшим нажатием вниз, в результате чего внешний упор с пружины снимают. При этом малая собачка выходит из зацепления с рейкой и под действием веса груза обойма опускается до упора малой собачки в следующий зуб, а рычаг перемещается вверх, придерживаемый рукой рабочего во избежание удара рейки по малой собачке.

Рычажно-реечные домкраты имеют высокий КПД (0,95 —0,97). Эти домкраты часто используют для ремонта железнодорожных путей и автомобилей. Недостаток рычажно-реечных домкратов — прерывистость действия и самопроизвольное падение груза вследствие быстрого изнашивания собачек.

 

 

 

Винтовые домкраты могут иметь ручной или электрический привод. Если в рычажно-реечных домкратах каждое перемещение груза по высоте равно шагу зуба рейки, а в зубчато-реечных домкратах — шагу храпового колеса, в винтовых домкратах груз можно устанавливать по высоте с большей точностью. Простейший винтовой домкрат (рис. 1.2) состоит из корпуса 1, винта 2, головки 3, шарнирно соединенной с винтом, гайки 4 и приводной рукоятки 5 с собачкой 6 храпового механизма. При качательных движениях приводной рукоятки храповое колесо поворачивается совместно с винтом, что приводит к выдвижению винта из корпуса. В более простых винтовых домкратах винт поворачивается не рукояткой с храповым колесом, а простым рычагом, который устанавливают в одно из отверстий в верхней части винта. Для предотвращения самопроизвольного опускания груза резьбу винтовых домкратов выполняют самотормозящейся (трапецеидальной или упорной), при этом угол подъема винтовой линии а должен быть меньше угла трения резьбы р.

 

Основными недостатками винтовых домкратов является низкий КПД и малая скорость опускания груза.

Гидравлические домкраты выполняют с ручным и машинным приводами. Для этих домкратов, как для винтовых, характерны плав-ность хода и точная установка поднимаемого груза. В отличие от винтовых домкратов гидравлические имеют высокий КПД. По сравнению с реечными и винтовыми гидравлические домкраты имеют значительно большую грузоподъемность, которая составляет до 750 т.

Домкрат с ручным приводом, показанный на рис. 1.3, состоит из гидроцилиндра 2, плунжера 1, ручного поршневого насоса 4 с приводной рукояткой 5 и бачка для масла 6. При качании рукоятки 5 масло из бачка поступает под плунжер, в результате чего плунжер поднимается вместе с грузом. Для опускания груза или плунжера следует повернуть вентиль 3, тогда полость гидроцилиндра будет соединена с бачком и плунжер начнет опускаться под действием собственного веса или груза. Скорость опускания регулируется степенью открытия спускного вентиля.

Усилие рабочего, создаваемое на рукоятке поршневого насоса гидравлического домкрата,

Скорость подъема груза ручными гидравлическими домкратами очень мала (от 0,001 до 0,002 м/с), что является их основным недостатком. Для увеличения скорости подъема груза гидродомкраты снабжают насосами, работающими от электродвигателя. Давление рабочей жидкости (обычно масла) в гидравлических домкратах, определяемое грузоподъемной силой и площадью плунжера, составляет не более 5000 МПа. Обычно высота подъема гидравлических домкратов 0,15—0,7 м. Для плавного подъема крупногабаритных тяжелых грузов применяют несколько гидравлических домкратов, соединенных с одним насосом.

 

 

Рис 1,2

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Схема гидравлического домкрата с ручным приводом

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..