ПРЕДМЕТ, СУБЪЕКТ И МЕТОД ТВОРЧЕСТВА В ДИЗАЙНЕ

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 


ПРЕДМЕТ, СУБЪЕКТ И МЕТОД ТВОРЧЕСТВА В ДИЗАЙНЕ



Обратимся теперь к рассмотрению предмета, субъекта и метода творчества, которые присущи дизайну как таковому, вне зависимости от влияния на него той или иной социальной системы и различия уровня экономического развития.

Что такое предмет дизайнерской деятельности?

Общее утверждение говорит, что художник-конструктор должен заниматься прежде всего созданием и организацией формы предметов. В качестве такового предмета предполагается материально-пространственная структура ЭПС. Чтобы проверить это утверждение, просмотрим весь цикл формирования ЭПС по общей формуле деятельности, которая одинаково применима и к промышленности в целом, и к созданию отдельных ее продуктов.

Начнем с потребности, персонифицированной в субъекте потребления. Потребность в определенной функции порождает и определяет спрос. На основе изучения спроса и фактов, влияющих на него, совокупный субъект производства вырабатывает ассортимент, планирует продукт, его тираж, т. е. конкретизирует социальный заказ, определяет технический принцип осуществления функции, формирует материально-пространственную структуру ЭПС и воплощает ее в материале, т. е. создает реальный продукт деятельности. Продукт поступает в сферу распределения (перед этим он тиражируется), после чего осуществляется потребление; его процесс выявляет меру удовлетворения существующей потребности и порождает новую потребность. К- Маркс и Ф. Энгельс сформулировали этот процесс так: «Заключительный акт — потребление, которое рассматривается не только как конечный пункт, но также как конечная цель... оказывает обратное воздействие на исходный пункт и вновь дает начало всему процессу»*.

Цикл повторяется, но уже на более высоком уровне и в другое время.

 

Итак, процесс формирования ЭПС зарождается в недрах потребления, и весь цикл состоит из следующих моментов:

1. Потребление с присущим ему формированием потребностей.

2. Изучение спроса.

3. Планирование.

4. Проектирование (выбор технического принципа действия и формирование материально-пространственной структуры).

5. Материальное производство.

6. Распределение продукта.

При создании промышленной продукции все перечисленные процессы, кроме распределения и потребления, осуществляются совокупным субъектом производства. В современных условиях, по мере увеличения технической сложности создаваемых ЭПС и их тиражей, интегральный субъект производства включает в себя все большее число специалистов различных профилей. Дизайнер, являясь участником производственного коллектива, имеет отношение ко всему циклу формирования ЭПС. Однако его непосредственная деятельность развивается лишь в определенном секторе — там, где его участие не только желательно, но и необходимо. Оно не является, конечно, необходимым ни при распределении продукта, ни в ходе формирования потребностей и порождаемых ими функций, поскольку субъект производства этим вообще не занимается. Не является его специфической функцией специальное изучение спроса и планирования, так как эти задачи под силу лишь коллективным органам общества, включающим в себя социологов, экономистов и представителей близких им профессий. Правда, возможны случаи частичного изучения службами дизайна спроса и планирования отдельных изделий, но участие дизайнера в этих процессах нельзя считать обязательным. То же самое следует «казать и о выборе технических принципов осуществления функций, который, как правило, производится инженерами, технологами, экономистами, а также о самом процессе материального производства, где участие дизайнера (в виде авторского надзора) желательно, но отнюдь не обязательно.

Остается, таким образом, лишь процесс формирования материально-пространственных структур производимых объектов.

Здесь возможны три ситуации. Во-первых, структуры технических объектов — машины, станка, прибора — могут формироваться (и во многих случаях формируются) без участия дизайнера, складываясь стихийно в процессе технического конструирования. Такие структуры порождаются утилитарно-техническим содержанием создаваемых объектов и называются конструкциями. Их создателю — инже-
неру— в принципе безразлично, как будет выглядеть такая конструкция, каким окажется ее облик, ее зримая пространственно-пластическая форма, — ему важно лишь, чтобы данная конструкция успешно работала, чтобы она была технологична, экономична, компактна и удобна. Это последнее обстоятельство заставляет инженера-конструктора все чаще обращаться к помощи специалистов по инженерной психологии, эргономике, антропометрии, которые дают научно обоснованные рекомендации по формированию органов управления и некоторых других элементов технических объектов, исходя из необходимости сделать предельно эффективной систему человек — машина. Однако само понимание этой системы остается здесь сугубо прагматическим и утилитарным, отчего проблема формообразования может решаться на этом уровне лишь в весьма узких, ограниченных пределах.

Во-вторых, существуют материально-пространственные структуры, которые создаются художниками, — таковы произведения изобразительного и декоративного творчества. Здесь структура объекта служит воплощению художественного содержания и выступает в виде художественно-образной формы произведения. Поскольку именно и только она, эта форма, способна передать воплощаемое ею содержание зрителю, постольку она не может возникать стихийно, а создается в процессе сознательной и целенаправленной формообразующей деятельности художника.

В-третьих, так как дизайн объединяет решение утилитарно-технических и художе-ственно-образных задач, он оказывается призванным совмещать техническое конструирование и художественное формообразование, т. е. создавать такие структуры ЭПС, которые имели бы одновременно значение конструкции и значение формы. Дизайнер может учитывать при этом рекомендации эргономиста либо сам интуитивно находить необходимые решения инженерно-психологического аспекта проблемы человек — машина (человек—костюм), однако во всех случаях он не ограничивается таким ее решением, а поднимается с уровня инженерно-психологического на уровень со-циально-психологический — уровень художественного творчества.

Проведенный разбор всего цикла формирования ЭПС позволил выявить тот сектор коллективной деятельности, в котором дизайнер является основным субъектом производства. Этот сектор — проектирование материальнопространственных структур ЭПС, являющихся одновременно конструкцией и формой. Данные структуры и оказываются основным предметом деятельности дизайнера. А отсюда становится понятным специфический метод творчества

дизайнера, суть которого состоит в превращении технической конструкции в художественную форму. При этом, конечно, конструкция остается сама собою — работающей структурой технического объекта, но она оказывается одновременно и выразительной, эмоционально-нагруженной, пластической формой, обращенной уже не к другому объекту, а к субъекту, к духовному потребителю данной вещи, а потому приобретающей качества особого «текста», т. е. выражения на данном художественном языке некой специфически художественной информации.

Для художественного конструирования как такового не имеет принципиального значения, кто создаст техническую конструкцию объекта — сам дизайнер, подчас обладающий необходимыми для этого технической подготовкой и способностями, инженер-конструктор или коллектив типа КБ, предлагающий дизайнеру основу конструктивно-технического решения, а может, инженер и дизайнер, работающие совместно и находящие такое решение общими усилиями. Существенно другое — то, что именно и только дизайнер призван и способен подняться с уровня конструирования на уровень конструктивно-художественного формообразования. Подчеркнем, хотя это представляется очевидным, что суть художественного конструирования состоит не в «прикладывании» или «накладывании» художественной формы на конструкцию в виде внешнего украшения, а в органическом выращивании формы из конструкции. Для этого используются не специально привносимые «художественные» средства, в внутренние эстетические возможности материально-пространственной структуры утилитарного объекта.

Отсюда вытекает, что художественное конструирование и есть поиск такой структуры ЭПС, которая соответствовала бы, с одной стороны, утилитарной и художественной функциям объекта, т. е. требованиям потребления, а с другой — конкретным техническим условиям его изготовления, т. е. требованиям производства.

Следовательно, чтобы вывести основные принципы художественного конструирования, представляющие самый непосредственный интерес для дизайнеров, нужно выявить необходимые и достаточные факторы производства и потребления, определяющие утилитарно-тех-нические и художественно-эстетические требования, предъявляемые к структуре ЭПС. Так как художественное конструирование является своеобразным сплавом технического и художественного творчества, необходимо сначала рассмотреть эти последние, а затем определить их взаимодействие в сложной двусторонней структуре дизайнерского проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..