Обратимся теперь к рассмотрению предмета, субъекта и метода творчества,
которые присущи дизайну как таковому, вне зависимости от влияния на него
той или иной социальной системы и различия уровня экономического
развития.
Что такое предмет дизайнерской деятельности?
Общее утверждение говорит, что художник-конструктор должен заниматься
прежде всего созданием и организацией формы предметов. В качестве
такового предмета предполагается материально-пространственная структура
ЭПС. Чтобы проверить это утверждение, просмотрим весь цикл формирования
ЭПС по общей формуле деятельности, которая одинаково применима и к
промышленности в целом, и к созданию отдельных ее продуктов.
Начнем с потребности, персонифицированной в субъекте потребления.
Потребность в определенной функции порождает и определяет спрос. На
основе изучения спроса и фактов, влияющих на него, совокупный субъект
производства вырабатывает ассортимент, планирует продукт, его тираж, т.
е. конкретизирует социальный заказ, определяет технический принцип
осуществления функции, формирует материально-пространственную структуру
ЭПС и воплощает ее в материале, т. е. создает реальный продукт
деятельности. Продукт поступает в сферу распределения (перед этим он
тиражируется), после чего осуществляется потребление; его процесс
выявляет меру удовлетворения существующей потребности и порождает новую
потребность. К- Маркс и Ф. Энгельс сформулировали этот процесс так:
«Заключительный акт — потребление, которое рассматривается не только как
конечный пункт, но также как конечная цель... оказывает обратное
воздействие на исходный пункт и вновь дает начало всему процессу»*.
Цикл повторяется, но уже на более высоком уровне и в другое время.
Итак, процесс формирования ЭПС зарождается в недрах
потребления, и весь цикл состоит из следующих моментов:
1. Потребление с присущим ему формированием потребностей.
2. Изучение спроса.
3. Планирование.
4. Проектирование (выбор технического принципа действия и формирование
материально-пространственной структуры).
5. Материальное производство.
6. Распределение продукта.
При создании промышленной продукции все перечисленные процессы, кроме
распределения и потребления, осуществляются совокупным субъектом
производства. В современных условиях, по мере увеличения технической
сложности создаваемых ЭПС и их тиражей, интегральный субъект
производства включает в себя все большее число специалистов различных
профилей. Дизайнер, являясь участником производственного коллектива,
имеет отношение ко всему циклу формирования ЭПС. Однако его
непосредственная деятельность развивается лишь в определенном секторе —
там, где его участие не только желательно, но и необходимо. Оно не
является, конечно, необходимым ни при распределении продукта, ни в ходе
формирования потребностей и порождаемых ими функций, поскольку субъект
производства этим вообще не занимается. Не является его специфической
функцией специальное изучение спроса и планирования, так как эти задачи
под силу лишь коллективным органам общества, включающим в себя
социологов, экономистов и представителей близких им профессий. Правда,
возможны случаи частичного изучения службами дизайна спроса и
планирования отдельных изделий, но участие дизайнера в этих процессах
нельзя считать обязательным. То же самое следует «казать и о выборе
технических принципов осуществления функций, который, как правило,
производится инженерами, технологами, экономистами, а также о самом
процессе материального производства, где участие дизайнера (в виде
авторского надзора) желательно, но отнюдь не обязательно.
Остается, таким образом, лишь процесс формирования
материально-пространственных структур производимых объектов.
Здесь возможны три ситуации. Во-первых, структуры технических объектов —
машины, станка, прибора — могут формироваться (и во многих случаях
формируются) без участия дизайнера, складываясь стихийно в процессе
технического конструирования. Такие структуры порождаются
утилитарно-техническим содержанием создаваемых объектов и называются
конструкциями. Их создателю — инже-
неру— в принципе безразлично, как будет выглядеть такая конструкция,
каким окажется ее облик, ее зримая пространственно-пластическая форма, —
ему важно лишь, чтобы данная конструкция успешно работала, чтобы она
была технологична, экономична, компактна и удобна. Это последнее
обстоятельство заставляет инженера-конструктора все чаще обращаться к
помощи специалистов по инженерной психологии, эргономике, антропометрии,
которые дают научно обоснованные рекомендации по формированию органов
управления и некоторых других элементов технических объектов, исходя из
необходимости сделать предельно эффективной систему человек — машина.
Однако само понимание этой системы остается здесь сугубо прагматическим
и утилитарным, отчего проблема формообразования может решаться на этом
уровне лишь в весьма узких, ограниченных пределах.
Во-вторых, существуют материально-пространственные структуры, которые
создаются художниками, — таковы произведения изобразительного и
декоративного творчества. Здесь структура объекта служит воплощению
художественного содержания и выступает в виде художественно-образной
формы произведения. Поскольку именно и только она, эта форма, способна
передать воплощаемое ею содержание зрителю, постольку она не может
возникать стихийно, а создается в процессе сознательной и
целенаправленной формообразующей деятельности художника.
В-третьих, так как дизайн объединяет решение утилитарно-технических и
художе-ственно-образных задач, он оказывается призванным совмещать
техническое конструирование и художественное формообразование, т. е.
создавать такие структуры ЭПС, которые имели бы одновременно значение
конструкции и значение формы. Дизайнер может учитывать при этом
рекомендации эргономиста либо сам интуитивно находить необходимые
решения инженерно-психологического аспекта проблемы человек — машина
(человек—костюм), однако во всех случаях он не ограничивается таким ее
решением, а поднимается с уровня инженерно-психологического на уровень
со-циально-психологический — уровень художественного творчества.
Проведенный разбор всего цикла формирования ЭПС позволил выявить тот
сектор коллективной деятельности, в котором дизайнер является основным
субъектом производства. Этот сектор — проектирование
материальнопространственных структур ЭПС, являющихся одновременно
конструкцией и формой. Данные структуры и оказываются основным предметом
деятельности дизайнера. А отсюда становится понятным специфический метод
творчества
дизайнера, суть которого состоит в превращении
технической конструкции в художественную форму. При этом, конечно,
конструкция остается сама собою — работающей структурой технического
объекта, но она оказывается одновременно и выразительной,
эмоционально-нагруженной, пластической формой, обращенной уже не к
другому объекту, а к субъекту, к духовному потребителю данной вещи, а
потому приобретающей качества особого «текста», т. е. выражения на
данном художественном языке некой специфически художественной
информации.
Для художественного конструирования как такового не имеет
принципиального значения, кто создаст техническую конструкцию объекта —
сам дизайнер, подчас обладающий необходимыми для этого технической
подготовкой и способностями, инженер-конструктор или коллектив типа КБ,
предлагающий дизайнеру основу конструктивно-технического решения, а
может, инженер и дизайнер, работающие совместно и находящие такое
решение общими усилиями. Существенно другое — то, что именно и только
дизайнер призван и способен подняться с уровня конструирования на
уровень конструктивно-художественного формообразования. Подчеркнем, хотя
это представляется очевидным, что суть художественного конструирования
состоит не в «прикладывании» или «накладывании» художественной формы на
конструкцию в виде внешнего украшения, а в органическом выращивании
формы из конструкции. Для этого используются не специально привносимые
«художественные» средства, в внутренние эстетические возможности
материально-пространственной структуры утилитарного объекта.
Отсюда вытекает, что художественное конструирование и есть поиск такой
структуры ЭПС, которая соответствовала бы, с одной стороны, утилитарной
и художественной функциям объекта, т. е. требованиям потребления, а с
другой — конкретным техническим условиям его изготовления, т. е.
требованиям производства.
Следовательно, чтобы вывести основные принципы художественного
конструирования, представляющие самый непосредственный интерес для
дизайнеров, нужно выявить необходимые и достаточные факторы производства
и потребления, определяющие утилитарно-тех-нические и
художественно-эстетические требования, предъявляемые к структуре ЭПС.
Так как художественное конструирование является своеобразным сплавом
технического и художественного творчества, необходимо сначала
рассмотреть эти последние, а затем определить их взаимодействие в
сложной двусторонней структуре дизайнерского проектирования.