ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР ЭПС ПРИ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Целью разработки ЭПС методом художественного творчества (в живописи,
скульптуре, графике, орнаментально-декоративном искусстве) является
осуществление художественной функции, результатом же будет пластическая
форма. Так что произведение искусства можно обозначить как взаимосвязь
художественного содержания и воплощающей его формы.
Определяющими факторами и здесь останутся особенности производства и
потребления — производства и потребления художественных ценностей.
Значит, схема производства продуктов художественного творчества
аналогична схеме технического творчества — изменяется лишь объект
(отсюда и принципы синтеза материальной структуры).
Процесс потребления продуктов художественного творчества есть
воздействие произведения искусства на субъект потребления. Так как в
этом процессе всегда имеет место сотворчество, интерпретация
произведения зрителем, полную картину связей, возникающих в процессе
потребления произведений искусства, отражает формула:
Художественное содержание — Форма — Зритель
При совмещении схем производства и потребления получим графическую
модель синтеза формы художественных творений (схема 2).
Схема 2
Эта модель отражает те моменты, которые учитывает
художник (сознательно или подсознательно), выбирая средства реализации
определенного художественного содержания. Из схемы видно, что на форму
оказывают трехстороннее воздействие процесс производства, художественное
содержание и зритель, а со стороны производства характер формы
обусловлен, во-первых, материалом — его физическими и эстетическими
свойствами, во-вторых, способом обработки этого материала, т. е.
техникой творчества, в-третьих, волей человека, который этим способом и
в этом материале осуществляет определенную пространственную организацию
системы образов.
Получив пять факторов, необходимых и достаточных для решения задач
художественного формообразования, обратимся к их характеристике.
Отношения, существующие между художественным содержанием и формой,
выражаются в принципе соответствия формы этому содержанию. Такое
соответствие необходимо для точной передачи художественного содержания
«потребителям» и поэтому является первой целью художественного
производства.
Единство, а точнее тождество формы и содержания в искусстве позволяет
нам для краткости обозначить произведение искусства лаконичной формулой
— художественная форма. Такая форма воздействует на воспринимающего
своей образностью, что и становится специфическим способом
функционирования произведений искусства. Притом необходимо соответствие
произведения искусства потребностям зрителя в образном освоении
действительности. Но существует и обратное влияние воспринимающего на
форму, связанное с особыми возможностями ее понимания, прочтения ее
смысла, — сотворчество. Отношения между художественной формой и зрителем
основаны на требовании коммуникативности формы. Процесс художественного
творчества должен обеспечить функционирование формы как
явления образно впечатляющего и коммуникативного.
Притом основные звенья творческого процесса играют разные роли в
создании функционирующей подобным образом формы.
Так, отношение материал — решение творческой задачи диктует
необходимость соответствия материала образной выразительности формы, а
обратное отношение (влияние материала на форму) определяется требованием
соответствия формы материалу, его эстетическим возможностям, что
является условием красоты самой формы. Таким образом, взаимосвязь формы
и материала характеризуется их взаимным соответствием, которое называют
пластичностью формы.
Отношение форма — технология определяется требованием соответствия
технологии образной выразительности формы, а обратное отношение —
влияние технологии на форму — соответствия формы технологии и служит
новым источником красоты самой формы. Поэтому взаимосвязь формы и
технологии характеризуется стремлением к взаимному соответствию, которое
мы назовем техничностью формы.
Наконец, отношение организация формы (композиция, пространственная
организация) — решение творческой задачи требует соответствия композиции
образной выразительности формы, а с точки зрения влияния приемов
пространственной организации на форму — соответствия формы приемам
пространственной организации материала и эстетическим возможностям
элементов формы, их согласования.
Возникающее здесь единство указанных качеств формы называют ее
композиционной организованностью.
Итак, основными принципами художественного формообразования являются:
образность— соответствие формы художественному содержанию,
коммуникативность — соответствие формы духовным возможностям и
потребностям человеческого восприятия, читаемость формы, пластичность —
соответствие выразительной формы материалу, техничность — соответствие
выразительной формы технологии, организованность — соответствие
выразительной формы (композиция) приемам пространственной организации
материала. Степень соответствия этим принципам определяет
художественность формы.