ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР ЭПС ПРИ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР ЭПС ПРИ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ



Целью разработки ЭПС методом художественного творчества (в живописи, скульптуре, графике, орнаментально-декоративном искусстве) является осуществление художественной функции, результатом же будет пластическая форма. Так что произведение искусства можно обозначить как взаимосвязь художественного содержания и воплощающей его формы.

Определяющими факторами и здесь останутся особенности производства и потребления — производства и потребления художественных ценностей. Значит, схема производства продуктов художественного творчества аналогична схеме технического творчества — изменяется лишь объект (отсюда и принципы синтеза материальной структуры).

Процесс потребления продуктов художественного творчества есть воздействие произведения искусства на субъект потребления. Так как в этом процессе всегда имеет место сотворчество, интерпретация произведения зрителем, полную картину связей, возникающих в процессе потребления произведений искусства, отражает формула:

Художественное содержание — Форма — Зритель
При совмещении схем производства и потребления получим графическую модель синтеза формы художественных творений (схема 2).

Схема 2

 

 

 

 

Эта модель отражает те моменты, которые учитывает художник (сознательно или подсознательно), выбирая средства реализации определенного художественного содержания. Из схемы видно, что на форму оказывают трехстороннее воздействие процесс производства, художественное содержание и зритель, а со стороны производства характер формы обусловлен, во-первых, материалом — его физическими и эстетическими свойствами, во-вторых, способом обработки этого материала, т. е. техникой творчества, в-третьих, волей человека, который этим способом и в этом материале осуществляет определенную пространственную организацию системы образов.

Получив пять факторов, необходимых и достаточных для решения задач художественного формообразования, обратимся к их характеристике.

Отношения, существующие между художественным содержанием и формой, выражаются в принципе соответствия формы этому содержанию. Такое соответствие необходимо для точной передачи художественного содержания «потребителям» и поэтому является первой целью художественного производства.

Единство, а точнее тождество формы и содержания в искусстве позволяет нам для краткости обозначить произведение искусства лаконичной формулой — художественная форма. Такая форма воздействует на воспринимающего своей образностью, что и становится специфическим способом функционирования произведений искусства. Притом необходимо соответствие произведения искусства потребностям зрителя в образном освоении действительности. Но существует и обратное влияние воспринимающего на форму, связанное с особыми возможностями ее понимания, прочтения ее смысла, — сотворчество. Отношения между художественной формой и зрителем основаны на требовании коммуникативности формы. Процесс художественного творчества должен обеспечить функционирование формы как

явления образно впечатляющего и коммуникативного. Притом основные звенья творческого процесса играют разные роли в создании функционирующей подобным образом формы.

Так, отношение материал — решение творческой задачи диктует необходимость соответствия материала образной выразительности формы, а обратное отношение (влияние материала на форму) определяется требованием соответствия формы материалу, его эстетическим возможностям, что является условием красоты самой формы. Таким образом, взаимосвязь формы и материала характеризуется их взаимным соответствием, которое называют пластичностью формы.

Отношение форма — технология определяется требованием соответствия технологии образной выразительности формы, а обратное отношение — влияние технологии на форму — соответствия формы технологии и служит новым источником красоты самой формы. Поэтому взаимосвязь формы и технологии характеризуется стремлением к взаимному соответствию, которое мы назовем техничностью формы.

Наконец, отношение организация формы (композиция, пространственная организация) — решение творческой задачи требует соответствия композиции образной выразительности формы, а с точки зрения влияния приемов пространственной организации на форму — соответствия формы приемам пространственной организации материала и эстетическим возможностям элементов формы, их согласования.

Возникающее здесь единство указанных качеств формы называют ее композиционной организованностью.

Итак, основными принципами художественного формообразования являются: образность— соответствие формы художественному содержанию, коммуникативность — соответствие формы духовным возможностям и потребностям человеческого восприятия, читаемость формы, пластичность — соответствие выразительной формы материалу, техничность — соответствие выразительной формы технологии, организованность — соответствие выразительной формы (композиция) приемам пространственной организации материала. Степень соответствия этим принципам определяет художественность формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..