Система сигнализации при комментировании

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

Система сигнализации при комментировании

При комментировании киноматериалов можно пользоваться любым из следующих методов сигнализации—либо в отдельности, либо вместе.
1. Комментатор надевает наушники и получает указания от режиссера каждый раз, когда нужно говорить очередной абзац или фразу.
2. Помощник режиссера подает комментатору сигнал рукой.
3. Когда надо начинать, рядом с микрофоном вспыхивает сигнальная лампочка.
4. Комментатор сигнализирует сам себе, следуя письменным пометкам на полях текста Например, в пояснительной части, где описывается изображение, говорится: «Общие планы. Танк стреляет по мосту». Комментатор, видя фильм на мониторе, ждет этих кадров и начинает читать соответствующую часть текста
5. Комментатор может лучше ориентироваться во времени, используя счетчик метража пленки При этой системе отдельные части измеряются заранее и метраж отмечается рядом с пояснительными ремарками в тексте. Когда на механическом измерителе длины появляется соответствующая цифра, комментатор начинает читать текст.
6. Кто-то из работников студии садится рядом с комментатором, смотрит на монитор и хлопает комментатора по плечу, когда нужно читать текст. Обычно это автор текста, который знает изображение лучше всех.
7. Сигнальные точки — небольшие круглые отверстия — делают в четырех последовательных кадриках фильма, в верхнем правом углу. Они обычно помещаются перед окончанием киноленты (секунды за две), чтобы указать, что фильм близится к концу. Сигнальные точки могут оказаться полезными для комментатора, когда помещаются и в других местах киноматериала как указание на то, что надо начинать.
Таковы приемы сигнализации, которые чаше всего используются при комментировании киноматериалов Имеется и другая система, которую можно применять при предварительном озвучивании киноматериалов. Например, когда в эфир передается не проектируемая кинолента, а только ее рабочая копия2. Примерно двенадцать кадриков киноленты прочерчиваются специальным карандашом, волнистая черта заканчивается в том месте, где вам нужно начинать. На экране, когда демонстрируется пленка, видна лишь линия, которая движется от одной стороны рамки
к другой и обратно; продолжительностью она примерно в полсекунды.
Какова бы ни была сигнальная система, надо учитывать время вашей реакции. У разных людей различная реакция, и если даже она быстрая, обязательно возникает пауза между сигналом и моментом, когда вы начнете говорить.

 

 

 

 

 

 

Комментирование изображения

Комментирование изображения —один из самых трудных видов комментаторской работы; вы вынуждены видеть киноматериал уголком глаза и одновременно читать текст. Тем не менее рано или поздно вы освоите этот прием; а у него есть достоинства.
Ни на секунду не забывая о киноматериале, вы должны читать как можно увереннее, ваши слова должны полностью сливаться с изображением Теперь не нужно, чтобы кто-то обеспечивал четкую сигнализацию; вы будете работать непосредственно по кинопленке.
На мониторе может возникать изображение, идущее в эфир, чтобы вы видели точно то же самое, что и зритель. В этом случае вы, естественно, начнете комментарий тогда, когда кинопленка появится па экране.
Однако если монитор подключен к телекинопроектору, вы видите изображение, как только начнет работать проектор, а первые кадры появятся после раккорда.
На раккорде фильма печатаются цифры и знаки, и он обычно заряжается в фильмовое окно телекинопроектора на цифре «шесть». Эта цифра может быть видна на мониторе, указывая па то, что фильм готов к демонстрации. Раккорд проходит за пять секунд и служит предупреждением, что первый кадр появится именно через этот промежуток времени после того, как пленка начнет двигаться в проекторе.
Отмечая в уме сигналы и читая комментарии, вы одновременно слышите из аппаратной разные звуки и голос режиссера, делающего распоряжения; из всего этого хаоса звуков только некоторые относятся к вам, и, чтобы уловить их, нужна полная концентрация внимания. Однако для «живого» студийного комментирования этот метод — наилучший. Освоив его, вы познакомитесь с некоторыми приемами, необходимыми для ведения внестудийных передач.
Важное условие успеха при этой системе—тщательная репетиция. Очень помогает предварительный просмотр киноматериала. Если время позволяет, прокрутите кинопленку до передачи, чтобы сначала просто просмотреть фильм, не беспокоясь о будущем комментарии Вдумчивый и внимательный просмотр киноматериала поможет вам зафиксировать в сознании визуальную сторону перередачи до того, когда вы начнете читать текст.
Во время первоначального прогона с комментарием нужно, чтобы под рукой был карандаш: вы укажете, где это необходимо, паузы, удлинения, сокращения и сделаете дополнительные сигнальные пометки. После ознакомления с текстом второй прогон, вероятно, будет удачнее первого, особенно если предстоит еще одна репетиция в студии.
К сожалению, из-за недостатка времени на телевидении и в особенности в отделах новостей такое количество репетиций не всегда возможно. Фактически один просмотр с помощью проектора может быть для вас единственным шансом познакомиться с кинолентой и сделать некоторые поправки и изменения в тексте до того, как выйти с комментарием в эфир.
И еще одно: помните, что проектор, на котором вы первоначально просматривали киноматериал, работает с традиционной скоростью в двадцать четыре кадра в секунду.
Однако, когда вы находитесь в передающей студии и готовы делать «живой» комментарий, этот киноматериал будет идти через телекинопроектор. В некоторых странах, включая Англию, эти аппараты прокручивают пленку со скоростью двадцать пять кадров в секунду К Следовательно, кинопленка будет двигаться быстрее, и каждый эпизод будет появляться на экране через несколько меньший промежуток времени.
Это нужно учитывать, особенно в конце чтения текста: комментарий, рассчитанный на то, чтобы закончиться в последнюю секунду фильма, и превосходно отработанный В ходе репетиций с использованием проектора, может оказаться чрезмерно длинным. Если вы в этот момент не обращаете внимания на экран или не можете закончить фразу это приведет к тому, что вы будете говорить пос.к- окончания фильма. В таком случае произойдет одно из двух либо звукооператор по указанию режиссера выключит ваш голос, дав тем самым непрофессиональную концовку» либо он позволит вам закончить текст, приведя в замешательство ведущего другой программы который появится на экране сразу же после фильма. Несчастному придется молчать в кадре, пока говорит ваш «потусторонний» голос.
Поняв и преодолев трудности этой системы, диктор, ведущий кинокомментарий, может виртуозно пользоваться описанной техникой. Испробовав этот метод, вы забракуете другие.
Иногда комментарий приходится читать вслепую, то есть не посмотрев фильма до передачи. В таких случаях комментаторы могут вносить изменения в текст во время чтения (либо сокращая, когда они заметят, что затяжка неизбежна, либо импровизируя, чтобы восполнить недостающий текст). Можно набить руку, и любой слушающий вас и не подумает, что комментатор, как и зритель, видит этот фильм впервые.
Мой старший сын Питер, которын в семнадцать лет стал телевизионным комментатором киноинформации, несомненно, подтвердил бы то, что я говорю. В первое время он пребывал в состоянии испуга и читал, не отрывая глаз от текста и не отступая от него ни на слово. Теперь же, после нескольких тысяч прокомментированных киносюжетов, он способен изучать киноматериал во время передачи в эфир, импровизировать, дополнять или сокращать текст, не делая ошибок, и в то же время слушать в наушники указания режиссера.
Способность читать под изображение начала развиваться у него через несколько недель работы. Раньше перед ним ставили микрофон значительно ниже обычного, текст он держал на коленях. Монитор же находился слишком высоко, и он бы его не увидел, даже если бы откинулся назад. Кажется, он вообще не видел изображения. Угол между его текстом и монитором был очень велик.
Мы говорим об этом в связи с объявлениями в кадре; необходимо обеспечить как можно меньший угол между текстом и объективом. Но в этом случае текст должен быть на одной линии с монитором. Микрофон на подставке поднимают до тех пор, пока он не станет в одну линию с экраном монитора.
Итак, когда вы читаете комментарий к фильму, займите правильное положение, чтобы голова, микрофон, текст и монитор находились на прямой линии. Благодаря этому:
1. Одновременно видны текст и изображение.
2. Голова остается в том же положении и на том же расстоянии по отношению от микрофона, что важно для неизменного качества звука и постоянного уровня голоса.
3. Легкие и диафрагма не ограничены в движении, и иы дышите свободно и плавно.
Работая так близко к микрофону, всегда лучше помешать текст позади него. Шелест страниц не будет им четко улавливаться. Однако это надо учитывать лишь в том случае, если перед вами микрофон направленного действия.
Будьте осторожнее, перелистывая текст во время передачи. Не скрепляйте страницы ничем, пусть они лежат отдельно Пронумеруйте их по порядку, чтобы не перепутать, если они вдруг упадут.
Как только закончите страницу, бесшумно опустите ее на пол. Практически вы будете это делать, читая следующую. Любой легкий шорох отражается в микрофоне. При этом вы как можно раньше схватываете взглядом начало следующей страницы и ваше сообщение идет беспрерывно.
Текст передачи пишется только с одной стороны страницы, поэтому нет нужды ее переворачивать. Отбрасывать в сторону каждый лист, как только вы его заканчиваете, нужно для безопасности: так прочитанные страницы не попадутся вам вновь и вас не спутают. Пользуясь этим методом, вы всегда знаете: в ваших руках осталось только то, что нужно читать.