Интервью, отснятые на кинопленку

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

Интервью, отснятые на кинопленку


Современные телевизионные камеры компактны и работают в комплекте с миниатюрным видеомагнитофоном. Тем не менее кинокамеры чаще фиксируют интервью с удаленных от студий мест. Аппараты, требующиеся для съемки киноинтервью, дешевле, легче и требуют меньше обслуживающего персонала. Существуют и производственные преимущества а использовании самой пленки. Кинопленку можно подготовить для показа с учетом всех требований, смонтировав и сократив ее до такой степени, которая невозможна при использовании видеозаписи. Наконец, интервью, снятое на кинопленку, и сохраняется значительно дольше.
Обычно ежедневный киноматериал для телевидения, в том числе и для программы новостей, снимается на 16-жл пленку. Узкопленочная камера меньше и легче, чем 35-миллиметровая. Производство дешевле, да и качество кинопленки приемлемо для передачи по телевидению После обработки пленка передается через телекинопроектор, который преобразует негативное изображение в позитивное. При этом методе отпадает необходимость печатания и сокращается время между съемкой и показом интервью на экране .
Вам нужно знать специальные приемы при проведении киноинтервью. Здесь вам придется в некотором смысле выполнять работу дважды, потому что по техническим причинам вопросы надо повторить, после того как интервью закончено.
За исключением редких случаев, используется только одна кинокамера; объектив направлен на интервьюируемого. Очень часто кинооператоры по указаниям режиссера ведут съемку интервьюируемого через плечо интервьюера, сзади. (Так и называется: съемка через плечо.) Однако независимо от того, как снимается интервью, кинооператор (когда оба человека в кадре) укрупняет изображение все больше, пользуясь трансфокатором. При этом полностью уходит из кадра интервьюер.
Все это напоминает самое начало студийного интервью, о котором мы уже говорили. Разница лишь в дальнейшей процедуре. Когда работает только одна кинокамера, у режиссера нет возможности переключать кадр с одного на другое, как он делал бы в студии. Панорама с одного лица на другое выглядит неуклюже и нарушает правила профессиональной работы с камерой. Приходится либо пользоваться трансфокатором и с помощью наездов и отъездов попеременно снимать сразу обоих или одного крупным планом, либо снимать крупным планом только интервьюируемого, а потом, опять же с помощью трансфокатора (иногда вместо него применяется сменный объектив), в поле зрения камеры вновь оказываются оба человека. Последний прием используется весьма широко. Вы, очевидно, помните интервью, в которых интервьюер никогда не появлялся па экране. Вы только чувствовали его присутствие, потому что слышали его голос. В этом случае применяется описанный выше способ, за исключением вступительных и заключительных кадрах, которые снимаются широкоугольным объективом.

 

Перебивки

Итак, у пас уже есть кадры, где вы сняты, когда задаете первые вопросы собеседнику. Дальнейшая работа состоит в том, чтобы снять перебивки—те моменты, когда вы находились вне поля зрения камеры. Позднее монтажер вставит их в кнноинтервью вместо кусков, в которых звучал только ваш голос.
Перебивки служат двум целям. С их помощью удается восстановить естественность разговора. С другой стороны, они — техническое средство контроля над продолжительностью и формой интервью. Нежелательные ответы удаляются, а перебивки с вопросами вставляются, чтобы обеспечить плавный и логичный переход к следующему ответу.
Перебивки снимаются после того, как интервью закончилось и гость ушел. Теперь камера направлена на вас, интервьюера; вы смотрите в ту же сторону, где находился собеседник. Кинооператор должен стремиться к тому, чтобы ваше лицо было снято под правильным углом, а ваши глаза и глаза гостя были па одной линии.
Если можно, попросите кого-нибудь из работников студии сесть рядом с вами вместо интевьюируемого. Желательно, чтобы этот человек был такого же роста, как и ваш собеседник.
Воссоздан более или менее удовлетворительно обстановку, необходимо повторить слово в слово все свои вопросы в том же настроении и стиле, в каком вы их задавали прежде. Гораздо легче говорить живому, реальному человеку, нежели в пустое пространство.
Чтобы правильно воспроизвести вопроси, можно пользоваться четырьмя способами:
I. Запоминать их. Это очень трудно, особенно, если интервью длилось более двух минут, и почти невозможно, если вы провели одно за другим несколько интервью до съемки перебивок. (Однажды я провел в течение часа тринадцать интервью. Пытаясь запомнить все вопросы в их точной последовательности, можно сойти с ума.)
2 Записывать все вопросы в блокнот. Это удобно при коротких интервью для программы новостей, но неприемлемо для интервью, которое передается в эфир.
3 Поручить стенографистке записывать вопросы во время интервью
4 Записывать вопросы на магнитофон. Это лучший способ: тон вашего голоса и голосовые реакции другого человека, а также общее настроение интервью — все это аккуратно «запоминает» магнитная лента.
Вообще перебивками надо пользоваться осторожно: включая их, можно не только восстановить, но и нарушить естественный ход беседы Предположим, вы подготовили перебивки по памяти или по записям, но забыли, что ваш гость заразительно смеялся, отвечая на один вопрос Материал, демонстрируемый на экране, представит смеющегося человека, сразу же после чего будет запечатлен мрачный интервьюер, очевидно, равнодушный к юмору гостя. Чтобы предотвратить подобные случаи, лучше избегать и первого и второго способа запоминания вопросов. Любая форма записи должна быть снабжена пояснительными ремарками, например: «здесь гость засмеялся, когда говорил», «оживился и воодушевился», «стал откровенней», «вопрос задавался в таком же духе». Вот почему я без колебаний утверждаю, что магнитофонная запись интервью — лучший помощник для удачных перебивок. Но какой бы способ вы ни избрали, напрягайте память, тщательно продумывайте все, перед тем как говорить. Не пытайтесь произносить один вопрос за другим в быстром темпе. Представьте зрительно, как в это время реагиронал бы ваш гость. Не забывайте об естественности и о настроении, в котором велось интервью.
Если один из вопросов возник у вас неожиданно и вы его задали, то при воспроизведении наклонитесь вперед и говорите энергично, точно так же, как и во время самой беседы. Если вы были чем-то озадачены — не совсем поняли, что человек имел в виду,— вы инстинктивно откинулись назад или сделали какое-то другое движение. Постарайтесь воспроизвести и это как можно точнее.
Когда вы кончите съемку вопросов, попросите съемочную группу отснять несколько молчаливых реакций: кадры, в которых вы смотрите на своего гостя, улыбаетесь, хмуритесь, покачиваете головой и т. д. При этом избегайте неестественных движений. Киномонтажеру может пригодиться этот материал, если ему понадобится сократить ответ или соединить вместе два ответа.
Некоторые думают, что интервьюеры прибегают к перебивкам для того, чтобы умышленно изменить вопросы после ухода гостя, или для того, чтобы придать его ответам другое значение. По-моему, для этого мнения нет оснований. Я такого не видел и никогда о таком не слышал. Интервьюер, который кашлял или сбивался, задавая в первый раз свой вопрос, естественно, не повторит этого в перебивках. Однако честность интервьюера никоим образом не подлежит сомнению. Иначе его просто уволят. Мы уже говорили, что при подготовке программы новостей не всегда остается время для съемки перебивок. Л если и останется, киномонтажеру может не хватить всего лишь нескольких минут, чтобы успеть смонтировать вчерне кинопленку до ее передачи в эфир, тем более — тщательно подогнать перебивки к остальному материалу.
Однако пользуются и другим методом интервьюирования— без перебивок. Он не связан с временным фактором. Интервью на улице, которые должны выявить общественное мнение по разным вопросам, обычно исключают интервьюера из кадра. Зритель видит крупным планом тех, кто отвечает на поставленный вопрос.
Когда эти интервью включаются, например, в документальную передачу, вопросы, как правило, выбрасываются. Тележурналист, ведущий программу, допустим, скажет: «.. На Севере совсем другое дело. Например, в Болтоне говорят...» — после чего показывается кинопленка, на которой запечатлены граждане Болтона. Они высказывают свои мнения по проблеме, освещаемой в данной
программе. И здесь нет необходимости ставить вопроси, потому что диктор и комментаторы в студии уже разъяснили нам, в чем суть дела.
При прямых интервью, когда вы задаете одни и те же вопросы разным людям, старайтесь эти вопросы разнообразить. «Как по-вашему, нужны счетчики на стоянках машин?» — повторяете ни снова и снова, и, естественно, зритель раздражается.
Будьте как можно изобретательней: «Правда, на стоянках не хватает мест? Справедливо ли платить за стоянку своей машины? Что же тут делать? А как пешеход, что вы думаете о стоянках в центре?» и т. д. Тогда и ваши вопроси и ответы на них будут разнообразней и глубже.