Прежде всего — я знал, что молодые дикторы придя на телевидение, в
особенности на коммерческое телевидение, очень часто начинают выступать
в кадре без соответствующей подготовки. Как всегда в таких случаях, они
действуют на свой страх и риск — и «плавают» на глазах у зрителей.
Учебника, рассматривающего все аспекты телевизионного вешания, пока не
существует. У дикторов-новичков почти нет литературы, которой они могли
бы воспользоваться. И нет ничего странного в том, что большинство людей,
работающих в телевидении по другим специальностям, знают еще меньше о
профессиональных приемах вещания. Особенно жаль, когда кто-нибудь
ответственный за работу дикторов ничего не может им посоветовать — либо
потому, что сам не был ни диктором, ни комментатором, либо потому, что
негде об этом прочитать.
Вот почему, надеюсь, эта книга будет d какой-то степени полезной для
тех, кто нуждается в учебнике по телевизионному вещанию. Я пытался
избегать технических терминов, насколько возможно, используя только те
выражения, которые, на мой взгляд, понятны сами по себе: различие в
телевизионной терминологии, принятой в разных странах, может легко
привести к путанице.
Я уверен, что многие зрители, не довольствуясь пассивной ролью
наблюдателя, серьезно интересуются работой дикторов, которых они
ежедневно видят у себя дома. А те, кто думает, что эта работа легкая,
наверно, удивятся, что именно ей посвящена целая книга. Возможно, что
политические деятели, журналисты и все те, кого иремя от времени можно
увидеть на экране, найдут здесь ответы на вопросы, касающиеся
телевизионных выступлений. Однако в основном эта книга адресована:
1. Тем, кто надеется стать телевизионным диктором.
2. Дикторам, которые уже работают на телевидении.
3. Дикторам, у которых есть опыт работы в тех или иных областях
телевизионной журналистики,—если они желают знать больше о других видах
телевизионного вещания.
4. Тем, кто руководит работой и профессиональной подготовкой дикторов.
Я понимаю, что некоторые аспекты практической работы, описанные в этой
книге, не одинаковы на разных студиях; более того, они не всегда
идентичны даже в пределах одной страны. Примеры можно найти в главе
«Диктор в студии телевидения». В Америке, где применяются автоматические
устройства r гораздо большей степени «обесчеловечена» система
объявлений. Читатель простит меня за то, что я не буду подробно на этом
останавливаться и сосредоточу внимание на тех телевизионных
организациях, где работают дикторы «во плоти».