Эффективное функционирование современного сложного и
высокомеханизированного горного предприятия возможно лишь при условии
слаженной работы целого коллектива горных инженеров различных
специальностей: технолога, механика, энергетика,
маркшейдера, экономиста. Первый из них — технолог (горный инженер
специальности 0202), специалист широкого профиля. Он осуществляет общее
техническое руководство участком, предприятием, объединением. Технолог
выступает в роли дирижера в административно-хозяйственном «оркестре»
шахты, и только он может быть главным организатором и руководителем
горного производства. Для этого инженер-технолог должен иметь прочную
общенаучную и общетехническую подготовку и в совершенстве знать
геологию, маркшейдерское дело, управление состоянием массива горных
пород, процессы подземных горных работ, горные машины, технологию
подземной разработки пластовых месторождений, проектирование шахт,
научную организацию труда, организацию, планирование и управление горным
предприятием, рудничную аэрологию, охрану труда.
Горный инженер-технолог должен уметь: правильно разрабатывать недра —
неоценимое богатство нашей Родины; рационально организовывать
производство и эффективно управлять сложным технологическим процессом
добычи полезных ископаемых; производительно использовать горнодобывающую
технику; создавать безопасные и комфортные условия труда; воспитывать
рабочих в подчиненном ему коллективе, создавать в нем атмосферу дружбы и
творчества. Кроме того, он должен обладать такими качествами, как
мужество, трудолюбие, принципиальность, обязательность, отзывчивость, и
иметь высокоразвитое инженерное мышление, основными компонентами
которого являются: марксистско-ленинское мировоззрение, профессиональная
компетентность, умение пользоваться полученными знаниями, собственная
точка зрения, чувство долга и ответственности.
2. Метод обучения
Система подготовки горных инженеров предусматривает прочное усвоение
фундаментальных и специальных наук и направлена на развитие творческих
инженерных способностей. В системе подготовки выделяются три стадии:
общеинженерная, горно-геологическая и технолого-управленческая.
Эффективность обучения предопределяется качеством материализованной и
речевой информации, получаемой от преподавателя, а также системностью и
активностью умственной деятельности самого студента. Развитию последней
должно быть уделено особое внимание.
На конечный уровень знаний выпускника оказывает существенное влияние
исходный уровень знаний абитуриента, такие важные составляющие
учебно-воспитательного процесса, как мотивация учебного процесса,
ориентировка в будущей деятельности, система учебных действии,
структурное обобщение учебных дисциплин.
3. Формирование горного инженера
Формирование горного инженера осуществляется за
счет получения знаний прп изучении дисциплин учебного плана, а также
приобретения практических навыков будущей работы. Распределение и объем
часов по основным циклам учебных дисциплин следующие:
Часы Проценты
Общественно-политические 440 10
Общенаучные и общетехнические 2130 50
В том числе
физико-математические 725 17
Геологические, горно-технологические и горно-физические 870 21
Дисциплины специализации и научно-исследовательская работа студентов (НИРС)
' 820 19
Всего 4260 100
Практическая подготовка студента обеспечивается за счет глубокого
изучения опыта передовых горнодобывающих предприятий, а также работы
самого студента в качестве рабочего и инженерно-технического работника
во время практики, активной рационализаторской деятельности,
направленной на выявлению и устранение узких мест производства.
4. Основные направления деятельности
Горный инженер-технолог может работать на производстве начальником
участка, директором и главным инженером шахты, генеральным и техническим
директором объединения, а также па других руководящих должностях.
В проектном и научно-исследовательском институтах может быть главным
инженером проекта, заведующим лабораторией, начальником отдела, главным
инженером института, директором; в науке — кандидатом и доктором
технических наук, членом-корреспондентом, академиком.
Срок обучения по специальности 0202 4 года и 10 мес.
Может ли человек сделать хороший стол, если он не
научился столярничать, не знает деталей и не планирует работу в целом?
Конечно, нет. Такое же положение с умственным инженерным трудом.
В этой книге автор старался убедить будущих горных инженеров, что
учебная работа в вузе станет успешной, если следовать определенной
системе, освоить методику умственного труда, выполнять рекомендации,
оставленные нам большими специалистами горного дела.
Автор старался также показать всю значимость и важность труда горного
инженера, многогранность решаемых им вопросов, привлекательность и
романтику жизни человека, посвятившего свою жизнь горному производству и
горной науке.