В ГЛУБЬ ШАХТЫ

  Главная       Учебники - Горное дело      Многоликий мир шахты (Гимельшейн Л.Я.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

В ГЛУБЬ ШАХТЫ


Рукоятчик приподнял щеколду, толкнул железные створки двери и отступил в сторону, завершая знакомый всем шахтерам ритуал приглашения в клеть. Торопливо, слегка подталкивая Друг друга, они стали быстро заходить внутрь. Первые занимали места вдоль стенок, а последующие - уплотнялись в середине. Рукоятчик поднял руку - ’’Довольно”. Закрыл дверцы, продвинул тяжелую решетчатую перегородку у уиъя ствола и ’’отбил” четыре сигнала - ’’Люди!”

Клеть чуть приподнялась и на секунду-две зависла, как бы раздумывая перед броском, а затем резко полетела вниз в огромную круглую черную брешь. Еще миг, и /шшь слегка дрожащий канат напоминал о том, что где-то в глубине Земли скользит по проводникам огромная металлическая коробка с притихшими шахтерами.

Для тех, кто в клети, ствол - словно убегающая полоса шоссе то в сухую, а то и в дождливую погоду. Лишь в немногих стволах это однообразие может на мгновение смениться огнями руддвора промежуточного горизонта: мелькнут чем-то занятые люди, контуры крепления, вагонетки - и ... опять темно-серая лента.

Правда, когда почему-то клеть остановится в стволе, можно осветить и рассмотреть вблизи его шершавые бетонные стены, балки расстрелов, припорошенные углем и породой, вытянутые в струну кабели, черные, поблескивающие бока труб.

Знать ствол, помнить, чем отличается каждый метр его ар-мировки, где крепление гладкое, где в трещинах, а где вывалился целый кусок - дано немногим. Из тысяч шахтеров лишь единицам позволено медленно ехать по стволу не в клети, а на ее крыше, а то и примостившись сверху скипа, останавливаться в любом месте, сходить на расстрелы и работать над бездной.

От слесарей подъема, которым дано право на высоту и глубину, эта работа требует бесстрашия и хладнокровия высотников - под ними многосотметровая пропасть с еле-еле мерцающим внизу отсветом рудничного двора - и поразительного умения шахтера делать свое нелегкое дело в самых невероятных условиях: в темноте, в ограниченном пространстве бетонной

 

трубы, где всегда, даже в летний зной, пронизывающий ветер, под постоянным капежом, а то и нестихающим ливнем, на шатком полке, перекинутом по балкам армировки. Потому-то у слесарей подъема пояс высотника и аккумуляторная лампа горняка.

Шахтные стволы уходят от поверхности в глубь планеты на многие сотни метров, а в Донбассе некоторые из них пересекают даже тысячную отметку.

Можно ли зрительно представить и физически ощутить такую пробоину в теле Земли?

Тысяча метров на поверхности - это улица средней длины, а тысяча метров ствола - это две Останкинские телебашни, поставленные одна на другую, и неимоверным, непостижимым усилием ’’продавленные” сквозь толщи горных пород, крепчайшие граниты и студенистые, находящиеся в непрерывном движении плывуны, сквозь твердые песчаники и водоносные слои, мягкие осадочные породы и черные угольные пласты.

Нужны многие месяцы, чтобы пробить ствол и из балок-расстрелов смонтировать его стальной каркас, навесить проводники и пустить по ним скипы и клети.

Проходчик стволов, особенно глубоких и сверхглубоких, -это специальная профессия шахтостроителей, которая по плечу не каждому. И хотя их труд сейчас весьма механизирован, по-прежнему им нужна хорошая физическая сила и особая профессиональная интуиция, которые приходят только с большим опытом. Интересно было бы ’’поговорить” о проходчиках стволов, но наш рассказ не о строительстве, а о шахте.

Клети. Это многотонные стальные махины, способные вместить на каждом этаже (есть двух- и трехэтажные клети) три десятка шахтеров с полной выкладкой, точно легкие коробки непрерывно пролетают в стволе навстречу друг другу, слегка покачиваясь и вибрируя от неровностей проводников. Клети чем-то сродни современным привычным лифтам. Но реальность такова, что они, несмотря на кажущуюся общность, отличаются друг от друга - клеть способна поднять десятки тонн груза.

Чем глубже ствол, тем стремительнее полет клети: неглубокий ствол - 5 м/с, ближе к 500 м - 10 м/с, а по стволам, достигающим тысячной отметки, клети несутся со скоростью курьерского поезда.

Этому техническому чуду не перестаешь удивляться, даже проработав на шахте не один год, хотя знаешь, что в подъемную машину ’’запряжены” двигатели, энергии которых может хватить осветить целый город.

Еще выше скорость скипов, величина которых совсем не чувствуется в огромном стволе. И только когда их вытаскивают на поверхность для замены или ремонта, С удивлением замечаешь, что прямоугольный остов скипа выше двухэтажного здания комбината. Два-три подъема такого короба - и целый железнодорожный вагон угля в бункере.
 

 

 

Ствол, его армировка, все узлы подъемной машины сделаны с многократным запасом прочности, ведь им нужно исправно служить людям не один десяток лет. Когда заходишь в просторное светлое здание подъемной машины и видишь пятиметровые барабаны, с которых сбегает круглый стальной канат, свитый из толстых прядей, внушительных размеров вал, напоминающий ствол поверженного столетнего дуба, огромные двигатели, зримо ощущаешь, насколько все здесь долговечно и надежно.

Когда при этом узнаешь, что канат, на котором висит клеть, имеет девятикратный запас прочности и весь этот запас множится на совесть и мастерство слесарей подъема, ежесменно все проверяющих, и, если что-то не так, все тут же исправляющих, понимаешь, почему аварии на шахтных подъемах крайне редки, а уж обрыв каната по вероятности близок к столкновению нашей планеты с какой-нибудь кометой.

Но даже относительно небольшая поломка - лопнул проводник или во время хода открылся скип - происходит не где-либо, а в стволе - там, где даже небольшое повреждение может обернуться непоправимой бедой. Точно так же, как неисправность какого-либо одинакового по назначению узла в самолете и автобусе - совсем разные по значимости и возможным последствиям неполадки. На шахтном подъеме, как и в авиации, многие, даже незначительные поломки в первую очередь опасны тем, что происходят там, где нельзя опереться на спасительные плечи Земли.

Не случайно на клетях есть ’’чисто” авиационное приспособление - парашют. Правда, у него нет знакомого цветастого, легкого шелкового купола и длинных строп, но его мощные зажимы надежно затормаживают клеть в случае обрыва каната и предотвращают ее падение.

Шахтному подъему нужно было пройти долгий путь сомнений и даже катастроф, чтобы научить безопасному ’’полету” неуклюжие, угловатые клети и скипы. И все же ствол по-прежнему остается местом работы тех, для кого риск - часть профессии. Чтобы работать в стволе, нужна не только личная смелость, нужная взаимная страховка и постоянная дружеская выручка. Порой можно услышать: ’’Чему удивляться? Для них это обычный, повседневный труд, и они вовсе не думают об опасности”. В некоторой степени это так, но для того, чтобы не думать об опасности и избежать ее, работая порой на грани между возможным и невозможным, нужно было не раз, а десятки, может быть, сотни раз, преодолевая страх, ’’шагнуть” в ствол.

Работу слесарей подъема нельзя наблюдать снаружи - в ствол не заглянешь. Чтобы понять, чего стоит их бесстрашие, надо не раз побывать рядом с ними внутри ствола и испытать щемящее чувство увлекающей вниз глубины. Надо перейти с прочной безопасной крыши клети на временный полок, перекинутый через расстрелы, закрепить свой предохранительный пояс и хотя бы чем-то им помочь.
 

 

 

За многие годы работы у каждого накопилось немало того, о чем можно вспомнить и рассказать. Может быть, на этих рассказах, приправленных крепким словом, обнаженных до сути и правдивых до покаяния, постепенно твердеет их дух и растет вера в свой выбор и свое дело. Повествуют ведь только о том, что должно удивить умудренных, побывавших в разных переделках слесарей.

На какое-то мгновение нас чуть плотнее прижало к днищу, отчего показалось, что клеть вопреки всему пошла вверх. Значит, близко руддвор, и далеко на поверхности, в здании подъемной машины машинист включил тормоз. Последние метры ствола. Ход клети резко замедлился, и сквозь потоки воды стали различимы умытые, поблескивающие балки расстрелов и темно-серые бетонные стены. По крыше и железной обшивке гулко застучали тяжелые струи вечного ливня, обдавая брызгами тех, кто в клети.

Показались гирлянды люминесцентных светильников, подвешенных к высокому бетонному своду.

Еще секунда, и наша клеть, слегка стукнув днищем о посадочные брусья, замерла. Стволовой - шахтер, управляющий подъемом с руддвора,- в момент отвел дверь, закрывающую проход в ствол (как бы кто случайно не упал в зумф, когда нет клети), и тут же открылись дверцы в самой клети. Путь к пассажирскому поезду открылся, и все стали дружно покидать клеть. Надо быстро освободить стальной сосуд для тех, кто отработал смену и уставший, мокрый ждет своей очереди подняться на-гора. Особенно нетерпеливы заядлые курильщики. Семь-восемь часов без курева им выдержать трудновато, но можно!

Входить в клеть и выходить из нее надо организованно и только по команде стволового или рукоятчика, который каждый раз считает, сколько человек вошло. Если кто-то и захочет проскочить, когда в клети уже норма, стволовой не пустит. А его слово здесь - закон. Нельзя и кому-либо, кроме стволового, ’’отбивать” команды машинисту подъема. Шахтеры обычно проявляют завидное терпение. Но если что-то лишний и прорвется в клеть, стволовой не дает команду на подъем. А кому охота на ветру, под дождем, плотно прижавшись друг к другу, ждать, пока этот ’’лишний” одумается. Как правило, несколько гневных выкриков и нарушитель покидает клеть. Теперь стволовой закрывает дверцы и дает команду:’’Подъем, люди!”. Кстати, пока дверцы не закрыты, машинист не сможет включить машину -блокировка не даст.

В двухэтажных клетях посадка идет сразу (бывает, и раздельно) на оба этажа, но все равно под строгим контролем стволового. Точно так же следит за посадкой в клеть рукоятчик наверху ствола.

К сожалению, хоть редко, но бывает, когда некоторые нарушают правила спуска и подъема. Торопятся ”на-гора”, а по-

 

падают в мир иной. Однажды стволовой на минуту отлучился, а подошедший шахтер, он задержался в шахте на устранении аварии, долго не думая, решился сам отбить сигнал подъема и проскочить в клеть в щель между наружной дверью и стволом. Команду подать подал, но нормально зайти в клеть не смог, а она пошла, и ... оставила сиротами детей. Каких-нибудь пять-десять минут ожидания и ... жизнь! Опять наше вечное ’’авось”. Думаю, знай, наверняка, каков будет исход, он бы не рисковал. Истины известны всем, но на беду люди нередко делают то, что строго запрещено.

Руддвор опустел. Надо и нам поторопиться на ’’пассажир”, ведь он вот-вот тронется. С него, ’’пассажира”, начнутся наши подземные пути-дороги. О них наш следующий рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..