УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПЕРЕХОДУ БЛУЖДАЮЩЕГО ТОКА КОНТАКТНОЙ СЕТИ

  Главная       Учебники - Горное дело       Справочник работника энергомеханической службы участка шахты (В. П. Колосюк, Л. А. Муфель, П. К. Кудренко)    

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3.5. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПЕРЕХОДУ БЛУЖДАЮЩЕГО ТОКА КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЭЛЕКТРОВОЗНОЙ ОТКАТКИ В СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Конструкция контактной сети электровозной откатки предусматривает использование рельсового пути в качестве обратного провода. Так как рельсы не изолированы от почвы, имеющей небольшое сопротивление растеканию, возникают блуждающие токи, которые протекают по почве и по протяженным металлическим устройствам (трубопроводы, крепь, конвейеры, металлическая оболочка кабелей, заземляющие цепи и т. п.). Величина блуждающего тока зависит от сопротивления рельсового пути, переходного сопротивления

между рельсами и почвой и на ряде шахт составляет 3,5—6,2 А, а в отдель­ных случаях достигает (0,6...0,8) /э, где /э — рабочий ток электровоза.

 

9. Расчетные формулы значений тока и напряжения в приемном реле схемы управления

 

 

Соединение схем управления с заземленными корпусами машин и обще­шахтной сетью заземления является основным условием для перехода блужда­ющего тока в схемы.

Наличие нескольких параллельных цепей заземления комбайна и конвей­ера и соединение их электроаппаратурой распредпункта участка, местным заземлителем и горношахтным оборудованием создают разные условия и пути для перехода блуждающего тока в схемы управления (рис. 7). При этом подключение схем управления может быть в режимах: «почва—почва» при подсоединении заземляющей цепи к двум удаленным точкам почвы вырабо­ток (рис. 7, а); «рельс—почва» при подсоединении к токоведущим рель­сам и почве выработки (рис. 7, б)\ «рельс—рельс» при подсоединении зазем­ляющей цепи к двум удаленным точкам рельсового пути (рис. 7, в).

Следует отметить, что приведенные условия соединения схем управле­ния с токоведущими рельсами являются нормальным состоянием. Переход блуждающего тока в схему управления возможен при воздействии таких факторов, как рабочий ток электровоза /э, расстояние LB от электровоза до распредпункта участка, входное сопротивление RBX схемы управления и сопротивления R3 цепи заземления. Величины 1Э и L3 формируют источ­ник блуждающего тока и являются параметрами контактной сети электро­возной откатки, а сопротивления RBX и Ra обусловлены параметрами схе­мы управления и определяют степень электрической связи схемы с источником блуждаю­щего тока.

Полученные эмпирические зависимости для дифференци­рованного определения пара­метров помехозащищенности схем управления забойными машинами приведены в табл. 9.

В литературе имеются све­дения о формировании безопас­ной зоны в отношении влияния блуждающих токов при нахож­дении электровоза на расстоя­нии 150—300 м от распредпункта участка или расстоянии, превышающем 15—20 м в перпспдикулярном к рельсам направлении. Мерой защиты для схем управления предложено подключение к ним выпрямительного диода в направлении запрета для прохождения блуждающего тока.

Анализ таких предложений и технических мер показывает, что безопас­ная граница в отношении блуждающего тока должна устанавливаться для каждой шахты и участка, так как невозможно заранее учесть их конкретные условия. К тому же они не могут быть постоянными потому, что изоли­ровать какой-либо участок или выработку от других в шахтных условиях практически невозможно.

Полярность блуждающего тока не может быть стабильной даже на опре­деленном участке выработки, она меняется в зависимости от места размеще­ния тяговых подстанций, расстояний электровозов до распредпункта участка, состояния выработок (обводненность, загромождение различным обору­дованием, разветвленность рельсового пути и т. д.). Поэтому подключение выпрямительного диода в схему управления заданной полярностью не будет запретом для блуждающего тока при указанных обстоятельствах.

Опасности от блуждающих токов можно снизить при выполнении мон­тажа и прокладке цепей заземления горношахтного оборудования с учетом исключения возможности электрического соединения их с рельсовой линией тяговой сети электровозной откатки, а также при размещении электроаппаратуры распредпункта участка на изолирующем настиле, выполненном из железобетонных затяжек и предусматривающем исключение электрического соединения корпусов электроаппаруры с токоведущими рельсами. Местный заземлитель должен размещаться в выработке со стороны установки распредпункта участка. В случае устройства местного заземлителя на противоположной стороне выработки по отношению к распредпункту соединение электроаппаратуры последнего с местным заземлителем выполняется заземляющими проводами с наружной изоляцией, соединение проводов заземления местных заземлителей с токоведущими рельсами не производится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..