Методы измерения сопротивлений опор

  Главная       Учебники - Энергетика, АЭС      Коррозионные повреждения опор контактной сети

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25 

 

 

Методы измерения сопротивлений опор

В практике коррозионных измерений наибольшее распространение получил измеритель сопротивления заземления М-416. Он позволяет измерять сопротивление заземляющих устройств, удельное электрическое сопротивление грунта и активные сопротивления в обесточенных цепях. Прибор имеет пределы по сопротивлению от ОД до 1000 Ом, рабочий диапазон температур от —25 до +60°С; масса прибора 3 кг. Измеритель М-416 питается от трех сухих элементов 373, включенных последовательно (4,5 В). Работа прибора основана на компенсационном принципе с применением вспомогательного заземлителя и потенциального электрода (зонда).

 


Измеритель М-416 (рис, 32) состоит из источника постоянного напряжения, генератора переменного тока и измерительного блока. Перед измерениями выход генератора (вывод 4) подсоединяют к вспомогательному заземлителю и через первичную обмотку трансформатора Т1 — к измеряемому сопротивлению (вывод 1). Вторичная обмотка Т1 нагружена на переменный резистор R1 (реохорд), параллельно которому в зависимости от предела измерения включается один из резисторов R2, R3 или R4. При такой схеме включения создается цепь  тока не только по земле, но и через реохорд R1. Схема  обеспечивает равенство токов в этих цепях, что позволяет, изменяя сопротивление переменного резистора R1, одновременно регулировать напряжение между его движком и выводом вспомогательного заземлителя. Разностное напряжение подается через усилитель и детектор на индикатор. Компенсация наступает при таком положении движка реохорда, когда уравниваются падение напряжения на участке резистора до подвижного контакта и падение напряжения на измеряемом сопротивлении резистора. Ток в цепи индикатора в момент компенсации равен нулю. Прибор имеет четыре вывода 1—4 для подключения резистора с измеряемым сопротивлением, вспомогательного заземлителя и зонда. Считывание значения измеряемого сопротивления производится непосредственно с оцифрованной шкалы реохорда.

В соответствии с [5], сопротивление заземления должно измеряться по двухэлектродной схеме (рис. 33). При этом соединяются выводы /—2 и 3—4. Недостатком схемы является искажение показаний, вносимое разностью потенциалов «рельс — земля». Для определения сопротивления заземления иногда удобно использование метода амперметра — вольтметра (рис. 34). Измерения производят с помощью двух приборов типа М-231. Показания записываются синхронно, а искомое сопротивление определяют, разделив показания вольтметра па показания амперметра. Метод применим при разности потенциалов «рельс — земля», составляющей несколько вольт.

Несложная приставка к ампервольтметру М-231, разработанная лабораторией контактной сети Московской дороги, позволяет использовать его для измерения сопротивления заземления объектов, находящихся вблизи тяговых рельсов, (рис. 35). На том же рисунке приведена упрощенная схема, поясняющая принцип работы приставки. Ток от рельса в положении переключателя SB2—«U2» через добавочный резистор R1 (1 кОм) или R2 (100 Ом) попадает в объект Rx и, стекая с пего в
землю, создает на всех элементах цепи соответствующие падению напряжения. Одновременно происходит зарядка конденсатора С (100 мк) до напряжения, равного падению напряжения на измеряемом сопротивлени (Rх). В положении переключателя SB2— «U1» вольтметр коммутируется на заряженный конденсатор; последний при этом отключается от рельса и от измерительного электрода. Сопротивление заземления Rx вычисляют, разделив показание прибора непосредственно перед переключением на показание сразу же после переключения:

если SB1 в положении «100», то Rx=—0,1 U1/U2, кОм;

если SB1 в положении «1000», то Rx=—U1/U2, кОм.