Структура электроремонтного предприятия и состав его оборудования
определяются рядом факторов, основными из которых являются номенклатура
и объем ремонтируемого оборудования. При прочих равных условиях
ремонтное предприятие состоит из ряда производственных участков (цехов),
в которых производятся отдельные виды работ. Что касается электрических
машин, то предприятия по их ремонту в большинстве случаев не выходят за
рамки одного цеха. Поэтому структуру электроремонтного предприятия будем
рассматривать применительно к цеховой форме организации ремонта.
Существуют семь основных видов работ (все испытания проводятся, как
правило, в одном месте), которые и определяют количество
производственных подразделений.
Предремонтные испытания проводятся для выявления неисправностей* по
программе, включающей следующие пункты: измерение сопротивления изоляции
обмоток, испытание электрической прочности изоляции, проверка целости
подшипников (на холостом ходу) и осевого выбега ротора, правильности
прилегания щеток к коллектору и контактным кольцам, измерение вибрации в
режиме холостого хода. Кроме того, определяется размер воздушного
зазора, проверяется состояние крепежных деталей, плотность посадки
подшипниковых щитов и отсутствие повреждений у отдельных частей машины.
Испытания проводятся либо на испытательной станции, либо на
испытательном участке в разборочном отделении.
В разборочном отделении выполняют все предремонтные испытания, очищают
электрические машины перед разборкой, разбирают их на отдельные узлы,
производят дефектацию узлов и деталей (определение состояния и степени
износа, объема необходимого ремонта и оформление соответствующей
документации на ремонт), передают неисправные узлы и детали в
соответствующие ремонтные отделения, а исправные — в отделение
комплектации. В этом отделении устанавливают подъемно-транспортные
устройства для транспортировки поступивших электрических машин, моечное
оборудова-
• При проведении испытаний может оказаться, что в ремонт поступила
исправная машина, которая имеет недопустимые характеристики при
эксплуатации (нагрев, вибрации и пр.) по причине плохого обслуживания,
нарушения правил эксплуатации и пр. В этом случае проводится лишь чистка
и окраска машины без замены обмоток и отдельных узлов и деталей.
ние, гидравлические и винтовые съемники, приспособления для вывода
ротора из расточки статора, станок для обрезки лобовых частей обмотки и
извлечения обмотки из пазов, печь для нагрева изоляции, специальную
оснастку для разборки электрических машин.
В обмоточном и сушилъно-пропиточном отделении ремонтируют старые и
изготовляют новые обмотки электрических машин, восстанавливают
поврежденный обмоточный провод, пропитывают, укладывают в машину и сушат
обмотки, производят сборку рабочей схемы соединения обмоток и
пооперационный контроль изоляции обмоток. Здесь устанавливаются станки
для очистки и изолировки проводов, для намотки катушек, для резки
изоляции, приспособления для формовки изоляции и катушек из
прямоугольного провода, оборудование для сварки и пайки проводов
обмотки, специальный станок для бандажирования обмоток якоря и фазных
обмоток ротора. Здесь же находится испытательный стенд для измерения
сопротивления изоляции и проверки ее электрической прочности. Участок
пропитки и сушки обмоток снабжается системой вытяжной вентиляции.
Подъемно-транспортное оборудование должно быть рассчитано на узлы,
имеющие максимальную массу.
В слесарно-механическом отделении ремонтируют и изготовляют новые детали
электрических машин — как конструктивные (валы, подшипники скольжения,
крышки подшипников и т. д.), так и токоведущие (коллекторы, контактные
кольца, щеточные механизмы, короткозамкнутые обмотки роторов и др.),
производят перешихтовку сердечников статоров и роторов, а также
слесарную и механическую обработку различных деталей электрических
машин. Отделение оснащено соответствующим парком станков для
механической обработки де-
талей, подъемо-транспортным оборудованием, прессами, ножницами для резки
металла, сварочным оборудованием и т. п.
В комплектовочное отделение направляют исправные узлы и детали
электрических машин из разборочного отделения, отремонтированные узлы и
детали из обмоточного и слесарно-механического отделений, в нем
производят комплектацию электрических машин недостающими частями.
Проверенные и полностью скомплектованные электрические машины передают в
отделение сборки (отдельные крупные узлы могут передаваться на участок
сборки, минуя комплектовочный участок).
В сборочном отделении производят поуз-ловую и общую сборку электрических
машин. Участок сборки оснащен практически тем же вспомогательным
оборудованием, что и разборочное отделение, поэтому на ряде
электроремонтных предприятий эти отделения объединяют. В отличие от
разборочного отделения в отделении сборки проводится балансировка
роторов электрических машин, что требует установки балансировочных
станков.
На испытательной станции проводят испытания новых конструкций, узлов и
деталей, предназначенных взамен вышедших из строя, а также
послеремонтные испытания электрических машин. Станция должна быть
оснащена высоковольтным испытательным оборудованием, электрическими
приборами и защитными средствами.
Отделочные работы проводят, как правило, в изоляционно-обмоточном
отделении на участке окраски и сушки, снабженном необходимым
оборудованием.
Одна из распространенных структурно-технологических схем ремонта
электрических машин соответствует последовательности типов работ,
приведенной в табл. 7.13.
Таблица 7.13. Работы при ремонте электрических машин
Виды работ
Основные технологические операции
Предремонтные испытания Разборочно-дефектиро-вочные работы
Изоляционно-обмоточные работы
Слесарно-механичес-кие работы Комплектование деталей. Сборка машины
Послеремонтные испытания Отделочные работы
Внешний осмотр. Испытания
Разборка машины. Снятие поврежденных обмоток. Мойка отдельных деталей.
Дефектировка деталей Восстановление обмоточного провода. Намотка и
укладка обмоток. Пропитка и сушка обмоток. Изолировка и пайка схемы.
Испытание обмоток Восстановление и изготовление конструктивных деталей,
токо-ведущих частей. Перешихтовка сердечников Поузловая сборка. Сборка
машины в целом. Проверка правильности сборки В соответствии с программой
приемо-сдаточных испытаний