IV. ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ МАСЛЯНЫХ
ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ ВМП-10 и ВМГ-133 (ЧАСТЬ 1)
Вопросы повышения надежности работы пружинных приводов и увеличения
включающей способности выключателей, изложенные в предыдущих главах,
являются неотъемлемой частью повышения надежности работы выключателей. В
настоящей главе рассматривается другая часть вопросов повышения
надежности работы выключателей, связанная с конструкцией самих
выключателей и их электромагнитных приводов.
Опыт эксплуатации выключателй ВМП-10 выявил ряд ненадежных узлов, на
проверку и регулировку которых необходимо обращать особое внимание при
ремонте выключателей. Как отмечалось в информационном сообщении ОРГРЭС №
Э-9/65 «Устранение дефектов выключателей ВМП-10», у выключателей ВМП-10
наблюдаются массовые случаи поломок капроновых направляющих колодок
(рис. 23). Поломка колодки происходит, как правило, от удара ее об упор,
служащий для ограничения хода токосъемных роликов. В настоящее время
заводы-изготовители для предупреждения поломок колодок изготовляют их из
первичного капрона или еще более прочной полиамидной смолы марки П-68 и
закрепляют направляющие стержни стопорным винтом, для исключения
возможного проворачивания Указанные меры повысили надежность работы
выключателя, но не исключили полностью возможность удара колодки об упор
и ее повреждения. У некоторых выключателей в результате больших люфтов
между направляющими
стержнями и колодкой последняя при движении может
смещаться и ударяться об упор (рис. 24). Острые грани упора способствуют
поломке колодки.
'Повреждение колодки представляет большую опасность, так как ее
отколовшиеся части, попадая в розеточныи контакт или в другие места на
пути подвижных частей, нарушают нормальную работу выключателя и могут
быть причиной его повреждения. Поэтому 'При Обнаружении большого люфта
между направляющими стержнями и колодкой следует на отсоединенном полюсе
’проверить возможность удара колодки об упор путем смещения ее от руки.
Если удар колодки об упор возможен, следует для его исключения уменьшить
толщину упоров и закруглить их острые грани с помощью напильника.
В последних конструкциях маломасляных выключателей, например в
выключателях ВА1М-10 и ВМП-35, направляющие колодки изготавливаются из
металла. Это значительно повысило надежность
их работы. Замена всех капроновых колодок На
колодки из полиамидной смолы марки П-68 также повысит надежность работы
выключателей ВМП-10.
Рис. 24. Положения направляющей колодки во время
работы выключателя ВМП-10. Обозначения см. на рис. 23.
а — нормальное положение: б — положение при смещении колодки из-за
больших люфтов.
Рис. 25. Положение подвижной системы выключателя
ВМП-10 при зависании. Обозначения см. на рис. 23.
У некоторых выключателей ВМП-10 во время отключения
наблюдаются случаи зависания подвижных контактов в промежуточном
положении (рис. 25) из-за того, что рычаг 4 шарнирного механизма не
заходит в колпачок 2, а упирается в его основание. Этому предшествует
задир поверхности колпачка и наклеп рычага в место первоначального
удара.
Причиной неправильной работы рычага механизма полюса является
недопустимое отклонение от чертежей при изготовлении, сборке и креплении
узлов полюса на заводах-изготовителях. Вследствие этого рычаг при заходе
в колпачок соприкасается с его поверхностью не внутри, а у самого
основания колпачка. Первоначальное соприкосновение рычага должно
нормально происходить не ближе 10 мм от основания колпачка. При более
близком расположении места первоначального удара рычаг может упереться в
основание колпачка и заклинить подвижные контакты.
При зависании подвижной системы выключателя из-за неправильной работы
механизма полюса подвижные контакты выходят из неподвижных всего на
10—15 мм. С таким небольшим ходом контактов выключатель не способен
отключать даже небольшие по величине токи короткого замыкания. Поэтому
во время ремонта выключателей необходимо проверять работу шарнирного
механизма и выявлять полюсы, в которых возможно зависание подвижных
контактов. Для этого следует снимать колпачки и проверять состояние их
рабочих (внутренних) поверхностей, а также проверять положение рычагов в
момент прохода их через отверстие в корпусе при медленном отключении
выключателя от руки.
Рычаг 4 при медленном движении через отверстие в корпусе не должен
приближаться к его верхней стороне ближе, чем на 6—8 мм. В противном
случае при нормальном отключении из-за большой скорости движения рычага
и имеющихся люфтов имеется опасность удара рычага в основание колпачка,
задира его поверхности и последующего заклинивания подвижных контактов.
При обнаружении неправильной работы шарнирного механизма, а также задира
или выбоины у основания колпачка и наклепа у рычага следует для
предупреждения зависания подвижных контактов сменить неисправный полюс
выключателя.
Устранение дефектов в неисправном полюсе лучше всего производить в
стационарных условиях после окончания ремонта выключателя. Какого-либо
определенного метода устранения дефекта не имеется. В одном случае
дефект может быть устранен путем замены механизма полюса, в другом —
изменением толщины прокладки под-шипника полюса, в третьем — сочетанием
первого и второго способов и дополнительной подгонкой деталей и т. д.
При отсутствии запасных полюсов для замены неисправных в качестве
временной меры, предупреждающей зависание подвижной системы выключателя,
рекомендуется устанавливать колпачок в перевернутом на 180° положении,
если другая его сторона не имеет задира, и устранять наклеп на рычаге 4.
Следует учитывать, что такая мера не годится при наличии выбоины на
поверхности колпачка и в теле корпуса. В этом случае неисправный полюс
должен быть сменен немедленно.
Если во время проверки работы шарнирного механизма будет обнаружен
чрезмерно близкий подход рычага к стенке корпуса в момент его прохода
через отверстие, но задир рабочих поверхностей будет отсутствовать или
будет незначителен, следует периодически выводить из работы указанный
выключатель и контролировать состояние поверхностей колпачка и рычага.
При большом числе коммутационных операций с выключателем указанную
периодическую проверку следует делать не реже 2 раз в год. От нее можно
отказаться, если состояние контролируемых поверхностей будет оставаться
без изменений.