Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  885  886  887   ..

 

 

Финансовый анализ деятельности предприятия

Финансовый анализ деятельности предприятия

Содержание
Показатель Остатки по балансу, тыс. руб. Темп роста (снижение), % Структура активов и пассивов, %
на начало года на конец года изменение (+,-) на начало года на конец года изменение (+,-)
1 2 3 4 5 6 7 8
АКТИВЫ
1. Внеоборотные активы - всего, в том числе: 70369 64745 -5624 0.92 15.05 11.68 -3.37
1.1. Нематериальные активы 0 0.00 0.00 0.00
1.2. Основные средства 70274 64215 -6059 0.91 15.03 11.59 -3.44
1.3. Незавершенное строительство 0 0.00 0.00 0.00
1.4. Долгосрочные вложения в материальные ценности 0 0.00 0.00 0.00
1.5. Долгосрочные финансовые вложения 0 0.00 0.00 0.00
1.6. Отложенные налоговые активы 95 530 435 5.58 0.02 0.10 0.08
1.7. Прочие внеоборотные активы 0 0.00 0.00 0.00
2. Оборотные активы - всего, в том числе: 467600 554200 86600 1.19 100.00 100.00 0.00
2.1. Запасы 190660 326370 135710 1.71 40.77 58.89 18.12
2.2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам 58 89 31 1.53 0.01 0.02 0.00
2.3. Дебиторская задолженность (более чем через 12 месяцев) 0 0.00 0.00 0.00
2.4. Дебиторская задолженность (в течение 12 месяцев) 90887 83694 -7193 0.92 19.44 15.10 -4.34
2.5. Краткосрочные финансовые вложения 6540 8412 1872 1.29 1.40 1.52 0.12
2.6. Денежные средства 109086 70890 -38196 0.65 23.33 12.79 -10.54
2.7. Прочие оборотные активы 0 0.00 0.00 0.00
Итого активов 467600 554200 86600 1.19 100.00 100.00 0.00
ПАССИВЫ
1. Капитал и резервы - всего, в том числе: 218257 341378 123121 1.56 46.68 61.60 14.92
1.1. Уставной капитал 45000 145000 100000 3.22 9.62 26.16 16.54
1.2. Собственные акции, выкупленные у акционеров 0 0.00 0.00 0.00
1.3. Добавочный капитал 150051 150064 13 1.00 32.09 27.08 -5.01
1.4. Резервный капитал 15 35 20 2.33 0.00 0.01 0.00
1.5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 23191 46279 23088 2.00 4.96 8.35 3.39
2.Обязательства - всего, в том числе: 249343 212822 -36521 0.85 53.32 38.40 -14.92
2.1. Долгосрочные обязательства 13000 7000 -6000 0.54 2.78 1.26 -1.52
2.1.1. Займы и кредиты 12890 6220 -6670 0.48 2.76 1.12 -1.63
2.1.2. Отложенные налоговые обязательства 110 780 670 7.09 0.02 0.14 0.12
2.1.3. Прочие долгосрочные обязательства 0 0.00 0.00 0.00
2.2. Краткосрочные обязательства 236343 205822 -30521 0.87 50.54 37.14 -13.41
2.2.1. Займы и кредиты 96800 53272 -43528 0.55 20.70 9.61 -11.09
2.2.2. Кредиторская задолженность 139543 152550 13007 1.09 29.84 27.53 -2.32
2.2.3. Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов 0 0.00 0.00 0.00
2.2.4.Доходы будущих периодов 0 0.00 0.00 0.00
2.2.5. резервы предстоящих расходов 0 0.00 0.00 0.00
2.2.6. Прочие краткосрочные обязательства 0 0.00 0.00 0.00
0 0.00 0.00 0.00
Итого пассивов 467600 554200 86600 1.19 100.00 100.00 0.00
Пассивы Строки баланса Остатки по балансу, тыс. руб. Темп роста (снижение), % Удельный вес в составе пассивов, % Изменение (+,-)
на начало года на конец года на начало года на конец года тыс. руб. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
П-1 Наиболее срочные обязательства 620 139543 152550 109.32% 29.84% 27.53% 13007 -2.32%
П-2 Краткосрочные обязательства 610+630+660 96800 53272 55.03% 20.70% 9.61% -43528 -11.09%
П-3 Долгосрочные обязательства 590+640+650 13000 7000 53.85% 2.78% 1.26% -6000 -1.52%
П-4 Собственные средства 490 218257 341378 156.41% 46.68% 61.60% 123121 14.92%
Баланс 467600 554200 118.52% 100.00% 100.00% 86600 0.00%
Показатель сумма, тыс. руб. Затраты на 1 руб. продаж, руб.
Предыдущий год Отчетный год изменение (+,-) Предыдущий год Отчетный год изменение (+,-)
1 2 3 4 6 7 8
1. Материальные затраты 142295 235790 93495 2.60 0.87 -1.73
2. Расходы на оплату труда 36652 60734 24082 10.09 3.39 -6.71
3.Отчисления на социальные нужды 15092 25008 9916 24.51 8.22 -16.29
4. Амортизация 2155 3572 1417 171.66 57.56 -114.10
5. Прочие расходы 19404 32153 12749 19.06 6.39 -12.67
6. Итого по элементам расходов 215598 357257 141659 1.72 0.58 -1.14
7. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг 256240 432360 176120 1.44 0.48 - 0.97

Успешная реализация этой задачи предполагает необходимость управления процессом формирования прибыли, включающим в себя как выявления резервов ее роста, так и ее использования. Исходным положением в его осуществлении является проведение аналитических расчетов по определению желаемой величины прибыли. Эти расчеты следует вести в рамках принимаемого плана производства и реализации продукции и финансового плана.

Прибыль исчисляется как разность между плановой суммой выручки от продаж (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и плановой величиной себестоимости товарной продукции, управленческих и коммерческих расходов.

Вместе с тем при планировании прибыли важно стремиться к ее максимизации. Это сложный процесс, поскольку ее величина зависит от объема продаж и ассортимента продукции, уровня издержек производства и цены за единицу продукции, устанавливаемой предприятием, и каждый из них в свою очередь в своем формировании зависит от многих факторов.

Задание № 5

Влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала

Таблица 5.

Расчет влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала

Показатель Предыдущий год Фактически по ценам и затратам предыдущего года Отчетный год
1 2 3 4
1. Выручка от продаж 256240 344840 432360
2. Себестоимость проданной продукции 205616 288470 369933
3. Коммерческие расходы 8200 4190 6600
4. Управленческие расходы 6800 6250 5860
5. Прибыль от продаж 35624 45930 49967
Показатель Алгоритм расчета Предыдущий год Отчетный год Изменение (+,-)
1 2 3 4 5
1. Чистая прибыль, тыс. руб. форма № 2 36737 51746 15009
2.Среднегодовые остатки собственного капитала, тыс. руб. (Собственный капитал на начало года +Собственный капитал на конец года)/2 278725 279817.5 1092.5
3. Среднегодовые остатки заемного капитала, тыс. руб. (Заемный капитал на начало года + заемный капитал на конец года)/2 245220 231082.5 -14137.5
4. Среднегодовые остатки всех активов, тыс. руб. (Активы на начало года +Активы на конец года)/2 505600 510900 5300
5. Выручка от продаж, тыс. руб. форма № 2 256240 432360 176120
6. Доля активов на 1 рубль заемного капитала Среднегодовые остатки всех активов/Среднегодовые остатки заемного капитала 2.0618 2.2109 0.1491
7. Коэффициент оборачиваемости активов Выручка/Среднегодовые остатки всех активов 0.51 0.85 0.339467
8. Коэффициент финансового рычага Заемный капитал/Собственный капитал 0.88 0.83 -0.05396
9. Рентабельность продаж, % Прибыль/Выручка 14.34% 11.97% -2.37%
10. Рентабельность собственного капитала, % Чистая прибыль/Средние остатки собственного капитала 13.18% 18.49% 5.31%
11. Влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала факторов - всего, % в том числе:
а) доли активов на 1 рубль заемного капитала Доля активов на 1 рубль заемного капитала * Коэффициент финансового рычага (левериджа) * Коэффициент оборачиваемости активов -0.7875 -1.3602 -0.57
б) коэффициента оборачиваемости активов Коэффициент финансового рычага (левериджа) * Коэффициент оборачиваемости активов) * Рентабельность продаж 0.0679 0.1013 0.03
в) коэффициента финансового рычага (левериджа) Коэффициент финансового рычага (левериджа) * (Заемный капитал/Выручка) * Рентабельность продаж 0.0586 0.1059 0.05
в) рентабельности продаж Коэффициент финансового рычага (левериджа) * Коэффициент оборачиваемости активов * Рентабельность продаж 0.0679 0.0222 -0.05
Баланс отклонений, % -0.5931 -1.1309 -0.54

Алгоритм расчета влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала представлен в колонке 2. Соответственно данные в 3 и 4 колонке рассчитываются по этим формулам.

Коэффициент оборачиваемости активов - финансовый показатель, рассчитываемый как отношение оборота компании к среднегодовой величине суммарных активов. Характеризует эффективность использования ресурсов, привлеченных для организации производства. Является показателем, косвенно отражающим потенциальную рентабельность работы компании.

Коэффициент финансового левериджа (плечо финансового рычага) определяется как отношение заемного капитала к собственному капиталу. Коэффициент финансового левериджа прямо пропорционален финансовому риску предприятия.

На практике анализа применяется множество показателей эффективности работы предприятия. Показатель рентабельности собственного капитала выбран потому, что он является наиболее важным для акционеров компании. Он характеризует прибыль, которую собственники получают с рубля вложенных в предприятие средств. Этот коэффициент учитывает такие важные параметры, как платежи по процентам за кредит и налог на прибыль.

Таблица показывает, что наибольшее влияние оказывает такой показатель как доля активов на 1 рубль заемного капитала и коэффициент оборачиваемости активов, что составляет 0.06 и 0.078. В отчетном году произошло увеличение чистой прибыли на 15 009 тыс. руб. Уменьшению подвергнуты среднегодовые остатки заемного капитала, что говорит о платежеспособности предприятия. Это связано с увеличением выручки более, чем наполовину.

В связи с низким увеличением прибыли рентабельность продаж уменьшилась на 2,37 %, а рентабельность собственного капитала возросла на 5,31 %.


Задание № 6

Анализ показателей интенсификации использования основных ресурсов

Таблица 6.

Расчет показателей оценки ресурсов организации

Показатель Предыдущий год Отчетный год Темп роста (снижения), %
1 2 3 4
1. Выручка от продажи, тыс. руб. 256240 432360 1.69
2.Оплата труда с отчислениями на социальные нужды 15092 25008 1.66
3. Материальные затраты 142295 235790 1.66
4. Основные средства, тыс. руб. 70274 64125 0.91
5. Оборотные средства, тыс. руб. 505600 510900 1.01
Расчетные данные
1. Зарплатоотдача, коп. 496.07 504.26 1.02
2. Материалоотдача, коп. 180.08 183.37 1.02
3. Фондоотдача, коп. 364.63 674.25 1.85
4. Оборачиваемость оборотных активов, количество оборотов 0.65 0.88 1.37

Темп роста (снижения) = сумма за отчетный период – сумма за предыдущий период.

Зарплатоотдача (за предыдущий период)= выручка от продажи/(оплата труда с отчислениями на социальные нужды + расходы на оплату труда)*100. Аналогично рассчитывается показатель за отчетный год. Данный показатель показывает, сколько дохода или прибыли должны получить, вкладывая 1 рубль в оплату труда. В нашем примере произошло небольшое увеличение показателя на 1,02 % по сравнению с предыдущим годом.

Материалоотдача (за предыдущий и отчетный год) = (выручка от продажи/материальные затраты) *100. Материалоотдача позволяет оценить сколько фактически материальных затрат приходится на единицу продукции. Аналогично предыдущему показателю сумма увеличилась на 1,02 % по отношению к предыдущему году.

Фондоотдача (за предыдущий и отчетный год) = выручка от продажи/основные средства. Данный показатель показывает, сколько дохода или прибыли должны получить, вкладывая 1 рубль в основные фонды. Также произошло увеличение на 1, 85 % в отчетном году.

Оборачиваемость оборотных активов, количество оборотов (за предыдущий и отчетный год) = выручка от продажи/среднегодовой остаток активов. Этот показатель учитывает, сколько оборотов в течение отчетного года совершает оборотный капитал в процессе производственно–сбытовой и заготовительной деятельности. Количество оборотов в отчетном году увеличилось на 1,37 % и составило 0.88.

Таблица 7.

Сводный анализ показателей ресурсов организации

Показатель Коэффициент динамики качественных показателей Прирост ресурса на 1 % прироста выручки, % Доля влияния на 100 % прироста выручки Относительная экономия ресурсов (+,-)
экстенсивности интенсивности
1 2 3 4
1. Выручка от продажи, тыс. руб. 1.69 1 1.00 1 297171.57
2.Оплата труда с отчислениями на социальные нужды 1.02 0.9559 95.59 4.41 15707.12
3. Материальные затраты 1.02 0.9560 95.60 4.40 148102.07
4. Основные средства, тыс. руб. 1.85 -0.1273 12.73 87.27 714.31
5. Оборотные средства, тыс. руб. 1.37 0.0153 15.30 84.70 81.68
Комплексная оценка всесторонней интенсификации 5.26 -1.4549 145.49 -45.49 0.00

Прирост ресурса на 1 % прироста выручки = (темп роста (снижения) показателя * 100 - 100)/(темп роста (снижения) выручки от продаж * 100 – 100). Так например, прирост оборотных средств = (1.01*100 – 100)/(1.69*100 – 100) = 0.0153. Также рассчитываются и другие показатели.

Доля влияния на 100 % прироста выручки экстенсивности = Прирост ресурса на 1 % прироста выручки * 100.

Доля влияния на 100 % прироста выручки интенсивности = 100 - доля влияния на 100 % прироста выручки экстенсивности.

Относительная экономия ресурсов = (сумма показателя за отчетный период – сумма показателя за предыдущий период) * темп роста или снижения * прирост ресурса на 1 % прироста выручки.

В данном случае расчет сделан по прямым показателям интенсификации производств. Его можно выполнить по обратным показателям: трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости и уровню запасов оборотных средств на 1 рубль продукции. Приведенные данные показывают, что качественный уровень использования ресурсов повысился, кроме фондоотдачи основных средств.

Эти данные свидетельствуют, что для трудовых ресурсов и материальных оборотных средств на предприятии характерно преимущественно интенсивное использование, для материальных потребленных ресурсов - преимущественно экстенсивное использование, а для основных производственных фондов - полностью экстенсивное использование при отрицательной интенсификации, т. е. ухудшение качественного уровня использования - фондоотдачи. Этот вывод более наглядно иллюстрируется расчетом доли влияния интенсивности и экстенсивности на прирост продукции.

В статистике, планировании и анализе хозяйственной деятельности для количественной оценки роли отдельных факторов официально используется индексный метод. Влияние количественного фактора определяется делением темпа прироста ресурса на темп прироста результативного показателя и умножением на 100%. Для определения доли влияния качественного фактора полученный результат вычитается из 100%. Наибольшей динамике подвержены объемы выручки и основные средства, в связи с этим прирост основных средств на 1 % выручки является отрицательным.

Задание №7

Сравнительная комплексная оценка

Таблица 8.

Исходная информация Х

Показатель Общества с ограниченной ответственностью
"АГАТ" № 1 № 2 № 3 Значимость показателя, балл
1 2 3 4 5 6
1. Коэффициент текущей ликвидности 2.37 2.1478 2.4415 1.8421 4
2. Коэффициент оборачиваемости активов 0.85 0.8514 0.7147 0.7578 5
3. Рентабельность продаж, % 11.97 10.27 15.67 11.98 6
4. Рентабельность собственного капитала, % 18.49 13.27 15.42 17.45 7
5. Коэффициент автономии (независимости) 0.61 0.6027 0.5894 0.5749 2
6. Коэффициент маневренности 0.81 0.7594 0.5678 0.4258 3
7. Коэффициент финансирования 0.6286 1.1128 0.9478 0.8457 4
8. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами, % 57.94 25.59 38.14 20.18 3

Таблица 9.

Коэффициенты отношения показателей к эталону ХIХmax

Показатель Общества с ограниченной ответственностью
"АГАТ" № 1 № 2 № 3 Значимость показателя, балл
1 2 3 4 5 6
1. Коэффициент текущей ликвидности 0.97 0.88 1.00 0.75 4
2. Коэффициент оборачиваемости активов 1.00 1.00 0.84 0.89 5
3. Рентабельность продаж, % 0.76 0.66 1.00 0.76 6
4. Рентабельность собственного капитала, % 1.00 0.72 0.83 0.94 7
5. Коэффициент автономии (независимости) 1.00 0.99 0.97 0.94 2
6. Коэффициент маневренности 1.00 0.94 0.70 0.53 3
7. Коэффициент финансирования 0.57 1.00 0.85 0.76 4
8. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами, % 1.00 0.44 0.66 0.35 3

Таблица 10.

Результаты сравнительной рейтинговой оценки

Показатель Общества с ограниченной ответственностью
"АГАТ" № 1 № 2 № 3
1 2 3 4 5
1. Коэффициент текущей ликвидности 3.89 3.52 4.00 3.02
2. Коэффициент оборачиваемости активов 5.00 5.01 4.20 4.46
3. Рентабельность продаж, % 4.58 3.93 6.00 4.59
4. Рентабельность собственного капитала, % 7.00 5.02 5.84 6.61
5. Коэффициент автономии (независимости) 2.00 1.98 1.93 1.88
6. Коэффициент маневренности 3.00 2.81 2.10 1.58
7. Коэффициент финансирования 2.27 4.01 3.42 3.05
8. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами, % 3.00 1.32 1.97 1.04
Сумма квадратов показателей 30.73 27.61 29.47 26.23
Рейтинговая оценка 5.5438 5.2544 5.4286 5.1211
Место 1 3 2 4

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния может быть представлен в виде следующих операций.

1. Исходные данные представляются в виде матрицы (aij), т. е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i=1, 2, 3, …n), а по столбцам – номера организации (j=1, 2, 3, …m).

2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условной эталонной организации (m+1).

3. Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонной организации по формуле

xij =( aij )/(max aij ),


где xij – стандартизированные показатели j-й организации.

4. Для каждой организации значение ее рейтинговой оценки определяется по формуле

Rj =√(1 – x1 j )2 + (1 – x2 j )2 + … + (1 – xnj )2

где Rj – рейтинговая оценка для j-ой организации;

x1j , x2j , …, xnj – стандартизированные показатели j-й организации.

5. Организации упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет организация с минимальным значением R. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений количества сравниваемых показателей и организаций не предусмотрено.

Обобщающую оценку результатов хозяйственной деятельности организации или ее подразделения можно получить, сформировав комплексную оценку на базе системы показателей, агрегирование которых тем или иным способом позволит ранжировать результаты. Одним из вариантов конструирования интегрального показателя для обобщающей комплексной оценки является метод расстояний.

При его использовании устанавливается близость объектов анализа – акционерных обществ, фирм, цехов, к объекту-эталону по каждому из сравниваемых показателей. Вначале определяются коэффициенты по каждому показателю как отношение его значения к показателю-эталону с максимальным уровнем. Наивысшее с экономической точки зрения значение каждого из сравниваемых показателей принимается за эталон. Затем рассчитывается сумма квадратов полученных коэффициентов. Чтобы учесть сравнительную значимость индикаторов каждый квадрат умножается на соответствующий весовой коэффициент значимости. Из суммы квадратов показателей, выбранных для комплексной оценки, извлекается квадратный корень для получения показателя обобщающей рейтинговой оценки. Наибольшее значение которогосоответствует первому месту в ранжировке по результатам их деятельности. В основе данного показателя лежит близость к эталону.

Можно выделить следующие достоинства предлагаемой методики рейтинговой оценки финансового состояния.

Во–первых, предлагаемая методика базируется на комплексном, многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как финансовое состояние организации. Во–вторых, рейтинговая оценка финансового состояния осуществляется на основе данных публичной отчетности. Для ее получения используются важнейшие показатели финансовой деятельности, применяемые на практике в рыночной экономике. В–третьих, рейтинговая оценка является сравнительной. Она учитывает реальные достижения всех конкурентов.

В–четвертых, для получения рейтинговой оценки используется гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели сравнительной комплексной оценки производственно – хозяйственной деятельности организации, прошедший широкую апробацию на практике.

Таким образом, комплексная оценка результатов деятельности показала, что первое место занимает предприятие «АГАТ»», второе - № 3, третье - № 2 и соответственно четвертое - № 4.


Список литературы

1. Анализ финансовой отчетности: учебник/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. 5 – изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2007. – 368 с.

2. Анализ финансовой отчетности: учебник/Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобов. – М.: КНОРУС, 2006. – 312 с.

3. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие для вузов/Ю.В. Радченко. – 2 – е изд., доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.

4. Экономический анализ финансово - хозяйственной деятельности. Учебник для ср. проф. образования/Под общ. ред. М.В. Мельник; Финансовая Академия при Правительстве РФ. – М.: Экономистъ, 2004. – 320 с.

5. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник Э.А, Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – Изд. 2-е, исправ. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 560 с.

6. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник/Под ред. Н.В. Войтоловского, проф. А.П. Калининой, проф. И.И. Мазуровой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. – 513 с.

7. Экономический анализ: Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов V курса специальности 080105 (060400) «Финансы и кредит» (первое и второе высшее образование). –М.: ВЗФЭИ, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  885  886  887   ..