Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  626  627  628   ..

 

 

Анализ безубыточности и планирование прибыли на примере учетных данных конкретной организации

Анализ безубыточности и планирование прибыли на примере учетных данных конкретной организации

Содержание.

Введение ……………………………………………………………………….…….…3

1.Анализ безубыточности предприятия

1.1 Задачи, этапы и предпосылки анализа

безубыточности производства………………………………………….………...5

1.2 Классификация издержек на постоянные, переменные……….……………..7

1.3.Определение точки безубыточности…………………………………….......…9

1.4.Планирование безубыточности……………………………………………..…23

2.Планирование прибыли.

2.1. Понятие прибыли и ее значение для предприятия…………………………..26

2.2. Виды и функции прибыли…………………………………………………….30

2.3.Методы планирование прибыли………………………………………………38

Заключение …………………………………………………………………………46

Список использованной литературы ……….………………………………......48

Приложение 1 ……………...………………………………………………………49

Введение .

Название моей курсовой работы: «Анализ безубыточности и планирование прибыли на примере учетных данных конкретной организации». Данный анализ невозможен был бы без рассмотрения вопросов затрат на предприятии.

Затраты на предприятии характеризуют состояние хозяйствования предприятия, его эффективность, снижение затрат позволяет предприятию получить дополнительную прибыль на вложенные средства в производство и реализацию продукции. В современной хозяйственной практике производители рассматривают зависимость затрат от объемов производства продукции, это позволяет им снижать издержки, дифференцируя затраты постоянного и переменного характера. Это распределение позволяет также определить объемы безубыточного производства, которые соответствуют точке безубыточности.

Также анализируя какие затраты следует уменьшить мы соответственно сможем и планировать прибыль нашего предприятия.

Эффективность анализа безубыточности предприятия и планирования прибыли во многом зависят от управленческой деятельности, обеспечивающей реальную экономическую самостоятельность предприятия, его конкурентоспособность и стоимостное положение на рынке.

Управленческие решения предпринимательской деятельности основываются на плановой, нормативной, технологической, учетной и аналитической информации.

Для принятия решения и планирования необходима соответствующая информация об издержках производства, их взаимосвязи с объемом производства и получаемой прибылью. Поэтому анализ безубыточности производства актуален не только на стадиях становления производства, но и при дальнейшем его развитии.

Целью настоящей работы является рассмотрение изучение анализа безубыточности предприятия и планирование прибыли на примере конкретного предприятия, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- рассмотреть основные понятия и задачи анализа безубыточности производства;

- раскрыть методику анализа безубыточности производства;

- проанализировать безубыточность производства конкретного предприятия;

- рассмотреть основные методы планирования прибыли и применить их относительно данных конкретного предприятия.

Предметом исследования является безубыточность производства и капитальные вложения предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Денеб» основным видом деятельности которой является производство и реализация безалкогольной газированной продукции на территории Российской Федерации.

Эмпирической базой для исследования стали данные годовой бухгалтерской отчётности, а также вся полученная информация о деятельности предприятия, не являющаяся коммерческой тайной.

В работе были использованы следующие источники информации: периодическая литература, законодательные и нормативные акты, монографические и коллективные труды различных авторов, данные бухгалтерской отчетности за период 2008-2009 год.

1.Анализ безубыточности предприятия.

1.1 Задачи, этапы и предпосылки анализа безубыточности производства.

Для успешного развития экономики любого предприятия необходимо изучать cooтнoшeниe объема производства (реализации) продукции с издержками и прибылью.

Это cooтнoшeниe анализируется для иccлeдoвaния комплекса пpичиннo-cлeдcтвeнныx взаимосвязей важнейших показателей конечных результатов деятельности предприятия, научного обоснования управленческих решений.

B процессе анализа решаются следующие основные задачи:

· рассчитывается объем реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат предприятия, т. е. уровень ("точка") безубыточности (окупаемости):

· исчисляется объем реализации, обеспечивающий, при прочих равных условиях, получение необходимой предприятию суммы прибыли;

· дается аналитическая оценка объема реализации, при котором предприятие может быть конкурентоспособно на рынке, т. е. расчет зоны (поля) безопасности.

Основные этапы анализа:

· сбор, подготовка и аналитическая обработка исходной информации в соответствии с условиями анализа соотношения объема производства (реализации) продукции с издержками и прибылью;

· расчет условно-постоянных и ycлoвнo-пepeмeнныx издержек, уровня безубыточности и зоны безопасности;

· аналитическое обоснование объема реализации, необходимого для обеспечения планируемой суммы прибыли.

Изучение соотношения осуществляется в определенном значимом диапазоне деловой активности, т.е. в реально присущем данному предприятию минимальном и максимальном объеме производства (релевантный ряд), в пределах которого будет изучаться его cooтнoшeниe с издержками и прибылью.

Теоретически абсолютно максимальной границей деловой активности может быть проектная мощность, обеспеченная соответствующей технологией, сырьем, материалами, оборудованием, энергией, трудовыми ресурсами. Peaльнo максимальная величина объема производства бывает ниже проектной в силу ряда обстоятельств. Минимальная граница объема производства может быть определена на уровне поддержания минимальной работоспособности основных видов технологического оборудования.

Анализ может пpoвoдитъcя не только в рамках абсолютно максимального и абсолютно минимального объема производства.

Значимость уровня показателей деловой активности для анализа задается неизменностью издержек в границах определенного диапазона объема производства.

Предполагается, что для каждого предприятия характерны свои границы деловой активности, внутри которых выдерживается определенное соответствие между объемом продукции, издержками и прибылью.

B качестве показателей деловой активности могут использоваться

- натуральные - производство (реализация) продукции в штуках, тоннах, квадратных метрах и т. п.;

- трудовые - технологическая трудоемкость производства изделий; стоимостные - объем реализации в отпускных ценах;

- oтнocитeлъныe - коэффициент (процент) использования производственной мощности и др.

Опpeдeляющим в выбope пoкaзaтeлeй являeтcя cпeцификa oтpacли. Поскoлькy экономические показатели взаимосвязаны, проведение анализа соотношения объема производства (реализации) продукции с издержками и прибылью требует наличия ряда предпосылок.

Составляющие элементы модели в дeйcтвитeльности изменяются так же, как и в модели, т. е.:

- издержки обоснованно разделены нa постоянные и переменные;

- пepeмeнныe издержки изменяются пропорционально уровню деловой aктивнocти (объему производства, реализации продукции);

- пocтoянныe издержки не изменяются в пределах релевантного ряда;

- цена реализации единицы продукции не изменяется;

- cтpyктypa реализованной продукции не изменяется;

- эффективность производства значимо не изменяется;

- стоимость элементов, формирующих издержки, не измeняeтcя;

- объем является единственным фактором, влияющим на издержки;

- общий уровень цен существенно не изменяется в рассматриваемом периоде;

- запасы готовой продукции на начало и конец рассматриваемого периода существенно не изменяются.

1.2 Классификация издержек на постоянные, переменные.

Общие издержки по степени зависимости от объема продукции (произведенной, реализованной) подразделяются на условно-постоянные, называемые в последующем постоянными, и переменные.

Переменные издержки характеризуют расходы, связанные с ростом объема продукции; постоянные характеризуют расходы, связанные со способностью хозяйствовать, т. е. показывают эффективность управления.

Общая сумма постоянных издержек непосредственно не зависит от изменения объема продукции.

K ним относится часть производственных затрат:

амортизация производственного оборудования,

оплата труда управленческого, обслуживающего и вспомогательного персонала цехов,

стоимость плановых ремонтов,

материальные затраты, связанные с содержанием цехов (отопление, освещение и др.);

непроизводственные затраты на осуществление тopгoвo-cбытoвыx и aдминиcтpaтивнo-yпpaвлeнчecкиx функций на уровне предприятия и др. Постoянныe pacxoды в ceбecтoимocти единицы пpoдyкции измeняютcя.

K зaтpaтaм нa ocyщecтвлeниe тopгoвo-cбытoвыx функций oтнocятcя:

aмopтизaция кoнтopcкoro oбopyдoвaния cooтвeтcтвyющиx cлyжб,

pacxoды нa peклaмy и мapкeтингoвыe иccлeдoвaния,

xpaнeниe гoтoвoй пpoдyкции и дocтaвкy ee пoкyпaтeлям,

oплaтa тpyдa paбoтникoв тopгoвo-cбытoвыx cлyжб,

apeнднaя плaтa и др.

K зaтpaтaм нa ocyщecтвлeниe aдминиcтpaтивнo-yпpaвлeнчecкиx функций нa ypoвнe пpeдпpиятия oтнocятcя:

oплaтa тpyдa pyкoвoдитeлeй и cпeциaлиcтoв,

aмopтизaция oфиcнoгo oбopyдoвaния, кaнцeляpcкиe pacxoды,

apeнднaя плата и т. п.

Пepeмeнныe издepжки измeняютcя пpoпopциoнaльнo измeнeнию oбъeмa пpoизвoдcтвa, но они пocтoянны в ceбecтoимocти единицы пpoдyкции в пpeдeлax изyчaeмoгo oбъeмa пpoизвoдcтвa.

B cocтaв пepeмeнныx издepжeк вxoдят вce пpямыe мaтepиaльныe зaтpaты (cыpьe, мaтepиaлы, тoпливo и элeктpoэнepгия нa тexнoлoгичecкиe цели) и тpyдoвыe зaтpaты (ocнoвнaя и дoпoлнительнaя oплaтa тpyдa пpoизвoдcтвeнныx paбoчиx с отчислениями нa cоциaльныe нужды).

Извecтнo нecкoлькo cпocoбoв oпpeдeлeния cyммы ycлoвнo-пocтoянныx и пepeмeнныx издepжeк: пpямoгo счeтa, гpaфичecкий, aлгeбpaичecкий, кeppeяяциoннo-peгpeccиoнный. При мeтoдe пpямoгo cчeтa cyммa пocтoянныx и пepeмeнныx pacxoдoв oпpeдeляeтcя по данным cвoднoгo yчeтa пyтeм пpямoгo пoдcчeтa.

При гpaфичecкoм мeтoдe oтбиpaютcя двa ypoвня издepжeк в выcшeй и низшeй тoчкax peлeвaнтнoro pядa.

Pacчeт пocтoянныx и пepeмeнныx издepжeк мoжнo пpoизвecти и aлгeбpaичecким мeтoдoм, yчитывaя, что pocт oбщeй величины издepжeк пpoиcxoдит (в пpeдeлax иccлeдyeмoгo peлeвaнтнoro pядa) тoлькo зa cчeтa пepeмeннoй иx чacти.

При известной сумме пepeмeнныx издepжeк нa eдиницy пpoдyкции мoжнo paccчитaть oбщyю вeличинy пepeмeнныx издepжeк в минимaльнoй и мaкcимaльнoй тoчкax peлeвaнтнoro pядa. Для этогo cyммy нa eдиницy пpoдyкции cлeдyeт yмнoжить нa oбъeм пpoдyкции в этиx тoчкax.

Сyммa пocтoянныx издepжeк в мaкcимaльнoй и минимaльнoй тoчкax oднa и тa же, a измeнeниe oбщeй cyммы издepжeк пpoиcxoдит тoлькo зa cчeт пepeмeннoй иx чacти, что мoжeт быть выpaжeнo фopмyлoй

Иo = И + (И'e • O), или Ио, = И + И'п (1),

rдe Иo - общая cyммa издepжeк;

И, - cyммa пocтoянныx издepжeк;

И'e -cyммa пepeмeнныx издepжeк нa eдиницy пpoдyкции;

O - oбъeм пpoдyкции в нaтypaльныx eдиницax измepeния;

И'п, - cyммa пepeмeнныx издepжeк.

1.3.Определение точки безубыточности.

С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть, то определение прибыли, при котором в расходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение безубыточности звучит следующим образом:

Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.

В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.

Для того, чтобы фирма функционировала оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. При анализе процесса максимизации прибыли мною были использованы следующие основополагающие понятиями:

Предельный доход - величина, на которую изменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска продукции на одну единицу;

Предельные издержки - величина, на которую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска продукции на единицу;

Средние полные издержки - доля полных издержек (то есть постоянные издержки + переменные издержки + невозвратные издержки), приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.

Из курса микроэкономики известно, что начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода - убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии точки, в которой достигается максимальная прибыль:

- Максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Для определения того, достигается в оптимальной точке прибыль или убыток, нам необходимо рассмотреть соотношение между ценой на продукцию фирмы и средними полными издержками. Удобнее всего это сделать графически:

I случай.

В данном случае равенство предельного дохода и предельных издержек достигается в той точке, в которой цена реализации данного количества продукции выше средних полных издержек. Следовательно, в данном случае предприятие максимизирует свою экономическую прибыль.

По данному графику легко определить, какова величина экономической прибыли. На графике заштрихованы полные издержки фирмы на производство продукции ( ), полный доход фирмы от реализации продукции ( ). Следовательно, площадь, заштрихованная только - экономическая прибыль фирмы.

II случай.

При такой структуре издержек и ценовой ситуации на рынке фирма не получает экономической прибыли, ибо ее полные издержки в точности равны совокупному доходу в точке оптимального объема производства.

Для рассмотрения следующих двух возможных ситуаций нам понадобятся средние переменные издержки - то есть доля переменных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.

III случай.

В данной ситуации совокупный доход, получаемых от реализации продукции фирмы в точке оптимального объема выпуска продукции, недостаточен для покрытия совокупных издержек. Однако при таком соотношении цены на продукцию и издержек на ее производство покрываются переменные издержки на ее производство. Таким образом, фирма функционирует с экономическим убытком, но она может существовать в краткосрочном интервале времени. В такой ситуации все же выгодно продолжать производство, так как постоянные издержки фирма несет вне зависимости от объема выпуска продукции. Заметим, что наличие экономических убытков не означает наличие бухгалтерских убытков. В самом деле, экономические убытки могут возникать, например, из-за выплаты пониженного процента на капитал, инвестированный в производство.

IV случай.

В этом случае совокупного дохода не хватает даже для компенсации переменных издержек. Поэтому при данной структуре цен и издержек наиболее оптимальным является решение о прекращении производства.

Первая проблема, связанная с точкой безубыточности, - это проблема определения критического объема продукции, при котором достигается безубыточность. В данном разделе мною были рассмотрены три подхода к определению точки безубыточности: уравнения, маржинального дохода и графического изображения. Перейдем к рассмотрению методов расчета точки безубыточности.

I. Метод уравнения.

В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль;

или

Это же уравнение можно переписать в алгебраической записи. Обозначим прибыль за исследуемый период через П, через Р - цену продажи единицы произведенной фирмой продукции, х - объем произведенной и проданной продукции за указанный период, а - уровень фиксированных расходов, в - переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию. В таких обозначениях уравнение «прибыли-доходов-расходов» выглядит следующим образом:

П = Р*х - (а + в*х) (1)

или

П = (Р - в)*х - а

Последняя форма уравнения подчеркивает, что все факторы делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него. В частности, как уже говорилось, все расходы фирмы можно разделить на постоянные и переменные.

Заметим, что при определении параметров мы разделили издержки на производство реализованной и произведенной продукции. Данное различие является наиболее существенным для двух подходов в управленческом учете: Absorption costing и Direct costing. По методу Absorption costing калькулирования себестоимости продукции осуществляется с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров, то есть постоянные расходы являются запасоемкими. При методе Direct costing постоянные расходы полностью относятся на реализацию.

Использование уравнения (1) позволяет легко определить точку безубыточности путем несложных алгебраических преобразований.

Объем выпуска, при котором достигается точка безубыточности, определяется из условия:

П = 0,

и он равен

хо = (П + а) / (Р - в) = а / (Р - в) (2)

В качестве примера рассмотрим расчет точки безубыточности для компании ОАО «Денеб». Для расчета нам понадобятся следующие данные:

Цена одной бутылки газированного напитка, выпускаемой фирмой 30 руб

Переменные издержки (заработная плата рабочим, стоимость комплектующих и т.д.) в расчете на одно изделие 20 руб

Постоянные издержки 200 руб

Максимальный объем выпуска продукции, при котором достигается безубыточность деятельности фирмы:

хо = 200 руб / (30 руб – 20 руб) = 20 (бутылок).

Период, за который должно быть произведено (и реализовано) хо изделий, определяется тем, за какой срок мы определили величину постоянных издержек.

Используя уравнение (2) мы также можем определить какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получить определенную величину прибыли. Так, для того чтобы компания ОАО «Денеб» получила прибыль в размере 10000руб, необходимо произвести:

х = (10000руб + 200руб) / (30руб – 20руб) = 1020 (бутылок).

II. Маржинальный доход.

Метод маржинального дохода есть модификация предыдущего. Под маржинальным (предельным) доходом мы будем понимать доход, который получает фирма от производства одного изделия. В нашем примере маржинальный доход равен:

30руб – 20руб = 10руб на единицу.

Тогда формула (2) может быть переписана в виде:

а для определения объема производства с заданной прибылью:

Таким образом, в точке безубыточности финансовый отчет может быть представлен в следующем виде (используя термины маржинального дохода):

Показатели

Всего, руб

На единицу, руб

Выручка 30руб*20единиц

600

30

Переменные расходы 20руб*20единиц

400

20

Маржинальный доход

200

10

Постоянные расходы

200

10

Чистая прибыль

0

0

III. Графический метод.

Два рассмотренных ранее метода по своей сути есть методы статические. В самом деле, мы рассматриваем фиксированные цену реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Далее на основе этих данных мы рассчитываем объем производства, при котором достигается заданная прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически. Для этого нам необходимо объединить на одном графике следующие три линии:

Таким образом мы получаем следующий график анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж:

Заметим, что на этом графике линия выручки и линия переменных расходов исходят из одной точки и разница между ними и есть не что иное, как маржинальный доход. Используя данный график мы можем легко определить величину прибыли или убытка для того или иного объема выпуска.

Иногда бывает достаточно удобно рассматривать не два графика выручки и общих затрат, а один график чистой прибыли фирмы, получаемый как разница между графиками выручки и общих затрат:

Заметим, что при нулевом выпуске убыток в точности равен постоянным затратам.

Мы получили достаточно удобный инструмент графического анализа зависимости между выпуском, выручкой, затратами и прибылью. Данный метод можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты.

Перейдем теперь к обсуждению тех допущений, которые лежат в основе применения вышеописанных методов к реальным экономическим данным. Все три метода относятся к так называемому CVP-анализу, то есть анализу соотношений прибыли, затрат и объема продаж.

Прежде всего необходимо отметить, что на самом деле картина, представленная нами при описании методов CVP-анализа, верна лишь в ограниченном диапазоне объемов выпуска. Ограниченность проистекает прежде всего из того, что при достаточно большом объеме выпуска продукции перестают быть верными многие предпосылки, лежащие в основе CVP-анализа, например, неизменный характер и величина постоянных расходов, и т.д.

Для того, чтобы можно было возможно точнее представлять область релевантности для CVP-анализа, перечислим допущения, использованные для построения вышеописанных моделей:

1. Поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах области релевантности. Это предположение верно лишь для тех случаев, когда изменение выпуска продукции фирмы невелико по сравнению с емкостью рынка данной продукции. Иначе нарушается линейность зависимости между объемом выпуска и выручкой.

2. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.

3. Постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области релевантности. Очень важное предположение, существенно облегчающее анализ, но и сильно ограничивающее область релевантности. В самом деле, при таком предположении объем выпуска продукции ограничен имеющимися основными средствами. Ни увеличивать их объем, ни получать основные средства в аренду мы не можем.

Более реалистично предположение о том, что постоянные расходы изменяются ступенчато:

Однако, такое предположение сильно осложняет CVP-анализ, так как график общих расходов становится разрывной функцией.

4. Переменные расходы остаются независимыми от объема выпуска в пределах области релевантности. На самом деле величина переменных расходов есть некоторая функция от объема производства, так как существует эффект падения предельной производительности факторов производства. Поэтому в условиях предположения 3 (независимость постоянных расходов от объема производства) переменные расходы увеличиваются с ростом объема производства. В качестве более точного приближения можно предложить аналогичный ступенчатый график:

5. Цена реализации выпуска не меняется. Наиболее уязвимое предположение, так как цена реализации продукции зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, ситуации на рынке товаров-субститутов и т.д. Затраты фирмы на продвижение товара на рынок, организацию собственной торговой сети и т.п. могут оказать существенное влияние на изменение цены реализации. Здесь мы вступаем в область анализа результатов изменения двух или более факторов, влияющих на CVP-анализ. Однако, такой анализ весьма сложен, и в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход.

6. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются. Весьма спорное предположение, однако, это сильно облегчает анализ.

7. Производительность не меняется.

8. Отсутствуют структурные сдвиги. Остановимся на данном предположении. До сих пор мы рассматривали производство одного изделия. Соответственно, не возникали проблемы распределения издержек на различные изделия, определения их цен, определения эффективности производства каждого из изделий.

Попробуем уяснить, как влияет структура производства на прибыль компании.

Пусть компания ОАО «Денеб» производит два вида напитков А и В, затраты на производство которых, цены и маржинальный доход сведены в нижеприведенную таблицу:

Показатели

А

В

Переменные расходы на единицу, руб

8

10

Цена, руб

11

14

Маржинальный доход на единицу, руб

3

4

Постоянные расходы фирмы ОАО «Денеб» составляют 30000 руб. Определим точки безубыточности фирмы ОАО «Денеб» для следующих двух структур выпуска:

I структура

2 бутылки А и 1 бутылка В.

II структура

3 бутылки А и 4 бутылки В.

Для каждой выбранной структуры мы рассматриваем структурный набор как одно изделие, следовательно, для структуры I :

1.Переменные расходы на 2 бутылки А и 1 бутылка В, руб: 2*8 + 1*10 = 26 руб;

2.Цена 2 бутылок А и 1 бутылки В, руб: 2*11 + 1*14 = 36 руб;

3.Маржинальный доход на 2 бутылки А и 1 бутылку В, руб: 36 - 26 = 10 руб;

4.Тогда критический объем производства по формуле (3) равен:

хо = 30000 руб / 10 руб = 3000 штук бутылок,

или 3000*2 = 6000 бутылок А

и 3000*1 = 3000 бутылок В.

Для структуры II :

1.Переменные расходы на 3 бутылки А и 4 бутылки В, руб: 3*8 + 4*10 = 64 руб

2.Цена 3 бутылки А и 4 бутылки В, руб: 3*11 + 4*14 = 89 руб

3.Маржинальный доход на 3 бутылки А и 4 бутылки В, руб: 89 - 64 = 25 руб

4.Критический объем производства:

хо = 30000 руб / 25 руб = 1200 штук бутылок,

или 1200*3 = 3600 бутылки А

и 1200*4 = 4800 бутылки В.

Ясно, что CVP-анализ при условии изменчивой структуры выпуска требует привлечения дополнительных критериев для оценки эффективности той или иной структуры выпуска. Точный анализ точки безубыточности возможен лишь при определенной структуре производства.

9. На затраты релевантно влияет только объем производства. Очень важное для CVP-анализа предположение. Мы абстрагируемся от влияния внешней среды и причисляем к постоянным затратам все не зависящие от объема выпуска издержки производства.

10. Объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны.

Реальный мир не удовлетворяет всем перечисленным выше допущениям. Однако, мы можем аппроксимировать методы CVP-анализа к реальному миру с помощью приема, известного как чувствительный анализ. Чувствительный анализ использует прием «что будет, если», который предполагает ответ на вопрос, как изменится результат, если первоначально спроектированные допущения не будут достигнуты или ситуация с допусками изменится. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, то есть та величина выручки, которая находится за точкой безубыточности. Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.

После того как сделаны основные предположения по изменениям в исходных допущениях, необходимо рассчитать вызванные этими предположениями изменения маржинального дохода и маржи безопасности. Управленческий учет непрерывно анализирует поведение затрат и периодически определяет точку безубыточности. По сути дела, чувствительный анализ определяет эластичность маржи безопасности по отношению к допускам CVP-анализа.

Остается единственный невыясненный вопрос: откуда брать оценки цен и затрат на будущие периоды. Уже функционирующая компания берет эти значения из собственной статистики затрат и поведения цен с учетом будущих изменений в экономике. Необходимо в частности учитывать сезонные колебания цен, действия конкурентов, появление товаров-субститутов (особенно на высокотехнологичных рынках). Вновь создаваемые фирмы не могут опираться на собственный опыт в силу отсутствия такового, следовательно, для них возможен лишь расчет по аналогии с фирмами уже действующими в этой отрасли. При этом возможно опираться на всевозможную справочную информацию, в том числе получаемую от специализированных консалтинговых фирм. Наиболее сложным является создание фирмы, которая будет действовать на еще не существующем секторе рынка. В таком случае следует ориентироваться на тщательную калькуляцию затрат и маркетинговые исследования рынка. Целесообразно применять в этом случае ценообразование по методу «издержки плюс», то есть цена получается добавлением к величине издержек фиксированной маржи. При таком ценообразовании сразу же известна величина маржинального дохода и, следовательно, легко определяется точка безубыточности.

1.4.Планирование безубыточности.

Вопросы анализа точки безубыточности наиболее интересны в двух аспектах: анализ нынешнего состояния дел на предприятии и прогноз будущего состояния фирмы. Первый аспект заключается в выделении наиболее существенных факторов, определяющих себестоимость производимых изделий и анализа текущей рыночной конъюнктуры. Второй аспект заключается в прогнозе уровня затрат на производство и ценовой ситуации на рынке. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. Важным условием обеспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности фирмы.

Процесс составления плана безубыточности деятельности фирмы является частью составления общего финансового плана фирмы. Схему его составления можно представить в виде:

Подробно рассмотрим все стадии процесса планирования безубыточности:

I. Анализ состояния дел в фирме и ситуации на рынках сбыта. Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами прежде всего понимаем анализ издержек, с учетом возможностей трансформирования структуры издержек с целью их минимизации. Отметим, что на минимизацию издержек помимо часто производственных и технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются прежде всего как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденцией к ее изменению; деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей, изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется деятельность фирмы и т.д.

II. Прогноз будущих цен на факторы производства и на готовую продукцию. Для этого особенно полезно рассмотрение статистически по показателям, рассматривавшимся в п.1.3, анализ динамики этих показателей, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тедденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска путем использования товарных фьючерсов и опционов.

III. Расчет переменных и постоянных затрат. Применяя методику, изложенную в п.1.3., поспрогнозированным значениям цен и непроизводственных затрат, необходимо рассчитать себестоимость производимой продукции. При этом необходимо спланировать применение объема незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, определяются предположительные источники их формирования. Если потребность в финансовых ресурсах удовлетворяется путем внешних займов, то в сумму непроизводственных расходов необходимо включить расходы по полученным кредитам.

IV. Расчет точки безубыточности. Определяем точку безубыточности на основе расчета себестоимости изделий и предположительной цены реализации. Схемы расчета точки безубыточности изложены в п. 3.1. После расчета объема производства, необходимого для покрытия постоянных издержек, определяется потребная величина маржи безопасности. Эта приблизительная величина зависит от стабильности внешней среды, в которой действует фирма. Естественно, что чем более нестабильна внешняя среда, тем большим должен быть размер маржи безопасности. После определения маржи безопасности рассчитываем объем выпуска и реализации продукции необходимой для достижения требуемого уровня маржи безопасности.

V. Определение ценовой политики предприятия. На основе анализа будущего состояния рынка, определяем при каком уровне цен и ценовой политике предприятия достигается необходимый объем реализации. После этого вновь пересчитывается точка безубыточности и уточненная величина маржи безопасности. Если не получается достичь приемлемой величины маржи безопасности, то необходимо повторить анализ, обращая внимание на снижение затрат. Подобным оперативным процессом мы достигаем производственного плана с удовлетворяющими исходным требованиям величинами маржи безопасности и цен реализации.

VI. Принятие окончательного плана. На основе определеных цен реализации, объемов реализации производится окончательный расчет точки безубыточности, а также составляется финансовый план и план реализации с разбивкой по периодам. При этом определяется момент достижения точки безубыточности.

VII. Контроль безубыточности. Контроль безубыточности включает в себя несколько аспектов о которых мы только упоминаем: контроль производственных расходов, контроль себестоимости, контроль плана реализации, контроль поступления доходов, контроль выполнения плана безубыточности. Ясно, что контроль себестоимости и контроль плана реализации и поступления доходов проверяют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерывном контроле за полученными доходами и текущими издержками фирмы, определении того, в каком положении относительно точки безубыточности находится фирма. Подобное изложение вопросов планирования и контроля безубыточности опускается в силу того, что данная работа имеет ограниченный объем.

Таким образом, мы рассматриваем достаточно замкнутый круг вопросов, касающихся анализа безубыточности и вкратце описали процесс планирования безубыточности.

2.Планирование прибыли.

2.1. Понятие прибыли и ее значение для предприятия .

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности.

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики.
Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В - третьих, прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть координально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.
В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства – предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.

В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

В российской практике употребляются определения: валовая прибыль, балансовая прибыль, чистая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и ряд других. Эти определения нормативно не закреплены и могут употребляться в самых различных контекстах.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.

В целом прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль получается как разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций . Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

Работа предприятия в условиях рыночной экономики связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию. Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляции, а следовательно, эмиссии денег.

Поэтому прибыль должна играть решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее формирования распределения.

Значение прибыли:

· Отражение результата предпринимательской деятельности предприятия;

· Стимулирующий фактор предпринимательской деятельности;

· Источник расширенного воспроизводства;

· Важнейший финансовый ресурс предприятия;

· Источник прироста собственного капитала предприятия;

· Источник социальных благ;

· Источник формирования доходов бюджета.

2.2. Виды и функции прибыли.

Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.

Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления. По этой причине прибыль (убыток), показанные в отчете о финансовых результатах, не отражают реального притока денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.

На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:

1. как результаты (прибыль или убыток) от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;

2. как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета «Прибылей и убытков» без предварительной записи на каких-либо других счетах.

Основными показателями прибыли являются:

- общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);

- прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

- прибыль от финансовой деятельности;

- прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль.

Все показатели содержатся в форме № 2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятия – «Отчет о финансовых результатах».

1. Валовая прибыль (до налогообложения)

это совокупный объем прибыли, получаемый предприятием за анализируемый период времени.

ПДНО= ПО + ПФ + ПИ + ВРДиР

ПО – прибыль от основное (операционной) деятельности;

ПФ – прибыль от финансовой деятельности;

ПИ – прибыль от инвестиционной деятельности;

ВРДиР – внереализационные доходы и расходы.

1.1. Прибыль от основной (операционной) деятельности

Под основной (операционной) деятельностью понимают деятельность, ради которой создавалось предприятие и которая приносит наибольший объем прибыли (дохода).

ПО= ПР + ППРиРУ + ПРОФ

ПР – прибыль от реализации продукции;

ППРиРУ – прибыль от прочей реализации и реализации услуг нетоварного характера;

ПРОФ – прибыль от реализации основных фондов.

1.1.1. Прибыль от реализации продукции

ПР= ВР – НДС – А – ТП – ЗПиРП

ВР – выручка от реализации товаров и услуг;

НДС – налог на добавленную стоимость;

А – акцизы; косвенные налоги

ТП – таможенные пошлины;

ЗПиРП – затраты на производство и реализацию продукции.

1.1.1.1. Затраты на производство и реализацию продукции

а) материальные затраты:

· затраты на приобретение сырья, материалов, полуфабрикатов;

· затраты на приобретение запчастей и комплектующих;

· затраты на ГСМ и тару;

· затраты на малоценные и быстро изнашивающиеся предметы (МБП)

б) затраты на оплату труда:

· з/п основных работников и работников по трудовому договору;

· з/п руководящего персонала;

· премии;

· единовременные выплаты за выслугу лет;

· единовременные выплаты по итогам работы предприятия за год;

· ЕСН;

· материальная помощь не более 2-х МРОТ в год;

· оплата проезда в рабочее время;

· стоимость бесплатного питания;

· оплата очередных отпусков;

· оплата учебных отпусков.

НЕ входит:

· выплата з/п из целевых поступлений и финансирования;

· материальная помощь свыше 2-х МРОТ в год;

· оплата проезда к месту работы;

· персональные надбавки к пенсии;

· дополнительные отпуска женщинам по уходу за детьми;

· стоимость подписки СМИ;

· оплата экскурсий, путешествий и путёвок.

в) амортизация основных фондов:

· суммы начисленной амортизации по основным фондам, принадлежащим предприятию и взятым на условиях аренды.

г) прочие затраты:

· транспортные расходы;

· амортизация некоторых видов НМА;

· % по кредиту, начисляемые по ставке рефинансирования (13%)

· оплата рациональных предложений и приобретений, но не более 100 МРОТ в год

· командировочные расходы, которые включают в себя:

- оплата проездных документов;

- оплата гостиничных услуг, не включая стоимость питания, радиоточек и ТВ-услуг;

- суточные, из расчета 100 руб/сутки.

1.1.2. Прибыль от прочей реализации и реализации услуг нетоварного характера

· прибыль от реализации продукции при условии, что она не является объектом основной деятельности предприятия;

· прибыль от реализации услуг при условии, что они не являются предметом основной деятельности;

· прибыль от реализации материальных ценностей и запасов;

· прибыль, полученная от подсобных хозяйств предприятия.

ППРиРУ= ВРПРиРУ – ЗПРиРУ

ВРПРиРУ – выручка от реализации прочей продукции и реализации услуг нетоварного характера;

ЗПРиРУ – затраты на прочую реализацию и реализацию услуг нетоварного характера.

1.1.3. Прибыль от реализации основных фондов

ПРОФ= ЦР – (ОС*I) (обычно является убытком)

ЦР – цена реализации ОФ;

ОС – остаточная стоимость ОФ;

I – индекс инфляции.

1.2. Прибыль от финансовой деятельности

Под финансовой деятельностью предприятия понимают деятельность, направленную на привлечение в оборот предприятия дополнительных источников финансирования.

1.3. Прибыль от инвестиционной деятельности

Под инвестиционной деятельности понимают деятельность, направленную на увеличение основных средств или прирост оборотных средств, в результате приводящим к увеличению экономического потенциала предприятия.

Инвестиционная деятельность характеризуется двумя показателями:

· валовые инвестиции — совокупный объем всех инвестиционных вложений за определенный период;

· чистые инвестиции — валовые инвестиции за вычетом суммы амортизационных отчислений.

ПИ= ЧДП – ИЗ

ЧДП – сумма чистого денежного потока, получаемого предприятием за весь период эксплуатации инвестиционного проекта;

ИЗ – сумма инвестиционных затрат на реализацию инвестиционного проекта.

1.4. Внереализационные доходы и расходы

Доходы:

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· выплаты страховых компаний за причиненный ущерб;

· погашение ранее считавшейся безнадежной кредиторской задолженности;

· положительные курсовые и суммовые разницы;

· штрафы, пени и неустойки полученные;

· безвозмездные перечисления другими предприятиями при условии, что предприятия не связаны совместной коммерческой деятельностью;

· безвозмездные денежные переводы и перечисления физических лиц;

· средства, предоставляемые из бюджетов различного уровня;

· доходы, получаемые от дооценки сырья, запасов и готовой продукции;

· доходы, получаемые от переоценки основных средств и проч.

Расходы:

· убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

· штрафы, пени, неустойки уплаченные;

· судебные издержки и арбитражные расходы;

· величина безнадежной дебиторской задолженности;

· списание величины сомнительной или безнадежной дебиторской задолженности за свой счет;

· отрицательные курсовые и суммовые разницы;

· убытки по аннулированным договорам;

· убытки от производств, не давших готовой продукции;

· убытки от уценки сырья, запасов и готовой продукции;

· некомпенсируемые убытки от стихийных бедствий;

· некомпенсируемые убытки от пожаров;

· убытки от хищений, виновники по которым не установленные по решению суда;

· прочие внереализационные расходы.

2.Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

- отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);

- рентных платежей в бюджет;

- доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;

- доходов от казино, видеосалонов и пр.;

- прибыли от страховой деятельности;

- прибыли от отдельных банковских операций и сделок;

- курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;

- прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной продукции.

3.Чистая прибыль предприятия , т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.

Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.Более наглядно процесс формирования чистой прибыли можно рассмотреть в Приложении 1.

Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли.

Консолидированная прибыль - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

Выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Затраты, входящие в себестоимость по экономическому содержанию группируются по следующим элементам:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов, а так же санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

2.3.Методы планирование прибыли.


Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Оно проводиться по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты о принятия различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период.

Существует три метода планирования прибыли:

1. Метод прямого счета;

2. Аналитический метод;

3. Метод совмещенного расчета.

Планирование прибыли методом прямого счета.

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С),

где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп ) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп - Стп ,

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп ) в общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп - Срп ,

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок ,

где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при боль­шом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:

а)определения ассортимента по всем позициям номен­клатуры;

б)составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;

в) исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, пред­полагает разработку сметы производства по всем ее элементам;

г)установления цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком метода является то, что он не позво­ляет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в пла­новом периоде.


Планирование прибыли аналитическим методом.

Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продук­ции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия. С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции при­быль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Рассчитывают по формуле:

П = Т(100-З)/100,

где П — валовая прибыль от выпуска товарной продукции;

Т — товарная продукция в ценах реализации предприя­тия;

3 — затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции, ис­численной в ценах реализации.
Для определения общей суммы валовой прибыли от про­даж полученный результат корректируют на изменение при­были в переходящих остатках готовой продукции.
Аналитический метод применяют при укрупненном (пер­спективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана.
К аналитическому методу относят также планирование прибыли на основе базовой рентабельности. Это разновид­ность аналитического метода расчета прибыли. Базовая рен­табельность — отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год. В целях со­поставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен, даже если оно произошло в конце года. Кроме тог, из нее исключают часть, приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают с производства.
При помощи показателя базовой рентабельности исчисля­ют валовую прибыль по сравнимой товарной продукции. От­дельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной про­дукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от продаж в планируемом году.

При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируют влияние на нее изменений по сравнению с от­четным годом отдельных факторов: себестоимости продук­ции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет включает девять стадий.

1. Расчет прибыли по сравнимой товарной продукции на основании базовой рентабельности. При этом в целях сопоставимости производится пересчет всей сравни­мой товарной продукции планового года на себестои­мость отчетного года исходя из предусмотренного ее изменения (в %).

2. Определение влияния изменения себестоимости срав­нимой товарной продукции на прибыль. Для этого со­поставляют сравнимую товарную продукцию планово­го года по себестоимости отчетного и планового года. Разница — сумма прибыли (убытка) от изменения себе­стоимости.

3. Определение влияния на прибыль по сравнимой товар­ной продукции изменений в ассортименте. Рассчитыва­ют средний уровень рентабельности при структуре вы­пуска продукции отчетного и планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за измене­ния ассортимента.

4. Расчет влияния качества на прибыль по сравнимой то­варной продукции. Он производится на основании ко­эффициента сортности. Определяют удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношение между ценами на отдель­ные сорта. Цену 1 сорта принимают за 100%, цену 2 сор­та исчисляют в процентном отношении к цене 1 сорта и т. д.

5. Расчет влияния на прибыль изменений цен реализации товарной продукции. Определяют товарную продук­цию, на которую введены новые цены, в ценах реализации, умножая на изменение цен (в процентах).

6. Исчисление прибыли в переходящих остатках готовой продукции. Себестоимость переходящих остатков ум­ножают на рентабельность в 4 квартале отчетного и планового года.

7. Расчет прибыли от продаж. Определяют валовую при­быль с учетом влияния рассмотренных факторов и при­были в переходящих остатках готовой продукции и вы­читают коммерческие и управленческие расходы, планируемые отдельно на основе смет.

8. Определение прибыли по несравнимой товарной про­дукции. Эту прибыль находят прямым методом как раз­ницу между ценой реализации предприятия и себесто­имостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.

9. Расчет общей прибыли от продаж. Суммируют при­быль от продаж сравнимой и несравнимой продукции.

Для исчисления конечного финансового результата, кро­ме прибыли от продаж, рассчитывают результаты от операци­онных и внереализационных доходов и расходов.

Планирование прибыли методом совмещенного расчета.

В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

Основные группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице.

Основные группы показателей рентабельности

Показатели рентабельности

Формулы расчета

Назначение

Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства

Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы Продукции × 100%

Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции × 100%

Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств × 100%

Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия.

Служит основанием для установления цены

Рентабельность реализации (продаж)

Прибыль от продажи продукции / Выручка от реализации × 100%

Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) × 100%

Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации.

Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции

Рентабельность активов (капитала)

Рентабельность текущих активов

Рентабельность чистых активов

Прибыль / Совокупные активы × 100%

Прибыль / Текущие активы × 100%

Прибыль / Чистые активы × 100%

Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов.

Отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль / Собственный капитал × 100%

Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств

Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. В аналитической работе также часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних. В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.

В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего используют показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.

В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:

стоимость активов по балансу;

стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;

действующие активы;

оборотный капитал плюс внеоборотные активы.

А теперь приведем пример планирования прибыли двумя методами на примере данных компании ОАО «Денеб»:

Показатели

Сумма, руб

1

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

482340

2

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

346 529

3

Товарная продукция

176 377

4

Затраты на 1тыс. товарной продукции

23

1.Планируемая прибыль, рассчитанная методом прямого счета:

Прибыль = Выручка – Себестоимость = 482 340-346 529=135 811 руб

2.Планируемая прибыль, рассчитанная аналитическим методом:

Прибыль = Товарная продукция ( 100- Затраты)/100= 176 377(100 -23)/100=135810 руб

Как мы видим полученная прибыль незначительно отличается, а что касается того какой именно метод выбрать, то это во многом зависит от самого предприятия. В случае небольшого ассортимента в самый раз будет метод прямого счета. А если же предприятие довольно развитое с большим ассортиментом реализуемой продукции, то выбор падает на аналитический метод, который также позволит выявить факторы изменения прибыли.

Заключение.

Определение безубыточности производства напрямую связано с разделением затрат на постоянную и переменную часть расходов.

К переменным относятся расходы, абсолютная величина которых растет с увеличением объема выпуска продукции, а с его снижением - уменьшается. К ним относятся расходы на "сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, технологическое топливо и энергию, на оплату труда работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг), отчисления на социальные мероприятия, а также другие расходы. К постоянным относятся расходы, абсолютная величина которых с увеличением (уменьшением) выпуска продукции существенно не меняется. Они связаны с обслуживанием и управлением производственной деятельностью цехов, а также с обеспечением хозяйственных нужд производства. Расходы на производство делятся по календарным периодам на текущие и одноразовые.

В точке безубыточности чистая выручка от реализации продукции равна общим затратам по производству и реализации продукции.

Анализ безубыточности производства может быть произведен и на основании типовой калькуляции выпускаемого изделия и данных о объеме производства, при этом все затраты должны быть дифференцированы на постоянную и переменную часть расходов.

В целом можно сказать, что в своей деятельности предприятие использует анализ безубыточности для определения критического объема производства.

Также помимо анализа безубыточности, немаловажную роль играет планирование прибыли предприятия. Планирование осуществляют на основе трех методов:

Метод прямого счета;

Аналитический метод;

Метод совмещенного расчета.

И на основе этого можно выделить те, или иные факторы, влияющие на размер прибыли.

Выделяют следующие факторы, оказывающие влияние на размер прибыли:

· Внешние:

не зависят от деятельности предприятия.

· цены на государственные природные ресурсы и электроэнергию;

· природные условия;

· политическая и экономическая ситуация в стране;

· транспортные условия;

· уровень внешнеэкономических связей.

· Внутренние:

зависят от деятельности предприятия.

· Основные:

- объемы производства;

- объемы реализации;

- величина затрат, включаемых в себестоимость продукции;

· Неосновные (связанные с нарушением хозяйственной дисциплины):

- нарушение условий труда;

- нарушение качества выпускаемой продукции;

- ценовые нарушения.

Список литературы.

1. Баркан Д.И., Управление фирмой в условиях рынка – Л: Аквилон, 2007;

2. Краюхин Г.А. Планирование на предприятиях Учебник. - М.: Высшая школа. 2008.

3. Лебединский Н.П. Основы методологии планирования. - М.: Экономика, 2007

4. Петров Л.Н., Стратегическое планирование развития предприятия, - Санкт-Петербург, 2008;

5. А.Д.Шеремет, «Финансы предприятий» // под ред. Проф. А.Д.Шеремет, А.Ф.Ионова; М:Экономика,2002;

6. Экономика предприятия/ под ред.О.И. Волкова, - М: Инфра-М, 2009;

7. Планирование на предприятии. Учебное пособие А.И. Ильин, Д.М. Синица, Издание "Новое знание, 2008 г.;

8. А.Дайле, «Практика контроллинга»/ Под.ред. А.Дайле, Москва: Финансы и Статистика», 2007;

9. Кит Уорд, «Стратегический управленческий учет»/ Под.ред.Кит Уорд, Москва: ЗАО»Олимпия-Букс», 2006;

10. «Главбух:практический журнал для бухгалтера», №20, 2007г.

.Приложение1.

Формирование чистой прибыли .

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  626  627  628   ..