Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1128  1129  1130   ..

 

 

Балансовые отчеты, их виды и принципы составления в организации ООО ДЦ Парус

Балансовые отчеты, их виды и принципы составления в организации ООО ДЦ Парус

список литературы

1. Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. Приложение №2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 1996г., N 97.

2. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом МФ РФ от 28 июня 2000 г. №60н.

  1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению. Утверж­дены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.
  2. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Россий­ской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170.
  3. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”. ПБУ № 4 1996 г. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации № 10 от 8 февраля 1996 г.
  4. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98). Приказ Минфина России от 25 ноября 1998г., №56н.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98). Приказ Минфина России от 25 ноября 1998г., №57н.
  6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина России от 29 июля 1998г., №34н.

9. О бухгалтерском учете. Федеральный Закон от 21 ноября 1996 года, N 129-ФЗ.

  1. Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Эффективная настольная книга бухгалтера. – М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2005. – 1056с.
  2. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. - М.: 2006. - 378с.
  3. Козлова Е.П., Парашютин Н.В., Бабченко Т.Н., Галкина Е.Н. Бухгалтерский учет - М: Финансы и Статистика, 2002.
  4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М: ИНФРА-М, 2005. – 584 с.
  5. Новодворский В.Д., Пономарева В.П., Ефимова О.В. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ. - М: Бухгалтерский учет, 2006.

ГЛАВА 2. Балансовые отчеты организации ООО «Парус»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации ООО "Парус"

1.1. Открытое акционерное общество «ХЭЙЛУНЦЗЯН», в дальнейшем именуемое «Общество», создано в форме преобразования общества с ограниченной ответственностью «ХЭЙЛУНЦЗЯН», зарегистрированного главой администрации Хабаровского края 23 апреля 1993 г. (Реестровый номер 200).
ОАО «ХЭЙЛУНЦЗЯН» является правопреемником ООО «ХЭЙЛУНЦЗЯН» в соответствии с передаточным актом.
Место нахождения Общества -Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Почтовый адрес Общества - пр. Первостроителей, 21, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край, Россия, 681000

Целью деятельности Общества является получение прибыли.
Основными видами деятельности Общества являются:
- организация общественного питания;
- оптовая и розничная торговля ГСМ, продовольственными и промышленными товарами народного потребления, транспортными средствами, продуктами питания, винно-водочными и табачными изделиями, лекарственными препаратами в соответствии с действующим законодательством и решением местных органов власти, торгово-закупочная деятельность;
- производство и реализация товаров потребительского спроса;
- приобретение в России и по импорту, сбыт в России и на экспорт продукции (работ, услуг) Общества и его дочерних предприятий и филиалов, а также проведение в соответствии с законодательными актами коммерческих операций, включая внешнеторговые, валютные и посреднические, компенсационные и бартерные сделки, факторинг, лизинг и т.д.;
- проектные и строительные работы;
- организация производства и реализация промышленных товаров и изделий народного потребления;
- создание заготовительных и перерабатывающих производств в различных отраслях народного хозяйства;
- организация и строительство предприятий по производству машин, оборудования, приборов, инструментов и различных изделий промышленного и бытового назначения;
- проведение изыскательских, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экономических и инженерных разработок и исследований в интересах юридических и физических лиц;
- выполнение монтажных, наладочных и иных работ, связанных с установкой, эксплуатацией и ремонтом оборудования, приборов, инструментов, а также различных агрегатов и изделий;
- проведение работ в области технического дизайна и декоративно-прикладного искусства, содействие развитию народных промыслов;
- организация туристического бизнеса, в т.ч. иностранного;
- грузовые и пассажирские перевозки, организация службы такси;
- организация службы автосервиса;
- заготовка и переработка (в т.ч. глубокая) древесины;
- производство мебели и торгового оборудования;
- добыча и переработка продуктов лесного происхождения, звероводство, пчеловодство;
- заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции;
- организация фермерских хозяйств;
- открытие торговых точек, комиссионная торговля, лоточная торговля;
- сбор вторичных ресурсов, в том числе цветных и черных металлов и их реализация;
- организация складского и терминального хозяйства;
- художественно-оформительские работы;
- посреднические и представительские услуги;
- внешнеэкономическая деятельность;
- иные виды деятельности, не запрещенные федеральными законами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то Общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.

2.2.Порядок составления бухгалтерского баланса на ООО «Парус»

Главным продуктом бухгалтерии является финансовая информация, заключающаяся как в регистрах бухгалтерского учета, так и в бухгалтерской отчетности. Поэтому при формировании полной и достоверной информации бухгалтерского учета необходимо знать систему законодательства РФ. Специалист-бухгалтер отвечает за формирование достоверной информации, а также активно принимает участие в принятии решений на основе этой информации, ее анализе, оценке. Поэтому можно сделать вывод, что главным в ведении бухгалтерского учета и составлении любой бухгалтерской отчетности является качество в работе бухгалтера, а, следовательно, достоверность данных. Бухгалтерский баланс в ОАО «Автоагрегат» составляется по форме № 1 по ОКУД 0710001, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 22.07.03 № 67н. Данная форма имеет следующие реквизиты:

- указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлен баланс («на200 г.», «за200 г.»);

- организация (указывается полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке) – ОАО «Автоагрегат»;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – указывается присвоенным налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика – 5702000280/570201001;

- вид деятельности – указывается вид деятельности, который признается в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых государственным комитетом РФ по статистике – производственная;

- организационно-правовая форма/форма собственности указывается организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) – открытое акционерное общество (47) и код собственности по Классификатору форм собственности (КФС)- частная (41);

- единица измерения – указывается формат представления числовых показателей - тыс. руб. - код по ОКЕИ 384;

- местонахождение (адрес) – указывается полностью почтовый адрес организации – 303858, Орловская обл., г. Ливны, ул. индустриальная, д.2а;

- дата утверждения – указывается установленная дата для бухгалтерского баланса;

- дата отправки/принятия – указывается конкретная дата почтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности;

- реквизиты руководитель и Главный бухгалтер заполняются подписями с их расшифровкой;

- подписи скрепляются печатью организации;

- указывается дата составления баланса.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерского баланса ОАО «Автоагрегат» должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей баланса с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации, правильная оценка статей баланса.

При составлении бухгалтерского баланса используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности № 60н от 28.06.2000г.

Отчетным годом для всех организации (в т.ч. и для ОАО «Автоагрегат» является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданной (либо реорганизованной) организации первым отчетным годом считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, созданной после 1 октября (включая 1 октября), – с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Конкретная дата представления отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая отчетность представляется не ранее 60 дней по окончании отчетного года.

Днем представления бухгалтерской отчетности является день ее фактической передачи по принадлежности, дата ее почтового отправления либо отправки по телекоммуникационным каналам связи. Если дата представления приходится на нерабочий день, то сроком представления отчетности считается первый, следующий за ним рабочий день.

Рассмотрим актив баланса ОАО «Автоагрегат» за 2007, 2008 гг. (Приложения В,Г).

В активе два раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы». Показатели фиксируются по принципу возрастающей ликвидности. Сначала указываются неликвидные средства (внеоборотные активы), затем активы средней ликвидности (запасы, расходы будущих периодов, незавершенное производство, обязательства покупателей), в последнюю очередь – ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности к реализации (денежные средства).

Рассмотрим раздел «Внеоборотные активы».

В строке 120 «Основные средства» суммируется остаточная стоимость всех основных средств, включая те, которые находятся в эксплуатации, на реконструкции, модернизации, консервации или в запасе. Объекты учитываются в составе основных средств при одновременном выполнении условий, перечисленных в пункте 4 ПБУ 6/01. Активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в составе МПЗ.

Чтобы определить остаточную стоимость, необходимо из первоначальной стоимости основных средств вычесть сумму начисленной по ним амортизации

При заполнении строки 120 используют дебетовый остаток по счету 01 «Основные средства», который уменьшается на кредитовый остаток по счету 02 субсчет «Амортизация по объектам, учтенным на счете 01».

Основные средства в 2007 г. составили 99521 тыс. руб. и в 2008 г. – 115772 тыс. руб.

По строке 130 «Незавершенное строительство» записываются суммы вложений во внеоборотные активы:

- затраты на строительно-монтажные работы, осуществляемые как хозяйственным, так и подрядным способом;

- стоимость прочих капитальных работ и затрат (геолого-разведочные,проектно-изыскательские, буровые работы; затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством; расходы на подготовку кадров для вновь строящихся организаций);

- затраты сельскохозяйственных предприятий на формирование основного стада;

- расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов;

- стоимость объектов капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации до ввода их в постоянную эксплуатацию;

- стоимость объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством;

- стоимость приобретенного оборудования, не переданного в монтаж и учтенного на счете 07 «Оборудование к установке».

- расходы на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (НИОКР), которые не закончены.

Чтобы заполнить строку 130, надо просуммировать дебетовые остатки по счетам 07 и 08 и вычесть сальдо по кредиту 02 (в части амортизации, начисленной по объектам капитального строительства, находящимся во временной эксплуатации до ввода в постоянную эксплуатацию).

Незавершенное производство в 7839 тыс. руб. в 2007 г. и 7710 тыс. руб. в 2008 г.

Строка 135 «Доходные вложения в материальные ценности». Хотя доходные вложения относятся к основным средствам предприятия, остаточную стоимость имущества, предназначенного для передачи за плату во временное пользование с целью получения дохода (по договору лизинга, аренды или проката), в учете отражают обособленно.

Первоначальная стоимость доходных вложений в материальные ценности учитывается на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Сумма начисленной амортизации отражается на отдельном субсчете счета 02. Важный момент: начислять амортизацию по предметам, которые предназначены для сдачи в аренду по договору проката, можно только линейным способом. Такое правило установлено в пункте 51 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

По объектам жилищного фонда, учитываемым в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Он распространяется только на объекты жилищного фонда, приобретенные после 1 января 2006 года. По объектам, приобретенным до указанной даты, амортизация не начисляется. Движение сумм износа по этим объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.

Первоначальная стоимость материальных ценностей, учтенных на счете 03, может увеличиваться в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или уменьшаться в случае частичной ликвидации (п. 14 ПБУ 06/01). Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию или модернизацию списываются со счета 08 в дебет счета 03.

Не чаще одного раза в год организация вправе переоценивать предметы проката и лизинга (п. 15 ПБУ 06/01). Результаты переоценки отражаются в том же порядке, что и переоценка основных средств.

Показатель строки формируется как разность между дебетовым сальдо счета 03 и кредитовым сальдо счета 02 субсчет «Амортизация по объектам, учтенным на счете 03».

В строке 140 «Долгосрочные финансовые вложения» отражаются вложения в акции, государственные ценные бумаги, облигации и прочие ценные бумаги, предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады и иные финансовые вложения, срок обращения или погашения которых превышает один год.

Согласно пункту 2 ПБУ 19/02 вложения квалифицируют в качестве финансовых при одновременном выполнении трех условий:

- организация, вкладывая деньги, рассчитывает получить доход;

- организация может документально подтвердить право на вложения и на получение доходов, вытекающее из этого права;

- к организации переходят все риски, связанные с осуществлением вложений.

Все финансовые вложения подразделяются на две группы. В первую включаются активы, по которым можно определить текущую рыночную стоимость. Они учитываются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.

Ко второй группе относятся финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость. Активы, стоимость которых существенно и устойчиво снижается, в бухгалтерском балансе отражаются по учетной стоимости за минусом суммы образованного резерва под их обесценение.

Показатель строки 140 соответствует сумме остатков по счетам 55 субсчет «Депозитные счета» и 58 «Финансовые вложения» за вычетом остатка по счету 59 «Резерв под обесценение финансовых вложений». Естественно, в части сумм, относящихся к долгосрочным вложениям.

В 2007 и 2008 гг. долгосрочные финансовые вложения составляли 13058 тыс. руб.

В строке 145 «Отложенные налоговые активы» указывается сумма отложенных налоговых активов, сформированных организацией на счете 09 «Отложенные налоговые активы» в соответствии с ПБУ 18/02.

Отложенные налоговые активы (ОНА) и отложенные налоговые обязательства (ОНО) отражаются в бухгалтерском балансе соответственно в составе внеоборотных активов и долгосрочных обязательств (п. 23 ПБУ 18/02). Но организации имеют право указывать эти показатели сальдирование (свернуто) при одновременном выполнении следующих условий:

- организация имеет как отложенные налоговые активы, так и отложенные налоговые обязательства;

- данные показатели учитываются при расчете налога на прибыль.

По строке 145 записывается разница между сальдо по счетам 09 и 77, если величина отложенных налоговых активов больше величины отложенных налоговых обязательств. Способ представления ОНА и ОНО в бухгалтерском балансе должен быть закреплен в учетной политике организации.

Отложенные налоговые активы составляют в 2007 г. 18 тыс. руб., а в 2008 г. – 73 тыс. руб.

Строка 150 «Прочие внеоборотные активы». Если какие-либо внеоборотные активы не фигурировали в предыдущих строках данного раздела бухгалтерского баланса, их нужно отразить по строке 150.

В строке 190 «Итого по разделу 1» приводится сумма значений строк 110, 120, 130, 135, 140, 145 и 150.

Рассмотрим раздел «Оборотные активы».

В строке 210 «Запасы» указываются данные обо всех запасах предприятия (материалах, готовой продукции, товарах, расходах будущих периодов). Эти активы необходимо расшифровать по видам (строки 211 – 217). В балансе ОАО «Автоагрегат» используется строка 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности». Строка 211 используется в балансе ОАО «Автоагрегат» в исследуемом периоде: 2007 – 105191 тыс. руб.; 2008 – 99830 тыс. руб.

В бухгалтерской отчетности материально-производственные запасы отражаются по фактической себестоимости приобретения. Фактическая себестоимость материалов и товаров формируется двумя способами. Во-первых, фактическая себестоимость материалов учитывается непосредственно на счете 10 «Материалы», животных – на счете 11 «Животные на выращивании и откорме», товаров – на счете 41 «Товары». В этом случае все расходы, понесенные организацией при заготовлении материалов, товаров или животных, фиксируются соответственно по дебету счета 10, 41 или 11.

Во-вторых, фактическая себестоимость материалов и товаров формируется с использованием дополнительных счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Тогда все расходы на приобретение материалов, товаров и животных отражаются по дебету счета 15. При поступлении МПЗ на склад они приходуются по учетной стоимости. В качестве учетной стоимости признаются цена поставщика, фактическая себестоимость МПЗ по данным предыдущего месяца, фиксированная цена, утверждаемая на определенный период.

По дебету счета 15 формируется информация о фактической себестоимости МПЗ, а по кредиту – информация об их учетной цене. В конце месяца остаток по счету 15 списывается на счет 16. Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца свидетельствует о нахождении материально-производственных запасов в пути. Сумма отклонений, указанная на счете 16, списывается в конце отчетного месяца.

Заполняя строку 210, надо уменьшить стоимость материалов, готовой продукции и товаров на величину резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Такой резерв создается, когда рыночная цена готовой продукции ниже ее фактической себестоимости, товары не пользуются спросом или сырье и материалы частично утратили первоначальные свойства.

Строка 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности». Указывается фактическая стоимость материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, тары, запасных частей, хозяйственного инвентаря и т. д. В этой же строке отражается остаточная стоимость специального инструмента и специальной одежды. Для заполнения строки 211 используют:

- остаток по счету 10;

- аналитические данные по счету 16 (для тех организаций, которые ведут учет МПЗ по учетным ценам, а отклонения отражают на счете 16). Причем положительные отклонения (дебетовый остаток по счету 16) прибавляют к учетной стоимости материалов, а отрицательные отклонения (кредитовый остаток по счету 16) вычитают;

- аналитические данные по счету 14 (если организация формирует подобный резерв в отношении материалов).

Запасы в 2007 г. составили 162273 тыс. руб., в 2008 – 157013 тыс. руб.

Строка 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». В этой строке приводят остаток по счету 19, где учитываются суммы «входного» НДС по приобретенным МПЗ, объектам основных средств и НМА, работам и услугам производственного характера. Данные суммы будут предъявлены к налоговому вычету в следующих отчетных периодах.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям в 2007 г. составил 1866 тыс. руб., а в 2008 – 3291 тыс. руб.

Строка 240 «Дебиторская задолженность платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)», которая характеризует долгосрочной дебиторской задолженностью.

Задолженность составила 73009 тыс. руб. в 2007 г., а в 2008 – 70330 тыс. руб.

В общую сумму «дебиторки» должны войти дебетовые сальдо по счетам:

- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансам выданным»;

- 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

- 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

- 69 «Расчеты по социальному страхованию»;

- 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

- 75 «Расчеты с учредителями»;

- 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Предприятие может создавать резервы по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ). По мнению Минфина России, в отношении авансов, перечисленных поставщикам, резервы по сомнительным долгам не создаются. Специалисты финансового ведомства считают, что дебиторская задолженность по счету 60 субсчет «Авансы выданные» не может рассматриваться в качестве сомнительной (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

Величина созданного резерва по сомнительным долгам уменьшает сумму дебиторской задолженности за отгруженные товары, работы и услуги, отраженную в балансе.

В отдельной строке выделяется задолженность покупателей и заказчиков (строки 241).

В 2008 г. сумма по строке 241 составила 49455 тыс. руб., в 2007 – 56551 тыс. руб.

В строке 260 «Денежные средства» указывается сумма денежных средств, которыми располагает предприятие:

- наличные деньги в кассе организации и стоимость денежных документов – почтовых марок, марок госпошлины, вексельных марок, оплаченных авиабилетов, карточек экспресс-оплаты за услуги связи и т. д. (остаток по счету 50 «Касса»);

- безналичные средства на рублевых счетах в банках, которым соответствует дебетовое сальдо счета 51 «Расчетные счета»;

- рублевая стоимость иностранной валюты на валютных счетах в банке. Она равна дебетовому остатку по счету 52 «Валютные счета»;

- остаток по счету 55 «Специальные счета в банках» (кроме остатка по субсчету 3 «Депозитные вклады»);

- переводы в пути (остаток по счету 57 «Переводы в пути»).

Денежные средства в 2007 г. составляют 30676 тыс. руб., в 2008 – 6 тыс. руб.

Иностранная валюта, которой располагает организация, при составлении баланса пересчитывается в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на конец отчетного периода, то есть на 31 декабря 2007 года.

В строке 270 «Прочие оборотные активы» записываются суммы, которые нельзя отразить по другим группам статей раздела «Оборотные активы».

Показатель строки 290 «Итого по разделу II» равен сумме значений строк 210, 220, 240, 260 и 270.

Итого по разделу II в 2007 г. составило 267824 тыс. руб., в 2008 – 230640 тыс. руб.

Строка 300 «Баланс» предназначена для итоговой величины актива баланса (сумма строк 190 и 290).

Баланс на 2007 г. составляет 388278 тыс. руб., в 2008 – 367272 тыс. руб.

В пассиве баланса расшифровывается информация об источниках формирования активов. Разделы пассива: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».

В строке 410 «Уставный капитал» фиксируют величину уставного (складочного) капитала организации, которая указана в учредительных документах. Это кредитовый остаток на начало и на конец отчетного периода по счету 80 «Уставный капитал».

Уставный капитал ОАО «Автоагрегат» в изучаемом периоде составляет 170713 тыс. руб.

В строке 420 «Добавочный капитал» отражают кредитовый остаток по счету 83 «Добавочный капитал» на начало и конец отчетного периода.

Добавочный капитал предприятия в изучаемом периоде составляет 311тыс. руб.

В строке 430 «Резервный капитал» указывают остаток резервного фонда. При заполнении строки используют кредитовый остаток по счету 82 «Резервный капитал» на начало и конец отчетного периода. Показатель данной строки расшифровывается в строках 431 – 432. В балансе за 2007 и 2008 гг. используется строка 431 «Резервные фонды, образованные в соответствии с учредительными документами» и сумма по ним составляет в 2007 г. – 7980 тыс. руб., а в 2008 – 8127 тыс. руб.

Общая сумма резервного капитала составила в 2007 – 7980 тыс. руб., а в 2008 – 8127 тыс. руб.

В строку 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» вписывается величина чистой прибыли, которая не распределена между собственниками и осталась в распоряжении организации, или величина непокрытого убытка.

В показатель по этой строке включается нераспределенная прибыль прошлых лет и чистая прибыль отчетного года.

При формировании показателя по строке 470 на конец отчетного года не учитывается решение собственников о распределении прибыли (погашении убытков) по результатам деятельности за отчетный год. Данные о распределении прибыли за отчетный год организация приводит в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.

При заполнении строки используется остаток по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Дебетовый остаток (убыток) указывается в круглых скобках.

Нераспределенная прибыль в 2007 г. составила 83814 тыс. руб., а в 2008 – 101964 тыс. руб.

В строке 490 «Итого по разделу III» записывают величину собственного капитала организации. Для этого суммируют (отраженные в круглых скобках– вычитаются) показатели строк 410, 420, 430 и 470.

Итого по разделу III составило в 2007 г. 262818 тыс. руб., а в 2008 – 281115 тыс. руб.

Рассмотрим раздел «Долгосрочные обязательства».

Строка 510 «Займы и кредиты» предназначена для отражения средств, которые организация взяла в долг на срок более 12 месяцев. При заполнении этой строки важно помнить, что задолженность по кредитам и займам отражается с учетом начисленных процентов независимо от времени их фактической уплаты (п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ). При заполнении этой строки используют данные по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным займам и кредитам».

Займы и кредиты были только в 2007 г. и составили 7756 тыс. руб.

В строке 515 «Отложенные налоговые обязательства» указывают остаток отложенных налоговых обязательств, который числится по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» на начало и на конец отчетного периода. Если организация отражает ОНА и ОНО свернуто, в данной строке ставят величину превышения отложенных налоговых обязательств над отложенными налоговыми активами (разницу между сальдо по счетам 77 и 09).

Отложенные налоговые обязательства в 2007 г. составили 616 тыс. руб., а в 2008 – 1193 тыс. руб.

Показатель строки 590 «Итого по разделу IV» равен сумме значений строк 510,515 и составлял в 2007 г. 8372 тыс. руб. и в 2008 – 1193 тыс. руб.

Рассмотрим раздел «Краткосрочные обязательства».

В строке 610 «Займы и кредиты» указывается задолженность по кредитам и займам, которые организация должна погасить в течение 12 месяцев после отчетной даты. Для заполнения этой строки используют кредитовый остаток по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Организация также может отразить по этой строке задолженность по кредитам и займам, которая переведена из долгосрочной в краткосрочную.

Займы и кредиты в 2007 г. составили 21143 тыс. руб., а в 2008 – 15646 тыс. руб.

В строку 620 «Кредиторская задолженность» необходимо зафиксировать общую сумму кредиторской задолженности организации и расшифровать ее в строках 621 – 623.

Кредиторская задолженность в 2007 г. составила 95797 тыс. руб., в 2008 – 66827 тыс. руб.

В строку 621 «Поставщики и подрядчики» вписывают задолженность организации за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. При заполнении строки используют кредитовые остатки по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», относящиеся к краткосрочной задолженности.

Сумма по строке 621 составила в 2007 г. 34539 тыс. руб., в 2008 – 31844 тыс. руб.

В строке 622 «Задолженность перед персоналом организации» приводят суммы выплат, начисленных, но не выданных работникам (зарплата, премии, социальные и компенсационные выплаты).

Для учета расчетов с сотрудниками (штатными и внештатными) по всем видам зарплаты, премий и пособий предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту этого счета отражаются начисленные суммы, по дебету – выплаченные и удержанные. Суммы выплат, начисленные, но не полученные сотрудниками в установленный срок, приводятся по дебету счета 70 и кредиту счета 76 субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам». Следовательно, для заполнения строки 622 необходимо использовать остаток на начало и на конец отчетного года по счету 70 и субсчету 76-4.

Сумма по строке 622 составляет в 2007 г. 7685 тыс. руб., 2008 – 5426 тыс. руб.

В строке 623 «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» отражается задолженность организации на начало и конец отчетного периода перед ПФР (по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) и ФСС России (по взносам на травматизм). Расчет с упомянутыми фондами ведется на соответствующих субсчетах счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Сумма задолженности перед государственными внебюджетными фондами составляет 2575 тыс. руб. и 9321 тыс. руб. соответственно в 2007 и 2008 гг.

При заполнении строки 624 «Задолженность по налогам и сборам» используют кредитовый остаток по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Кроме того, по этой строке указывается задолженность по уплате ЕСН без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (счет 69). Если какой-либо субсчет счета 68 или 69 имеет дебетовый остаток, его записывают по строке 240 раздела «Оборотные активы».

Сумма задолженности по налогам и сборам составляет 13346 тыс.руб. и 15283 тыс. руб. соответственно в 2007 и 2008 гг.

В строке 625 «Прочие кредиторы» указывают задолженность по расчетам, не отраженным в предыдущих строках. При этом используют кредитовые остатки по счетам:

- 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по авансам полученным»;

- 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

- 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» и т. п.

Суммы невостребованной кредиторской задолженности должны быть списаны с бухгалтерского баланса после истечения срока исковой давности (п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ). На основании данных проведенной инвентаризации названные суммы включаются в состав прочих доходов предприятия (п. 7 и 10.4 ПБУ 9/99). В пятом разделе бухгалтерского баланса такие суммы не отражаются.

Сумма по строке 625 составляет 37652 тыс. руб.в 2007 г. и в 2008 – 4953 тыс. руб.

В строку 630 «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате дивидендов» вписывается сумма задолженности в виде дивидендов, а также процентов по акциям, которые начислены собственникам предприятия на основании решения собрания акционеров (участников), но еще не выплачены.

При заполнении строки 630 берется кредитовый остаток на начало и на конец отчетного периода по счету 75 «Расчеты с учредителями» субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов».

В строке 640 «Доходы будущих периодов» нужно указать доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам. В составе таких доходов учитывают разницу между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц за недостачу материальных ценностей, и балансовой стоимостью этих ценностей, арендную плату, полученную за несколько месяцев вперед, и т. п.

При заполнении строки используют кредитовое сальдо по счету 98 «Доходы будущих периодов».

Показатель строки 690 «Итого по разделу 5» равен сумме значений строк 610,620,630,640,650,660 и составляет 117088 тыс. руб. в 2007 г. и 84964 тыс. руб.

В строке 700 «Баланс» суммируют показатели строк 490, 590 и 690.

Величина пассива баланса должна быть равна величине актива (строка 300). Баланс на 2007 г. составляет 388278 тыс. руб., в 2008 – 367272 тыс. руб.

Таким образом, главным продуктом бухгалтерии является финансовая информация, заключающаяся как в регистрах бухгалтерского учета, так и в бухгалтерской отчетности. Поэтому при формировании полной и достоверной информации бухгалтерского учета необходимо знать систему законодательства РФ. Специалист-бухгалтер отвечает за формирование достоверной информации, а также активно принимает участие в принятии решений на основе этой информации, ее анализе, оценке.

Поэтому можно сделать вывод, что главным в ведении бухгалтерского учета и составлении любой бухгалтерской отчетности является качество в работе бухгалтера, а, следовательно, достоверность данных.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерского баланса ОАО «Автоагрегат» должно быть обеспечено соблюдение следующих условий:

- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей баланса с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации, правильная оценка статей баланса.

При составлении бухгалтерского баланса используются в основном данные Главной книги.

Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности № 60н от 28.06.2000г. Рассмотрели порядок составления и заполнения бухгалтерского баланса.

2.2 Порядок составления отчета о прибылях и убытках на ОАО «Автоагрегат»

Важнейшей формой выражения деловой активности организации является величина текущего финансового результата за определенный период от их предпринимательской (производственно-эксплуатационной), инвестиционной и финансовой деятельности.

Величина текущего финансового результата за определенный период отражается предприятием в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

Сведения о прибылях и убытках рассматриваются как наиболее значимая часть бухгалтерской отчетности организации, дополняющая и развивающая данные, представленные в балансовом отчете в виде окончательно оформленного результата.

Отчет о прибылях и убытках состоит из четырех разделов:

- «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»;

- «Прочие доходы и расходы»;

- «Прибыль (убыток) до налогообложения»;

- «Чистая прибыль (убыток) отчетного года».

Также в Отчете представлена справочная информация и расшифровка отдельных прибылей и убытков.

Рассмотрим содержание первого раздела Отчета – «Доходы и расходы по обычным видам деятельности».

Главными составляющими отчета являются выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; валовая прибыль, коммерческие расходы и управленческие расходы

По строке 010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей)» отражаются доходы, полученные от обычных видов деятельности организации. Согласно п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденному приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н, (далее по тексту ПБУ 9/99), доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Если сумма выручки, полученной от какого-либо вида деятельности организации, составляет 5 процентов и более от общей суммы выручки, она отражается по строкам 011-013 Отчета, но в Отчетах ОАО «Автоагрегат» за 2007 - 2008 гг эти строки не используются, значит выручка не превысила 5%.

Выручка – это сумма поступлений денежных средств и иного имущества и (или) дебиторской задолженности. Если сумма поступивших денежных средств меньше суммы дебиторской задолженности, выручка отражается в размере поступивших денежных средств и неоплаченной части дебиторской задолженности. В выручку от реализации продукции также необходимо включать суммовые разницы.

В бухгалтерском учете выручка отражается на счете 90 «Продажи». Согласно п. 12 ПБУ 9/99, выручка признается при наличии следующих условий:

- право на получение этой выручки вытекает из конкретного договора или может быть подтверждено иным образом;

- можно точно определить сумму выручки;

- организация получила в оплату выручки актив (имеет место увеличение экономических выгод организации) либо гарантии такой оплаты (имеет место уверенность в том, что произойдет увеличение экономических выгод организации);

- право собственности на продукцию перешло к покупателю или работа принята заказчиком;

- можно определить величину расходов, которые произведены или будут произведены в связи с получением данной выручки.

В основу формирования Отчета положен принцип начисления, или, как его еще называют, допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

В 2007 г. ОАО «Автоагрегат» реализовало продукции на 614821 тыс. руб., в 2008 г. – на 636974 тыс. руб. (Приложение В,Г).

В соответствии с принципом начисления выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг определяется по моменту их отгрузки (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов. Выручка отражается в размере поступивших денежных средств и неоплаченной части дебиторской задолженности.

Если договором обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией (товарами) и риска ее случайной гибели от организации к покупателю (заказчику) после момента поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции (товаров) на расчетный, валютный и иные счета организации в банках либо в кассу организации непосредственно, а также зачета взаимных требований по расчетам, то выручка от продажи такой продукции (товаров) включается в Отчет на дату поступления денежных средств (зачета). Аналогичный порядок применяется в отношении выполненных работ, оказанных услуг.

При договоре мены выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг отражается в бухгалтерском учете организаций, выступающих по договору в качестве покупателей, одновременно после исполнения обеими сторонами обязательств передать соответствующие товары.

В случае продажи товаров по договорам комиссии или поручения (кроме розничной торговли, общественного питания, аукционной торговли) с участием в расчетах в бухгалтерском учете комитента (доверителя) выручка от продажи товаров отражается по времени получения отчета комиссионера или поверенного об отгрузке товаров покупателю (заказчику). При этом время получения отчета не должно превышать разумного срока прохождения таких документов.

В соответствии с кассовым методом бухгалтерского учета определение выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг осуществляется на дату поступления денежных средств на расчетный или валютный счет за отгруженную продукцию (либо зачета взаимных требований).

По строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются расходы по обычным видам деятельности организации, выручка от реализации которых отражена по строке 010 Отчета.

Согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, (ПБУ 10/99), расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Также расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- можно точно определить сумму расхода;

- организация передала в оплату расхода актив (имеет место уменьшение экономических выгод организации) либо гарантии такой оплаты (имеет место уверенность в том, что произойдет уменьшение экономических выгод организации).

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных выше условий, в бухгалтерском учете организации признаются не расходы, а дебиторская задолженность.

ОАО «Автоагрегат» занимается реализацией товаров, работ и услуг, значит, по строке 020 Отчета отражается величина расходов, связанных с выпуском готовой продукции, реализованной покупателям. Другими словами, по данной строке указываются суммы, списанные с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 90 «Продажи».

Себестоимость продукции в 2008 г. составила 540020 тыс. руб., а в 2007 г. – 515879 тыс. руб. (Приложение В,Г).

По строке 029 «Валовая прибыль» Отчета отражается валовая прибыль предприятия. Она определяется как разность между выручкой от продажи товаров (продукции, работ, услуг) (строка 010) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) (строка 020).

В 2008 г. валовая прибыль составила 96954 тыс. руб., а в 2007 – 98942 тыс. руб. (Приложение В,Г).

Предприятия, занимающиеся производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), по строке 030 «Коммерческие расходы» Отчета отражают расходы, связанные со сбытом продукции, списанные с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи»; торговые предприятия отрадают по данной строке расходы, связанные с продажей товаров.

К коммерческим расходам можно отнести:

- расходы на рекламу продукции (работ, услуг);

- вознаграждения, уплаченные посредническим организациям;

- расходы на транспортировку продукции до места назначения;

- расходы по погрузочно-разгрузочным работам;

- расходы по содержанию помещений для хранения продукции;

- другие расходы, связанные со сбытом продукции.

В 2008 г. ОАО «Автоагрегат» коммерческие расходы составили 10 679 тыс. руб., а в 2007 - 9357 тыс. руб.

По строке 040 «Управленческие расходы» Отчета отражаются общехозяйственные расходы предприятия.

В 2008 г. управленческие расходы составили 66792 тыс. руб., в 2007 – 62144 тыс. руб.

В соответствии с учетной политикой исследуемого предприятия ОАО «Автоагрегат» общехозяйственные расходы списываются с кредита счета 26 в дебет счета 20 «Основное производство», они включаются в себестоимость реализованной продукции и отражаются по строке 020 Отчета.

По строке 050 «Прибыль (убыток) от продаж» Отчета отражается финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг).

Он определяется как разница между выручкой от продажи товаров (продукции, работ, услуг), отраженной по строке 010, и суммой затрат, отраженной по строкам 020, 030. 040. Если в отчетном периоде предприятие получило убыток, он показывается по строке 050 со знаком «минус».

В 2008 году прибыль от продаж составила 19483 тыс. руб., а в 2007 г. – 27441 тыс. руб.

Рассмотрим содержание второго раздела Отчета «Прочие доходы и расходы».

По строке 070 «Проценты к уплате» Отчета отражаются суммы процентов, которые организация должна заплатить.

В 2008 г. составили 2773 тыс. руб., а в 2007 г. – 2621 тыс. руб.

В бухгалтерском учете данные виды расходов учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

По строке 100 «Прочие расходы» Отчета отражаются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, материалов, дебиторской задолженности и т. п.;

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- прочие операционные расходы.

Прочие расходы составили в 2008 г. 42868 тыс. руб., а в 2007 – 38323 тыс. руб.

Прочие доходы составили в 2008 г. 67515 тыс. руб., а в 2007 – 23434 тыс. руб.

По строке 120 «Внереализационные доходы» Отчета отражаются внереализационные доходы организации.

Согласно пункту 8 ПБУ 9/99, внереализационными доходами являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- прочие внереализационные доходы.

По строке 130 «Внереализационные расходы» Отчета отражаются внереализационные расходы организации. К ним относятся:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- курсовые разницы;

- сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

- прочие внереализационные расходы.

Строки 120 и 130 не используются в Отчете ОАО «Автоагрегат» в исследуемом периоде.

По строке 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения» Отчета показывается финансовый результат (прибыль или убыток), полученный от деятельности организации за отчетный период. Он определяется как сумма прибыли (убытка) от продаж (строка 050), прочих операционных доходов (строка 090), внереализационных доходов (строка 120), уменьшенная на величину процентов к уплате (строка 070), прочих операционных расходов (строка 100).

Прибыль до налогообложения в 2008 г. составила 41520 тыс. руб., в 2007 – 9936 тыс. руб.

По строке 150 «Текущий налог на прибыль» Отчета указывается сумма налога на прибыль, начисленная к уплате в бюджет.

Эти суммы списываются с дебета счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Налог на прибыль в 2008 г. составил 12739 тыс. руб., в 2007 – 5192 тыс. руб.

По строке 180 «ЕНВД и другие налоги» Отчета указываются суммы налога на прибыль, начисленные уплате в бюджет. Также по этой строке следует отражать суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

В 2008 г. сумма прочих налогов составила 4291 тыс. руб., а в 2007 – 1426 тыс. руб.

По строке 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» Отчета отражается общая сумма чистой прибыли (убытка), полученной предприятием за отчетный период.

Чистая прибыль в 2008 г. составила 23968 тыс. руб., в 2007 – 2927 тыс. руб.

Раздел «Справочные данные» организация должна заполнить, если у нее есть постоянные налоговые обязательства (активы) или организация выплачивает дивиденды. Учетная политика ОАО «Автоагрегат» использует справочную строку 200 «Постоянные налоговые обязательства (активы) – используется в Отчетах за 2007 – 2008 гг.

По строке 200 отражена сумма 3296 тыс. руб. в 2008 г., и 3199 тыс. руб. в 2007 г.

В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» расшифровываются отдельные виды внереализационных доходов и расходов. В нем отражаются наиболее значительные доходы и расходы.

По строке 210 «Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании» Отчета указываются суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение хозяйственных договоров, полученные (уплаченные) предприятием.

Штрафы, пени, неустойки принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником.

По строке 230 «Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств» Отчета отражаются суммы убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств, которые получает (возмещает) организация.

По строке 240 «Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте» Отчета отражаются курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Таким образом, важнейшей формой выражения деловой активности организации является величина текущего финансового результата за определенный период от их предпринимательской (производственно-эксплуатационной), инвестиционной и финансовой деятельности.

Величина текущего финансового результата за определенный период отражается предприятием в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

Сведения о прибылях и убытках рассматриваются как наиболее значимая часть бухгалтерской отчетности организации, дополняющая и развивающая данные, представленные в балансовом отчете в виде окончательно оформленного результата.

Отчет о прибылях и убытках состоит из четырех разделов: «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»; «Прочие доходы и расходы»; «Прибыль (убыток) до налогообложения»; «Чистая прибыль (убыток) отчетного года». Также в Отчете представлена справочная информация и расшифровка отдельных прибылей и убытков.

Ознакомиться с основными особенностями составления Отчета о прибылях и убытках, такими как структура доходов и расходов по обычным видам деятельности; отражение выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг; отражение себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг; структура операционных доходов и расходов; отражение внереализационных доходов и расходов; определение прибыли или убытка от обычной деятельности; отражение чрезвычайных доходов и расходов; определение сумм чистой прибыли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. В настоящее время организации представляют квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также внутренними пользователями для экономического анализа в самой организации.

Вместе с тем, отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Бухгалтерский баланс – равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей: в одной отражаются средства по их составу, а в другой по источникам формирования. Первая часть баланса называется активом, а вторая пассивом.

Отчет о прибылях и убытках – одна из основных форм бухгалтерской отчетности (форма № 2), которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Бухгалтерский учет на предприятии ОАО «Автоагрегат» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Бухгалтерия предприятия является самостоятельным подразделением. В настоящее время в ОАО «Автоагрегат» применяется журнально-ордерная форма учета. Технико-экономические показатели свидетельствуют о некотором спаде в деятельности предприятия ОАО «Автоагрегат» в изучаемом периоде, так как наблюдается значительное снижение прибыли от продаж. Основная причина такого явления – увеличение себестоимости продукции.

Главным продуктом бухгалтерии является финансовая информация, заключающаяся как в регистрах бухгалтерского учета, так и в бухгалтерской отчетности. Поэтому при формировании полной и достоверной информации бухгалтерского учета необходимо знать систему законодательства РФ. Специалист-бухгалтер отвечает за формирование достоверной информации, а также активно принимает участие в принятии решений на основе этой информации, ее анализе, оценке.

Поэтому можно сделать вывод, что главным в ведении бухгалтерского учета и составлении любой бухгалтерской отчетности является качество в работе бухгалтера, а, следовательно, достоверность данных.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерского баланса ОАО «Автоагрегат» должно быть обеспечено соблюдение следующих условий:

- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей баланса с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации, правильная оценка статей баланса.

При составлении бухгалтерского баланса используются в основном данные Главной книги.

Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности № 60н от 28.06.2000г. Рассмотрели порядок составления и заполнения бухгалтерского баланса.

Важнейшей формой выражения деловой активности организации является величина текущего финансового результата за определенный период от их предпринимательской (производственно-эксплуатационной), инвестиционной и финансовой деятельности.

Величина текущего финансового результата за определенный период отражается предприятием в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

Сведения о прибылях и убытках рассматриваются как наиболее значимая часть бухгалтерской отчетности организации, дополняющая и развивающая данные, представленные в балансовом отчете в виде окончательно оформленного результата.

Отчет о прибылях и убытках состоит из четырех разделов: «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»; «Прочие доходы и расходы»; «Прибыль (убыток) до налогообложения»; «Чистая прибыль (убыток) отчетного года». Также в Отчете представлена справочная информация и расшифровка отдельных прибылей и убытков.

Ознакомиться с основными особенностями составления Отчета о прибылях и убытках, такими как структура доходов и расходов по обычным видам деятельности; отражение выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг; отражение себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг; структура операционных доходов и расходов; отражение внереализационных доходов и расходов; определение прибыли или убытка от обычной деятельности; отражение чрезвычайных доходов и расходов; определение сумм чистой прибыли.

Рассмотрен порядок составления отчета о прибылях и убытках раздела «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» предприятия.

Из вышеизложенного можно пронаблюдать особенности составления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, которые являются основными документами, характеризующими деятельность предприятия.

Проблемы, возникающие в процессе формирования любой отчетности, негативно влияют на эффективность системы управления предприятием. Их можно компенсировать, правильно организовав автоматизацию отчетности.

В итоге отчетность предприятия неуклонно разрастается и становится избыточной, повышается трудоемкость процессов ее формирования, однако потребители информации от этого едва ли выигрывают.

Автоматизация отчетности – первый шаг на пути к эффективной работе предприятия. Автоматический сбор отчетности значительно упрощает получение статистических данных, позволяет добиваться существенной экономии временных ресурсов и трудозатрат. При этом, качество подготовленной и систематизированной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия оказывается очень высоким.

Внедрение «Айкумена-Управление» позволяет провести автоматизацию сбора данных и подготовки отчетности, заложив основы для максимально продуктивной и прозрачной деятельности предприятия.

Применение стандартов МСФО в составлении бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках имеет множество преимуществ и позволяет приблизить отчетность предприятии к международным стандартам. Формат составления отчета о прибылях и убытках методом учета характера затрат основан на расчете дохода от продаж путем суммирования расходов, представленных по экономическим элементам, изменений запасов и прибыли. Данный метод используется также при составлении отчета о прибылях и убытках в других зарубежных странах, например, в условиях континентальной модели бухгалтерского учета, которую использует большинство стран Европы, Япония, франкоязычные страны Африки.

Несмотря на то, что российские национальные стандарты частично приближены к международной практике, данный метод составления отчета о прибылях и убытках в отечественной практике не применяется.

Вторым способом анализа и представления данных в отчете о прибылях и убытках в системе МСФО является метод функции затрат или «себестоимости продаж». Он позволяет разложить доход от продаж в отчете о прибылях и убытках в МСФО на два составных элемента: себестоимость и прибыль. В его основу положены: классификация расходов по их функциональным признакам, выделение части себестоимости продаж, распределение или административная деятельность.

Оценивая изменения, произошедшие в содержании рассмотренных нормативных предписаний, регулирующих отечественную учетную практику, следует отметить, что они вносят в нее не много существенно нового, однако при этом заметно расширяют круг мало понятных, трудно трактуемых и часто сложно соотносимых с экономической и правовой реальностью положений российских нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Можно сделать вывод о том, что предприятию ОАО «Автоагрегат» для совершенствования бухгалтерской отчетности необходимо перейти на формирование отчетности в соответствии с требованиями МСФО, что приблизит отчетность предприятия к международным стандартам. В составлении бухгалтерской отчетности происходит множество изменений, и бухгалтер предприятия должен учитывать все эти изменения, чтобы не допустить ошибок в составлении отчетности.

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

6

1.1. Общие требования к отчетности

6

1.2. Формы отчетности организаций. Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности3

8

ГЛАВА 2. Балансовые отчеты организации ООО «Парус»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации ООО "Парус"

23

2.2. Порядок составления бухгалтерского баланса

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

29

ПРИЛОЖЕНИЯ

31

к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н

(с учетом приказа Госкомстата РФ и Минфина РФ


[1] Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Эффективная настольная книга бухгалтера. – М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2005. – С. 865.

[2] Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Эффективная настольная книга бухгалтера. – М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2005. – С. 865 – 866.

[3] Новодворский В.Д., Пономарева В.П., Ефимова О.В. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ. - М: Бухгалтерский учет, 2006. – С. 28.

[4] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М: ИНФРА-М, 2005. – С. 418.

[5] Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Эффективная настольная книга бухгалтера. – М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2005. – С. 868.

[6] Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. - М.: 2006. – С. 299.

[7] Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. - М.: 2006. – С. 309.

[8] Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом МФ РФ от 28 июня 2000 г. №60н.

[9] Козлова Е.П., Парашютин Н.В., Бабченко Т.Н., Галкина Е.Н. Бухгалтерский учет - М: Финансы и Статистика, 2002. – С. 244.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1128  1129  1130   ..