Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1064  1065  1066   ..

 

 

История развития науки

История развития науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра бухгалтерского учета,
анализа и аудита в торговле

на тему: История развития науки

Студентка

УЭФ, 2 курс

Проверил

доцент

МИНСК 2008СОДЕРЖАНИЕ

Введение ------------------------------------------------------------------------------------- 3

1. Основы дифференциации наук ------------------------------------------------------ 4

2. Достижения науки в ХХ веке ------------------------------------------------------ 6

3. Пути дальнейшего развития -------------------------------------------------------- 11

Заключение -------------------------------------------------------------------------------- 14

Список использованных источников -------------------------------------------------15

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь современного общества в значительной мере зависит от успехов науки. В нашей квартире стоят холодильник и телевизор; мы ездим не на лошадях, а на автомобилях, летаем на самолетах; человечество избавилось от холеры и оспы, которые когда-то опустошали целые страны; люди высадились на Луну, и готовят экспедиции на другие планеты. – Все эти достижения человечества связаны с развитием науки и обусловлены научными открытиями. В настоящее время трудно найти хотя бы одну сферу человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. И дальнейший прогресс человеческого общества обычно связывают с новыми научно-техническими достижениями.

Громадное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом особого изучения. Что такое наука? Для чего она существует?

Целью данного исследования является изучение влияния закономерностей достижений науки на развитие общества, его совершенствование. Достижение данной цели предполагает рассмотрение следующих вопросов:

- определение сущности науки;

- изучение научных открытий как факторов прогресса;

- определение дальнейших путей развития науки.

Основным методом исследования в данной работе является метод синтеза.


1. ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАУК

Наука – это… А, собственно, что такое наука? Наверное, на этот вопрос каждый отвечает себе сам. Но, к сожалению, мы живём в такое время, что большинство ответов и мнений людей сведутся к чему-то "абстрактно-сложному, запутанному и, главное, не имеющему никакого отношения к реальной жизни". И это более чем печально. Печально то, что достойное финансирование порой не осуществляется, и стереотипное мнение о "живущем впроголодь никому не нужном учёном" всё глубже вселяется в умы людей. Печально то, что молодежь в наше время живёт по стадным законам, и лишь единицы способны вырваться из толпы и пойти против потока, занимаясь тем, что действительно важно. Печально то, что эти "единицы" очень часто не получают достойной поддержки, и светлейшие умы пропадают, зарывая себя в рутину будничных проблем.

Действительно печально. И даже порой страшно. Ведь кем бы мы сейчас были без Эйнштейна, Фарадея, Эдисона, Ломоносова? В каких условиях мы жили, если бы Де Бройль бросил заниматься природой электрона, Беринг предал своё изобретение противодифтерийной сыворотки ради чего-то более материального и выгодного, Попов "махнул рукой" на радио? Наш мир стремительно развивается и глупо отрицать, тем более в постиндустриальное время, то, что происходит это благодаря науке.

Современная наука раздроблена на необозримое множество отдельных научных дисциплин, областей и теорий. Представители различных конкретных наук говорят на разных языках, решают специфические проблемы и не имеют почти никаких точек соприкосновения в сферах своих профессиональных интересов. Математика, физика, биология, химия – это лишь традиционные наименования обширных комплексов дисциплин, порой весьма далеких одна от другой. В настоящее время лишь немногие ученые могут назвать себя математиками, или физиками, или биологами, не прибавляя к этому дальнейшего ограничения. Ученые превращаются во все более узких специалистов, а наука дробиться уже не на дисциплины или даже теории, а на отдельные проблемы и темы. Но есть мнение, что существующие границы между отдельными науками в недалеком будущем исчезнут, ибо «складывающееся в результате интеграционных процессов единство наук и знаний имеет конечную цель – образование одной науки с единой методологией, единым языком, единой теорией. Таким образом, распространенные ныне подходы к проблеме единства научного знания склонны рассматривать современную дифференциацию наук и специализацию ученых лишь как нечто внешнее и преходящее.


2. ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ В ХХ ВЕКЕ

Огромны успехи науки в ушедшем столетии. Достигнуты поразительные результаты в понимании строения материи, происхождения Вселенной, эволюции нашей планеты и жизни на ней, генных и молекулярных механизмов жизнедеятельности биологических объектов. Достижения науки воплотились в удивительные технологические прорывы. Сознательное, целенаправленное, планомерное освоение инноваций, основанных на новых знаниях, добытых в результате проведения фундаментальных исследований, освоение их в производстве, экономике, социальной жизни, политике является характерной особенностью ХХ столетия, с которой оно останется в истории.

В ушедшем столетии кардинальным образом изменились условия жизни людей. Машины и механизмы освободили (или открыли возможность для освобождения) человека от тяжкого физического труда. Удвоилась средняя продолжительность жизни людей на планете: с 33 лет в 1900 г. до 67 лет в 1997 г. Новые средства связи, транспорта, передачи энергии конца ХХ столетия несопоставимы, гораздо выше по своим возможностям по сравнению с использовавшимися в начале века. Все эти изменения связаны с наукой, с результатами фундаментальных и прикладных исследований в естественных и технических науках. Фундаментальные исследования открывают новые горизонты в наших знаниях, новые революционные возможности совершенствования производства. Прикладные исследования и разработки реализуют эти возможности в новых технологиях.

Невозможно по ряду причин подробно и полно остановиться на всех достижениях науки в ушедшем столетии. Будут рассмотрены, поэтому, наиболее впечатляющие, наиболее важные и плодотворные открытия и технологические нововведения.

Математика не относится к естественным наукам, она не исследует природу и природные явления. Это основная причина того, что большинство ее блестящих результатов, изящных теорем и доказательств не известно широкой общественности. Однако создаваемые ею тонкие и точные методы и «инструменты» исследований позволяют ученым других специальностей разрабатывать концептуально новые теории, описывающие фундаментальные стороны мира, в котором мы живем. В качестве примера можно указать на неэвклидову геометрию, развитую Лобачевским и Риманом в ХIХ столетии и использованную в ХХ веке для создания общей теории относительности. Без неэвклидовой геометрии эта теория не могла быть создана.

Во второй половине ХХ века математика убедительно продемонстрировала не только свою фундаментальность, но и огромную практическую значимость. Математическое моделирование, компьютерные технологии, новые алгоритмы вычислений – это сегодня мощный инструмент всех областей науки и неотъемлемая составляющая решения и реализации технологических проблем и процессов.

Физика в ХХ столетии достигла самых впечатляющих результатов, она была локомотивом развития других наук и новых технологий. На основе ее достижений создан мощный инструмент, обеспечивающий прогресс в других науках.

Коренным образом изменилось наше представление о строении материи. Показано, что элементарные частицы, считавшиеся таковыми еще в середине столетия (например, нуклоны), состоят из других частиц. Для исследований в области физики элементарных частиц созданы совершенно новые инструменты, иногда очень сложные и дорогие, такие, как генераторы и ускорители частиц; пузырьковые и другого типа камеры. Достижения в физике элементарных частиц привели к открытию совершенно нового источника энергии, выделяющейся при делении или слиянии атомных ядер. Очень многие страны используют сейчас энергию деления ядер для производства электричества. По объемам запасов энергии ядерное топливо далеко опережает нефть, газ, уголь. Несмотря на проблемы, связанные с безопасностью ядерных электростанций и с захоронением радиоактивных отходов, ядерная энергетика обеспечивает человечеству уверенность в его энергетической безопасности.

Один из самых значимых успехов был достигнут в физике полупроводников. В конце 40-х годов в них был обнаружен транзисторный эффект. Очень скоро после этого полупроводниковые приборы заменили вакуумные электронные лампы в радиоприборах. А в самом конце 50-х были созданы первые интегральные схемы, и уже в 60-х годах стало ясно, что в электронике грядет революция. Интегральные схемы – основа конструкции почти всех приборов современной электроники.

Еще один результат, полученный в области физики полупроводников, привел к созданию фотоэлектрического элемента, который позволяет преобразовывать энергию света (например, солнечного) непосредственно в электрическую энергию.

Одним из крупнейших событий в науке стало открытие квантовых генераторов: в 50-х годах – мазеров, в 60-х – лазеров. Лазеры проникают в различные сферы человеческой деятельности: медицину, связь, энергетику, машиностроение, науку и др.

Блестящие успехи в физике совершенно изменили наши представления о Вселенной. В 1957г. был запущен в космос первый искусственный спутник Земли, а в 1961г. впервые человек совершил космический полет.

Химия в ХХ столетии достигла захватывающих успехов. Была определена структура многих молекул. Квантовая химия на базе законов физики позволила найти распределение электронной плотности в молекулах. Биохимия описала и объяснила множество химических реакций, поддерживающих жизнь в биологическом организме, включая и человеческий. Органическая химия сделала большие успехи в изучении биомолекул, их функций в организме. Эти достижения позволили химикам разработать регламенты и производить множество новых лекарств, витаминов, средств защиты растений.

Каждый из нас ежедневно использует множество предметов, созданных полностью или частично из новых химических синтетических материалов с разнообразными полезными свойствами. Создание новых химических технологий и материалов остается одним из основных направлений производственной деятельности общества.

Описательная и эволюционная биология, развиваемая в ХIХ столетии, получила новый мощный стимул в ХХ веке после становления генетики. В середине этого столетия было показано, что единицы наследственности – гены состоят из биополимера – дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Был разработан ряд методов, известных в целом как генная инженерия. Эти методы позволяют искусственно и целенаправленно модифицировать ДНК молекулы, т.е. изменять наследственность, придавать потомкам свойства и признаки, не присущие их предкам, радикально отличающие их от родителей. Стало возможным также клонирование живых организмов в целом, т.е. создание особи, полностью копирующей родителя.

Методы генной инженерии, генные технологии открыли невиданные ранее возможности в теоретической и практической медицине, в селекции и создании новых видов растений и животных, обладающих новыми практически полезными свойствами.

В науках о Земле в ХХ столетии утвердилось представление о перемещении, мобильности материковых плит, разделенных тактоническими разрывами. Улучшены методы предсказания таких катаклизмов, как землетрясения. Получены новые данные об истории климата Земли, что важно сегодня для определения глобальных изменений климата в ближайшем будущем.

Благодаря успехам в молекулярной биологии в медицине получили объяснение многие особенности иммунной системы человека, казавшиеся ранее таинственными. Достигнута поразительная эффективность в борьбе с болезнями человека. Вакцинация населения дала впечатляющие результаты по предотвращению инфекционных (особенно вирусных) заболеваний. Хирургические методы и операции, которые пятьдесят лет назад считались невозможными, становятся обычными, например, пересадка внутренних органов, операции на открытом сердце и др. Разработаны искусственные материалы, совместимые с биологической тканью, для имплантирования их человеку. Достижения в физике, химии привели к созданию и новых диагностических инструментов (ультразвуковых сканеров, томографов и др.) и новых технологий лечения.


3. ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Всякие прогнозы, в том числе и прогнозы в области науки, таят в себе большую опасность ошибиться. Естественно, что в таком прогнозном рассмотрении невозможно предусмотреть того, чего сегодня нет в науке. Никогда в прогнозах лет на 25 вперед не предсказывались ни транзисторы, ни лазеры, ни прорыв в космос. Прагматическая попытка прогноза предполагает опору на имеющийся багаж знаний. Исходя из этого, можно определить пути дальнейшего развития науки.

В науках о жизни в ХХI столетии будет продолжено выяснение роли химической, а затем и биологической эволюции в ее возникновении и развитии на Земле.

В области естествознания наиболее захватывающие перспективы открываются в молекулярной, или физико-химической, биологии, занимающейся физикой и химией живого, биологических организмов от простейших до человека. Наиболее значимые применения результатов исследований в молекулярной биологии ожидаются в сельском хозяйстве и в медицине. Сегодня основные надежды на успехи в увеличении производства продовольствия, на устранение голода связываются с трансгенными технологиями. Ожидают, что с применением таких технологий в производстве сельскохозяйственных растений удастся повысить их урожайность; увеличить их устойчивость к вредителям, заболеваниям; усовершенствовать технологии их выращивания; улучшить их продовольственные качества; продлить сроки их сохранности. И полагают получить все эти и, возможно, другие качества за счет введения в наследственный код растения гена (генов), ранее в нем отсутствующего (их) и придающего (их) ему принципиально новые ценные качества и свойства.

Физико-химическая биология открыла молекулярный и наследственный механизмы жизнедеятельности организма человека. Огромны перспективы использования этих знаний для диагностики и лечения заболеваний человека. Определение дефектных генов открывает возможности диагностики и точно направленного лечения наследственных заболеваний.

Однако имеются, по крайне мере, две другие сферы деятельности и две другие области технологий, которые для человечества в ХХI столетии более значимы, чем генные технологии. Это энергетика и информатика. Относительно первой из них можно сказать коротко: невозможны ни сельскохозяйственное, ни любое другое производство, ни медицинское обслуживание должного уровня без достаточного энергообеспечения общества в масштабе страны и в целом в масштабе планеты.

Важность информатики будет нарастать по мере все более широкого распространения, проникновения ее в самые различные сферы человеческой деятельности. Развитие компьютерных сетей открывает возможность выполнять определенные трудовые операции, не приходя ежедневно «на работу» в офис, учреждение, организацию. Получать задачу, решать ее, обмениваться информацией и обсуждать проблему с коллегами, передавать результаты – все возможно по электронным сетям связи. Универсальность информационных технологий (рис. 3.1.), высокая эффективность их использования во всех сферах деятельности человека, определяют научно-техническую приоритетность информатики в ХХI веке.

Рисунок 3.1. Информационные технологии

Примечание. Источник: [6].

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2005 года № 1339 «Об утверждении перечня государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук на 2006-2010 годы» утверждены следующие цели программ научных исследований:

1. Разработка физико- и технологических основ получения перспективных материалов, элементной базы и создание устройств опто-, микро-, наноэлектроники, электроники микроволнового диапазона, микросенсорики, информационно-измерительных систем, конкурентоспособных радиоэлектронных приборов и контрольно-измерительной техники нового поколения.

2. Установление новых закономерностей взаимодействия лазерного излучения с веществом и объектами живой природы, разработка и создание на этой основе новых лазеров общего и специального назначения, лазерных приборов, аппаратов, устройство оптических технологий для промышленности, сельского хозяйства, медицины, охраны окружающей среды, научных исследований, военной техники.

3. Создание новых интеллектуальных информационных технологий и систем, разработка моделей математических методов и программно-аппаратных средств для повышения конкурентоспособности продукции и развития социальной сферы страны.

4. Получение новых знаний о строении веществ на атомном и молекулярном уровне, установление новых свойств технологически и биологически важных материалов; создание кристаллических, аморфных и полимерных материалов с особыми свойствами для практического использования в различных отраслях промышленности и в медицине, разработка новых методов и средств анализа веществ.

5. Разработка новых принципов и моделей для описания нанообъектов, методов исследования и диагностики систем с низкоразмерным структурированием; синтез и изучение новых наноразмерных материалов (углеродных, тугоплавких, композиционных в виде керамических, полимерных, слоистых и пленочных структур) различного назначения, разработка устройств и систем на их основе.

6. Разработка научно обоснованных предложений по созданию нового оборудования, технологических процессов, систем управления, обеспечивающих укрепление энергетической безопасности страны в следующих направлениях: модернизация основных производственных фондов Белорусской энергосистемы на основе современных технологий; увеличение доли собственных топливно-энергетических ресурсов в энергобалансе страны; развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; повышение эффективности использования топлива, тепловой и электрической энергии в производстве и социальной сфере; снижение вредных выбросов в окружающую среду; совершенствование методологии оценки и мониторинг состояния энергетической безопасности страны.

7. Исследование физики взаимодействия магнитных, электромагнитных, акустических и других полей с материалами, элементами конструкций, другими объектами с целью разработки новых высокоэффективных и конкурентоспособных методов, средств, информационных технологий неразрушающего контроля и технической диагностики, адаптированных к продукции и объектам народного хозяйства Республики Беларусь и обеспечивающих повышение их качества, безопасности эксплуатации и функционирования; разработка новых измерительных преобразователей, технологий и методик неразрушающего контроля, метрологической аттестации и сертификации средств неразрушающего контроля, направленных на решение специальных задач неразрушающего контроля и технической диагностики; разработка физических методов и средств медицинской диагностики.

8. Создание новых методов исследования и развитие физико-математического аппарата описания динамики мобильных машин, механизмов, конструкций, механических, гидравлических, газовых и биомеханических систем; развитие теории и разработка новых методов расчета оценки и нормирования надежности машин и технических систем; создание новых компонентов и подготовка их для последующего промышленного освоения, повышение конкурентоспособности машин и оборудования на основе применения новых материалов и технологий.

9. Выявление, исследование, моделирование и описание закономерностей процессов и явлений переноса энергии и вещества в средах и системах сложного состава и структуры; создание и практическое освоение новых перспективных методов производства и преобразования энергии, научных основ новых высокоэффективных тепломассообменных процессов и аппаратов, систем интенсификации и диагностики тепловых и гидрогазодинамических процессов; разработка и передача для последующего промышленного освоения высокоэффективных тепломассообменных технологий, техники, оборудования, аппаратурных и программных средств для сушки, термообработки, охлаждения, грануляции, выпаривания, сублимации, других процессов, учитывающих потребность отраслей народного хозяйства Республики Беларусь.

10. Создание новых и совершенствование существующих химических реагентов и материалов, позволяющих внедрить в организациях, входящих в состав концерна «Белнефтехим», подчиненных Минтрансу, Минстройархитектуры, Минсельхозпроду, материало- и энергосберегающие технологии их производства, расширить область применения новых материалов, существенно повысить их качество и конкурентоспособность.

11. Изучение молекулярных и клеточных механизмов жизнедеятельности растительных и животных систем в рамках геномики, протеомики, клеточной инженерии и нанобиологии с последующим применением для создания сельскохозяйственных и медицинских технологий; исследование механизмов действия ксенобиотиков на растительные и животные организмы для разработки системы биобезопасности в стране; создание методов анализа и диагностики на основе достижений биохимии, биофизики, молекулярной биологии, иммунологии и других биологических наук для нужд научно-исследовательского процесса, сельского хозяйства и медицины.

12. Получение новых знаний об этиопатогенезе наиболее распространенных болезней человека, создание новых технологий диагностики, лечения и профилактики.

13. Комплексное научное исследование истории белорусского народа, процессов создания и укрепления его государственности; изучение и теоретический анализ культуры Беларуси с учетом современных тенденций общественного развития и насущных потребностей государства, разработка вопросов всемирной истории.

14. Научное обоснование инновационной модели развития национальной экономики и институциональных механизмов становления в Республике Беларусь инновационной социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое развитие в контексте развития мировой экономики; разработка стратегии и механизмов повышения эффективности государственного управления и правового регулирования процессов, социального и личностного развития в Республике Беларусь; исследование проблем научно-методологического, философско-мировоззренческого, идеологического, духовно-нравственного, культурно-образовательного обеспечения инновационного развития белорусского общества; разработка социально-философских, гуманитарно-правовых и психолого-педагогических вопросов функционирования и развития национальной системы непрерывного образования; разработка научно-практических рекомендаций по борьбе с наиболее опасными видами преступности в связи с явлениями глобализации.

15. Комплексное изучение теоретических и методологических предпосылок устойчивого функционирования национального сельскохозяйственного производства; разработка системы организационно-экономических методов и механизмов укрепления национальной продовольственной безопасности, повышения конкурентоспособности отечественной продовольственной продукции.

16. Получение новых знаний в области алгебры, геометрии и теории чисел, дифференциальных уравнений, методов оптимизации и управления системами, функционального анализа, вычислительной математики, дискретных моделей и алгоритмов, вероятностно-статистического анализа и теории случайных процессов, ориентированных на использование в ряде направлений науки, техники, в образовательном процессе и других отраслях экономики.

17. Получение новых научных знаний о структуре материи на микроскопическом и макроскопическом уровнях на основе изучения процессов взаимодействия элементарных частиц и ядерных реакций, квантовых систем, топологически нетривиальных объектов, астрофизических и космологических систем; разработка и применение новых эффективных методов теоретических и экспериментальных исследований, методов моделирования физических процессов и экспериментальных установок, новых типов аппаратно-методических средств для экспериментов при экстремальных значениях энергий, интенсивностей радиации и полей и др.

Необходимо подчеркнуть большую значимость гуманитарных и социальных наук в ХХI столетии. Несмотря на успехи в естественных и технических науках и в создании впечатляющих технологий человечество совершенно недостаточно преуспело в применении знаний с достаточной мудростью Гуманитарные знания не перешли в нужной степени в сознание общества, формирующее поведенческие установки, нормы, ценности индивидуума, его социальную сущность. Поэтому науке совместно с обществом придется выработать новые парадигмы развития общества. От общества, развивающего потребление, человечество будет переходить к обществу, развивающему интеллект; другого пути преодоления глобальных взрывов, угрожающих существованию человечества, у него не существует.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно добавить, что стоящие сегодня перед человечеством проблемы требуют осознанных, целенаправленных, научно анализируемых и просчитанных действий. И сделать это без науки невозможно. Это не означает, что ученые в состоянии все предвидеть и предусмотреть. Это означает, что ученые должны постоянно стремиться предвидеть проблемы, устранять или уменьшать их последствия, давать рекомендации о направлениях и путях движения общества, действовать в интересах человечества. Сегодня ученые не могут сказать, как решать проблемы, обусловленные противоречием между могуществом человека и его отрицательными свойствами, вошедшими в его биологическую сущность, проблемы, связанные с эколого-сырьевым кризисом, с мифологизацией общества, с потребительским характером общества.

Ответить на эти вопросы – основная задача фундаментальной науки ХХI века. Для этого понадобятся интегрированные усилия гуманитарных и естественных наук, развитие новых теорий, которые в состоянии дать только фундаментальная наука.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алферов Ж.И. Наука и общество / Ж.И. Алферов; Физико-технический
институт им. А.Ф. Иоффе – Спб.: Наука, 2005

2. Войтович А.П. Наука и общество на рубеже тысячелетий. – Мн.: Право и
экономика, 2001. – 72с.

3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: Учеб. пособие. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 280с.

4. Поликарпов В.С. История науки и техники: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» -- 1998.—352с.

5. Очерки истории науки и культуры Беларуси IX – начала ХХ в./ П.Т. Петриков, Д.В. Карев, А.А. Гусак и др. – Мн.: Навука і тэхніка, 1996. – 527с.

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2005г. № 1339 «Об утверждении перечня государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук на 2006-2010 годы» // Электронная библиотека по законодательству «Эксперт»

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1064  1065  1066   ..