Введение
Третье
тысячелетие
бросает вызов
государственному
управлению
– его структуры
должны наращивать
свою конкурентоспособность
и эффективность,
одновременно
демонстрируя
высокий профессионализм
и строго следуя
законности.
Достичь заметных
результатов
в государственной
сфере можно
только при
современной
подготовке
руководящих
кадров, при
сознательной
модернизации
руководства
на всех уровнях.
Актуальность
темы данной
курсовой работы
состоит в
необходимости
модернизации
государственного
управления,
направленного
на повышение
эффективности
и результативности
работы государственных
структур, усиление
их ответственности
за предоставление
качественных
услуг населению.
Это заставляет
менять базовую
модель менеджмента
в государственной
службе, которая
выполняет
основные задачи
государственного
управления.
Объектом
исследования
в данном случае
выступает
государственное
управление.
Предмет
исследования
– менеджериальный
подход к государственному
управлению.
Цель
работы состоит
в рассмотрении
природы менеджмента
государственного
управления
и определении
современных
тенденций общей
тактики менеджмента
в государственном
управлении.
Проблема
совершенствования
организационных
структур и
деятельности
органов государственного
управления,
улучшения
качества
государственных
услуг и механизма
их распределения
является очень
актуальной,
так как из за
неспособности
чиновничества
оперативно
и эффективно
реагировать
на вызовы
сегодняшнего
и тем более
завтрашнего
дня, происходит
отчуждение
власти от
гражданского
общества и
усиление недоверия
различных
социальных
слоев.
Задачи
работы: изучить
функции и структуру
органов государственного
управления
в Российской
Федерации; дать
анализ механизма
и системы
государственного
управления
до 80 х годов в
России; определить
современные
ориентации
государственного
управления
в России, исходя
из запросов
и ожиданий
гражданского
общества, обращенных
к государству;
изучить историю
и природу
возникновения
менеджмента
в государственном
управлении;
определить
принципы и
специфику
реализации
государственного
менеджмента;
рассмотреть
тенденции
государственного
менеджмента
на современном
этапе.
1.
Государственное
управление:
вчера и сегодня
1.1. Понятие, функции
и организационная
структура
государственного
управления
Все
цивилизованные
государства
в современном
мире, не зависимо
от их естественных
различий, сходятся
сегодня в едином
мнении, что
достичь достойного
качества жизни
каждого члена
общества можно
лишь за счет
эффективной
и рациональной
организации
управления
этим обществом.
В
связи с этим
особенно актуальным
становиться
вопрос переосмысления
концептуальных
основ административной
организации,
и в частности
государственной
службы, которая
выполняет
основные задачи
государственного
управления.
Государственное
управление
представляет
собой сознательное,
целенаправленное
воздействие
на общество
как на систему
по осуществлению
государственной
власти (целей,
задач и функций
государства)
(1 с. 4). Это воздействие
осуществляется
исполнительной
и распорядительной
работой государственных
органов, в основе
которых лежит
профессиональная
деятельность
по осуществлению
полномочий
этих органов,
то есть государственная
служба.
Государственная
служба выполняет
основные задачи
государственного
управления:
выработка
стратегии,
доктрины, концепции
социального,
экономического
и политического
развития страны;
подбор
кадров, способных
реализовать
эту стратегию;
создание
организационных
структур власти;
принятие
решений по
важным оперативным
вопросам жизни
страны;
осуществление
в целях реализации
принятых решений
прогнозирования,
координации,
сбора информации.
Определяющим
фактором обеспечения
рациональности,
то есть целесообразности,
обоснованности
и эффективности
государственного
управления
выступает
социальность
– наполненность
государственного
управления
общественными
запросами и
ожиданиями,
реальным бытием
людей. Государственное
управление
призвано создавать
и закреплять
законодательно
(или посредством
иных юридических
актов), поддерживать,
обеспечивать
и гарантировать
практическую
реализацию
определенных
условий для
высокоэффективного
и социально актуального
ведения любых
видов человеческой
деятельности.
К
функциям
государственного
управления
относятся
конкретные
виды властных,
целеорганизующих
и регулирующих
воздействий
государства
и его органов
на общественные
процессы. Функции
объективны,
так как исходят
из сущности
государства
и выражают его
управленческое
и социальное
воздействие.
Различают
функции государственного
управления
по: предмету
(что), содержанию
(зачем), способу
хранения или
преобразования
управленческих
компонентов
(как).
По
критерию содержания,
характера и
объема воздействия
функции государственного
управления
можно разделить
на общие и
специфические.
Общие функции
отражают основные,
объективно
необходимые
взаимосвязи:
организация,
планирование,
регулирование,
кадровое обеспечение
и контроль.
Специфические
функции отражают
особенное
содержание
отдельных
воздействий
государства:
финансирование,
налогообложение,
лицензирование,
регулирование
труда и заработной
платы, кредитование.
Особую подгруппу
специфических
функций управления
составляют
внутренние
управленческие
функции государственных
органов: обучение
законности,
подготовка
и повышение
квалификации.
Организационная
структура
государственного
управления
заключает в
себе определенный
состав, организацию
и устойчивую
взаимосвязь
человеческих
ресурсов, технических
и других средств,
выделяемых
и затрачиваемых
обществом на
формирование
и реализацию
государственных
управляющих
воздействий.
Государственное
управление
является повседневным
и оперативным
видом деятельности,
осуществляется
специально
уполномоченными
на то субъектами
управления
в объеме и порядке,
определенном
законом. В процессе
государственного
управления
эти специальные
субъекты реализуют
по предметам
ведения и в
объеме своей
компетенции
внутренние
и внешние функции
государства
не только в
рамках исполнительной
власти, но и в
законодательной,
судебной и
прокурорской
сфере деятельности.
Например,
законодательные
органы осуществляют
такие функции
государственного
управления,
как утверждение
государственного
бюджета, осуществляют
контроль его
исполнения,
с согласия
палат Федерального
Собрания назначаются
федеральные
государственные
служащие категории
«А».
Органы
государственного
управления
обеспечивают
организацию
как внутреннюю,
так и внешнюю,
в своей сфере
деятельности,
по предметам
ведения и в
объеме компетенции
и их решения,
а также обеспечиваются
мерами государственного
принуждения.
Так, судебные
органы рассматривают
и принимают
решения о
правомерности
принятых органами
исполнительной
власти, государственного
управления
правовых актов
управления.
При этом все
законодательные,
судебные и
прокурорские
органы осуществляют
внутриорганизационное
управление
своими аппаратами
в целях повышения
эффективности
осуществления
своих функций,
закрепленных
в конституционных
нормах.
Органы
исполнительной
власти, государственного
управления
и значительная
часть органов
местного
самоуправления
(реализующих
в основном
государственные
функции) осуществляют
непосредственную,
повседневную
и практическую
организацию
общественных
процессов в
государстве
и обществе.
Для
успешной реализации
функций управления
субъекты
государственного
управления
наделяются
распорядительными
полномочиями
по выработке
и принятию
односторонних
властных актов,
которые обеспечиваются
различными
мерами государственного
принуждения.
Государственное
управление
также частично
осуществляют
руководители
учреждений,
организаций
и предприятий
государственной
формы собственности
как нижнее
звено организации
управления
в административно политической
сфере, межотраслевом
комплексе, а
также административно правового
регулирования
экономической
и социально культурной
деятельностью.
Государственное
управление
как деятельность
по реализации
основных функций
общества по
объему шире,
чем исполнительная
деятельность,
так как государственное
управление
в определенном
объеме своих
полномочий
осуществляют
Федеральное
Собрание (обе
его палаты –
Совет Федераций
и Государственная
Дума), Президент
Российской
Федерации,
суды, прокуратура,
одноименные
органы субъектов
Российской
Федерации,
органы местного
самоуправления,
а также государственные
и общественные
объединения
в части делегированных
им для реализации
государственных
функций и задач.
1.2. Характеристика
механизма и
системы государственного
управления
до 80 х годов
в России
Термин
«государственное
управление»
широко используется
в отечественной
и зарубежной
научной литературе,
а также в законодательстве
многих стран.
Более 70 лет он
употреблялся
и у нас, давая
тем самым
конституционные
основания для
выделения
данного вида
государственной
деятельности.
Конституция
Российской
Федерации 1993
года отказалась
от этого термина.
Вместо него
в оборот внедрен
новый термин
– исполнительная
власть. Означает
ли это, что
государственное
управление
впредь не существует
или же налицо
чисто терминологическая
реформация?
На эти закономерные
вопросы ответ
может быть
один: все объясняется
конституционным
провозглашением
разделения
властей. Так,
в соответствии
со ст. 10 Конституции
РФ государственная
власть осуществляется
на основе разделения
на законодательную,
исполнительную
и судебную.
В связи с этим
представляет
интерес соотношение
государственного
управления
и исполнительной
власти. Но прежде
всего выясним,
какое содержание
вкладывалось
в понятие
государственного
управления
до 80-х годов.
Любая деятельность
состоит из
решения, его
реализации
(исполнение)
и контроля за
реализацией.
По существу,
на подобной
основе строится
государственный
аппарат, то
есть совокупность
органов, выражающих
государственную
власть. Соответственно
в рамках этого
аппарата происходит
«разделение
труда» по
осуществлению
государственных
задач и функцию.
Оно предполагает,
что и находило
свое конституционное
выражение,
выделение
органов государственной
власти (так
назывались
Советы всех
уровней), органов
государственного
управления
и судебных
органов. Каждый
из них был призван
осуществлять
тот или иной
вид государственной
деятельности.
Так, на долю
государственной
власти приходилось
решение наиболее
важных вопросов
государственной
и общественной
жизни в форме
законов (создание
законов); органы
государственного
управления
в основном
осуществляли
реализацию
законов (приведение
их в исполнение);
судебные органы
выполняли
законоохранительную
функцию.
Место
и роль государственного
управления
в механизме
«разделения
труда» определялись
следующими
характеристиками:
государственное
управление
– конкретный
вид деятельности
по осуществлению
единой государственной
власти, имеющий
функциональную
и компетенционную
специфику,
отличающую
его от иных
видов (форм)
реализации
государственной
власти;
государственное
управление
– деятельность
исполнительно-распорядительного
характера.
Основным
направлением
ее является
исполнение,
то есть проведение
в жизнь законов
и подзаконных
нормативных
актов. Достигается
эта цель использованием
необходимых
юридически-властных
полномочий
(распорядительство);
государственное
управление
– прерогатива
специальных
субъектов,
обобщенно
обозначаемых
как исполнительно-распорядительные
органы государственной
власти или же
органы государственного
управления;
государственное
управление
- исполнительная
деятельность,
осуществляемая
в процессе
повседневного
и непосредственного
руководства
хозяйственным,
социально-культурным
и административно-политическим
строительством.
Непосредственность
такого руководства
обусловлена
тем, что именно
в ведении
(организационном
подчинении)
органов государственного
управления
находилась
основная масса
объектов
собственности,
выражая тем
самым качество
государства
как собственника
основных средств
производства;
государственное
управление
– подзаконная
деятельность,
осуществляемая
«на основе и
во исполнение
закона»; она
вторична по
отношению к
законодательной
деятельности.
Такова
обобщенная
характеристика
государственного
управления,
к которой можно
добавить и
некоторые иные
специфические
его признаки,
в числе которых:
вертикальность
(субординарность,
иерархичность)
системы
исполнительно распорядительных
органов;
реализация
принадлежащих
этим субъектам
юридически-властных
полномочий
в административном,
то есть во
внесудебном
порядке;
предусмотренная
действующим
законодательством
возможность
административного
правотворчества
(сочетание
правоприменения
с правоустановлением);
включение
в механизм
(систему) государственного
управления
не только
исполнительно-распорядительных
органов, но и
всех иных звеньев
управленческого
аппарата (например,
администрации
государственных
предприятий).
В таком понимании
органы государственного
управления
рассматривались
в качестве
исполнительного
аппарата
государственной
власти или
государственной
администрации,
являющейся
основным звеном
практической
реализации
законодательства,
а также иных
правовых актов
органов государственной
власти, то есть
Советов различных
уровней. В своих
основных
организационных
проявлениях
эти органы были
«привязаны»
прямо или
опосредствованно
к системе Советов
народных депутатов.
Исполнительно-распорядительную
|