Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  764  765  766   ..

 

 

Шпоры по менеджменту

Шпоры по менеджменту

Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности предопределяет систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, делятся на количественные и качественные, объемные и удельные.

К количественным показателям относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли и др.

Качественные показатели выражают экономическую эффективность производства, ее отдельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям относятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой.

Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нем участвующих.

Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей, например затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности и др.

Бизнес-план - это документ, который призван убедить потенциального инвестора в том, что прибыль от вкладываемых в конкретный предпринимательский проект денег будет по крайней мере, не ниже ставки банковского процента, приемлемой для инвестора. Эффективная предпринимательская идея, будучи реализованной, приводит к тому, что и фирма, и инвестор получат достаточную ожидаемую прибыль.

Обычно имеется не одна, а несколько бизнес-идей. Из множества вариантов осуществления бизнес-идеи выбирается тот, который при данном общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора способен принести максимальную общую прибыль.

При разработке бизнес-плана необходимо обратить внимание на наличие у фирмы команды инициаторов проекта. На данном этапе разработки бизнес-плана возникает вопрос, кому поручить руководство отдельными участками работы. Если бизнес-идеи просты и не требуют большого капитала, где отсутствует риск потерять вкладываемый в дело капитал, то нередко всю работу по составлению бизнес-плана берут на себя сами инициаторы проекты. Если же бизнес-идея сложна и требует координации усилий многих профессионалов, то логичнее включить в состав группы разработчиков наемных специалистов, которые лучше знают право, финансовую сторону проблемы.

Таким образом, бизнес-план - изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта. Это основной документ, по которому инвестор определяет свое отношение к проекту.

Как правило, хорошо составленный бизнес-план включает в себя девять разделов:

  1. титульный лист,

  2. вводную часть,

  3. анализ отраслевого рынка товаров,

  4. изложение существа проекта,

  5. обоснование производственного плана,

  6. план маркетинга,

  7. организационный план,

  8. оценку рисков реализации проекта,

  9. финансовый план.

Общий объем бизнес-плана как официального документа примерно двадцать пять страниц машинописного текста. На титульном листе обычно отражают такую информацию: название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, имя и телефон директора предприятия, суть проекта (очень кратко), общая стоимость проекта и источники средств (выпуск акций, кредиты), заявление о коммерческой тайне. Весь лист включает не меньше двадцати пяти строк.

Во вводном разделе дается краткое резюме проекта или убедительное доказательство его выгодности. На трех-четырех страницах вводного раздела инициатор проекта должен показать умение явно представить успех реализации идеи в глазах инвестора.

Анализ отраслевого рынка товаров предназначен для оценки емкости рынка. Около трех страниц текста бизнес-плана посвящается информации о динамике продаж товара, прогнозов на ближайшее время.

В России существенное значение имеет поквартальный и полугодовой анализ года. Раскрывается информация об аналогах продукта, созданных как в отечественной экономике, так и за рубежом. Если предприятие крупное, то указывается его доля в производстве отраслевой продукции в России. Целесообразно показать и знание данных о потенциальных конкурентах, включая имена и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны.

В разделе о существе проекта примерно на пяти страницах излагается информация о товаре, его отличиях от импортных товаров, указываются сведения о патентах, торговом знаке, об условиях возможного экспорта товара. Дается характеристика места размещения производства и способов транспортировки товара до мест его розничной и оптовой продажи. В конце раздела дается краткое обоснование главных причин, обуславливающих успех реализации бизнес-идеи.

В разделе о производственном плане (около пяти страниц) требуется привести аргументы, доказывающие продуманность производственного процесса по всей технологической цепочке от поставок сырья, оборудования, энергоресурсов до обеспечения экологической и технической безопасности. Немаловажным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производимого продукта.

В разделе маркетинга (четыре-пять страниц) должно быть убедительно доказано, что реализация товара глубоко продумана и не встретит серьезных затруднений. В этом разделе отражается информация о конечных потребителях продукции, характере спроса, причинах предпочтительности товара по отношению к товарам конкурентов. Анализируются факторы, определяющие спрос на товар, воздействие на него технологических, экологических, законодательных и других изменений. Особое внимание уделяется стратегии противодействия конкурентам. В конечном счете обосновывается цена, дается описание организации сбыта, оцениваются рекламные расходы и ставятся цели по выходу на требуемый уровень ключевых показателей в ближайшие три года.

В разделе, посвященном организационному плану, на двух-трех страницах раскрываются основы правовой формы функционирования предприятия. Наряду с формой собственности указываются пайщики, принадлежащие им доли, количество выпущенных акций и их распределение среди акционеров. Обычно в этом разделе приводится информация о членах совета директоров, о лицах, обладающих правом подписи финансовых документов, о распределении обязанностей между членами высшего административного персонала.

Важным является раздел (три-четыре) страницы по обоснованию разумности допустимых уровней предпринимательских рисков. Обычно они подразделяются на общие и простые. Общий риск обычно понимается как составленный из нескольких простых рисков: технических, управленческих, финансовых, экологических, политических и международных. Как правило, общий риск оценивается в баллах по специально разработанной для этих целей методике. Такая методика представляет значительную ценность для предприятия и является коммерческой тайной.

Ключевой раздел бизнес-плана - финансовый план. Он излагается примерно на пяти страницах и включает информацию о плане доходов и расходов, связанных с производством и реализацией товара в течение определенного времени его жизненного цикла, о балансе доходов и расходов по отдельным товарам, о рентабельности и сроке окупаемости проекта.

Завершающим этапом бизнес-планирования является оформление инвестиционного предложения. Инвестиционное предложение - это анкета установленной формы, в которой инициатор проекта излагает основные сведения, способные заитересовать инвестора и убедить его в целесообразности вложения капитала. В этой анкете указывается основные сведения об инициаторе проекта, краткая характеристика объекта капиталовложений, финансовые ожидания (доходность капиталовложений, срок окупаемости проекта, величина чистой прибыли). Инвестиционное предложение направляется инвестору вместе с бизнес-планом для ознакомления и принятия решения по участию или неучастию в реализации выдвинутой предпринимателем идеи.

Приложение 1

ФИРМА


Экономическая

идея

Ресурсы

фирмы

Проблема

осуществимости

идеи



Процесс бизнес-

планирования

Капитал

инвестора

Капитал

фирмы

Общий капитал


Общая

прибыль


Прибыль

инвестора

Распределение общей прибыли

Прибыль

фирмы


Элементы и результаты бизнес-планирования


Конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, котрые могут быть определенными людьми и группами лиц. Каждая из сторон, преследуя свою цель, имеет свою точку зрения по вопросу и старается сделать так, чтобы ее точка зрения была принята. Понятие конфликта чаще всего ассоциируют как какое-то негативное происшедствие, как то: агрессия, споры, враждебность, война и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт есть явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его следует необходимо разрешать, как он только проявиться. Такое же отношение к конфликту прослеживается в трудах авторов , принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Данные учения в основном опираются на определение задач, процедур, правил и взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы вполне могут противостоять появлению конфликтов, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. В учении “школы человеческих отношений” также бытует мнение, что конфликта можно и должно избегать. Они признавали появление противоречий между целями отдельное личности и организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и между различными группами персонала. Однако они рассматривали это как неэффективную деятельность организации и плохое управление. По их мнению, хорошие взаимоотношения могут вполне предотвратить возникновение конфликта. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением конфликты не только возможны, но и даже могут быть желательны. Они не всегда носят положительный характер, но во многих случаях конфликты позволяет выявить разнообразие точек зрения, выдает дополнительную информацию, помогает выявить большее число проблем или альтернатив и т.д. Это делает