Введение
Важную
роль в формировании
антимонопольной
структуры
рынка, в преодолении
не только
ведомственного,
но и экономического
монополизма
играют малые
предприятия.
Малому бизнесу
принадлежит
особое место
в становлении
новой социальной
структуры
общества, в
решении проблем
хронического
дефицита,
унаследованного
от командной
экономики, в
решении многих
и многих
социально-экономических
проблем, которые
не могут быть
решены более
крупными
хозяйственными
структурами
в силу громоздкости
их управления,
отсутствия
у них обратных
связей с потребителями.
Малые предприятия
в каком-то смысле
находятся между
крупными
хозяйственными
структурами
и потребителями,
заполняя
незаполненные
ниши между
ними. Как правило,
деятельность
малого бизнеса
носит специализированный
характер, что
позволяет при
незначительных
вложениях
первоначального
капитала иметь
своих покупателей
и успешно
конкурировать
с крупными
фирмами.
Без малого
бизнеса рыночная
экономика ни
функционировать,
ни развиваться
не в состоянии.
Становление
и развитие его
является одной
из основных
проблем экономической
политики в
условиях перехода
к нормальной
рыночной экономике.
Малый бизнес
в рыночной
экономике -
ведущий сектор,
определяющий
темпы экономического
роста, структуру
и качество
валового
национального
продукта; во
всех развитых
странах на долю
малого бизнеса
приходится
60 - 70 процентов
ВНП. Поэтому
абсолютное
большинство
развитых государств
всемерно поощряет
деятельность
малого бизнеса.
В
мире существуют
разные варианты
государственной
поддержки
малого бизнеса
прямое выделение
бюджетных
средств в страховые
фонды, фонды
риска смешанные
фонды поддержки
- государственные
и частные; выдача
гарантий в
обеспечение
кредита коммерческого
банка - обязательство
компенсировать
банку возможные
потери; налоговые
льготы и многое
другое.
Однако,
малый и средний
бизнес наиболее
подвержен
риску. Статистика
показывает,
что из каждых
10 малых
предприятий
выживают только
2-3. Причиной
тому -
наличие многочисленных
факторов
вероятностного
характера,
учет которых
часто не представляются
возможным из-за
незнания
закономерностей
распределения
случайных
величин или
громоздкости
вычислительных
процедур. С
другой стороны,
риск в бизнесе
выступает как
наступательный
фактор. Предпринимательство
в рыночной
экономике
невозможно
без риска. Как
говорят, кто
не рискует, тот
не пьет шампанского!
Наличие фактора
риска является
сильным стимулом
для экономии
средств и ресурсов
предпринимателями,
что вынуждает
их тщательно
анализировать
рентабельность
проектов, оценивать
величину риска
с целью минимизации
возможных
потерь.
Состояние
малого бизнеса
в России, его
финансирование
и страхование,
государственная
поддержка
малого бизнеса,
риск в малом
бизнесе – это
основные проблемы
которые будут
рассмотрены
более подробно
в моей курсовой.
Заключение
Хотелось
бы надеяться,
что в ближайшее
время и наша
страна, учитывая
обширный зарубежный
опыт, пойдет
по пути адаптации
предприятий
малого бизнеса
к сегодняшним
экономическим
условиям
хозяйствования
в России. Тем
более, что имеющий
глубокие корни
в экономической
истории нашей
страны малый
и средний бизнес
не используется
в полной мере
как в увеличении
объемов производства,
так и в повышении
его эффективности
и сбалансированности.
Малое предпринимательство
ведет к оздоровлению
экономики в
целом. Следовательно
лучшим выходом
из создавшейся
в России кризисной
ситуации была
бы государственная
политика
правительства,
направленная
на расширение
и развитие
предприятий
малого предпринимательства
в нашей стране.
Хотелось
бы заметить,
что несомненная
перспективность
сектора малого
и среднего
предпринимательства
в современной
экономике и,
следовательно,
большой интерес
к нему не следует
рассматривать
лишь как очередную
компанию в
системе антикризисных
мер, но и как
долговременное
направление
структурной
политики,
естественным
образом обеспечивающей
органическую
смычку воспроизводственных
и рыночных
процессов в
российском
хозяйстве,
реализацию
современной
стратегии
экономического
роста в течение
долговременного
перехода. Ибо,
именно малые
предприятия,
особенно в
случае удовлетворительной
разработки
новой государственной
политики в
области малого
предпринимательства,
могут стать
основой рыночных
структур во
многих отраслях,
обеспечить
перелив инвестиций
в сферы наиболее
эффективного
приложения
ресурсов и
тем самым соединить
процессы структурной
политики и
формирование
всероссийского
рынка.
ФИНАНСОВЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
С
О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
. . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 2
Развитие
малого бизнеса
в России .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1.
Характеристика
Российского
малого бизнеса
. .
. . . . . . . . . .3
1.2.
Правовые основы
малого бизнеса.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Специфика
финансового
менеджмента
малого предприятия
. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . 9
2.1.
Риск в малом
бизнесе.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.9
2.2.
Государственная
поддержка
малого бизнеса
в России. финансирование
и инвестиционная
поддержка.
. . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3.
Налогообложение
малого бизнеса.
Влияние упрощенной
системы налогообложения
на финансовое
состояние малых
предприятий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 31
Заключение
. . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .39
Список
литературы
. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . .40
Введение
Важную
роль в формировании
антимонопольной
структуры
рынка, в преодолении
не только
ведомственного,
но и экономического
монополизма
играют малые
предприятия.
Малому бизнесу
принадлежит
особое место
в становлении
новой социальной
структуры
общества, в
решении проблем
хронического
дефицита,
унаследованного
от командной
экономики, в
решении многих
и многих
социально-экономических
проблем, которые
не могут быть
решены более
крупными
хозяйственными
структурами
в силу громоздкости
их управления,
отсутствия
у них обратных
связей с потребителями.
Малые предприятия
в каком-то смысле
находятся между
крупными
хозяйственными
структурами
и потребителями,
заполняя
незаполненные
ниши между
ними. Как правило,
деятельность
малого бизнеса
носит специализированный
характер, что
позволяет при
незначительных
вложениях
первоначального
капитала иметь
своих покупателей
и успешно
конкурировать
с крупными
фирмами.
Без малого
бизнеса рыночная
экономика ни
функционировать,
ни развиваться
не в состоянии.
Становление
и развитие его
является одной
из основных
проблем экономической
политики в
условиях перехода
к нормальной
рыночной экономике.
Малый бизнес
в рыночной
экономике -
ведущий сектор,
определяющий
темпы экономического
роста, структуру
и качество
валового
национального
продукта; во
всех развитых
странах на долю
малого бизнеса
приходится
60 - 70 процентов
ВНП. Поэтому
абсолютное
большинство
развитых государств
всемерно поощряет
деятельность
малого бизнеса.
В
мире существуют
разные варианты
государственной
поддержки
малого бизнеса
прямое выделение
бюджетных
средств в страховые
фонды, фонды
риска смешанные
фонды поддержки
- государственные
и частные; выдача
гарантий в
обеспечение
кредита коммерческого
банка - обязательство
компенсировать
банку возможные
потери; налоговые
льготы и многое
другое.
Однако,
малый и средний
бизнес наиболее
подвержен
риску. Статистика
показывает,
что из каждых
10 малых
предприятий
выживают только
2-3. Причиной
тому -
наличие многочисленных
факторов
вероятностного
характера,
учет которых
часто не представляются
возможным из-за
незнания
закономерностей
распределения
случайных
величин или
громоздкости
вычислительных
процедур. С
другой стороны,
риск в бизнесе
выступает как
наступательный
фактор. Предпринимательство
в рыночной
экономике
невозможно
без риска. Как
говорят, кто
не рискует, тот
не пьет шампанского!
Наличие фактора
риска является
сильным стимулом
для экономии
средств и ресурсов
предпринимателями,
что вынуждает
их тщательно
анализировать
рентабельность
проектов, оценивать
величину риска
с целью минимизации
возможных
потерь.
Состояние
малого бизнеса
в России, его
финансирование
и страхование,
государственная
поддержка
малого бизнеса,
риск в малом
бизнесе – это
основные проблемы
которые будут
рассмотрены
более подробно
в моей курсовой.
1. Развитие
малого бизнеса
в России
Характеристика
Российского
малого бизнеса
Наша
страна переживает
сегодня очень
непростой
период. Россия
рассталась
с командно-административной
системой и
взяла курс на
создание социально
ориентированной
рыночной экономики,
задействуя
в этом процессе
частный интерес.
При этом до
середины 1998 г.
реализация
рыночных реформ
происходила
в условиях
поступательного
преодоления
системного
кризиса, оживления
производства
и торгового
оборота в отдельных
секторах экономики.
К положительным
явлениям можно
отнести постепенную
адаптацию
предприятий
к рыночным
условиям, внедрение
конкурсности
в системах
государственных
и муниципальных
заказов, начало
политики
реструктуризации
естественных
монополий.
Однако
кризис 1998 г. внес
существенные
изменения
в социально-экономическое
положение
России, обнажил
слабые места
в рыночной
политике, ее
непоследовательность,
необходимость
более решительного
перехода к
структурным
преобразованиям
реального
сектора экономики,
ликвидации
изъянов в
законодательстве.
Как следствие,
началось сокращение
экспорта и
импорта, спад
производства,
увеличились
объем неплатежей,
задолженность
по заработной
плате и пенсиям,
произошла
девальвация
рубля.
Новые
задачи экономической
политики,
необходимость
выхода из кризисной
ситуации сделали
актуальным
принятие новых
организационных
решений, концентрацию
усилий государства
на формирование
более эффективных
подходов к
государственному
регулированию
экономики.
Речь
идет в первую
очередь об
изменении
базовых принципов
формирования
и проведения
экономической
политики государства,
выраженных
в усилении его
экономической
функции и
наращивания
эффективности
экономики в
условиях неуклонного
обострения
международной
конкуренции.
Эти
идеи вносят
значительные
коррективы
в деятельность
по поддержке
предпринимательства,
а также непосредственно
связанные с
этим государственную
антимонопольную
политику и
регулирование
сферы деятельности
естественных
монополий.
Для
обеспечения
подъема экономики
страны необходимо
построить
общество равных
возможностей
десятков миллионов
собственников:
Предпринимательство
способствует
созданию
прогрессивной
структуры
экономики и
конкурентной
среды, расширению
налогооблагаемой
базы. Путем
создания новых
предприятий
и рабочих мест
малое предпринимательство
помогает преодолеть
издержки реформ,
снижает социальную
напряженность,
обеспечивает
занятость
населения,
насыщает рынок
товарами и
услугами.
Общий
вклад малого
предпринимательства
в обеспечение
занятости
населения,
формирование
валового
внутреннего
продукта в
России пока
существенно
ниже, чем в странах
с развитой
рыночной экономикой.
По данным ООН,
в мире малым
бизнесом занято
примерно 50%
населения,
насчитывается
53-55 млн. малых
предприятий.
В Российской
Федерации в
этом секторе
функционирует
лишь 890 тыс. предприятий,
на которых
занято только
7 млн. работников.
На 1000 человек
населения
России приходится
в среднем 6 малых
предприятий,
что в 5-8 раз ниже,
чем в развитых
странах. Малыми
предприятиями
в России создается
лишь около 12%
внутреннего
валового продукта,
тогда как в
США, Японии,
Германии их
доля в ВВП достигает
50-60%. Представляется,
что для обеспечения
поступательного
развития рыночных
реформ необходимо
увеличить
занятость в
российском
малом бизнесе
минимум до 30
млн. человек,
доведя число
действующих
малых предприятий
до 1-3 миллионов.
Это позволит
создать реальную
конкурентную
базу, оптимизировать
структуру
экономики
государства,
значительно
повысить жизненный
уровень населения,
обеспечить
финансовую
и социально-экономическую
стабильность
в стране.
Вместе
с тем внешняя
среда для малого
предпринимательства
остается крайне
неблагоприятной.
Современные
условия ведения
бизнеса в России
характеризуются
наличием существенных
трудностей
выхода на рынок.
К ним в первую
очередь относятся:
низкая платежеспособность
населения, рост
транспортных
и ряда других
издержек, сложный
доступ к сырьевым
ресурсам, новым
технологиям,
заемному капиталу.
Сегодня
не может не
настораживать
тот факт, что
ухудшение
социально-экономической
ситуации в
стране, ослабление
государственной
поддержки,
несовершенство
нормативно-правовой
базы, регулирующей
хозяйственную
деятельность,
административные
барьеры, налоговый
|