Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  355  356  357   ..

 

 

Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани

Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани

Министерство образования РФ

Рязанский педагогический колледж

Юридическое отделение


Курсовая работа

на тему: Образовательный менеджмент

муниципальной системы образования города Рязани


студентки III курса

группы 3у шифр 0613

Подъяблонской С.Ю.

Научный руководитель

Гальперин А.Э., к.и.н.

доцент кафедры

методологии управления

образования и развития РИРО

Рязань 2004


Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Нормативно-правовая основа

муниципального образовательного менеджмента

города РязанИ ………………………………………………….……… 7 - 11

    1. Нормативно-правовые источники функционирования

муниципальной системы образования г.Рязани ……………………………..... 7

    1. Основные этапы становления муниципального образовательного менеджмента …………………………………………………………………..….8

Глава 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОРОДА

РЯЗАНИ: СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ………………………………………………... 12 - 29

2.1 Современное состояние муниципального образовательного

менеджмента …………………………………………………………………… 12

2.2.1 Развитие управляющей подсистемы дошкольного образования ……... 16

2.2.2 Развитие управляющей подсистемы общего образования ……………. 17

2.2.3 Развитие управляющей подсистемы дополнительного

образования …………………………………………………………………….. 20

2.2.4 Воспитание как одна из составляющих образовательного

процесса ( г.Рязань)…………….……… ………………………………...……. 21

2.2.5 Реализация государственной молодёжной политики …………...…….. 22

2.2.6 Педагогические кадры муниципальной системы образования как управленческий потенциал образовательного менеджмента ……………….. 23

2.2.7 Финансово-хозяйственные и сервисные службы УО г.Рязани как важнейший элемент управляющей подсистемы образовательного менеджмента …………………………………………………………………… 26

Заключение ……………………………………………………………………... 30

Список использованных источников и литературы …………………………. 32

Приложения ……………………………………………………………………. 33


Введение

Быстрое изменение социально-экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений подтолкнули и учёных, и практиков к изучению зарубежной науки управления – менеджмента. Тем более, «что и отношение общества к этой области научного знания в последнее время резко изменилось: постепенно исчезли из нашего сознания классовые идеологические оценки и сегодня едва ли кто считает менеджмент чуждой наукой»1.

Менеджмент, как и любая наука имеет свои противоречия и поэтому в процессе практического применения «натыкается» на «препятствия» или по-другому – проблемы развития управления на любом уровне (мировом, федеральном, региональном, местном и в различных сферах применения).

Наше исследование образовательного менеджмента касается местного уровня, г. Рязани.

Таким образом, эффективное управление муниципальной системой образования требует выявления их собственных управленческих проблем, несоответствий между желаемым состоянием, потребностями системы и её нынешними возможностями.

Для их выявления мы воспользовались методами проблемно-ориентированного анализа системы управления. «Мера остроты проблемы управления в образовательных учреждениях (ОУ) определяется величиной расхождения между уровнем значимости той или иной функции, или задачи управления и уровня качества её реализации».2

Недостаточно качественная реализация управленческих функций предопределена недостатками организационных механизмов управления внутри образовательного учреждения. Организационным структурам действующих систем управления присуще наиболее распространённые проблемы:

  1. эти структуры являются недостаточно гибкими, подвижными;

  2. они не отражают всей необходимой для реализации потребностей объектов полноты состава управлений функций;

  3. имеют место ситуации внутренней конкуренции и конфликты между подразделениями;

  4. отдельные функции не имеют надёжных методов реализации управленческих технологий (т.е. функции анализа и прогноза внешней среды и социального заказа на образование, самоанализа потребностей и возможностей объекта управления и т.д.);

  5. недостаточная квалификация управленческих кадров;

  6. недостаток финансирования;

  7. недостаточное выявление и осознание участниками совместной деятельности образовательных потребностей населения;

  8. отсутствие продуманных моделей выпускников;

  9. недостаток информационного обеспечения;

  10. недостаток научно-методического, концептуального обеспечения управленческой деятельности, управленческого образования, и т.д.

Исходя из проблемного поля определим актуальность исследования. Движение образовательного менеджмента к реализации своих главных ценностей и устремлений требует продуманности, связанности действий, выработки их согласованного курса. Отсутствие такого курса, общего подхода к решению проблем делает управление образовательной системой слабым, зависимым от любых изменений окружающей обстановки.

Таким образом, актуальность выбранной темы определяется уровнем – глубиной рассогласования между управляющей и управляемой системами, а также наличием внутренних противоречий в каждой из них, то есть анализ применения вышеобозначенного курса управления образовательной системой.

Далее необходимо уточнить то, что образовательный менеджмент или управление образовательной системой (г.Рязани) представляет собой особую деятельность, в которой её субъект (Управление образования, науки и молодёжной политики) посредством предвидения, организации, координации обеспечивает совместную деятельность объектов (педагогов, учащихся. Родителей и т.д.) образовательного процесса. Эта деятельность направлена на развитие образовательного процесса с целью удовлетворения запросов местного сообщества, личности, рынка труда.

Объектом исследования является процесс управления образовательной системой (г. Рязани).

Предметом исследования выступают составные части процесса управления образовательной системы г. Рязани:

  • проблемы обучения;

  • проблемы воспитания (физические, духовные);

  • проблемы развития (нравственные, интеллектуальные, патриотические и др.);

  • проблемы педагогических кадров (нехватка педагогов, недостаточная квалификация и др.) и др.

Если субъект управления образовательной системы будет придерживаться вышеобозначенного курса или общего подхода к решению проблем, то образовательный менеджмент станет независимым и устойчивым к изменениям окружающей обстановки.

Для наилучшего результата необходимо воспользоваться следующими методами анализа существующих и потенциальных проблем:

  1. эмпирический способ добывания информации:

    1. изучение методических и правовых документов (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

    2. изучение и обобщение опыта работы конкретных социальных систем;


  1. теоретический метод:

    1. моделирование ситуаций, например. Сравнение и обобщение собранных данных по какому-либо вопросу, систематизация материала, его синтез и анализ.


Глава 1. Нормативно-правовая основа муниципального образовательного менеджмента города Рязани


1.1 Нормативно-правовые источники функционирования муниципальной системы образования г.Рязани.

В соответствии с положением об управлении образования, науки и молодёжи администрации г.Рязани данное структурное подразделение администрации г.Рязани входит в состав социального комплекса и непосредственно подчиняется заместителю главы администрации по социальной сфере и гуманитарным вопросам (Приложение №1).

Управление в своей деятельности руководствуется:

  • Конституцией РФ;

  • федеральными законами;

  • указами Президента РФ;

  • постановлениями Правительства РФ;

  • приказами министерства образования РФ;

  • Уставом и законодательством Рязанской области;

  • Уставом города Рязани;

  • Решениями Рязанского городского Совета;

  • Постановлениями, распоряжениями главы администрации города и распоряжениями главы администрации области города.

К ним, в частности, можно отнести:

  1. ФЗ «Об образовании»;

  2. Закон «О молодёжи», принятый Рязанской областной Думой в 1995 г.;

  3. Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменения в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительно образования детей» от 01.07.2003 г.;

  4. Приказ управления образования, науки и молодёжи администрации г. Рязани от 29.09.2003 №982 «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников учреждений образования г. Рязани в 2003-2004 г.»;

  5. Приказ управления образования, науки и молодёжи администрации г. Рязани от 19.09.2003 №954 «О паспортизации школьных музеев»;

  6. Приказ УОНиМ от 18.10.2003 г. №1049 «Об итогах организационно-управленческой деятельности администрации управления образования, проведенного УОНиМ совместно со специалистами ГЦСЭН, противопожарной службы по охране Рязани, дирекции заказчика объектов социальной сферы»;

  7. Информация о всероссийском конкурсе специалистов на право работать во всероссийском детском центре «Орлёнок» и др.

  8. Информационный сборник №28 Профессия-управленец./Управление образования, науки и молодёжи администрации г.Рязани. Муниципальное учреждение «информационно-диагностический (методический) центр».- Рязань. 2000 г. – 37с.;

  9. Должностные инструкции специалистов и сотрудников УОНиМ;

  10. План работы УОНиМ (2002 – 2003 гг.) и др.


1.2 Основные этапы становления муниципального образовательного менеджмента

Рассматривая основные этапы становления и примеры управления муниципального образовательного менеджмента г.Рязани необходимо начать с дошкольных образовательных учреждений г.Рязани. Дошкольное образование – весьма важно и во многом определяет становление личности ребёнка на последующих этапах его развития.1

Итак, к началу 1995 г. в г.Рязани сложилась достаточно оптимальная структура дошкольного образования, способная удовлетворить разнообразные потребности детей дошкольного возраста и их родителей (Приложение №2).

При постоянном росте доли муниципальных ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) на начало 1995 г. их число составляло 77, то есть 53% общего числа городских ДОУ, и в них воспитывалось 11 117 детей при плане 11 275.

Общей тенденцией для всех ДОУ, независимо от их организационно-правовых форм, являлось падение наполняемости как в части списочного состава групп, так в ещё большей мере в части количества детей, реально посещающих ДОУ.

Среди существенных частей этой прогрессирующей тенденции можно выделить:

  1. падение рождаемости (Приложение №3);

  2. увеличение родительской платы за содержание детей в ДОУ;

  3. нахождение значительной части родителей детей в вынужденных административных отпусках.

В ходе исследования были получены следующие данные – Образовательный уровень педагогических работников ДОУ г.Рязани на 1.01.95 г.

Должность Всего работ-ников Образование
Высшее Неполное высшее

Среднеспе-

циальное

1 2 3 4 5
Заведующий 145 103 3 39
Методист 106 89 1 16
Воспитатель 2 242 463 63 1 686
Муз. Воспитатель 217 49 6 162
Учитель-дефектолог 6 6 - -
Учитель-логопед 102 96 - 6
Инструктор по физкульт. 65 33