Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  150  151  152   ..

 

 

Введение в специализацию Менеджмент

Введение в специализацию Менеджмент

Южно-Уральский Государственный Университет

Международный факультет

Кафедра ”Международный менеджмент“


В.П.Гальетов

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

 

Введение в специальность "Менеджмент“

 и специализации"


г.Челябинск

1999г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

     Введение

1. Фрагменты учебного плана и графика изучения дисциплины

1.1. Очное обучение

1.2. Заочное обучение

2. Программа дисциплины

3. Положение об итоговой аттестации

4. Список учебно-методической литературы

5. Рекомендации для студентов по изучению дисциплины

5.1. Контрольные вопросы для  самоподготовки.

5.2. Темы самостоятельных работ (ов).

5.3. Рекомендуемая структура а.

5.4. Учебно-практическое пособие по дисциплине.


1. ФРАГМЕНТЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА И ГРАФИК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Очное обучение

Код

Наименование

дисциплины

Виды и объем  контроля Виды  и  объем  нагрузки Распределение по годам  и семестрам, час
Экзамен Зачет Курс. раб. Контр. работ, рефер Всего Лекции Практика Самостоят. Работ 1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7

8

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Введение в специальность "Менеджмент" - 1 - 1

96

40

18 34 34

96

40

. Распределение Часов Распределение по курсам и семестрам
по семестрам из них I курс II курс III курс IV курс V курс VI курс
п/п Наименование дисциплин замен. четов рс.пр. р.раб. его кции б.зан. ак.зан. д.зан. м.раб. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
эк за ку ку вс ле ла пр ин са часов в неделю
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Введение в специальность и специализации 12


Южно - Уральский Государственный Университет

Утверждаю

Декан факультета

В.П. Горшенин

_____________1999г.

2. ПРОГРАММА

дисциплины ”Введение в специальность "Менеджмент“ и специализации"

для подготовки дипломированных специалистов по специальностям

061100 - менеджмент ;  060400 - финансы и кредит

Индекс дисциплины - ГСЭ. 09

Факультет Международный

Кафедра-разработчик - ”Международный менеджмент“

Курс обучения - 1

Состав дисциплины (очное обучение):

Лекций - 18 час.; зачет - 1 сем.;  практические занятия - 18 час.

СРС - 36 час.

Всего - 70 час.

            Рабочая программа соответствует государственному образовательному стандарту, введённому в действие с 1996г.

             Рабочая программа утверждена на заседании кафедры

Зав. кафедрой                                 А.А. Алабугин

Разработчик программы               В.П.Гальетов

Ученый секретарь                          Р.А. Алабугина

1.   Образовательно - профессиональные  требования   к    дисциплине.

1.1. Место дисциплины в системе подготовки  менеджера

Учебная дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Необходимость в курсе «Введение в специальность  «Менеджмент»  возникает по ряду причин.  Перечислим  важнейшие из них.

Существует  воспроизводящееся  с каждым поколением противоречие: новое поколение образованных специалистов,  стремясь к все большему удовлетворению потребностей  человека, все больше и больше  разрушает  среду обитания человека. Основная причина в том, что система образования, ориентированная на  воспроизводство «человека экономического», человека-потребителя,  воспроизводит отчуждение  человека от человека, человека от результатов его деятельности, человека от Природы.

    В настоящее время  происходит смена парадигмы процесса  образования и образовательной системы под влиянием  насущного требования мировой ситуации - жить  на Земле, не разрушая, а упрочняя гармонию отношений между человеком и человеком, человеком и Природой. Суть этого изменения - кардинальный переход от воспроизводства  человека, обладающего знаниями, к человеку,  способному к культурной деятельности на основе Законов Природы в  усложняющихся  и непредсказуемых социально- экономических и экологических условиях.

    По мнению многих ученых, занимающихся разработкой новой философии образования, необходим  переход к системе, в которой существует «преобладание изменения над  сохранением, создание нового над копированием старого».  Это находит свое выражение в идее опережающего развития человека, человека,  готового к деятельности в непредсказуемых ситуациях на основе принципов природосообразности.

  Это требует изменения представлений об образовании как системе воспроизводства  человека  культурного и соответственно  изменения  целей и содержания, методов и средств образования. Особенно важно  опережающее  проведение таких изменений в образовании менеджеров, будущих управляющих , на плечи которых  ляжет еще большая тяжесть еще более сложных преобразований.

       Требования  к  курсу  «Введение в специальность «Менеджмент»  вытекают  из  этой  идеи и включают в себя  следующее:

1)   предметом  изучения  является  окружающая  действительность и  прежде всего студент, как  объект  собственного управления и управления  со стороны  других;

2)   целью  курса  является  студент, осознавший  важность  управления  собой, методы и средства управления собой; способный   не  только  отдавать приказания, но и осознанно подчиняться; способный  управлять  осмысленно  управлять групповой  деятельностью для достижения   поставленной цели;

3)   средствами  изучения  являются  задания,  составленные  для  себя и  продукты   выполнения  заданий:

4)   методы  изучения  - анализ  себя и своих отношений с окружающей действительностью на основе  практики и специально поставленных  опытов.

1.2. Согласно п. 2.1  Государственных требований к минимуму содержания, уровню подготовки дипломированных специалистов выпускник должен в результате усвоения дисциплины:

·    быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;

·    понимать сущность и социальную значимость  своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область своей деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

·    быть способным находить нестандартные решения типовых задач и уметь решать нестандартные задачи ;

·    быть  способным к проектной области в профессиональной сфере,  использовать принципы системного анализа;

·    быть способным поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией  профессиональных функций, уметь использовать их для практики;

·    быть готов к кооперации с коллегами и  работе в коллективе, быть знакомым с методами самоуправления, уметь организовать работу соисполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований;

·    быть  методически и психологически готовым  к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над междисциплинарными проектами.

2.  Целью дисциплины является:  студент, осознавший  важность  управления  собой, методы и средства управления собой; способный   не  только  отдавать приказания, но и осознанно подчиняться; способный осмысленно  управлять групповой  деятельностью для достижения   поставленной цели.

3. Учебный план

ТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ   ВРЕМЕНИ

1. УПРАВЛЕНИЕ  СОБОЙ И ДРУГИМ

лекции практи-ка самост.  Работа

1.1.Управление собой (я как объект и субъект управления).

5

2

4

Анализ ситуации управления собой в настоящем. 0,5
Более сложная модель себя как организации 0,5
Анализ ситуации  внешнего управления 0,5
Сотрудничество с другими исполнителями. 0,5
Маркетинговый анализ ситуации управления собой 0,5
Интегральная оценка  своей «организации» 0,5
Ситуация  саморазвития меня как организации 0,5
Изменения в ценностях  жизни и деятельности 0,5
Проектирование желаемой ситуации 0,5 1 2
Разработка  Программы  реализации  изменений 0.5 1 2

1.2. Управление Другим человеком. 

5

 

5

10

Цель управления  Другим. Процесс, методы-средства и результаты. 1 1 2
Закономерные причины, дающие  возможность управления Другим. 1 1 2
Директивные  методы управления: сильные и слабые стороны. 1 1 2
Недирективные  методы управления: сильные и слабые стороны 1 1 2
Возможности демократических   методов  управления. 1 1 2

1.3. Управление группой.

6

10

10

Цели управления группой. Процесс,  предмет, методы-средства и результаты. 1 1 2
Закономерные причины, создающие  возможность управления Группой. 1 1 2
Директивные  и  недирективные  методы  управления Группой. 1 1 2
Делократический  метод  управления  группой. Отличие управления от менеджмента и руководства. 1 1 2
Технология согласованной  групповой работы. Процесс, предмет, методы, средства и результаты. 2 6 2

2. ОКРУЖАЮЩАЯ  СРЕДА  КАК  ПРОСТРАНСТВО  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

6

6

16

2.1. Изучение  потребностей  и  возможностей  Среды  как  деятельность  менеджера:

2 2 4

2.2. Среда  как  источник  возможностей  и  ресурсов

4 4 12
А) доступные ресурсы: 1 1 3
других студентов и преподавателей;
университета и других вузов города;
библиотеки и другие фондов университета;
кафедр и  факультетских библиотек;
Б) платные  ресурсы  университета и города: 1 1 3
возможности для копирования литературы;
возможности платных консультаций;
другие возможности.
В) риски,  искушения и опасности  в  Среде. 1 1 3
Г) Среда как пространство саморазвития менеджера. 1 1 3

3. ВВЕДЕНИЕ   В   СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

3

3

(разрабатывается другими преподавателями).

3.1. Управление  персоналом.

1 1

3.2. Производственный   менеджмент.

1 1

3.3. Международный  менеджмент.

1 1

ВСЕГО  ЧАСОВ  ПО  КУРСУ

18

18

34

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  «МЕНЕДЖЕР»

1.1.Управление собой (я как объект и субъект управления).

1)  Анализ ситуации управления собой в настоящем.  Выявление объекта и субъекта управления. Оценка ситуации на основе анализа. Анализ действий собственного управляющего. Выявление  предмета, процесса, результатов и средств управления собой. Оценка процесса и результатов управления. 

2)  Более сложная модель себя как организации: я-идеолог, я-политик, я-управляющий, я -исполнитель. Взаимодействие  между сущностями в различных ситуациях.  Оценка согласованности действий в ситуациях.

3)  Анализ ситуации  внешнего управления мной. Другие  идеологи, политики и управляющие. Оценка их  управления мной. Процесс и результаты внешнего управления. Средства внешнего управления.

Сотрудничество с другими исполнителями. Оценка взаимодействий и их

результатов.

4)  Маркетинговый анализ текущей ситуации: мои потребители и поставщики.

     Мои отношения со Средой и их оценка.

5)  Интегральная оценка  своей «организации» методом ССВП: мои сильные  и  слабые  стороны; возможности  для  моего развития; препятствия  и  угрозы для моего развития.

6)  Ситуация  саморазвития меня как организации : необходимые изменения.

Изменения в ценностях  жизни и деятельности. Изменение в целях и средствах управления. Изменения в методах отстаивания ценностей. Изменения в методах  решения  жизненных  и  учебных  задач.

7) Проектирование желаемой ситуации:  мои отношения со Средой и внутри  моей «организации». Сценарий оптимального взаимодействия моего управляющего и исполнителя между собой.  Прогнозирование  ожидаемых результатов и новых проблем.

8) Разработка  Программы  реализации  изменений  во мне и методах  самоуправ-ления. Причины  для  изменений:  проблемы  устраняемые программой. Цель программы и  ее задачи. Планирование  своего  изменения как последователь-ности  решаемых задач.  Критерии контроля  выполнения программы.

 

1.2. Управление Другим человеком. 

1)  Цель управления  Другим. Процесс, методы-средства и результаты.

2)   Закономерные причины возможности управления Другим.

3)  Насильственные  методы управления: сильные и слабые стороны.

4)  Ненасильственные  методы управления: сильные и слабые стороны

5)   Возможности ненасильственных  методы  управления. Гуманистические представления об управлении другим человеком. Законы  гуманистического  управления человеком.

1.3. Управление группой.

1)  Цели управления группой. Процесс,  предмет, методы-средства и результаты.

2)  Закономерные причины, создающие  возможность управления Группой.

3)  Директивные  и  недирективные  методы  управления Группой.

4) Делократический  метод  управления  группой. Отличие управления от менеджмента и руководства.

5) Технология согласованной  групповой работы. Процесс, предмет, методы, средства и результаты.

РАЗДЕЛ 2. ОКРУЖАЮЩАЯ  СРЕДА  КАК  ПРОСТРАНСТВО 

                    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  МЕНЕДЖЕРА

2.1. Изучение  потребностей  и  возможностей  Среды  как  деятельность  менеджера:

n проблемы возникающие  при  незнании  Среды;

n цели изучения Среды,  методы  и  средства;

n процесс  и   результаты  изучения  Среды.

2.2. Среда  как  источник  возможностей  и  ресурсов  для  деятельности  менеджера, а также как источник рисков и опасностей:

А) доступные ресурсы:

n использование возможностей других студентов и преподавателей;

n использование возможностей университета и других вузов города;

n использование возможностей библиотеки и другие фондов университета;

n использование возможностей кафедр и  факультетских библиотек;

Б) использование платных  ресурсов  университета и города:

n возможности для копирования литературы;

n возможности платных консультаций;

n другие возможности.

В) риски,  искушения и опасности  в  Среде.

Г) Среда как пространство саморазвития менеджера.

РАЗДЕЛ 3. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

(разрабатывается другими преподавателями).

3.1. Управление  персоналом.

3.2. Производственный   менеджмент.

3.3. Международный  менеджмент.

3. Положение об итоговой аттестации

            В соответствии с планом (п.1 УМК) по дисциплине осуществляется промежуточный контроль в форме выполнения  а. Он выполняется внеаудиторно после проведения двух практических занятий (тьюториалов). Задания по работам даны в УМК .

            Итоговая аттестация осуществляется в форме  зачёта.

            В ходе зачета оцениваются знания ключевых понятий дисциплины, умение применять теорию практически, понимая термины и связь тем с практикой менеджмента.

4. ЛИТЕРАТУРА  ПО  КУРСУ  «ВВЕДЕНИЕ  В  СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

 

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.-М.: ВЛАДОС, 1994.-336с.
Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. - М.: Молодая гвардия, 1990. -223с.
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением.Жизненная стратегия творческой личности.-Мн.: Беларусь, 1994.-479с.
Андреев Ю.А. Три кита здоровья. -Екатеринбург, Ср.Уральское книж.изд.,1993.-336с.
Вейль Питер. Искусство менеджмента.
Гинзбург М.Р. Путь к себе.-М.: Педагогика, 1991,.270с.
Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.-320с.
Джампольски Дж.Д. Любовь побеждает страх / Пер. с англ. Т.В.Зарембо.-М.: Профиздат, 1991.-128с.
Ильин А.А. Обет молчания. Роман.-Челябинск: Юж.Уральское книж.изд., 1995,-436с.
Каппони В., Новак Т.Е. Сам себе психолог.-С-П., Питер, 1994.-224с.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. -М.: Новая школа, 1993, - 327с.
Лао Цзы. Дао Дэ Цзин./Переложение с китайского. - Дубна: Изд.Свента, 1994.-96с.
Леви В.Л. Искусство быть другим. -
Леви В.Л.Искусство быть собой.. -М.: Знание, 1977.-208с.
Литвак М.Е. Психологическое айкидо.-Ростов н/д.: РГПИ, 1992,-64с.
Лободин В.Т. Здоровье и духовность.-СПб.:АО «Комплект», 1994.-381с.,ил. (Путь к единству; т.1,ч.1, в пяти томах).
Орлов Ю.М.Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287с.
Суворов В. Аквариум.-М.: НИИО «Демократическая Россия», 1991
Харрис Т. Я хороший, ты хороший./Пер. с англ. К.В.Кленина.М: Соль, 1993.- 176с.
Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления.-СПб.: АО "Комплект", 1995.-302с., ил.-(Целительные силы; Т.4)

5. РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1. Контрольные вопросы (для самоподготовки и сдачи зачета)

по дисциплине "Введение в специальность “Менеджмент” и специализации"

ТЕМА

КОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ  ТЕМЫ

(возможные   названия  разделов)

1. Текущая ситуация  управления Как я управляю собой сейчас? Как мной управляют другие? Какие способы управления  приемлемы? Какие средства управления я использую сейчас?
2. Прогнозирование: желаемая ситуация управления

Как  я хочу управлять собой в будущем?

Каким  может (должно) быть управление мной в процессе жизни и работы? Какие средства управления собой я бы хотел использовать?

3. Ситуация  планирования: настоящее и будущее Как я планирую свою жизнь и деятельность сейчас? Каким  должно стать мое планирование в будущем? Какие средства планирования я использовал? Какие средства планирования я буду  осваивать и использовать?
4. Ситуация  целеполагания

Какие цели и как я ставил  перед собой?

Достигались ли они?

Какие цели я сейчас ставлю перед собой?

Как я буду обнаруживать продвижение к ним?

5. Ситуация  анализа  деятельности

Как я  анализирую свои действия сейчас?

Какие средства я использую для этого?

Как я оцениваю качество моего анализа, по каким критериям?

6. Структура  моей деятельности

Как устроена  моя  деятельность  в настоящее время? Из каких действий она состоит?

Какие средства я использую для этого?

Что является результатом моей деятельности?

Что мешает и что помогает в моей деятельности?

7. Процесс и  результат  деятельности

Как и где  проходит процесс моей деятельности? Зависит ли  результат  от процесса и  каким образом?

Каким  образом  я  управляю ходом процесса деятельности? Как  я  направляю этот процесс к  желаемому результату?

5.2. ТЕМЫ   САМОСТОЯ ТЕЛЬНЫХ   РАБОТ

 

1. Моя  ситуация  управления своей работой и учебой: потребности, возможности и проблемы.

2. Моя  желаемая ситуация управления работой и учебой.

3. Целеполагание: средства и методы, которые  я могу использовать.

4. Планирование: распределение моих ресурсов в работе и учебе.

5. Анализ  деятельности: что и как, с помощью каких средств и методов я анализирую в моей деятельности.

6. Структура  деятельности:  сходство и различие в работе и учении.

7. Процесс,  результат и продукты   моей деятельности.

 

5.3. Рекомендуемая структура а

            представляет собой четко структурированный анализ теоретических предложений ряда авторов по избранной теме. Для этого следует использовать необходимые литературные источники (см. нижеприводимый список литературы). Могут использоваться и другие источники, доступные студенту.

ВВЕДЕНИЕ (актуальность избранной темы, цели а, значение и место темы в дисциплине)

1. Обзор литературных источников по теме.

1.1. Проблемы и методы решения проблем, соответствующих теме.

1.2.  Анализ достоинств и недостатков методов решения проблем (в обоснованиях теоретиков или из разных источников, из опыта).

2. Обоснование мнения автора а о применимости рассмотренных методов в отечественной практике решения подобных проблем.

2.1. Особенности современной ситуации в России и/или предприятия (организации) - места работы (учебы) автора а (студента) в области рассматриваемой проблемы, или темы.

2.2. Выбор лучшего из теоретических методов решения в условиях отечественного объекта управления.

2.3. Практическое применение метода в конкретных условиях (либо возможности этого) на отечественном объекте, либо примеры использования известные студенту.

Заключение (выводы по результативности и эффективности применения метода и рекомендации по дальнейшему применению).

Литература (на которую имеется ссылки в е).

5.4. Учебно-практическое пособие по дисциплине ”Введение в специальность Менеджмент“ и специализации"

                                                         (РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ)

            Пособие используется в нескольких направлениях:

·    как раздаточный материал, составляющий главное содержание дисциплины (оно дополняется и разъясняется преподавателем во время лекций);

·    как совокупность заданий , выполняемых во время практических занятий и самостоятельной работы студента (СРС);

·    как материал для научно-исследовательской студенческой работы в области менеджмента.