Южно - Уральский Государственный Университет
Утверждаю
Декан факультета
В.П. Горшенин
_____________1999г.
2. ПРОГРАММА
дисциплины ”Введение в специальность "Менеджмент“
и специализации"
для подготовки дипломированных специалистов по
специальностям
061100 - менеджмент ; 060400 - финансы и кредит
Индекс дисциплины - ГСЭ. 09
Факультет Международный
Кафедра-разработчик - ”Международный
менеджмент“
Курс обучения - 1
Состав
дисциплины (очное обучение):
Лекций
- 18 час.; зачет - 1 сем.; практические занятия - 18 час.
СРС
- 36 час.
Всего
- 70 час.
Рабочая
программа соответствует государственному образовательному стандарту, введённому
в действие с 1996г.
Рабочая
программа утверждена на заседании кафедры
Зав. кафедрой А.А.
Алабугин
Разработчик программы В.П.Гальетов
Ученый секретарь Р.А.
Алабугина
1. Образовательно - профессиональные требования к
дисциплине.
1.1.
Место дисциплины в системе подготовки менеджера
Учебная
дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Необходимость
в курсе «Введение в специальность «Менеджмент» возникает по ряду причин.
Перечислим важнейшие из них.
Существует
воспроизводящееся с каждым поколением противоречие: новое поколение
образованных специалистов, стремясь к все большему удовлетворению
потребностей человека, все больше и больше разрушает среду обитания
человека. Основная причина в том, что система образования, ориентированная на
воспроизводство «человека экономического», человека-потребителя, воспроизводит
отчуждение человека от человека, человека от результатов его деятельности, человека
от Природы.
В настоящее время происходит смена парадигмы процесса образования и
образовательной системы под влиянием насущного требования мировой ситуации -
жить на Земле, не разрушая, а упрочняя гармонию отношений между человеком и
человеком, человеком и Природой. Суть этого изменения - кардинальный переход от
воспроизводства человека, обладающего знаниями, к человеку, способному к
культурной деятельности на основе Законов Природы в усложняющихся и
непредсказуемых социально- экономических и экологических условиях.
По мнению многих ученых, занимающихся разработкой новой философии образования,
необходим переход к системе, в которой существует «преобладание изменения над
сохранением, создание нового над копированием старого». Это находит свое
выражение в идее опережающего развития человека, человека, готового к
деятельности в непредсказуемых ситуациях на основе принципов
природосообразности.
Это требует изменения представлений об образовании как системе воспроизводства
человека культурного и соответственно изменения целей и содержания, методов
и средств образования. Особенно важно опережающее проведение таких изменений
в образовании менеджеров, будущих управляющих , на плечи которых ляжет еще
большая тяжесть еще более сложных преобразований.
Требования к курсу «Введение в специальность «Менеджмент» вытекают из
этой идеи и включают в себя следующее:
1) предметом изучения является окружающая
действительность и прежде всего студент, как объект собственного управления
и управления со стороны других;
2) целью курса является студент, осознавший важность
управления собой, методы и средства управления собой; способный не только
отдавать приказания, но и осознанно подчиняться; способный управлять
осмысленно управлять групповой деятельностью для достижения поставленной
цели;
3) средствами изучения являются задания,
составленные для себя и продукты выполнения заданий:
4) методы изучения - анализ себя и своих отношений с
окружающей действительностью на основе практики и специально поставленных
опытов.
1.2. Согласно п. 2.1 Государственных требований к минимуму
содержания, уровню подготовки дипломированных специалистов выпускник должен в
результате усвоения дисциплины:
· быть способным в условиях развития науки и
изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих
возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные
образовательные технологии;
· понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область
своей деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;
· быть способным находить нестандартные решения типовых
задач и уметь решать нестандартные задачи ;
· быть способным к проектной области в профессиональной
сфере, использовать принципы системного анализа;
· быть способным поставить цель и сформулировать задачи,
связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать их для
практики;
· быть готов к кооперации с коллегами и работе в
коллективе, быть знакомым с методами самоуправления, уметь организовать работу
соисполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях
противоречивых требований;
· быть методически и психологически готовым к
изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над
междисциплинарными проектами.
2. Целью дисциплины является:
студент, осознавший важность управления собой, методы и средства
управления собой; способный не только отдавать приказания, но и осознанно
подчиняться; способный осмысленно управлять групповой деятельностью для
достижения поставленной цели.
3. Учебный план
ТЕМА |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ |
1. УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ И ДРУГИМ
|
лекции |
практи-ка |
самост. Работа |
1.1.Управление собой (я
как объект и субъект управления).
|
5
|
2
|
4
|
Анализ ситуации управления
собой в настоящем. |
0,5 |
|
|
Более сложная модель себя
как организации |
0,5 |
|
|
Анализ ситуации внешнего
управления |
0,5 |
|
|
Сотрудничество с другими
исполнителями. |
0,5 |
|
|
Маркетинговый анализ ситуации
управления собой |
0,5 |
|
|
Интегральная оценка своей
«организации» |
0,5 |
|
|
Ситуация саморазвития меня
как организации |
0,5 |
|
|
Изменения в ценностях
жизни и деятельности |
0,5 |
|
|
Проектирование желаемой
ситуации |
0,5 |
1 |
2 |
Разработка Программы
реализации изменений |
0.5 |
1 |
2 |
|
|
|
|
1.2. Управление
Другим человеком.
|
5
|
5
|
10
|
Цель управления Другим.
Процесс, методы-средства и результаты. |
1 |
1 |
2 |
Закономерные причины,
дающие возможность управления Другим. |
1 |
1 |
2 |
Директивные методы
управления: сильные и слабые стороны. |
1 |
1 |
2 |
Недирективные методы
управления: сильные и слабые стороны |
1 |
1 |
2 |
Возможности
демократических методов управления. |
1 |
1 |
2 |
|
|
|
|
1.3. Управление
группой.
|
6
|
10
|
10
|
Цели управления группой.
Процесс, предмет, методы-средства и результаты. |
1 |
1 |
2 |
Закономерные причины,
создающие возможность управления Группой. |
1 |
1 |
2 |
Директивные и
недирективные методы управления Группой. |
1 |
1 |
2 |
Делократический метод
управления группой. Отличие управления от менеджмента и руководства. |
1 |
1 |
2 |
Технология согласованной
групповой работы. Процесс, предмет, методы, средства и результаты. |
2 |
6 |
2 |
|
|
|
|
2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
|
6
|
6
|
16
|
2.1. Изучение
потребностей и возможностей Среды как деятельность менеджера:
|
2 |
2 |
4 |
|
|
|
|
2.2. Среда
как источник возможностей и ресурсов
|
4 |
4 |
12 |
А) доступные ресурсы: |
1 |
1 |
3 |
других студентов и
преподавателей; |
|
|
|
университета и других вузов
города; |
|
|
|
библиотеки и другие фондов
университета; |
|
|
|
кафедр и факультетских
библиотек; |
|
|
|
|
|
|
|
Б) платные ресурсы
университета и города: |
1 |
1 |
3 |
возможности для копирования
литературы; |
|
|
|
возможности платных
консультаций; |
|
|
|
другие возможности. |
|
|
|
|
|
|
|
В) риски, искушения и
опасности в Среде. |
1 |
1 |
3 |
|
|
|
|
Г) Среда как пространство
саморазвития менеджера. |
1 |
1 |
3 |
|
|
|
|
3. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
|
3
|
3
|
|
(разрабатывается другими преподавателями). |
|
|
|
|
|
|
|
3.1. Управление
персоналом.
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
3.2. Производственный
менеджмент.
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
3.3. Международный
менеджмент.
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
18
|
18
|
34
|
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕНЕДЖЕР»
1.1.Управление собой (я
как объект и субъект управления).
1) Анализ ситуации управления собой в настоящем.
Выявление объекта и субъекта управления. Оценка ситуации на основе анализа.
Анализ действий собственного управляющего. Выявление предмета, процесса,
результатов и средств управления собой. Оценка процесса и результатов
управления.
2) Более сложная модель себя как организации: я-идеолог,
я-политик, я-управляющий, я -исполнитель. Взаимодействие между сущностями в
различных ситуациях. Оценка согласованности действий в ситуациях.
3) Анализ ситуации внешнего управления мной. Другие
идеологи, политики и управляющие. Оценка их управления мной. Процесс и
результаты внешнего управления. Средства внешнего управления.
Сотрудничество с другими
исполнителями. Оценка взаимодействий и их
результатов.
4) Маркетинговый анализ текущей ситуации: мои потребители
и поставщики.
Мои отношения со Средой
и их оценка.
5) Интегральная оценка своей «организации» методом ССВП:
мои сильные и слабые стороны; возможности для моего развития; препятствия
и угрозы для моего развития.
6) Ситуация саморазвития меня как организации :
необходимые изменения.
Изменения в ценностях жизни
и деятельности. Изменение в целях и средствах управления. Изменения в методах
отстаивания ценностей. Изменения в методах решения жизненных и учебных
задач.
7) Проектирование желаемой ситуации: мои отношения со
Средой и внутри моей «организации». Сценарий оптимального взаимодействия моего
управляющего и исполнителя между собой. Прогнозирование ожидаемых результатов
и новых проблем.
8) Разработка Программы реализации изменений во мне
и методах самоуправ-ления. Причины для изменений: проблемы устраняемые программой.
Цель программы и ее задачи. Планирование своего изменения как
последователь-ности решаемых задач. Критерии контроля выполнения программы.
1.2. Управление Другим человеком.
1) Цель управления Другим. Процесс, методы-средства и
результаты.
2) Закономерные причины возможности управления Другим.
3) Насильственные методы управления: сильные и слабые
стороны.
4) Ненасильственные методы управления: сильные и слабые
стороны
5) Возможности ненасильственных методы управления.
Гуманистические представления об управлении другим человеком. Законы
гуманистического управления человеком.
1.3.
Управление группой.
1) Цели управления группой. Процесс, предмет, методы-средства и
результаты.
2) Закономерные причины, создающие возможность управления Группой.
3) Директивные и недирективные методы управления Группой.
4) Делократический метод
управления группой. Отличие управления от менеджмента и руководства.
5) Технология согласованной
групповой работы. Процесс, предмет, методы, средства и результаты.
РАЗДЕЛ 2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
КАК ПРОСТРАНСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
2.1. Изучение
потребностей и возможностей Среды как деятельность менеджера:
n
проблемы возникающие при
незнании Среды;
n
цели изучения Среды, методы и
средства;
n
процесс и результаты изучения
Среды.
2.2. Среда
как источник возможностей и ресурсов для деятельности менеджера, а также
как источник рисков и опасностей:
А) доступные ресурсы:
n
использование возможностей других
студентов и преподавателей;
n
использование возможностей
университета и других вузов города;
n
использование возможностей
библиотеки и другие фондов университета;
n
использование возможностей кафедр
и факультетских библиотек;
Б) использование платных
ресурсов университета и города:
n
возможности для копирования
литературы;
n
возможности платных консультаций;
n
другие возможности.
В) риски, искушения и
опасности в Среде.
Г) Среда как пространство
саморазвития менеджера.
РАЗДЕЛ 3. ВВЕДЕНИЕ В
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
(разрабатывается другими
преподавателями).
3.1. Управление
персоналом.
3.2. Производственный
менеджмент.
3.3. Международный
менеджмент.
3. Положение об итоговой
аттестации
В
соответствии с планом (п.1 УМК) по дисциплине осуществляется промежуточный
контроль в форме выполнения а. Он выполняется внеаудиторно после
проведения двух практических занятий (тьюториалов). Задания по работам даны в
УМК .
Итоговая
аттестация осуществляется в форме зачёта.
В
ходе зачета оцениваются знания ключевых понятий дисциплины, умение применять
теорию практически, понимая термины и связь тем с практикой менеджмента.
4. ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Абдеев Р.Ф. Философия
информационной цивилизации.-М.: ВЛАДОС, 1994.-336с. |
Алиев Х.М. Ключ к себе:
Этюды о саморегуляции. - М.: Молодая гвардия, 1990. -223с. |
Альтшуллер Г.С., Верткин
И.М. Как стать гением.Жизненная стратегия творческой личности.-Мн.: Беларусь,
1994.-479с. |
Андреев Ю.А. Три кита
здоровья. -Екатеринбург, Ср.Уральское книж.изд.,1993.-336с. |
Вейль Питер. Искусство
менеджмента. |
Гинзбург М.Р. Путь к
себе.-М.: Педагогика, 1991,.270с. |
Гримак Л.П. Общение с
собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.-320с. |
Джампольски Дж.Д. Любовь
побеждает страх / Пер. с англ. Т.В.Зарембо.-М.: Профиздат, 1991.-128с. |
Ильин А.А. Обет молчания.
Роман.-Челябинск: Юж.Уральское книж.изд., 1995,-436с. |
Каппони В., Новак Т.Е. Сам
себе психолог.-С-П., Питер, 1994.-224с. |
Козлов Н.И. Как относиться
к себе и людям. Практическая психология на каждый день. -М.: Новая школа,
1993, - 327с. |
Лао Цзы. Дао Дэ
Цзин./Переложение с китайского. - Дубна: Изд.Свента, 1994.-96с. |
Леви В.Л. Искусство быть
другим. - |
Леви В.Л.Искусство быть
собой.. -М.: Знание, 1977.-208с. |
Литвак М.Е. Психологическое
айкидо.-Ростов н/д.: РГПИ, 1992,-64с. |
Лободин В.Т. Здоровье и
духовность.-СПб.:АО «Комплект», 1994.-381с.,ил. (Путь к единству; т.1,ч.1, в
пяти томах). |
Орлов Ю.М.Восхождение к
индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287с. |
Суворов В. Аквариум.-М.:
НИИО «Демократическая Россия», 1991 |
Харрис Т. Я хороший, ты
хороший./Пер. с англ. К.В.Кленина.М: Соль, 1993.- 176с. |
Малахов Г.П. Создание
собственной системы оздоровления.-СПб.: АО "Комплект", 1995.-302с.,
ил.-(Целительные силы; Т.4) |
5. РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Контрольные вопросы (для самоподготовки и сдачи
зачета)
по дисциплине "Введение в специальность
“Менеджмент” и специализации"
ТЕМА |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ
(возможные названия
разделов)
|
1. Текущая ситуация
управления |
Как я управляю собой сейчас?
Как мной управляют другие? Какие способы управления приемлемы? Какие
средства управления я использую сейчас? |
2. Прогнозирование:
желаемая ситуация управления |
Как я хочу управлять собой
в будущем?
Каким может (должно) быть
управление мной в процессе жизни и работы? Какие средства управления собой я
бы хотел использовать?
|
3. Ситуация планирования:
настоящее и будущее |
Как я планирую свою жизнь и
деятельность сейчас? Каким должно стать мое планирование в будущем? Какие
средства планирования я использовал? Какие средства планирования я буду
осваивать и использовать? |
4. Ситуация целеполагания |
Какие цели и как я ставил
перед собой?
Достигались ли они?
Какие цели я сейчас ставлю
перед собой?
Как я буду обнаруживать
продвижение к ним?
|
5. Ситуация анализа
деятельности |
Как я анализирую свои
действия сейчас?
Какие средства я использую
для этого?
Как я оцениваю качество
моего анализа, по каким критериям?
|
6. Структура моей
деятельности |
Как устроена моя
деятельность в настоящее время? Из каких действий она состоит?
Какие средства я использую
для этого?
Что является результатом
моей деятельности?
Что мешает и что помогает в
моей деятельности?
|
7. Процесс и результат
деятельности |
Как и где проходит процесс
моей деятельности? Зависит ли результат от процесса и каким образом?
Каким образом я управляю
ходом процесса деятельности? Как я направляю этот процесс к желаемому
результату?
|
5.2. ТЕМЫ САМОСТОЯ ТЕЛЬНЫХ РАБОТ
1.
Моя ситуация управления своей работой и учебой: потребности, возможности и
проблемы.
2.
Моя желаемая ситуация управления работой и учебой.
3.
Целеполагание: средства и методы, которые я могу использовать.
4.
Планирование: распределение моих ресурсов в работе и учебе.
5.
Анализ деятельности: что и как, с помощью каких средств и методов я анализирую
в моей деятельности.
6.
Структура деятельности: сходство и различие в работе и учении.
7.
Процесс, результат и продукты моей деятельности.
5.3.
Рекомендуемая структура а
представляет собой четко структурированный анализ теоретических предложений
ряда авторов по избранной теме. Для этого следует использовать необходимые
литературные источники (см. нижеприводимый список литературы). Могут
использоваться и другие источники, доступные студенту.
ВВЕДЕНИЕ
(актуальность избранной темы, цели а, значение и место темы в
дисциплине)
1. Обзор литературных источников по теме.
1.1. Проблемы и
методы решения проблем, соответствующих теме.
1.2. Анализ
достоинств и недостатков методов решения проблем (в обоснованиях теоретиков или
из разных источников, из опыта).
2. Обоснование мнения автора а о применимости рассмотренных
методов в отечественной практике решения подобных проблем.
2.1. Особенности современной ситуации в России и/или предприятия
(организации) - места работы (учебы) автора а (студента) в области
рассматриваемой проблемы, или темы.
2.2. Выбор лучшего из теоретических методов решения в условиях
отечественного объекта управления.
2.3. Практическое применение метода в конкретных условиях (либо возможности
этого) на отечественном объекте, либо примеры использования известные студенту.
Заключение
(выводы по результативности и эффективности применения метода и рекомендации по
дальнейшему применению).
Литература (на
которую имеется ссылки в е).
5.4.
Учебно-практическое пособие по дисциплине ”Введение в специальность Менеджмент“
и специализации"
(РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ)
Пособие
используется в нескольких направлениях:
· как раздаточный материал, составляющий главное содержание
дисциплины (оно дополняется и разъясняется преподавателем во время лекций);
· как совокупность заданий , выполняемых во время
практических занятий и самостоятельной работы студента (СРС);
· как материал для научно-исследовательской студенческой
работы в области менеджмента.