Двигатели асинхронные трехфазные общепромышленного назначения. степень защиты ip23, ip44, ip54, ip55. Руководство - часть 4

 

  Главная      Учебники - Двигатели     Русэлпром. Двигатели асинхронные трехфазные общепромышленного назначения. степень защиты ip23, ip44, ip54, ip55. Руководство

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Двигатели асинхронные трехфазные общепромышленного назначения. степень защиты ip23, ip44, ip54, ip55. Руководство - часть 4

 

 

ПРИлОЖЕНИЕ 3

 

ОСОбЕННОСТИ ЭКСПлУАТАЦИИ ДвИГАТЕлЕй

Подробные технические данные, необходимые для правильного выбора и применения  
двигателя, подробно изложены в Техническом каталоге Изготовителя.

3.1 Общие требования

Асинхронные  двигатели  являются  надежным  в  эксплуатации  видом  электрических  машин.  При 
правильном  выборе  исполнения  (монтажное,  климатическое  и  др.),  соответствующих  условиях 
эксплуатации и особенностях применения, а также регулярном техническом обслуживании, двигатели 
могут эксплуатироваться до 20 лет.

Двигатели предназначены для работы от сети переменного тока с напряжением и частотой, 
указанными на паспортной табличке двигателя. 

Двигатели изготавливаются на стандартные  напряжения и частоту 50 или 60 Гц: 
 

• 220, 230, 240, 380, 400, 415, 440, 660 В  - при одном напряжении питания; 

 

• 220/380, 230/400, 230/460, 240/415, 380/660, 400/690 В - при двойном; 

 

• При питании двигателя от напряжения частотой 60 Гц, синхронная частота вращения  

 

  увеличивается на 20 %.

Двигатели изготавливаются в монтажных исполнениях:

                    На лапах

                 Фланцевое

          Комбинированное

IM1001 

(IMB3)

IM3001  

(IMB5)

IM2001 

(IMB35)

Исполнение IMхх8х – вал (двигатель) может располагаться в любом направлении; 
Исполнение IMхх1х – вал (двигатель) устанавливается  - вертикально вниз; 
Исполнение IMхх3х – вал (двигатель) устанавливается - вертикально вверх; 
Исполнение IMххх2 – с двумя концами вала;   
Исполнение IМ5ххх – встраиваемые двигатели.

Запрещается эксплуатировать двигатель с монтажным исполнением для горизонтальной 
установки (IM1001, 2001, 3001) в вертикальном или наклонном положении. 
Двигатели с монтажным  исполнением IM3011 и IM3031, допускается эксплуатировать 
только с установкой валом вниз ( IM3011) или валом вверх (IM3031) соответственно.

Монтажное и климатическое исполнение, а также необходимость установки  датчика тем-
пературной защиты (исполнение Б), согласовывается при заказе двигателя.

Переключение  рабочего  напряжения  двигателя  с  двойным  напряжением  питания, 
производиться  путем  переустановки  перемычек  на  клеммной  панели  двигателя,  в 
соответствии со схемой подключения, расположенной на внутренней поверхности крышки 
коробки выводов.

ПРИлОЖЕНИЕ 3

 

ОСОбЕННОСТИ ЭКСПлУАТАЦИИ ДвИГАТЕлЕй

Двигатели допускается эксплуатировать при содержании пыли в воздухе:

Степень 
защиты

Концентрация 

пыли, не более 

мг/м

3

Защита двигателя

IP23

2,0

От проникновения внутрь предметов диаметром более 12 мм, 
От прикосновения пальцами к токоведущим частям. 
От брызг воды, попадающих в двигатель под углом до 60° от вертикали

IP44

10,0

От проникновения внутрь предметов диаметром более 1 мм, 
От прикосновения к токоведущим частям. 
От брызг воды с любого направления.

IP54, 55

100,0

От проникновения пыли в количестве, не препятствующем  работе двигателя. 
Полная защита от прикосновения к токоведущим частям. 
От брызг воды с любого направления. 
(IP55 – защита от струй воды, например из шланга).

Обозначение климатического 

исполнения

Категория размещения

Температура воздуха, °С

Относительная влажность 

при температуре

У (умеренный климат)

1,2

- 45 … + 40

100 % при + 25 °С

3

98 % при + 25 °С

Хл (холодный климат)

1,2

- 60 … + 40

100 % при + 25 °С

УХл (умеренно-холодный 
климат)

1,2

4

+ 1 … + 35

80 % при + 25 °С

Т (тропический климат)

2

- 10 … + 50

100 % при + 35 °С

ОМ (морской климат)

2-5

- 30 … + 45

75 %   при + 40 °С 
95 %   при + 25 °С

Категория размещения двигателя (цифра в обозначении, после климатического исполнения)

 

  1 – на открытом воздухе; 
  2 – под навесом при отсутствии прямого солнечного излучения и осадков; 
  3 – в закрытых помещениях без искусственного регулирования климатических условий; 
  4 – в закрытых помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями; 
  5 – в условиях повышенной влажности.

Окружающая  среда  эксплуатации  невзрывоопасная,  не  содержащая  токопроводящей  пыли, 
агрессивных газов и паров в концентрациях, влияющих на разрушение металлов и изоляции

Двигатели  должны  эксплуатироваться  при    температуре  и  относительной  влажности  воздуха, 
определенной  климатическим исполнением и категорией размещения.

Климатическое исполнение двигателя обозначается буквами, в соответствии с таблицей:

Двигатели общепромышленного исполнения не предназначены для работы от частотного 
преобразователя!  
Для работы с частотным преобразователем Изготовителем могут быть поставлены двига-
тели специального исполнения.

3.2 Двигатели общепромышленного назначения.

Двигатели допускают воздействие механических факторов внешней среды по группе М3 
(ГОСТ 17516.1) и М9 без многократных ударов. 
Двигатели могут эксплуатироваться при вибрации внешних источников с ускорением до 10 м/с

2

 и 

частотой до 55 Гц.

ПРИлОЖЕНИЕ 3

 

ОСОбЕННОСТИ ЭКСПлУАТАЦИИ ДвИГАТЕлЕй

Рис. 8  

Предельные значения напряжения и частоты

Допускается эксплуатация двигателей при 
отклонении напряжения и частоты питающей 
сети от номинального значения напряжения: 
на ± 5 % или частоты сети на ± 2 %; одновре-
менных отклонениях напряжения и частоты, 
ограниченных зоной «А» по ГОСТ 28173 
(МЭК 60034-1), Рис. 8.  
При этом параметры двигателей могут от-
личаться от номинальных, а превышение 
температуры обмоток может быть более 
предельного на 10 °С.

Двигатели могут эксплуатироваться на высоте над уровнем моря не более 1 000 м. 
Допускается эксплуатация двигателя на высоте над уровнем моря более 1 000 м, при этом 
отдаваемая двигателем мощность должна быть снижена до следующих значений:

высота над уровнем моря, м

1 000

1 500

2 000

2 500

3 000

3 500

4 000

4 300

Отдаваемая мощность, %

100

98

95

92

88

84

80

74

Двигатели  могут  длительно  работать  при  температуре  окружающей  среды,  превышающей 
максимальную  рабочую  температуру,  при  этом  отдаваемая  двигателем  мощность  должна  быть 
снижена до следующих значений:

Температура окружающей среды, °С

+ 40

+ 45

+ 50

+ 55

+ 60

Отдаваемая мощность, %

100

96

92

87

82

Двигатели могут иметь сервис-фактор равный 1,1 или 1,15, т.е. допускают кратковременную 
работу с перегрузкой на 10% или 15% соответственно, при номинальных значениях напряжения и 
частоты, в нормальных условиях эксплуатации. 
Значения сервис - фактора двигателей приведены в каталоге Изготовителя.

Двигатели допускают 1,5 - кратную перегрузку по току / по моменту в течение 2 минут.

Двигатели имеющие сервис-фактор, допускают длительную эксплуатацию при номинальных мощ-
ности и напряжении и температуре окружающей среды до + 50 °С.

Двигатели, имеющие сервис-фактор могут работать при отклонении напряжения питающей сети 
±10%, но при номинальной частоте  и  нагрузке.

При отклонениях параметров сети внутри зоны «А» (Рис. 8) допускается перегрузка двигателя, до-
пустимая величина зависит от величины отклонения.

ПРИлОЖЕНИЕ 3

 

ОСОбЕННОСТИ ЭКСПлУАТАЦИИ ДвИГАТЕлЕй

Длительная эксплуатация двигателя, имеющего сервис–фактор, с нагрузкой выше номи-
нальной, даже при параметрах сети, близких к номинальным, сокращает ресурс двигателя 
примерно в 3 раза, а повышение температуры подшипникового узла до 90-100 

0

С требует  

более частой смены смазки.

Не следует понимать наличие сервис-фактора у двигателя как возможность его дли-
тельной работы с перегрузкой при значительных отклонениях параметров сети.

В двигателях с двумя рабочими концами вала необходимо обеспечить нагрузку второго конца 
вала не превышающую 0,5 номинальной нагрузки и соединение с исполнительным механизмом 
производить только с помощью эластичной муфты. Суммарная нагрузка обоих концов вала,            
не должна превышать номинальную для данного двигателя, указанную на паспортной табличке.

Двигатели могут работать в режимах в соответствии с ГОСТ 28173 ( МЭК 34-1)

S1 - продолжительный режим работы

 - работа двигателя при неизменной нагрузке достаточно 

длительное время для достижения неизменной температуры всех его частей; 
S2 - кратковременный режим работы

 – работа двигателя при неизменной нагрузке в течение 

времени, недостаточного для достижения всеми частями электродвигателя установившейся тем-
пературы, после чего следует остановка на время, достаточное для охлаждения до температуры, 
на 20°С превышающей температуру окружающей среды; 
S3- периодический повторно-кратковременный режим работы

 - последовательность идентичных 

циклов работы, каждый из которых включает время работы при неизменной нагрузке, за которое 
двигатель не нагревается до установившейся температуры, и время стоянки, за которое он не 
охлаждается до температуры окружающей среды; 
S4 - периодический повторно-кратковременный режим с влиянием пусковых процессов

 - после-

довательность идентичных режимов работы, каждый из которых включает время пуска, время 
работы при неизменной нагрузке , за которое двигатель не нагревается до установившейся тем-
пературы, и время стоянки, за которое он не охлаждается до температуры окружающей среды; 
S5 - периодический повторно-кратковременный режим с влиянием пусковых процессов и элек-
трическим торможением

 - режим, включающий в себя те же элементы, что и S4, с дополнитель-

ным периодом быстрого электрического торможения; 
 S6 - перемежающийся режим работы - последовательность идентичных циклов, каждый из ко-
торых включает время работы с постоянной нагрузкой и время работы на холостом ходу, причём 
длительность этих периодов такова, что температура двигателя не достигает установившегося 
значения.

Основной режим работы, для которого двигатель предназначен, указывается на паспортной 
табличке.

При эксплуатации двигателя в режиме работы, отличающемся от основного, следует учи-
тывать рекомендации настоящего Руководства и Технического Каталога Изготовителя.

Показатели надежности:

 

 

  •  средний ресурс до капитального ремонта – не менее 20 000 ч; 
  •  средняя наработка на отказ – не менее 15 000 ч. 
  •  наработка подшипника (расчетная) – 20 000 ч. 

ПРИлОЖЕНИЕ 3

 

ОСОбЕННОСТИ ЭКСПлУАТАЦИИ ДвИГАТЕлЕй

3.3 Двигатели с повышенным скольжением

Двигатели предназначены для привода механизмов с высоким коэффициентом инерции, механиз-
мов с неравномерной пульсирующей нагрузкой и механизмов с частыми пусками и реверсами. 

Двигатели с повышенным скольжением  допускают эксплуатацию в следующих условиях:

  •   основной режим работы  - S3 (повторно-кратковременный);

  •   допускается работа в режиме - S2 с длительностью неизменяющейся  

 

 

    нагрузки 30 мин, а также в режимах S1, S4, S5, S6, при соответствующем пересчете мощности;

  •   параметры двигателя в режимах работы S2, S4, S5, S6, не регламентируются;

  •   номинальная мощность, указываемая на паспортной табличке, соответствует режиму работы S3  
    с ПВ=40% (допустимая мощность, отдаваемая двигателем в зависимости  от ПВ (продолжи 
    тельности включения), указана на паспортной табличке);  

  •   допустимое скольжение при максимальном моменте, минус 20%  от регламентирующей  
    величины;

  •  двигатели допускают четыре последовательных пуска из практически холодного состояния  
    или два последовательных пуска при нагретом до рабочего состояния двигателе, при этом  
    время между пусками должно быть (3-5) мин;

  •   двигатели допускается эксплуатировать при вибрации от внешних источников – до 2g  
    в диапазоне частот 0,5-100 Гц; 

  •   двигатели должны устанавливаться на фундаментах и других опорах при вибрации внешних  
    источников с ускорением до – до 20 м/с

2

 и частотой до 55 Гц.

Двигатели с повышенным скольжением конструктивно выполнены на базе  соответствую-
щих типоразмеров двигателей общепромышленного исполнения. 

Габаритные и установочно – присоединительные  размеры   двигателей  соответствуют  
двигателям общепромышленного исполнения, соответствующих типоразмеров.

Показатели надежности аналогичны двигателям общепромышленного исполнения.

ПРИлОЖЕНИЕ 3

 

ОСОбЕННОСТИ ЭКСПлУАТАЦИИ ДвИГАТЕлЕй

3.4 Многоскоростные двигатели 

Многоскоростные двигатели предназначены для привода исполнительных механизмов со ступенчатой 
регулировкой частоты вращения, путем переключения обмоток.  

Двигатели изготавливаются двух, трех и четырехскоростными с соотношением числа пар полюсов 
4/2, 6/4, 8/4, 8/6, 12/6, 6/4/2, 8/4/2, 8/6/4, 12/8/6/4.  Номинальный режим работы   – S1.   

Технические данные  двигателей  указаны на паспортной табличке. 

Двухскоростные двигатели с соотношением чисел полюсов 1:2 имеют одну полюснопереключаемую 
по схеме Даландера ( /YY) обмотку статора. Двухскоростные двигатели с соотношением чисел по-
люсов 3:2 и 4:3 имеют одну полюснопереключаемую по методу амплитудно-фазовой модуляции 
(YYY/YYY) обмотку статора. Трехскоростные двигатели имеют две независимые обмотки на статоре; 
одна из которых полюснопереключаемая по схеме Даландера. Четырехскоростные двигатели имеют 
две полюснопереключаемые по схеме Даландера обмотки. Переключение скоростей производится 
с помощью пускорегулирующей аппаратуры согласно схем включения приведенным на обратной 
стороне крышки коробки выводов.

В коммутирующей и пускорегулирующей аппаратуре. должна быть предусмотрена защита 
от подачи питающих напряжений одновременно на обмотки разных скоростей. 

Многоскоростные двигатели  конструктивно выполнены на базе  соответствующих типо-
размеров двигателей общепромышленного исполнения.

Габаритные и установочно-присоединительные  размеры   двигателей  соответствуют  
двигателям общепромышленного исполнения, соответствующих типоразмеров.

Показатели надежности аналогичны двигателям общепромышленного исполнения.

3.5 Однофазные двигатели

Однофазные  конденсаторные  двигатели  изготавливаются  в  габарите  80  мм  (5АЕУ80)                                       
и габарите 90 мм по нормам CENELEC (5АЕУ90К) 

Двигатели предназначены для работы от однофазной сети переменного тока частотой 50 Гц (60 Гц) 
напряжением 220 или 230 В и могут быть использованы для привода различных механизмов общего 
и бытового назначения (деревообрабатывающие станки, насосы, вентиляторы и др.).

Технические данные двигателя указаны на табличке, укрепленной на корпусе двигателя. 

Кратность пускового момента двигателя (отношение начального пускового вращающего момента к 
номинальному) с рабочим конденсатором (Ср) не менее 0,4, с пусковым и рабочим конденсатором 
(Ср+Сп) не менее 2,0.

Двигатели изготавливаются в монтажном исполнении IM1081; IM2081 или IM3081.

ПРИлОЖЕНИЕ 3

 

ОСОбЕННОСТИ ЭКСПлУАТАЦИИ ДвИГАТЕлЕй

Величина емкости  рабочего конденсатора (Ср) и пускового (Сп) указаны в паспортной табличке:  
  •  емкость (Ср) для двигателей 5АЕУ80МА2,4 (5АЕУ90S2,4K) – 30 мкф; 
  •  емкость (Ср) для двигателей 5АЕУ80МВ2,4 (5АЕУ90L2,4K) – 40 мкф; 
  •  емкость (Сп)  подбирается в зависимости от необходимого пускового момента.

Двигатели поставляются в комплекте с рабочим конденсатором,  типа К-42-19 (К-78-17, К-78-22, 
К-78-36)  на  рабочее  напряжение  450  В,  который    устанавливается  на  корпусе  двигателя  рядом 
с коробкой выводов. Крепление конденсатора производится металлическим хомутом к специальному 
кронштейну, закрепленному на корпусе двигателя установочным винтом, в соответствии с Рис. 18  
Приложения 8

В  качестве  пусковых  конденсаторов,  могут  применяться  конденсаторы  типа  К-42-19  (К-78-17, 
К-78-22, К-50-19) на напряжение не ниже 320 В. Пусковой конденсатор в комплект поставки не 
входит.

Маркировка выводов двигателя: 

 

U1 – красный;    U2 – зеленый;  

Z1 – черный;     Z2 – белый.

 Рис. 9

 

Схема подключения однофазного  

конденсаторного двигателя

Двигатели могут работать в любом направлении вращения, для изменения направления вращения 
необходимо поменять местами выводы обмотки U1 и U2 на клеммной панели.  Двигатели постав-
ляются подключенными по схеме изображенной на Рис. 9, что обеспечивает вращение по часовой 
стрелке, если смотреть со стороны привода.

В коммутирующей и пускорегулирующей аппаратуре, должно быть предусмотрено 
отключение пускового конденсатора (Сп), после разгона двигателя до номинальной 
частоты вращения (через 1-2 с после пуска) и его разрядка после отключения.

Однофазные конденсаторные двигатели конструктивно выполнены на базе  соответствую-
щих типоразмеров двигателей общепромышленного исполнения.

Габаритные и установочно-присоединительные размеры однофазных двигателей соот-
ветствуют двигателям общепромышленного исполнения.

Показатели надежности аналогичны двигателям общепромышленного исполнения.

ПРИлОЖЕНИЕ 3

 

ОСОбЕННОСТИ ЭКСПлУАТАЦИИ ДвИГАТЕлЕй

3.6 Двигатели морского исполнения

Двигатели предназначены для эксплуатации на речных и морских судах морского флота неогра-
ниченного района плавания, выпускаются в климатическом исполнении ОМ2 или ОМ5 и пригодны 
для эксплуатации в условиях климатического исполнения ОМ2, ОМЗ, ОМ4, ОМ5 и изготовлены под 
контролем Российского Морского Регистра Судоходства.

Двигатели допускают эксплуатацию в следующих условиях:

 

  •  при температуре окружающего воздуха от - 30 °С до + 45 °С; 
  •  при относительной влажности воздуха 75 % при температуре + 40 °С или 95 %  
    при температуре + 25 °С. Нижний предел рабочих температур минус 40 °С;  
  •  длительную работу при температуре +50 °С (при мощности не более 90 % от номинальной); 
  •  при судовой  вибрации с частотой от 2 до 100 Гц;  
  •  при ударах с ускорением ± 5g, при частоте следования от 40 до 80 ударов в минуту; 
  •  при бортовой  качке до 22,5 ° с периодом 7-9 с и килевой качке до 10 ° от вертикали; 
  •  при длительном крене судна до 22,5 ° и дифференте до 10 °, а также одновременном крене  
    и дифференте в указанных пределах; 
  •  при отклонениях параметров сети: по напряжению + 6 % - 10 % длительно и + 20 % - 30 %  
    кратковременно (5 с). При длительном снижении напряжения сети на 10 % мощность  
    двигателя снижается до 80 % от номинальной; 
  •  при одновременном снижении напряжения и частоты до 80 % и до 65 % от номинальных  
    значений, при снижении напряжения и частоты до 80 % от номинальных значений мощность  
    снижается до 70 % от номинальной и при снижении напряжения и частоты до 65 %  
    мощность снижается до 50 %; 
  •  двигатели допускают перегрузку по току из горячего состояния 50 % - не более 2 мин.;             
    (25 % - не более 20 мин)., при этом перегревы не нормируются; 
  •  двигатели допускают работу при перегрузках в кратковременных режимах S2 из холодного  
    состояния. Мощность двигателя в этих режимах не должна превышать значений:

Длительность периода перегрузки, мин

Мощность

10

1,5 от номинальной для S1

30

1,25 от номинальной для S1

60

1,1 от номинальной для S1

при этом технические параметры двигателей не нормируются.

Двигатели морского исполнения  конструктивно выполнены на базе  соответствующих 
типоразмеров двигателей общепромышленного исполнения. 
Габаритные и установочно-присоединительные  размеры   двигателей морского испол-
нения  соответствуют  двигателям общепромышленного исполнения соответствующих 
типоразмеров.

Показатели надежности:

 

 

•  средний ресурс до капитального ремонта 32 000 ч для двигателей габарита до 132  

 

  и 30 000 ч – для остальных габаритов; 

 

•  средняя наработка на отказ не менее – 23 000 ч;  

 

•  наработка подшипника (расчетная) – 20 000 ч.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..