Выпускные клапаны двигателя ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Автомобильный двигатель ЗИЛ-130 (А. М. Кригер) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Выпускные клапаны двигателя ЗИЛ-130 - часть 3

 

 

Механизм вращения выпускного клапана двигателя ЗИЛ-130 состоит из корпуса 7 (рис. 38), в котором в пяти наклонных лунках 2 находятся шарики 3, прижимаемые пружинами 1. Тарельчатая пружина 6 закрывает наклонные каналы с находящимися в них шариками. Крышка 5 корпуса передает силу пружины 4 клапана на тарельчатую пружину 6, жесткость которой выбрана так, чтобы при закрытом клапане ее опорная поверхность воспринимала силу предварительной затяжки пружины 4.

При открытии клапана сила, воспринимаемая тарельчатой пружиной, увеличивается и последняя, распрямляясь, ложится на шарики 3, которые под ее действием катятся по наклонной канавке, поворачивая одновременно эту пружину и крышку 5 вместе с находящейся на ней пружиной 4 клапана. Поворачиваясь, пружина 6 поворачивает клапан в направляющей по часовой стрелке. После закрытия клапана механизм возвращается в исходное положение. При следующем открытии клапана цикл движения повторяется. За один ход клапан поворачивается на 3—5". В соответствии с этим частота вращения выпускного клапана (в об/мин)

Однако при размещении механизма вращения клапана на го ловке блока периодические воздействия на этот механизм кулачка вызывают колебания витков клапанной пружины, вследствие чего на работающем двигателе частота вращения клапана, как правило, увеличивается быстрее, чем частота вращения коленчатого вала. В общем виде зависимость частоты вращения выпускного клапана от п выражается соотношением

 

nкл = 0,004 n2.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 38. Механизм вращения выпускного клапана

 

 

 

Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой влияет на температуру клапана. Увеличение зазора на каждые 0,1 мм приводит к повышению температуры клапана на 60—70r С-Температура направляющей втулки при этом изменяется незначительно. Вследствие этого зазоры между стержнем клапана и наппацляющей втулкой должны быть минимальными. Они зависят от материалов клапана и втулки, условий охлаждения последней, диаметра стержня клапана и других факторов.

Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой в двигателе ЗИЛ-130 подбирали опытным путем. Во время длительной эксплуатации было установлено, что только при минимальном зазоре не менее 0,08 мм отсутствует заедание выпускного клапана в направляющей втулке. Максимальный зазор при этом на новом двигателе не превышает 0,12 мм.

Сочетание конструктивных, металлургических и технологических мероприятий, т. е. применение натриевого охлаждения, покрытие фаски стеллитом, тонкослойное хромирование стержня клапана, сочетание оптимальной твердости рабочих поверхностей с благоприятной структурой металла, принудительное вращение клапана, •— все это определило достаточно высокую долговечность выпускных клапанов двигателя ЗИЛ-130. При соблюдении установленных правил эксплуатации рабочую фаску клапана нужно шлифовать после пробега автомобилем 150— 200 тыс. км.

После длительной эксплуатации ни на фасках, ни на стержнях клапанов не наблюдалось больших отложений. Небольшие черные отложения на участке стержня, имеющем полость, заполненную натрием, характерны для охлаждаемых клапанов. Износ стержня клапана невелик. Наиболее изношенным является обычно участок стержня около головки клапана. Износ в этом месте после пробега автомобиля 200 тыс. км не достигает и 0,05 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..