В техническом задании заводу им. И. А. Лихачева предписывалось
разработать проект двухосного грузового автомобиля с приводом на заднюю
ось для перевозки грузов по дорогам всех категорий, а также для
буксировки прицепов общего назначения по дорогам с твердым покрытием.
Необходимость создания нового семейства грузовых автомобилей диктовалась
следующими обстоятельствами: грузовой автомобиль ЗИЛ-164, ранее
выпускавшийся заводом, морально устарел, народному хозяйству требовались
грузовые автомобили большей грузоподъемности (увеличивался объем
магистральных перевозок, развивалось централизованное крупнопанельное
жилищное строительство, росло количество крупных промышленных
строительств, укрупнялись совхозы, колхозы и автохозяйства), был взят
курс на специализацию перевозок по видам грузов, поэтому резко возросла
потребность в автомобилях со специальными кузовами, быстрыми темпами
внедрялись автопоезда, кроме того, автомобиль ЗИЛ-164 становился
неконкурентноспособным на внешнем рынке.
В связи с этим техническое задание, с одной стороны, предусматривало
создание на базе основных агрегатов нового грузового автомобиля
одиночных модификаций: сельскохозяйственного автомобиля-самосвала и
длиннобазного автомобиля для перевозки крупногабаритных грузов с малой
плотностью. С другой стороны, при проектировании необходимо было
обеспечить возможность создания на базе основных агрегатов нового
грузового автомобиля также автомобиля-тягача для эксплуатации с прицепом
по дорогам с твердым покрытием и шасси самосвала для работы с
экскаватором на строительных площадках. Одновременно на базе широкого
использования узлов и деталей двухосного автомобиля предусматривалась
разработка трехосного грузового автомобиля в двух модификациях — тяговой
и транспортной.
Совершенно очевидно, что создание конструкции одного двигателя,
способного работать в оптимальном режиме на таких различных грузовых
автомобилях, задача невыполнимая, особенно, если учесть потребность в
двигателе большой мощности для городских автобусов, выпускавшихся в то
время на заводе.
В этих условиях наиболее полное удовлетворение
требований, предъявляемых к двигателям новых грузовых автомобилей, и
наибольшая унификация деталей, находящихся в производстве, были возможны
при создании максимально унифицированных двигателей, мощность которых
изменялась бы за счет изменения их рабочего объема.
При проектировании следовало использовать такие конструктивные решения и
материалы (в том числе и новые), чтобы новые двигатели имели высокие
моторесурс (пробег до капитального ремонта), энергетические показатели и
топливную экономичность, малые габаритные размеры и удельную массу, были
удобны для ремонта и обслуживания, чтобы в дальнейшем можно было их
форсировать в соответствии с улучшением качества топлива и смазочного
масла, создать на их базе различные модификации (двигатель, работающий
на сжиженном газе, двигатель с фор-камерно-факельным зажиганием, дизель,
двигатель для стационарных установок и т. д.), использовать наиболее
прогрессивную технологию для изготовления деталей и т. п.
В конечном итоге было создано семейство из двух максимально
унифицированных двигателей и положительные результаты испытаний этих
двигателей позволили рекомендовать их для массового производства.