СБОРКА ЧАСОВ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ СЕКУНДНОЙ СТРЕЛКОЙ

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Чистка часов (Б.М. Гапеев, С.Е. Крепс, П.Д. Сурин) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45 

 

 

СБОРКА ЧАСОВ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ СЕКУНДНОЙ СТРЕЛКОЙ



Очищенные детали при сборке рекомендуется брать только пинцетом.

Необходимо запомнить, что излишнее внесение масла в механизм ухудшает работу часов, так как получается прилипание одной детали к другой.

Прежде чем приступить к сборке механизма, надо собрать .барабан.

Сборку барабана начинают с вставки пружины в корпус барабана.

Укрепляют нижний штырь замка наружного конца пружины в отверстие барабана и осторожно виток за витком вставляют пружину. Затем устанавливают вал в барабан (концом вала с квадратом в отверстие в барабане) и повертывают его так, чтобы крючок на валу вошел в отверстие внутреннего конца пружины. Пружину и оси валика смазывают небольшой дозой часового масла и закрывают крышкой. Крышку устанавливают на барабан так, чтобы в отверстие на крышке установился верхней штырь замка пружины. Нажимая ручкой щетки на край крышки барабана, обеспечивают плотное закрывание крышки в 'барабане.

Проверяют, есть ли осевой зазор у вала, если нет, то нужно нижний конец вала упереть во что-нибудь твердое и сверху слегка нажать на барабан, чтобы появился небольшой люфт (рис. 75).

Собранный барабан кладут на клетку ф.

 

 

 

Рис. 75. Способ получения осевого люфта в узле вала барабана

 

 



Сборку механизма начинают с установки деталей на мостовую сторону платины. Их устанавливают четырьмя узлами.

Первый узел состоит из промежуточного, секундного, анкерного, центрального колес и центрального моста.

Второй узел — барабан, кулачковая муфта, мост барабана, колесо барабана и заводная трибка с заводным валиком.

Третий узел — анкерная вилка, мост анкерной вилки.

Четвертый узел — баланс, волосок и мост баланса.

Сборка первого узла (см. рис. 73).

Платину кладут на .подставку мостовой стороной вверх. С разборной карты поочередно берут пинцетом колеса: промежуточное — с клетки ж, секундное — с клетки л, анкерное — с клетки к и центральное— с клетки с; устанавливают их в гнезде на платине, затем берут центральный мост с клетки и устанавливают его сверху установленных колес так, чтобы верхние концы осей вошли в гнезда камней на центральном мосту. Для этого большим пальцем левой руки придерживают механизм, а указательным и средним пальцами слегка нажимают на мостик, чтобы не сломать камень или концы осей; правой рукой пинцетом вставляют оси (цапфы) указанных колес в отверстия камней на центральном мосту. Мост должен своими ножками ллотно войти в гнезда, после этого его закрепляют двумя винтами.

Сборка второго узла (см. рис. 72). С разборкой карты поочередно берут следующие детали: барабан — с клетки ф, кулачковую муфту — с клетки р, мост барабана — с клетки о и колесо барабана — с клетки н.

Барабан устанавливают на платину, а кулачковую муфту — на заводной рычаг. Мост барабана ставят так, чтобы верхние концы осей барабанного вала и центрального колеса встали в свои гнезда, затем мост барабана закрепляют тремя винтами. Винты устанавливают каждый на свое место, так как они имеют разные длины. На мост устанавливают колесо барабана и закрепляют его винтом. Устанавливают валик с заводной

головкой и заводную трибку, при этом скошенные зубья кулачковой муфты и заводной трибки должны быть совмещены между собой.

После сборки проверяют работу колес и установку заводного вала в пружину; для этого заводят пружину на пол-оборота барабанного колеса.

Сборка третьего узла (узла хода) (см. р.ис. 72). С разборной карты пинцетом берут анкерную вилку и мост. Смазывают палеты небольшой дозой масла. Устанавливают вилку нижним концом оси в гнезда камня на платине, а верхним — в гнезда камня на мосту и закрепляют на механизме мост винтом. При этом еще раз проверяют, находится ли вилка своими цапфами в гнездах.

После установки анкерной вилки проверяют взаимодействие ее с зубьями анкерного колеса. Для этого заводят заводную пружину в барабане (делают 1,5—2 оборота заводной головкой) и, захватив пинцетом рожки анкерной вилки, отрывисто переводят ее влраво и влево до полного оборота анкерного колеса.

Устанавливают минутную трибку 1 (см. рис. 74) на ось центрального колеса, при этом зубья трибки осторожно заводят между зубьями вексельного колеса, иначе можно сломать зубья или ось центрального колеса.

Сборка четвертого узла (колебательная система) (см. рис. 70). Сюда входят: баланс 1, мост баланса 5, регулятор 6 (градусник), волосок 4 и верхняя накладка 7.

Прежде чем устанавливают баланс на платину, дают небольшую дозу масла на камень накладки. Затем собирают отдельно балансовый узел.

Берут с карты мост баланса, на него устанавливают регулятор с верхней накладкой, предварительно дав масло на камень накладки, и закрепляют винтами.

Далее устанавливают на баланс волосок; для этого пинцетом берут с карты баланс, кладут на .пластинку с отверстием так, чтобы верхний ролик лежал на пластинке, а нижний ролик и эллипс входили свободно в отверстие, не касаясь его стенок. Берут волосок и осторожно надевают колодку на ось баланса не до конца так, чтобы колонка совместилась с меткой, нанесенной на ободе баланса, и нажимают пинцетом на колодку до плотного прилегания ее к перекладине баланса.

Баланс с волоском прикрепляют на мосту баланса. Для этого отвертывают на мосту винт на два-три оборота, и кладут мост на стол лицевой стороной вниз. Берут пинцетом баланс с волоском, устанавливают колонку волоска в отверстие моста и закрепляют ее винтом.

Затем берут мост баланса и держат его над столом так, чтобы баланс был в висячем положении на волоске, заводят

наружный виток волоска в центр штифтов регулятора и устанавливают узел колебательной системы на механизм (см. рис. 69).

При этом в паз анкерной вилки устанавливают эллипс и одновременно вставляют нижний конец оси баланса в гнездо камня на платине, а верхний—в гнездо камня на мосту. После этого мост закрепляют винтом на механизме.

Баланс на механизме должен быть установлен так, чтобы между верхними и нижними цапфами (концами) имелся минимальный зазор.

Чтобы проверить ход часов, нужно их завести на один оборот барабанного колеса и часы должны пойти.

Установка циферблата. Перед тем как установить циферблат, необходимо на подциферблатной стороне механизма небольшим количеством масла смазать гнезда анкерного, секундного и промежуточного колес, оттянуть заводную головку от механизма и смазать косые зубья завидной трибки и кулачковой муфты; установить часовое колесо на минутную трибку, а на трубчатую ось часового колеса надеть шайбу из фальги, отвернуть на боковой стороне платины на два-три оборота два винта, установить циферблат ножками в гнезда -и завернуть снова винты.

На этом сборку механизма заканчивают и приступают к наружной сборке часов.

 

 

 

 

Наружная сборка часов. Отверстие на кольце корпуса совмещают с отверстием на механизме для валика заводной головки и осторожно вставляют механизм в кольцо корпуса, не повредив при этом баланс с волоском.

Затем заводную головку 3 (см. рис. 68) вставляют в гнезда механизма через отверстие на кольце корпуса и со стороны крышки завертывают винт 2 переводного рычага. После этого механизм закрепляют в кольце корпуса двумя винтами.

Смазывают небольшой дозой масла оси колес через отверстия на центральном мосту и ось центрального колеса на мосту барабана, после этого механизм закрывают крышкой.

Последней операцией сборки часов будет установка стрелок и ободка со стеклом. Для этого часовую стрелку надевают на втулку часового колеса, минутную — на ось минутной трибки и секундную — на ось секундного колеса. Часовую и минутную стрелки устанавливают на 12 ч по циферблату. При установке стрелок необходимо обеспечить небольшой зазор между головками часовой и минутной стрелок, а также между секундной и циферблатом. Без обеспечения указанных зазоров часы не будут ходить.

После установки стрелок надевают ободок со стеклом и еще раз проверяют установку стрелок. Для этого осторожно оттягивают заводную головку от кольца корпуса и, вращая ее

 

 

против часовой стрелки, переводят минутную и часовую стрелки. При этом минутная стрелка не должна касаться стекла и часовой стрелки, а часовая — секундной.

Если обнаружатся какие-либо заедания, то их устраняют при помощи пинцета, еще раз проверяют, после чего заводную головку устанавливают в первоначальное положение, т. е. прижимают к кольцу корпуса и заводят пружину на полный ход.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45