ЧАСЫ С МАЯТНИКОВОЙ КОЛЕБАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Чистка часов (Б.М. Гапеев, С.Е. Крепс, П.Д. Сурин) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ЧАСЫ С МАЯТНИКОВОЙ КОЛЕБАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ



Эти часы по устройству двигателя, зубчатой передачи и спускового механизма почти не отличаются от часов с балансовой колебательной системой, но имеют некоторые специфические особенности.

К этой группе относятся все часы, у которых маятник служит в качестве регулятора хода часов. Особенностью этой группы часов является то, что при работе они должны быть установлены неподвижно в вертикальном положении.

Время, за которое маятник совершает полное колебание, называется периодом колебания маятника. Период колебания маятника зависит от его длины, считая от места прикрепления стержня маятника к часам до диска маятника. Чем длиннее маятник, тем медленнее совершаемое им колебание, и, наоборот, чем он короче, тем колебание быстрее.

Например, часы отстают в сутки на 1 мин, значит, длина маятника больше, чем должна быть, следовательно, период колебания слишком велик и надо уменьшить длину маятника. Для этого диск маятника следует поднять вверх. Длину маятника устанавливают путем проверки хода часов.

Маятник, который делает в один час 3600 колебаний в обе стороны, т. е. в секунду одно колебание, называется секундным. Длина секундного маятника от верхнего отверстия подвеса до среднего груза-линзы 994 мм, т. е. почти 1 м. Маятник, делающий два колебания в секунду, называется полусекундным маятником; длина его около 248,5 мм.

Находясь, в состоянии покоя, маятник сохраняет вертикальное положение. Когда маятник выведен из состояния покоя, он возвращается к положению равновесия благодаря силе тяжести и эластичности подвеса. Однако при движении маятник по инерции пройдет точку равновесия и отклонится в обратную сторону почти на такое же расстояние, на которое был отклонен первоначально. Для того чтобы колебания маятника не затухали, стержень его входит в разрез вилки, установленной на оси якоря (скобки), связанной с анкерным колесом.

Анкерное колесо под действием заведенной пружины через равные промежутки времени сообщает импульс якорю с вилкой, которые поддерживают колебательные движения маятника. Когда маятник начинает отклоняться от одного крайнего положения в другое, он поворачивает и анкерную вилку, которая, в свою очередь, поворачивает якорь.

В это время зуб анкерного колеса скользит по поверхности покоя входного плеча якоря и у самого выхода толкает якорь и тем самым вилку в момент, когда маятник еще не дошел до положения равновесия. Правой стороной паз вилки ударяется

о стержень погона, отбрасывая маятник в противоположную сторону. Впереди стоящий зуб ходового колеса падает на поверхность плеча покоя выходной плоскости якоря (скобки). Пока маятник продолжает свой путь, поверхность покоя выходной плоскости якоря скользит по зубу анкерного колеса.

Колесная система в это время остается неподвижной, она приходит в движение тогда, когда зуб, сойдя с плоскости покоя, сообщает якорю импульс. Маятник, дойдя до крайнего положения, возвращается под действием анкерной вилки, и весь процесс повторяется.

Точность отсчета времени часового механизма возможна только в том случае, когда маятник в единицу времени будет совершать строго установленное количество колебаний. В частности, на точность хода часов влияет температура. Например, при повышении температуры часы обычно отстают, а при понижении — спешат. Это происходит вследствие того, что стержень маятника, как и все тела, деформируется под воздействием температуры. Для того чтобы изменения температуры не влияли на точность показания часов, применяют компенсационные маятники. В этом случае стержень маятника изготовляют из дерева (ель, сосна);, при повышении температуры оно расширяется в два, три раза меньше металла. Чтобы в поры дерева не проникла влага, стержень пропитывают масляным лаком.

Чтобы отрегулировать точность хода настенных часов, нужно поднять (когда часы отстают) или опустить (когда часы спешат) груз (диск) с помощью гайки, находящейся на стержне маятника и поддерживающей диск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..