ПРОИЗВОДСТВО БАЗОВЫХ БЕНЗИНОВ И ВЫСОКООКТАНОВЫХ КОМПОНЕНТОВ

  Главная      Учебники - АЗС, нефть     Производство высокооктановых бензинов (Гуреев А.А., Жоров Ю.М.) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  ..

 

 

ГЛАВА 2


ПРОИЗВОДСТВО БАЗОВЫХ БЕНЗИНОВ И ВЫСОКООКТАНОВЫХ КОМПОНЕНТОВ
ПОЛУЧЕНИЕ БАЗОВЫХ БЕНЗИНОВ


Основная масса высокооктановых, бензинов как автомобильных, так и авиационных представляет собой смесь преобладающего по объему основного (базового) бензина и высокооктановых компонентов (одного или нескольких). В качестве базовых бензинов используют бензины прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга, гидрокрекинга, в меньшей степени — бензины термических процессов.

Прямая перегонка нефти

 

Ресурсы нефтей, позволяющих получать прямогонные бензины с хорошим (выше 70) и даже удовлетворительным (65—70) октановым числом по моторному методу, весьма ограничены. К числу их относятся некоторые нефти Азербайджана, Средней Азии, Краснодарского края, Сахалина и др. (табл. 5). Даже для этих нефтей наблюдается более или менее быстрое снижение октанового числа фракций с повышением конца кипения, что ограничивает использование всей бензиновой фракции (до обусловленного стандартом конца выкипания 180—185 °С) или требует повышенного расхода высокооктановых компонентов при получении товарного бензина. Однако для нефтей, приведенных в табл. 5, наблюдается значительно более плавное снижение октанового числа с повышением температуры отбора фракции, чем для нефтей преобладающего

типа, что позволяет в некоторых случаях использовать всю бензиновую фракцию (до 180°С).

Почти все нефти Урало-Волжского бассейна, Казахстана, а также большая часть нефтей разведанных месторождений Западной Сибири характеризуются преобладанием в бензиновых фракциях нормальных парафиновых углеводородов и, следовательно, низкими октановыми числами бензинов. В табл. 6 представлены октановые числа бензиновых фракций наиболее типичных нефтей указанных месторождений. Резкое снижение октанового числа с утяжелением фракций (данной нефти) обусловлено наличием в этих бензинах так называемых детонирующих центров, т. е. нормальных парафиновых углеводородов с соответствующими температурами кипения (например, н-гептана).

 

 

 

 

Октановые числа узких бензиновых фракций грозненской пара-финистой нефти приведены на рис. 11. Указанные свойства бензинов нефтей парафинового основания привели еще в 30-х гг. к предложению рационального выбора температуры отбора бензина, исходя из того, чтобы она не совпадала с температурой выкипания соответствующего нормального парафинового углеводорода, т. е. отбирать головную бензиновую фракцию до 90—95 °С, но не до 100 °С во избежание попадания в нее н-гептана, или, если позволяет октановое число,— до 120 °С, чтобы компенсировать снижение октанового числа увеличением выхода. Более радикальным методом исправления октанового числа явилось предложение удалять из низкооктановых бензинов детонирующие центры посредством четкой ректификации. Так,, по данным [1], при перегонке с ректификацией бензина с октановым числом 58,5 (м.м.) грозненской парафинистой нефти можно получить, извлекая низкооктановые узкие фракции, 37% бензина с октановым числом 77,4 (м. м.).

О возможности подобного облагораживания прямогонных бензиновых фракций упоминается и в более позд-них работах. Такие же результаты можно получить и применяя цеолиты, способные адсорбировать «-парафиновые углеводороды. Однако достигаемое после такой «денормализации»* бензинов октановое число не превышает 74—76, не говоря уже о значительном снижении выхода целевого продукта. Практически в качестве базовых бензинов используют только легкие фракции парафи-нистых нефтей: н. к. — 62°С, н. к. — 85°С, да и то не для всех товарных бензинов.

Возвращаясь к бензинам прямой перегонки, получаемым из нафтеновых нефтей, можно отметить, что как базовые компоненты авиационных бензинов они обладают достаточно высокими анти-детонационными свойствами при работе и на бедных, и на богатых смесях [3]:

 

 

Наиболее распространенной схемой получения прямогонных компонентов бензина является атмосферная перегонка нефти с отбором широкой фракции до 180 °С и последующая вторичная перегонка этой фракции на компоненты. При вторичной перегонке отбирается «головка» бензина (н.к. — 62 °С или н.к. — 85 °С), которую можно использовать как компонент товарного бензина или передать на облагораживание (каталитическую изомеризацию). При перегонке высокооктановой нефти конец кипения отбираемого легкого бензина в соответствии с требуемым октановым числом можно повысить.

Более тяжелую часть бензина (85—180°С, 105—180°С или 140—180 °С) обычно направляют на каталитический риформинг для получения высокооктанового компонента бензинов. Фракцию 140—180 °С можно также использовать как компонент реактивного топлива.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  ..