Обслуживание в эксплуатации системы охлаждения двигателя автобуса ЗИС-154

  Главная      Книги - Автобусы ЗИС     Автобус ЗИС-154. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1949 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Обслуживание в эксплуатации системы охлаждения двигателя автобуса ЗИС-154

1. Ежедневно перед пуском двигателя нужно проверить уровень жидкости в системе и в случае необходимости долить жидкость до нормальной емкости.

Количество жидкости в водяной системе проверяется по уровню в уравнительном бачке.

Если система заполнена водой, то уровень ее должен находиться около пробки наливной горловины. При заполнении системы антифризом уровень его должен совпадать с контрольной пробкой на уравнительном бачке.

2. На автобусе с карбюраторным двигателем нужно проверить натяжение ремня привода водяного насоса и осветительного генератора.

 

Натяжение ремня проверяется между шкивами водяного насоса и осветительного генератора, как показано на фиг. 32. Натяжение ремня нормальное, если при приложении усилия в 3—4 кг его прогиб будет в пределах 10—15 мм.

Слабое и чрезмерное натяжение ремня одинаково вредны; в обоих случаях срок службы ремня резко сокращается. Слабое натяжение ремня может вызвать перегрев двигателя и понижение величины зарядного тока осветительного генератора, а при чрезмерном натяжении ремня будет повышенный износ подшипников водяного насоса осветительного генератора.

Для регулирований натяжения ремня нужно освободить натяжной штырь осветительного генератора и поворачивать генератор в кронштейнах крепления до получения нужного натяжения ремня. По окончании регулирования следует затянуть гайки крепления на натяжном штыре.

При регулировании рекомендуется давать большее натяжение ремня в летнее время и меньшее в зимнее.

Необходимо следить за тем, чтобы на ремень не попадало масло, так как оно не только оказывает разрушающее действие на ремень, но и может вызывать его пробуксовку, вследствие чего нарушится циркуляция воды в системе и двигатель будет перегреваться. Попавшее на ремень масло следует удалять концами, смоченными в бензине.

 

 

Промывка и удаление накипи. Один раз в 2—3 месяца всю систему охлаждения следует промыть чистой водой. Для этого подают воду в наливную горловину бачка радиатора, отсоединяют шланг на водяном сборнике и пускают двигатель. При этом вода, проходящая систему охлаждения и свободно вытекающая наружу, не должна попадать на генератор. При промывке системы охлаждения следует открыть пробку головки компрессора. Промывку продолжать в течение 15 мин.

Накипь в трубках радиатора и водяной системы двигателя ухудшает теплопроводность и может вызвать перегрев двигателя. Поэтому не реже одного раза в год систему охлаждения необходимо очищать от осевшей на стенках накипи.

Для удаления накипи нужно применять следующий состав: в одном ведре воды растворить 750—800 г едкого натра и добавить 150 г керосина. Эту смесь нужно залить в агрегаты системы охлаждения и оставить на несколько часов, после чего тщательно промыть водой.



Жалюзи радиатора. Для обеспечения безотказной работы жалюзи следует через каждые 4000 км пробега производить осмотр, очистку щеткой или струей сжатого воздуха концов 66

 

осей пластин и самих пластин от грязи с последующей промывкой бензином и смазкой осей легким моторным маслом.

Нормальный температурный режим в системе охлаждения в большей степени зависит от плотности прилегания пластин жалюзи, что особенно важно для эксплуатации зимой. Поэтому нужно систематически проверять плотное прилегание пластин в закрытом положении жалюзи.



Силовой цилиндр. Одновременно с общей проверкой всей воздушной сети автобуса, т. е. через каждые 12 000 км пробега, силовой цилиндр должен также проверяться на общую герметичность мест соединений.

 

Один раз в полгода, или через каждые 24 000 км пробега, при переходе на зимний или летний сорт смазки силовой цилиндр нужно снять и разобрать.

Поршень и внутреннюю полость цилиндра нужно тщательно очистить, фетровое уплотняющее кольцо промыть в бензине и осмотреть кожаный манжет поршня.

После сборки следует вновь смазать силовой цилиндр в соответствии с указаниями карты смазки и проверить герметичность агрегата.

Проверку герметичности силового цилиндра нужно проводить на установке по схеме, изображенной на фиг. 40, в следующей последовательности:

1. Включить силовой цилиндр в установку. Для этого необходимо соединить трубку от воздушного резервуара со штуцером агрегата.

2. Открыть проходной кран и заполнить установку и агрегат воздухом. При достижении давления в резервуаре до 10 кг)см2 перекрыть проходной кран.

3. Герметичность цилиндра считается достаточной, если падение давления в установке с 10 до 9,5 кг/см2 происходит за время не менее 3 мин.

 

 

 

Фиг. 40. Схема проверки герметичности силового цилиндра:
1 — проходной кран; 2 — резервуар для воздуха (емкость 1 л); 3 — манометр; 4 — силовой цилиндр

 

 

 

 

Термостат управления жалюзи. Через каждые 8000 км пробега термостат нужно осматривать и прочищать.

Для этого нужно отвернуть пробку в корпусе клапана 22 (см. фиг. 38), вынуть фетровый фильтр 19 и сетку 21 и через отверстие жиклера 23 впрыснуть внутрь клапана примерно 1 столовую ложку спирта. Затем нужно промыть и продуть сетку. После сборки термостата спирт под давлением воздуха пройдет через седла клапана и смоет грязь.

Два раза в год, или через каждые 24 000 км, необходимо производить проверку герметичности термостата и правильность регулирования шарового клапана. Первая проверка производится с частичной разборкой, а при второй проверке должна производиться полная разборка клапана термостата.

Разобрав термостат, нужно тщательно промыть в бензине детали. Для удаления осадка с седла нельзя применять абразивный инструмент. Рекомендуется очищать седла заостренной деревянной палочкой.

Фетровые фильтры необходимо заменить или промыть в бензине.

При сборке следует тщательно очистить все остальные части термостата.

После сборки нужно отрегулировать ход шарового клапана, величина которого должна быть не менее 0,1 мм. Собранный термостат нужно испытывать и регулировать для работы в определенном диапазоне температур на установке, выполненной по схеме, изображенной на фиг. 41.

Проверку термостата производить в следующем порядке1:

1. Присоединить термостат к установке, установив его в бачок с водой 7 и соединив входной штуцер патрубка с трубкой от резервуара 2, а выходной штуцер с манометром 4.

2. Открыть проходной кран 7 и заполнить установку воздухом. При давлении в резервуаре 2, равном 10 кг/см2 (по манометру 3), необходимо перекрыть проходной кран.

При температуре воды в бачке 7 ниже 75° С показания обоих манометров должны быть одинаковы. При повышении темпера-

туры воды в бачке до 80° С клапан термостата должен перекрыть воздушную линию. При этом манометр 4 не будет показывать давления.

Регулирование клапана термостата на открытие и закрытие при определенных температурах осуществляется регулировочной гайкой 27, воздействующей на пружину 14 (см. фиг. 38).

Герметичность клапана термостата считается достаточной, если падение давления в установке с 10 до 9,5 кг/см2 происходит за время не менее 3 мин., для обоих положений клапана (при температуре воды ниже 75° С и выше 80° С).

 

Если клапан термостата не обеспечивает герметичности в указанных пределах, он подлежит замене.

 

 

 

 

 

Фиг. 41. Схема испытания термостата:
1 — бачок для воды; 2 — резервуар для воздуха (емкость 1 л)

 3 и 4 — манометр; 5—термостат; 6 — термометр; 7 — проходной кран; 8 — электроплитка.

 



Воздушный фильтр. Через каждые 2000 км пробега нужно слить отстой из фильтра, отвернув пробку внизу корпуса.

Через каждые 8000 км пробега фильтр нужно разбирать, промывать фильтрующий войлок и сетку в бензине или заменять их.

После сборки залить свежее масло в соответствии с картой смазки и проверить герметичность фильтра.

Проверку герметичности нужно проводить на установке, изображенной на фиг. 42, в следующем порядке:

1. Соединить трубку от воздушного резервуара с угольником в крышке фильтра 4 и завинтить вентиль 6 в корпусе.

2. Открыть проходной кран и заполнить установку воздухом до давления 10 кг/см2.

 

Утечки воздуха через разъем крышки, резьбовые соединения и вентиль не допускаются.

 

 

 

 

 

Фиг. 42. Схема проверки герметичности воздушного фильтра:

1 — проходной кран; 2 — резервуар для воздуха (емкость 1 л); 3 — манометр 4 — угольник; 5 — воздушный фильтр; 6 — вентиль.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..