Конструкция сцепного седельного устройства
тягача ЗИЛ-157КВ
Конструкция сцепного седельного устройства (рис.
96) обеспечивает надежное автоматическое соединение тягача с
полуприцепом и исключает возможность их самопроизвольного разъединения.
Седельно-сцепное устройство состоит из стальной штампованной подставы 1,
двух кронштейнов 2 крепления седельного устройства, балансира 3 и седла
15 со сцепным механизмом. Седло шарнирно соединено с подставой 1 через
ось 4 балансира и балансир 3, что обеспечивает седлу качание в
продольном и поперечном направлениях.
К опорной плите седла приварен кронштейн 7, на который крепятся болтами
ограничители 19 бокового наклона седла. За счет изменения положения
ограничителей можно ограничивать поперечный наклон седла до 8 или 3
градусов или же полностью исключить поперечный наклон седла. В
продольном положении седло за счет балансира может наклоняться в каждую
сторону на 15 градусов. В свободном состоянии, без полуприцепа, седло
под действием пружины 18 наклонено назад и опирается на склизы.
На плите седельного устройства 15 и в кронштейне 7 расположен запорный
механизм, запирающий шкворень полуприцепа. Он состоит из двух захватов
14, установленных на осях 13 и закрепленных на плите седельного
устройства. Захваты фиксируются запорным кулаком 12, который
перемещается рукояткой 11 в переднее и заднее положения. При нахождении
запорного кулака в переднем положении (по ходу автомобиля) замок открыт,
в заднем — закрыт.
При необходимости открыть замок рукоятка 11 отводится вперед, при этом
запорный кулак также перемещается вперед и в крайнем переднем положении
фиксируется защелкой 6, которая под действием пружины 17 заходит за
выступ запорного кулака. При автоматической сцепке тягача с полуприцепом
шкворень полуприцепа раздвигает захваты, а штифт, укрепленный на одном
из захватов, проворачивает защелку 6. Запорный кулак 12, не удерживаемый
больше защелкой 6, под действием пружины 10 возвращается назад и
запирает захваты. Для предотвращения самопроизвольной расцепки тягача с
полуприцепом предусмотрено устройство, препятствующее выходу штока 8
запорного кулака из своего гнезда. Для этого предусмотрена
предохранительная планка 9, которую при открывании замка рукояткой 11
необходимо повернуть на своей оси. Для смазки осей балансира, седла и
захватов имеются масленки 5, 16 и 20.