Эксплуатация седельного устройства автомобилей ЗИЛ-133ВЯ

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  ..

 

 

 

Эксплуатация седельного устройства автомобилей ЗИЛ-133ВЯ

 



Особенности использования сцепного устройства связаны с тем, что седельные автопоезда имеют большие габариты и значительную массу, а это требует от водителя при движении соблюдения особой осторожности. Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков. При движении по скользкой дороге не допускается резкое торможение, так как при этом могут произойти занос и складывание автопоезда.

Скорость движения автопоезда следует выбирать в зависимости от дорожных условий. Недопустимо движение с большой скоростью по дорогам с неровной и выбитой поверхностью (особенно движение без груза). Не рекомендуется переезжать через глубокие канавы (кюветы) и высокие насыпи, так как при этом возможен контакт передней части полуприцепа с рамой тягача или задней части рамы тягача с рамой полуприцепа, что недопустимо.

На спусках скорость движения автопоезда необходимо выдерживать в зависимости от состояния дороги, длины и крутизны спуска, условий видимости. Для замедления движения
на спуске следует пользоваться вспомогательным тормозом.

Движение по скользким или обледенелым дорогам обязывает водителя соблюдать особенную осторожность из-за возможности бокового заноса и складывания автопоезда.

Автопоезд всегда следует вести «врастяжку». Для замедления движения при заносе необходимо пользоваться или вспомогательным тормозом, или тормозами полуприцепа с помощью ручного крана запасного (стояночного) тормоза. В исключительных случаях или для полной остановки автопоезда допустимо притормаживание рабочим тормозом. При торможении на скользких дорогах следует полностью исключить возможность возникновения юза. Умелое использование тормозных механизмов колес полуприцепа, которые срабатывают при включении вспомогательного тормоза, позволяет избежать складывания автопоезда.

Переключение передач на скользких дорогах нежелательно. Во избежание перегрузки осей колес тягача и полуприцепа не допускается превышение грузоподъемности полуприцепа. Необходимо правильно распределить груз на платформе полуприцепа в соответствии с допустимой нагрузкой на седельное устройство.

Неправильное распределение груза может ухудшить боковую устойчивость полуприцепа и, следовательно, автопоезда в целом и привести к поломке осей колес, быстрому износу шин, деформации полуприцепа. Кроме того, возможна потеря продольной устойчивости полуприцепа.

В пути водитель должен следить за движением полуприцепа, обращая внимание на появление и характер виляния, подергивания, одностороннего увода или иных признаков износа деталей седельного устройства, шкворня, ходовой части и других узлов полуприцепа. Вовремя поворотов, разворотов, смены ряда движения и при маневрировании в местах производства погрузочно-разгрузочных работ водитель должен быть особенно

 

внимателен, так как колеса тележки полуприцепа во время маневрирования не следуют по колее тягача, а имеют значительное смещение в сторону центра поворота.

Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. В случае вынужденной остановки необходимо принять меры, исключающие возможность скатывания автопоезда: включить стояночный тормоз и передачу (I или заднего хода) в коробке передач (предварительно вытянув кнопку останова двигателя) и подложить колодки под задние колеса тягача и полуприцепа.

Перед сцепкой тягача с полуприцепом необходимо убедиться в том, что седельное устройство и его крепление исправны, плита седельного устройства не загрязнена и ее поверхность покрыта тонким слоем смазки. Полуприцеп должен быть надежно заторможен стояночным тормозом, расположенным на полуприцепе, и установлен на опорном устройстве так, чтобы накатная плита полуприцепа была на одной высоте или ниже горизонтально расположенной плиты седельного устройства тягача, но не ниже кромок скосов седельного устройства, опущенного на опоры.

Соединительные шланги тормозных систем и кабель подключения электрооборудования полуприцепа должны быть подвешены на тягаче и не мешать сцепке. Сцепку производить в следующем порядке.

1. Повернуть в сторону предохранитель 13 (см. рис. 13.1) саморасцеп-ки замка и перевести рычаг 11 управления расцепкой в переднее крайнее положение, обеспечив тем самым открывание замка.

2. Подать тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа вошел в замок седельного устройства до упора. Сцепка при этом должна произойти автоматически, т. е. рычаг управления расцепкой должен автоматически занять крайнее заднее положение.

3. Затормозить тягач стояночным тормозом.
4. Убедиться, что рычаг управления сцепкой находится в заднем крайнем положении, а предохранитель са-морасцепки — в рабочем (шток запорного кулака перекрыт предохранителем).

5. Поднять опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение, надежно закрепить его и убрать подкладки в ящик для принадлежностей полуприцепа.

6. Подключить соединительный кабель электрооборудования тягача и полуприцепа.

7. В случае если полуприцеп оборудован однопроводной системой привода тормозов, то для сцепки его с тягачом необходимо открыть крышку соединительной головки типа Б на полуприцепе, отсоединить соответствующую головку типа А (черного цвета) со шлангом от кронштейна на держателе запасного колеса тягача, соединить головки и проверить, чтобы кран растормаживания на воздухораспределителе полуприцепа находился в положении затормаживания. При этом кнопка крана должна находиться в крайнем верхнем, утопленном положении.

8. В случае если полуприцеп оборудован комбинированной системой (однопроводной и двухпроводной) тормозного привода или только двухпроводной, то для сцепки его с тягачом необходимо открыть крышки соединительных головок (красного и голубого цвета) типа «Палм» на полуприцепе, отсоединить соответствующие головки со шлангами от кронштейнов на держателе запасного колеса тягача, соединить головки (красного цвета — с красной, голубого— с голубой) и проверить, чтобы кран растормаживания на воздухораспределителе полуприцепа находился в положении затормаживания. При этом кнопка крана должна находиться в крайнем верхнем, утопленном положении.

9. Отпустить стояночный тормоз полуприцепа и убрать из-под его колес колодки.
 

Категорически запрещается эксплуатация полуприцепа с неприсоеди-ненными или неисправными тормозной и электрической системами, а также одновременное соединение однопроводного и двухпроводного привода тормозов.

Запрещается движение автопоезда с опущенными или неполностью поднятыми опорными устройствами полуприцепа.

Расцепку тягача с полуприцепом следует производить в следующей последовательности .

1. Выбрать ровную горизонтальную площадку, затормозить полуприцеп стояночным тормозом и подложить под его колеса колодки.

2. Опустить опорное устройство полуприцепа на опоры-подкладки.

3. Разъединить соединительные головки пневматической системы и присоединить головки к кронштейнам на держателе запасного колеса. Закрыть защитные крышки головок полуприцепов.

4. Вынуть вилки соединительного кабеля электрооборудования из штепсельных розеток и закрыть розетки крышками.

5. Отвести в сторону предохранитель саморасцепки и перевести рычаг управления расцепкой в крайнее переднее положение.

6. Включить I передачу в коробке передач и на малой скорости подать тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом. Расцепка должна произойти автоматически. Запрещается производить сцепку и расцепку тягача с полуприцепом на скользкой площадке и расцепку при неопущенных опорных устройствах полуприцепа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  ..