Предназначен для подачи теплого воздуха в кабину и обогрева ветрового
стекла в случае его замерзания. Радиатор 10 (рис. 12.6) отопителя
включен в систему охлаждения двигателя. Горячая вода поступает в
радиатор отопителя из блока через шланг 7 и кран 6, расположенный на
правой водяной трубе двигателя, и выходит из отопителя по отводящему
шлангу 8 в нижний бачок радиатора системы охлаждения. Воздух в отопитель
поступает по вентиляционному каналу 16 в правом брызговике крыла.
Большая часть воздуха, подогретого в радиаторе отопителя, подается
вентилятором 9 в распределительный канал, меньшая часть воздуха — в
кабину к ногам пассажира. Из распределительного канала воздух поступает
по шлангам 14 к соплам 4 обдува ветрового стекла, а через отверстие в
конце канала 5, перекрываемое заслонкой 3, к ногам водителя.
В начале движения, когда надо быстро отогреть замерзшие стекла, заслонку
распределительного канала закрывают, а затем открывают полностью или
частично в зависимости от того, какое количество теплого воздуха нужно
направить к ветровому стеклу. Управляется заслонка с помощью троса 2 и
ручки 1, расположенной на приборной панели. При утоплен-ном положении
ручки заслонка закрыта. В этом случае весь теплый воздух идет на обдув
ветрового стекла. При выдвинутом положении ручки заслонка открыта. В
этом случае теплый воздух подводится также к ногам водителя.
В отопитель воздух направляется заслонкой 11, расположенной в нижней
части его корпуса. Ось этой заслонки с рукояткой 13 выведена из корпуса
отопителя слева. Положение рукоятки совпадает с плоскостью заслонки и
фиксируется впадинами пластины фиксатора 12. Рукоятка заслонки имеет 3
фиксированных положения. При вертикальном положении рукоятки заслонка
закрывает доступ в отопитель свежего воздуха из вентиляционного канала.
В этом случае воздух может поступать в отопитель только из кабины. При
наклонном положении рукоятки заслонка открывает свежему воздуху вход в
отопитель, исключая его прямое попадание в кабину. При горизонтальном
положении заслонка открывает свежему воздуху вход в кабину для ее
вентиляции, практически минуя радиатор отопителя. Вентилятор отопителя
следует включать только после прогрева двигателя.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 75 °С эффективность действия
отопителя резко снижается. Зимой кран отопителя должен быть полностью
открыт.
При безгаражном хранении автомобиля зимой после
слива воды из системы охлаждения кран отопителя нельзя закрывать. После
пуска двигателя и его прогрева до 80 °С следует на 20—30 с повысить
частоту вращения коленчатого вала двигателя, не включая вентилятора
отопителя. Это необходимо для того, чтобы не допустить замерзания воды в
радиаторе отопителя, так как при вращении коленчатого вала с малой
частотой во время прогрева двигателя водяной насос только частично
заполняет радиатор отопителя водой, не обеспечивая ее циркуляции в
системе отопления.
После зимней эксплуатации необходимо очистить систему отопления от
накипи и проверить состояние проходных сечений трубопроводов и крана.
Рис. 12.6. Отопитель кабины:
а — общий вид; б — схема движения воздуха