Глава I
ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ -130, 131
Техническое обслуживание автомобилей является планово-предупредительным
мероприятием, при котором запланированное техническое обслуживание
выполняют регулярно, после определенного пробега, в установленные сроки,
по заранее составленному графику работ-
Объем работ при техническом обслуживании автомобилей и сроки их
выполнения устанавливают в зависимости от пробега и условий
эксплуатации.
В процессе эксплуатации автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 следует выполнять
следующие виды обслуживания:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО), в которое входит подготовка
автомобиля к выезду на линию, контроль за работой автомобиля в пути,
уход за автомобилем по возвращении в гараж;
первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание
(ТО-2).
Периодичность технического обслуживания автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131
приведена в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Условия
эксплуатации
Периодичность
технического обслуживания, км
ТО-1
TO-2
Автомобиль ЗИЛ-ISO
Городские и
загородные дороги преимущественно с усовершенствованным твердым
покрытием, находящимся в хорошем состоянии
2100-2300
8400—9200
Загородные дороги
преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другим
каменным покрытием, находящимся в удовлетворительном
состоянии. Работа в условиях напряженного городского
движения
1700-1900
6800—7600
Грунтовые, горные
или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным и
другим твердым покрытием. Работа в условиях повышенного
маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах,
на лесоразработках)
1100—1300
5500—6500
Автомобиль ЗИЛ-131
Дороги с твердым
покрытием, грунтовые дороги различного состояния, а также
отдельные участки бездорожья. Работа автомобиля с прицепом на
указанных дорогах в различных погодных и климатических условиях
.......
1000—1200
5000—6000
Грунтовые дороги
различного состояния. Работа автомобиля с прицепом на грунтовых
дорогах, включая работу в период распутицы и снежных заносов,
по бездорожью с преодолением бродов и болотистых участков, а
также работа в условиях жаркопустынной и высокогорной местности
свыше 2000 м
800—900
4000-5000
Основные эксплуатационные проверочно-регулировочные работы по видам
технического обслуживания следующие.
При ежедневном техническом обслуокивании (ЕО) проверяют: уровни масла в
картере двигателя, охлаждающей жидкости в системе охлаждения и топлива в
баках;
натяжение ремней привода вентилятора, водяного насоса, генератора,
насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора;
состояние и работу привода управления карбюратором; герметичность систем
питания, охлаждения и привода тормозов;
работу включателя зажигания и стартера, включателей света фар и
подфарников, звуковых сигналов, сигнала торможения, указателей
поворотов, устройства для обмыва ветрового стекла, стеклоочистителей,
освещение кабины, щитка приборов и номерного знака;
работу сцепления, ножного и ручного тормозов;
работу и состояние рулевых тяг, рулевой сошки,
поворотных рычагов и шаровых пальцев;
величину люфта рулевого колеса;
крепление и состояние колес, рессор и амортизаторов; состояние шин и
давление воздуха в них;
при наличии прицепа — надежность сцепки и действие разобщительного крана
на тягаче и прицепе.
Кроме того, ежедневно:
провертывают рукоятку фильтра грубой очистки, очищают сапуны агрегатов и
выполняют смазку согласно схеме смазки;
при работе в условиях большой запыленности через день меняют масло в
воздушных фильтрах двигателя и фильтрах маслоналивной горловины;
прогревают двигатель на малых оборотах до температуры охлаждающей
жидкости 50—60°С, после чего прослушивают работу двигателя на разных
оборотах (при плавном изменении по-ложения педали управления дросселем
переход с одних оборотов на другие должен происходить без посторонних
стуков, «чихания» в карбюраторе и «выстрелов» в глушителе); одновременно
с двигателем проверяют показания и работу контрольно-измерительных
приборов и сигнальных ламп (при необходимости проводят регулировочные
работы); после остановки двигателя проверяют на слух работу фильтра
тонкой очистки (центрифугу).
Кроме того, в зимнее время при безгаражном хранении автомобилей сливают
воду из системы охлаждения, открыв все три крана, а при наличии
конденсационного бака — четыре крана. После полного слива воды краны
оставляют открытыми.
Для автомобилей с лебедкой следует проверить и убедиться в том, что трос
лебедки плотно намотан на барабан, крюк троса надежно закреплен, рычаг
коробки отбора мощности стоит в нейтральном положении и надежно
закреплен замком.
При первом техническом обслуживании (ТО-1) выполняют все работы
ежедневного технического обслуживания (ЕО) и, кроме того, проверяют:
действие жалюзи; уровень и плотность электролита; степень заряженности
аккумуляторной батареи; действие генератора и реле-регулятора.
Протирают поверхность аккумуляторной батареи и прочищают вентиляционные
отверстия в ее пробках, проверяют крепление батареи и выключателя массы
у автомобиля ЗИЛ-131. Очищают генератор от масла и грязи, проверяют
затяжку гаек контактных вилок и стяжных шпилек генератора и подтягивают
ослабевшие соединения.
Проверяют затяжку контактных клемм реле-регулятора, крепление стартера и
его клемм, крепление и исправность фар, подфарников, задних фонарей,
указателей поворотов, звуковых сигналов, стеклоочистителей и при
необходимости подтягивают крепления (при замене ламп в фарах следует
проверять направление светового потока).При необходимости проверяют и
регулируют зазор в контактах прерывателя.
При каждом повторном ТО-1 вывертывают свечи зажигания, проверяют и
регулируют зазор между электродами, очищают изоляторы свечей от копоти и
нагара, протирают съемные детали свечей, и при необходимости заменяют
резиновую уплотнительную муфту и неисправные свечи.
Кроме того, на новом автомобиле при первом ТО-1 проверяют характеристику
реле-регулятора, в дальнейшем при необходимости эту характеристику
проверяют при ТО-2.
Карбюратор регулируют на минимальные устойчивые обороты холостого хода и
проверяют привод управления карбюратором. Проверяют свободный ход педали
сцепления, привод ручного и ножного тормозов, предохранительный клапан
пневматической системы тормозов, шарнирные соединения рулевого привода и
люфт рулевого колеса. Проверяют, промывают и очищают центробежный
масляный фильтр (слой отложений на крышке
ротора не должен быть более 8—10 мм). Проверяют и
очищают фильтр грубой очистки (если рукоятка проворачивается с большим
усилием, подтягивают болты крепления головок цилиндров на холодном
двигателе при каждом ТО-1 в течение первых 6000 км пробега, после этого
подтягивают болты только в случае пропуска воды или газа), подтягивают
болты крепления впускного и выпускного трубопроводов.