Тягач Татра T815. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

  Главная      Автомобили - Tatra     Тягач Татра 815 (T815 - 290N9T 42 300 8x8.1R/262). Инструкция

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73 

 

 

TATRA 815

290N9T 42 300 8x8.1R/262

Руководство по ремонту

Часть 3 – КОРОБКА ПЕРЕДАЧ


 

Номер публикации: 03-0217-RUS/00


 


 

TEREX - TATRA


 


 

 

 

Тягач Татра T815. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

  1. Описание и основные технические данные


     

    В автомобилях TATRA T815 – 290N9T 42 300 8x8.1R используется механическая трехвальная коробка передач с постоянным зацеплением и с дополнительной переключаемой передачей (так наз . H и L передача). Кроме медленной передачи (Crawler ) и передачи заднего хода, все передачи – с синхронизаторами с блокировкой . Маркировка типа используемой коробки передач - TATRA 14 TS 210L.


     

    Управление коробкой передач – механическое, с пневматическим усилителем. Управление дополнительной переключаемой передачей (так наз . H и L передача ) – косвенное электропневматическое с усилителем, с преселектором на рычаге переключения передач .


     

    Данная коробка передач позволяет передавать крутящий момент к отбору мощности (гидрогенератору)

    от передней части промежуточного вала .

    image

    Общая компоновка коробки передач видна на

    (См. Рис . 3.1).

    Картер коробки передач состоит из крышки дополнительной переключаемой передачи 5, верхней и нижней 11 частей картера. Данные части соединены между собой болтами. Крутящий момент от сцепления двигателя с помощью карданного (шарнирного ) вала передается к фланцу 3, который прикреплен к ведущему валу коробки передач. Крутящий момент от коробки передач можно, кроме от ведомого вала, получать также с промежуточного вала 2, на выходе которого размещен также масляный насос смазки под давлением коробки передач и привод маслянного насоса гидравлической контура опрокидывания

    кузова. Под крышкой 10 размещена сетка масляного фильтра. Контрольное и маслозаливное отверстие закрыто пробкой 9. Для упрощения переключения передач используется пневматический усилитель 8, переключение двух передач постоянного зацепления (H и L) дополнительной передачи - электропневматическое, с помощью поршня цилиндра механизма переключения (под крышкой 4). Для манипулирования с коробкой передач служит грузовая петля (является составной частью оснащения автомобиля ).

    Легенда: 1 - масляный шестеренный

    смазочный насос; - выход момента к вспомогательному приводу; - вход момента от сцепления - фланец вала; - крышка цилиндра механизма переключения дополнительной передачи; - верхняя крышка; - грузовая петля; - верхняя часть картера коробки передач; - усилитель механизма переключения передач; - пробка контрольного и маслозаливного отверстия; 10 - масляный фильтр; 11 - нижняя часть картера коробки передач


     

    Рис . 3.1 Наружная компоновка коробки передач

    Конструктивное решение коробки передач видно на внутренней компоновке коробки передач. Крутящий момент передается к фланцу коробки передач ведущего вала 5. Перемещение муфты син- хронизатора постоянного зацепления 12 на соединительное зацепление ведущей шестерни постоянного зацепления N передачи 11 или R передачи 16 произойдет после предварительного выбора данной пере- дачи (H или L) на преселекторе, размещенном на рычаге управления передач, и после выключения сцепления автомобиля. В результате этого соединяется контакт, и закрывается электрический контур


     

    косвенного пневматического управления, а включение передачи происходит под воздействием давления воздуха на поршень 9, который с помощью гайки привинчен к штоку переключения передач 10, положение которого арретировано шариком 15 через пружину 14, прижимаемую (предварительное напряжение) запорным винтом 13. На штоке установлена вилка переключения передач со вставленными направляющими брусками в муфте синхронизации постоянного зацепления. Так как шестерни 11 и или 16 и 18 находятся в постоянном зацеплении, то произойдет передача крутящего момента от промежуточного вала 24 к шестерням (отдельным соответствующим передачам), установленным на ведомом валу 31: Z - шестерня 33, C - шестерня 36, 1 - шестерня 40, - 2 шестерня 38 , - 3/5 шестерня 41 и - 4/6 шестерня 44.


     

    В комбинации пяти основных передач с двумя дополнительными передачами H и L, сама коробка передач имеет всего 10 передач. Шестерни H 11 и L 16 на ведущем валу и шестерни 4/6 передачи 44 и 3/5 передачи 41 на ведомом валу 31 посажены в игольчатые подшипники. Шестерни 2-ой передачи 38, 1- ой передачи 40, C - передачи 36, Z - передачи 33 и промежуточная шестерня Z 26 установлены на роликах 7 x 14 27 и 34. На промежуточном валу 24 в эвольвентных шлицевых профилях - вбитая (запрессованная )шестерня 2-ой передачи 22, шестерня 3/5 - передачи 19 , шестерня L- передачи (плюс 4/6 - передача ) 18 и шестерня H хода 1. Зацепление 1-ой передачи 20, C и Z - передачи выполнено на промежуточном валу 24. Передача крутящего момента от шестерен через синхронизаторы 1-ой и 2-ой передач 39 , 3/5 и 4/6 - передач 42 и соединительную муфту C и Z 35 и, в результате этого, к ведущему валу и к ведомому валу 31 при включении отдельных передач осуществляется с помощью соединительного зацепления, которое установлено в подвижной посадке в эвольвентных шлицах шестерен, кроме шестерни I. Ведущий вал установлен в верхней части и крышке коробки передач в двух конических роликоподшипниках и 17. Промежуточный вал 24 и ведомый вал 31 установлены в подшипниках качения в верхней и нижней половинах коробки передач. Внутренние отверстия подшипников находятся на коробке на стойках, которые ограничивают прогиб вала (подшипники находятся между шестерней и передач на ведущем валу и между зацеплением и передач на промежуточном валу).


     

    Посадка промежуточного вала : конические роликоподшипники 223 и роликоподшипник 30.


     

    Посадка ведомого вала : конические роликоподшипники 3237 и роликоподшипник 45.


     

    В верхней половине коробки передач (от дополнительной передачи) в двух отверстиях установлена в подвижной посадке (переходная посадка) ось блока заднего хода 25 на двух рядах роликов. С торцевой стороны шестерни ролики по оси зафиксированы накладками. Ось зафиксирована с помощью стопорной цапфы 28.


     

    Крутящий момент от коробки передач передается в дополнительную коробку передач эвольвентным шлицем на выходе ведомого вала 31 из коробки передач.


     

    Система смазки под давлением в передаче – двойная

    Разбрызгиванием – из насоса масло под давлением подается в маслопровод в сборе 21, где через отверстия разбрызгивается в зацепление пары шестерен 4/6 передачи, 3/5 передачи, 2 -ой передачи и 1- ой передачи. В зацепление пары шестерен H/N и L/R масло из маслопровода подается с помощью разбрызгивающей трубки.


     

    Через смазочные каналы – из отверстия насоса через трубку масло под давлением подается в отверстие в ведомом валу 31, где через смазочные отверстия поступает в посадку с трением качения шестерен 4/6 передачи, 3/5 передачи, 2-ой передачи, 1-ой передачи, C- передачи, передачи заднего хода.


     

    В промежуточную шестерню 26 масло поступает через смазочный канал в оси заднего хода 25 по маслопроводу в сборе 47 из корпуса масляного насоса 3. Оно подается по днищу нижней части коробки передач.


     

    В ведущий вал масло подается по маслопроводу в сборе 21 через пустотелый болт в канал в верхней части коробки передач, затем в отверстие в ведущем валу и через смазочные отверстия поступает в посадку качения шестерен H передачи и L передачи.


     

    Масло всасывается шестеренным насосом через всасывающую трубку, которая вставлена через отверстие в бобышке в самой низкой части нижней секции коробки передач, где установлен и привинчен масляный фильтр в сборе.


     

    Переключение постоянного зацепления H хода и L хода передачи – электропневматическое, с помощью предыскателя на рычаге переключения передач. При нажатии на сцепление происходит включение электропневматического клапана механизма переключения дополнительной передачи и подача сжатого воздуха на соответствующую сторону поршня механизма переключения передач.

    Движение поршня передается на шток переключения передач с вилкой на муфту синхронизации постоянного зацепления, в результате чего происходит включение выбранной передачи. После отпускания педали сцепления выключается электропневматический клапан, и сжатый воздух выходит из рабочего цилиндра через клапан в атмосферу .


     

    Компоновка механизма управления коробкой передач.

    Переключение отдельных передач: Управление передачами и осуществляется с помощью вилки , привинченной к штоку переключения передач , который установлен в подвижной посадке в направляющих отверстиях в верхней половине коробки передач . В штоке переключения передач произведено фрезерование выемки для пальца переключения передач усилителя.


     

    image

    Легенда : 1 - ведомая шестерня постоянного зацепления; - конический роликоподшипник; - корпус масляного насоса; - фланец коробки передач -поводок; - ведущий вал; - гайка; 7,17 - конические роликоподшипники; - крышка цилиндра механизма переключения передач; - поршень; 10 - шток переключения передач; 11 - ведущее колесо постоянного зацепления; 12 - синхронизация постоянного зацепления; 13 - ааретирурующий винт; 14 - пружина; 15 - шарик; 16 - ведущая шестерня постоянного зацепления R/L; 18 - ведомая шестерня постоянного зацепления L; 19 - промежуточная шестерня 3-й передачи; 20 - зацепление 1-й передачи; 21 - воздухопровод в сборе; 22 - промежуточная шестерня 2-й передачи; 23 - конический роликоподшипник; 24 - промежуточный вал; 25 - палец промежуточной шестерни; 26 - промежуточная шестерня заднего хода; 27 - ролики; 28 - стопорная цапфа; 29 - зацепление C и заднего хода; 30 - роликоподшипник; 31 - ведомый вал; 32,37 - конический роликоподшипник; 33 - ведомая шестерня заднего хода; 34 - ролики; 35 - соединительная муфта; 36 - ведомая шестерня C передачи; 38 - ведомая шестерня 2- й передачи; 39 - синхронизатор (1-я и 2-я передачи ); 40 - ведомая шестерня 1-й передачи; 41 - ведомая шестерня 3/5-й передач; 42 - синхронизатор (3/5 и 4/6-я передачи ); 43 - соединительное зацепление; 44 - ведомая шестерня 4/6-й передач; 45 - роликоподшипник; 46 - картер коробки передач; 47 - воздухопровод в сборе


     

    Рис . 3.2 Внутренняя конструктивная компоновка коробки передач


     

    Управление 1-ой и 2-ой передачами осуществляется через двухплечевую вилку, которая посажена на двух болтах в верхней и нижней секциях коробки передач . В вилке запрессованы шаровые цапфы. На них надеты 2 направляющих бруска. Фрезерование выемки для пальца переключения передач усилителя произведено в носовой части вилки.


     

    Управление переключением 3/5 и 4/6 - передач осуществляется двухплечевой вилкой, привинченной болтами к штоку переключения передач. Шток установлен в подвижной посадке в направляющих отверстиях в верхней половине коробки передач. На шток переключения передач надета муфта включения, которая зафиксирована блокирующим болтом. В вилку запрессованы две шаровые цапфы, на которые надеты два направляющих бруска.


     

    Синхронизатор служит для плавного переключения H/N и L/R передач , 4/6 и 3/5 - передач, а также 1-ой и 2-ой передач. При переключении вилка переключения действует на соединительную муфту 1, которая через шарик образует движущую силу на сухарь 2, в результате чего насаживает синхронизирующий конус на наружный конус соединительного зацепления соответствующей шестерни. В результате этого произойдет фрикционное сцепление корпуса синхронизатора с шестерней. Противолежащий синхронизирующий конус высовывается из конуса соединительного зацепления шестерни в зацеплении (противолежащая шестерня).

    Соединительное зацепление соед. муфты в данный момент будет выведено из соединительного зацепления шестерни в зацеплении и войдет в соединительное зацепление шестерни, вводимой в зацепление. Соединительная муфта фиксируется от самопроизвольного перемещения с помощью арретирующих выемок для шарика в муфте.

    Фиксирование обеспечивает шарик с пружиной 4,

    который посажен в отверстие поводка 5.


     

    image

    Рис. 3.3 Синхронизатор


     

    Управление коробкой передач – механическое, с пневматическим усилителем. (См. Рис. 3.4).


     

    Механическая часть управления прикреплена к продольной балке вспомогательной лонжеронной рамы с помощью кронштейна механизма переключения передач 3. Главной частью механической передачи являются рычаг переключения передач с рычажком выбора (H-L), шток механизма переключения передач и тяга 7. Шарнирное соединение отдельных частей позволяет переносить движение с рычага переключения передач на вилку пневматического усилителя переключения передач. На рисунке приводится также схема переключения передач.


     

    H – (High range) Нормальная постоянная передача

    L – (Low range) Понижающая передача

    R – (Rewer shift) Передача заднего хода

    C – (Crawler shift) Специальная медленная передача переднего хода

    1 – 6 Первая - шестая передачи


     

    ~ - Пружинное или пневматическое сопротивление, оказываемое движению руки рычагом переключения передач, перемещаемым в данную плоскость.


     

    При переключении 5 и 6 передач одновременно с коробкой передач происходит также переключение в дополнительной коробке передач.


     

    image


     

    Легенда: 1 - продольная балка ; - шток переключения нисходящих передач, – кронштейн механизма переключения передач в сборе ; – рычаг переключения передач в сборе; – рукоятка с ручкой преселектора; - шток переключения передач в сборе; – тяга выбора в сборе; - шток переключения передач в сборе;


     

    Рис. 3.4 Схема механической части управления


     

    Усилитель переключения передач работает только при нажатой педали сцепления.


     

    После нажатия педали сцепления с помощью электропневматического клапана воздух подается из пневматической системы автомобиля до рабочего объема цилиндра усилителя по шлангу через резьбовое соединение 5. При перемещении рычага переключения передач произойдет перемещение целого узла, образованного штоком управления и штоком переключения передач, соединенного гайкой с направляющими сухарями 18, передней и задней 15 секциями в одно целое, и устранение зазора 'x'. В результате чего откроется соответствующий клапан 17, и сжатый воздух поступит через канал в рабочий объем цилиндра со стороны поршня передней секции или другой стороны поршня задней секции штока переключения передач.


     

    Давление воздуха перемещает весь шток переключения передач 415 вместе с пальцем штока переключения. Последний в зависимости от положения рычага переключения передач входит или в шток переключения медленной передачи и передачи заднего хода или в вилку переключения первой и второй передач, или же в муфту переключения третьей (пятой) и четвертой (шестой) передач. В случае прерывания подачи сжатого воздуха произойдет посадка штока управления через сухари 18 на переднюю секцию штока переключения передач, и переключение передач будет возможно только при применении водителем силы (потребуется приложение большей силы).


     

    При включении 5 и 6 передачи происходит включение на дополнительную передачу. Включение происходит при перемещении рычага переключения передач в нейтральное положение в плоскости 5-6 после преодоления сопротивления пружины пальцем преселектора, переключающий болт 11 сцепляет включатель 9, и таким образом происходит сцепление на 1-го электропневматическом клапане (находящемся на дополнительной передаче), при этом сжатый воздух поступает в переключающий цилиндр механизма переключения передач дополнительной коробки передач. Цилиндр механизма переключения передач дополнительной передачи включает через зацепление синхронизации быстрое скоростное соотношение.


     

    После переключения рычага переключения передач из плоскости 5-6 в нейтральное положение, переключающий болт болт 11 разъединяет включатель 9, 1-й электропневматический клапан закрывается и одновременно открывается 2-ой электропневматический клапан, через который сжатый воздух доходит до цилиндра механизма переключения передач дополнительной коробки передач. Цилиндр механизма переключения передач дополнительной передачи включает через зацепление синхронизации медленное скоростное соотношение.


     

    Для предотвращения возможности невключения передачи служит цилиндр блокировки 12. После включения в дополнительной передаче произойдет разблокирование штока переключения передач в задней секции 15. После чего необходимо включить 3/5 или 4/6 передачи.


     

    Переключение 1 и C передач осуществляется сжатием пружины через арретирующий штифт, размещенный в нижней части корпуса механизма переключения передач. Для предотвращения включения двух передач служит блокирующий элемент, который установлен во фрезерованном гнезде в корпусе механизма переключения передач.


     

    image


     

    Рис. 3.5 Пневматический усилитель механизма переключения передач


     

    После завершения воздействия водителя на рычаг переключения передач и после включения передачи произойдет остановка движения поршня и пустотелого штока поршня, закроется соответствующий клапан, и, в результате этого, прекратится подача сжатого воздуха, a ненужный сжатый воздух из цилиндра усилителя будет выпущен в атмосферу.


     

     

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73