Система отопления, вентиляции и кондиционирования Renault
Sandero, Stepway
Система отопления, вентиляции и кондиционирования. Описание конструкции
Схема системы отопления, вентиляции и кондиционирования:
1 – компрессор;
2 – вентилятор системы охлаждения двигателя;
3 – трубопровод низкого давления;
4 – бачок;
5 – клапан для заправки и выпуска хладагента из трубопровода низкого
давления;
6 – редуктор;
7 – вентилятор отопителя;
8 – корпус отопителя;
9 – заслонка регулятора температуры;
10 – радиатор отопителя;
11 – испаритель;
12 – щиток передка;
13 – клапан для заправки и выпуска хладагента из трубопровода высокого
давления;
14 – трубопровод высокого давления;
15 – радиатор системы охлаждения двигателя;
16 – ресивер;
17 – конденсатор;
18 – датчик давления хладагента
Автомобиль может быть оборудован либо системой отопления и вентиляции, либо
системой отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, которые служат
для создания наиболее комфортных условий для водителя и пассажиров
независимо от погодных условий.
В систему вентиляции и отопления входят: отопитель, вентилятор отопителя,
воздуховоды и дефлекторы. По воздуховодам воздух из отопителя подводится к
решеткам обдува ветрового и боковых стекол, к центральным и боковым
дефлекторам на панели приборов, а также к вентиляционным отверстиям в кожухе
отопителя для подачи воздуха к ногам водителя и пассажиров.
Блок управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием воздуха
Управление системой осуществляется поворотом рукояток, расположенных на
блоке управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием. Блок
управления установлен на консоли панели приборов.
Расположение отопителя и воздуховодов системы отопления, вентиляции и
кондиционирования:
1 – воздуховод к боковому дефлектору;
2 – воздуховод к решетке обдува ветрового стекла;
3 – воздуховод к центральным дефлекторам;
4 – электродвигатель вентилятора отопителя;
5 – воздуховоды к ногам пассажиров заднего сиденья;
6 – отопитель
Радиатор отопителя
Отопитель установлен под панелью приборов в центре, воздуховоды закреплены
под поперечной балкой панели приборов. В корпусе отопителя установлены
вентилятор отопителя, распределительные заслонки, направляющие потоки
воздуха к определенным зонам, и радиатор отопителя, соединенный шлангами с
системой охлаждения двигателя. Через радиатор отопителя постоянно
циркулирует охлаждающая жидкость. В зависимости от положения заслонки,
связанной с регулятором температуры, наружный воздух может проходить через
радиатор отопителя либо минуя его.
Вентилятор отопителя
При движении автомобиля воздух поступает в отопитель через отверстия,
расположенные в левой и правой декоративных накладках щитка передка. Для
увеличения подачи воздуха в салон во время движения автомобиля, а также на
стоянке, служит вентилятор отопителя.
Интенсивность подачи воздуха определяется скоростью вращения вентилятора.
Электродвигатель вентилятора, в зависимости от подсоединения дополнительного
резистора, может вращаться с четырьмя различными скоростями.
Клапаны выхода воздуха из салона (при снятом заднем бампере)
Из салона воздух выходит через отверстия, расположенные сверху в боковинах
багажника и далее наружу, через клапаны, установленные за боковинами заднего
бампера.
Элементы системы кондиционирования воздуха:
1 – трубопровод высокого давления;
2 – клапан для заправки и выпуска хладагента в трубопроводе высокого
давления;
3 – задняя часть трубопровода низкого давления;
4 – передняя часть трубопровода низкого давления;
5 – клапан для заправки и выпуска хладагента в трубопроводе низкого
давления;
6 – демпфер;
7 – компрессор;
8 – трубопровод высокого давления, соединяющий компрессор и конденсатор;
9 – конденсатор;
10 – ресивер;
11 – датчик давления
Управление потоками воздуха в салоне осуществляется регулятором
распределения потоков воздуха, который тягами связан с заслонками. Управляя
заслонками, регулятор направляет потоки воздуха через воздуховоды к
центральным и боковым дефлекторам, к нижним вентиляционным отверстиям в
кожухе отопителя, а также к решеткам обдува стекол, расположенным в панели
приборов.
Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления в салон наружного
воздуха (при движении автомобиля по задымленным, запыленным участкам дороги)
служит система рециркуляции воздуха. При перемещении рычага включения режима
рециркуляции воздуха заслонка системы рециркуляции перекрывает доступ
наружного воздуха в салон автомобиля, при этом воздух в салоне автомобиля
начинает циркулировать по замкнутому контуру без обмена с наружным воздухом.
Часть автомобилей комплектуется системой кондиционирования воздуха. Система
кондиционирования предназначена для снижения температуры и влажности воздуха
в салоне. Кондиционер включается нажатием кнопки выключателя кондиционера,
расположенной в блоке управления отоплением, вентиляцией и
кондиционированием воздуха, при этом должен быть включен вентилятор
отопителя. При включении кондиционера загорается сигнализатор, расположенный
в кнопке выключателя кондиционера.
Компрессор кондиционера установлен на кронштейне двигателя спереди, под
генератором. Компрессор сжимает поступающий к нему из испарителя хладагент,
находящийся в парообразном состоянии под низким давлением 0,5 – 2,0 бара. На
выходе из компрессора кондиционера давление паров хладагента растет, а
температура достигает 80 –100 °C. Привод компрессора кондиционера
осуществляется поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных
агрегатов. В шкив компрессора встроена фрикционная электромагнитная муфта,
осуществляющая соединение-разъединение вала компрессора со шкивом по
сигналам ЭБУ двигателем.
Конденсатор. А — рессивер-осушитель
После компрессора пары хладагента поступают в конденсатор, расположенный
перед радиатором системы охлаждения двигателя. При обдуве пластин
конденсатора потоком воздуха, создаваемым во время движения автомобиля, а
также с помощью вентилятора системы охлаждения, хладагент под высоким
давлением (15,0 – 20,0 бар) переходит из газообразного состояния в жидкое. В
левую часть конденсатора встроен рессивер-осушитель. Рессивер-осушитель
также снабжен фильтром для очистки хладагента от примесей Из конденсатора
хладагент поступает в редуктор, который представляет собой дроссельный
клапан, на выходе из которого давление и температура хладагента резко
снижаются (до 1,0 бара и – 7 °C соответственно), в результате чего хладагент
переходит из жидкого в газообразное состояние. Далее хладагент поступает в
испаритель, расположенный под панелью приборов в корпусе отопителя. Поток
воздуха, проходящий в корпусе отопителя через испаритель кондиционера под
воздействием вентилятора отопителя, вызывает испарение хладагента. При этом
воздух, отдавая тепло хладагенту в испарителе, становится более холодным. Из
испарителя хладагент вновь засасывается компрессором, и рабочий цикл
повторяется.
На трубопроводах высокого и низкого давления установлены клапаны для
заправки и выпуска хладагента из системы кондиционирования.
Датчик давления хладагента
На трубопроводе между компрессором и конденсатором установлен датчик
давления хладагента.
Датчик давления выдает сигнал ЭБУ, который управляет электровентилятором
системы охлаждения двигателя в зависимости от величины давления хладагента и
скорости движения автомобиля.
Кроме того, по сигналам датчика давления ЭБУ выключает компрессор
кондиционера при падении давления хладагента в системе до 2,0 бар и при
возрастании давления до 27,0 бар. В штуцере трубопровода, под датчиком
давления установлен запорный клапан, который закрывается при отворачивании
датчика. Поэтому при замене датчика давления утечки хладагента из системы
кондиционирования не произойдет
Хладагент в системе кондиционирования находится под высоким давлением. При
работах, связанных с разгерметизацией системы кондиционирования, следует
избегать попадания хладагента в глаза, на кожу и в дыхательные пути.
Любые работы с хладагентом необходимо проводить только в проветриваемом
помещении.
При заправке системы кондиционирования следует использовать только
материалы, рекомендуемые заводом-изготовителем.
Запрещается проводить сварочные или паяльные работы на узлах системы
кондиционирования. Работы по ремонту и обслуживанию системы
кондиционирования следует проводить на специализированных сервисах. Для
поиска утечек в системе применяется специальное оборудование, при этом в
систему нужно будет ввести специальное контрастное вещество. После удаления
хладагента из системы обязательно нужно откачать воздух, чтобы удалить
остатки влаги. Перед заправкой в систему необходимо добавить специальное
масло, рекомендованное заводом-изготовителем.