СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ-ТЯГАЧА
МАЗ-504А
Седельное устройство (рис. 129) состоит из следующих основных частей:
нижней плиты 1, седла 18, балансира 6, обеспечивающего их шарнирное
соединение, и запорного устройства. Нижняя плита седельного устройства,
представляющая собой массивную стальную отливку, двумя продольными
фланцами через подставку соединяется с рамой тягача. В центре плиты
сделаны две опорные бобышки, поддерживаемые жесткими литыми ребрами.
Бобышки расточены соосно и являются опорами для оси 10 балансира седла.
К боковым площадкам плиты привернуты на болтах буфера 3 балансира,
ограничивающие его боковое качание.
Балансир седельного устройства также отлит из стали и имеет развитое
сечение в средней части для размещения оси балансира. Вынесенные концы
балансира заканчиваются бобышками, обработанными под опоры для оси 2
седла. Оси балансира и седла располагаются в двух взаимно
перпендикулярных плоскостях. Чтобы оси не пересекались, они сдвинуты по
высоте: ось балансира расположена ниже оси седла.
Между осями седла и балансира установлен сухарь 8. Посредине оси
балансира сделана лыска. Сухарь имеет снизу плоскость, которой он
опирается на лыску оси балансира, а сверху перпендикулярно лыске —
цилиндрическую выемку, на которую
опирается ось седла. Лыска на сухаре и оси
балансира препятствует вращению оси в балансире. Эта ось может
поворачиваться только в своих опорах и нижней плите седельного
устройства. Сверху сухарь ограничивает прогиб оси седла.
Седло отлито из стали. Верхняя плоскость его по краям несколько
выступает над внутренней частью. Эта плоскость механически обработана и
является опорной поверхностью для переднего конца рамы полуприцепа.
Удлиненная наклонная задняя часть седла раздваивается и служит
направляющей для рамы полуприцепа при сцепке с тягачом. В нижней части
седла по краям сделаны массивные литые бобышки, отверстия в которых
являются опорой для выступающей из балансира оси седла. Седло может
поворачиваться на оси балансира в поперечной плоскости автомобиля, а на
оси седла — в его продольной плоскости.
Седельное устройство подобной конструкции (с двумя степенями свободы)
разгружает рамы тягача и полуприцепа от деформаций кручения, которые
могут в них возникать при движении по дороге с неровностями.
Для сцепки с седлом тягача полуприцеп оборудован опорной плитой и
шкворнем. Запорное устройство предназначено для
обеспечения надежной сцепки тягача и полуприцепа
при движении, а также для облегчения расцепки тягача и полуприцепа. Оно
смонтировано на нижней части седла.
В приливах седла между бобышками установлены захваты 25 и 26 сложной
конфигурации. Захваты закреплены на седле с помощью пальцев 23,
установленных в бобышки седла и проходящих через отверстия в захватах.
Пальцевое соединение обусловливает возможность поворота захвата
относительно пальца. Концы захватов расходятся, образуя зев, а в средней
части почти замыкаются в цилиндрическое отверстие, которое охватывает
шкворень полуприцепа.
При транспортировке полуприцепа захваты должны надежно удерживать
шкворень полуприцепа от перемещения в горизонтальной и вертикальной
плоскостях. Вертикальному перемещению шкворня относительно седла
препятствует цилиндрическая проточка на шкворне, в которую входят
захваты. От горизонтальных перемещений захваты фиксируются запорным
кулаком 22 сцепного механизма седла, входящим в передний зев, образуемый
захватами, и препятствующим их повороту относительно пальцев и,
следовательно, самооткрыванию захватов.
Запорный кулак поджимается к захватам пружиной 16, надетой на шток 14.
При расцепке седельного устройства поворачивают вперед конец рукоятки 19
замка захватов, которая осью 11 соединена с седлом. Рукоятка с помощью
скобы 17 перемещает вперед запорный кулак, сжимая пружину. Перемещение
запорного кулака направляется шпилькой 20, установленной в овальном
отверстши кулака. Отведенный в крайнее переднее положение запорный кулак
за выступ удерживается защелкой 13 замка захватов. Защелка представляет
собой пластину, закрепленную на шпильке-оси 21, резьбовой конец которой
ввернут в седло.
Защелка пружиной 12 постоянно притягивается к штифту 24 захвата.
При расцепке автомобиль отъезжает от полуприцепа, шкворень разводит
губки запорных кулаков и выходит из зацепления с ними. При этом штифт
захвата нажимает на скос защелки, которая провертывается на оси и
выходит из зацепления с выступом запорного кулака. Под действием усилия
пружины кулак перемещается назад до упора в торцы повернувшихся на осях
захватов.
Такое положение деталей запорного механизма сохраняется до очередной
сцепки.
При сцепке тягач, перемещаясь назад, вводит в соприкосновение со
шкворнем полуприцепа задние губки захватов. Шкворень раздвигает губки,
поворачивающиеся на осях. Средняя цилиндрическая часть захватов запирает
шкворень, а запорный кулак под воздействием усилия пружины входит между
передними губками захватов, препятствуя саморасцепке. Дублирующим
приспособле-нием против саморасцепки является предохранительная планка
15, препятствующая выходу штока запорного кулака.
Ось планки расположена на ее краю, поэтому после сцепки планка занимает
вертикальное положение, отклонение от которого ограничивает приливы в
седле.
Когда тягач работает без полуприцепа, задние концы седла под действием
усилия оттяжных пружин опираются на штампосварные направляющие
седельного устройства, прикрепленные к раме.
Сцепка и расцепка автопоезда
При сцепке тягача с полуприцепом необходимо, чтобы опорная плита со
шкворнем полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с
седлом тягача или располагалась ниже его не более чем на 100 мм.
Полуприцеп при этом должен быть заторможен стояночным тормозом.
Сцепку рекомендуется проводить в следующем порядке: повернуть в сторону
предохранитель саморасцепки замка, расположенный в передней части седла;
перевести рычаг замка седельного устройства тягача в крайнее положение,
обеспечив тем самым открывание замка;
подвести тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы
шкворень полуприцепа вошел в замок седельного устройства. После этого
убедиться, что рычаг замка перешел в крайнее заднее положение, что
необходимо для надежной сцепки; поднять катки в транспортное положение и
закрепить штырями; подсоединить к штепсельным розеткам тягача и
полуприцепа соединительный кабель;
подсоединить к соединительной головке полуприцепа соединительный шланг
пневматического привода тормозов;
открыть краны пневматического привода тормозов на тягаче и полуприцепе;
отпустить стояночный тормоз на полуприцепе; продвинуть автопоезд на
некоторое расстояние, убедиться в исправности сцепки и исправной работе
полуприцепа и проверить работу Электрических приборов полуприцепа.
Перед отцепкой тягача от полуприцепа необходимо выбрать ровное место для
стоянки полуприцепа. Порядок расцепки следующий:
поставить прицеп на стояночный тормоз;
отпустить до отказа и закрепить катки опорного устройства полуприцепа,
подложив под них деревянные подкладки;
закрыть разобщительный кран пневматической системы на тягаче;
установить рукоятку крана ручного управления ножным тормозом полуприцепа
в положение отторможения;
тормозов от соединительной головки полуприцепа.
Соединительную головку закрыть крышкой;
снять соединительный кабель и уложить его в инструментальный ящик;
повернуть в сторону предохранитель саморасцепки в передней части седла
па тягаче;
переместить в крайнее переднее положение рычаг замка соединительного
устройства;
включить первую передачу и медленно, без рывков, выехать тягачом вперед.
Техническое обслуживание
Через 1000 км пробега автопоезда очистить от грязи и осмотреть детали
седельно-сцепного устройства, проверить работу сцепного механизма и
смазать его.
Периодически подтягивать болты крепления седельного устройства к раме
автомобиля. Нельзя допускать перегрузки седельного устройства, так как
это вызывает погнутость осей.
При износе поверхностей захватов, охватывающих шкворень полуприцепа, до
2,5 мм их заменить новыми; допускается исправление наваркой.
Поврежденные и деформированные детали сцепного механизма своевременно
исправлять или заменять новыми, так как в противном случае произойдет
разъединение тягача с полуприцепом во время движения.