Особенности эксплуатации автомобилей МАЗ-525 и МАЗ-530 в зимних условиях

  Главная      Автомобили - МАЗ     Сверхтяжёлые автомобили-самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 (Смирнов М.В., Солонский А.С.) - 1960 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165 

 

 

 

Особенности эксплуатации автомобилей МАЗ-525 и МАЗ-530 в зимних условиях
 


Для обеспечения надежной работы и длительного срока службы автомобиля в зимних условиях следует заранее до наступления холодов подготовить его к эксплуатации.

Подготовка автомобиля к эксплуатации в зимних условиях должна быть приурочена к первому или второму техническому обслуживанию с тем, чтобы одновременно с подготовкой автомобиля к зимней эксплуатации провести общие мероприятия по его обслуживанию. Техническое обслуживание автомобиля нужно проводить только в теплом помещении.

Для нормальной работы автомобиля в зимних условиях нужно подготовить системы питания, смазки и охлаждения двигателя, систему электрооборудования и все узлы и агрегаты автомобиля, а во время зимней эксплуатации автомобилей принимать специальные меры, обеспечивающие получение требуемой температуры охлаждающей жидкости, смазочного масла и топлива.

При низкой температуре вязкость топлива и масла значительно увеличивается и возможно их застывание, вследствие чего трение в сопряжениях двигателя возрастает, а расход топлива увеличивается. При увеличении вязкости топлива напряжения в деталях топливного насоса и форсунок, а также их привода повышается. Подача топлива к форсункам уменьшается, в результате чего развиваемая двигателем мощность может резко снизиться. Поэтому при эксплуатации автомобилей в зимнее время необходимо пользоваться смазочным маслом и топливом зимних сортов, так как они обладают меньшей вязкостью при низкой температуре и низкой температурой застывания.

При подготовке системы питания двигателя к зимней эксплуатации нужно выполнить следующее:

1. Слить из топливного бака летнее дизельное топливо.

2. Промьить топливный бак чистым зимним дизельньим топливом, для чего в бак залить 10—15 л топлива, которое затем слить в чистую посуду.

3. Тщательно промыть топливные фильтры двигателя.

4. При температуре воздуха до —30° С залить в бак дизельное топливо марки «ДЗ», а при температуре воздуха ниже —30° С марки «ДА».

5. Заменить смазку в регуляторе топливного насоса, осмотреть трубопроводы системы питания и при обнаружении подтеканий их устранить.

При подготовке к зимней эксплуатации системы смазки двигателя необходимо выполнить следующее:

1. Слить масло из системы смазки двигателя сразу же после остановки двигателя пока масло еще горячее.

 

 

2. Проверить состояние системы смазки. Если будут обнаружены неисправные узлы и детали, заменить их, а неплотности устранить.

3. Промыть систему смазки, для чего в бак залить 25—30 л свежего теплого масла, пустить двигатель и дать ему работать с малым числом оборотов в течение 3—5 мин. После промывки системы смазки масло слить через сливной кран.

4. Промыть масляный фильтр двигателя и заправить систему зимней смазкой.

При подготовке системы охлаждения двигателя для эксплуатации в зимних условиях нужно слить воду из системы, тщательно проверить состояние системы охлаждения и обнаруженные негодные шланги заменить новыми. После проверки системы охлаждения надо заправить ее жидкостью, замерзающей при низкой температуре. При этом нужно руководствоваться указаниями, приведенными в разделе «Охлаждающая жидкость».

При эксплуатации автомобиля в зимнее время при температуре окружающего воздуха ниже +5° С остывший двигатель необходимо перед пуском прогреть горячей водой в том случае, если из системы охлаждения слита охлаждающая жидкость.

Двигатель прогревают в следующем порядке:

1. Проверить, открыт ли сливной кран водяного насоса, и открыть пробку заливной горловины радиатора.

2. Залить в систему охлаждения 3—4 ведра воды, нагретой до температуры не выше 60°С, после чего быстро залить горячую воду (температура 80—90° С), не допуская перерывов. При этом нужно контролировать на ощупь температуру воды, вытекающей из сливного крана.

3. Если корпус водяного насоса прогреется и из сливного крана начнет вытекать горячая вода, кран закрыть и заполнить всю систему охлаждения горячей водой (примерно 80° С).

Если в систему охлаждения предполагается залить жидкость, замерзающую при низкой температуре, нужно слить из системы горячую воду и заполнить ее подогретой жидкостью. При температуре до 15°С в систему охлаждения можно заливать подогретую жидкость, не проливая ее черев сливной кран.

4. При заполнении системы охлаждения подогретой охлаждающей жидкостью залить также в масляной бак двигателя масло, подогретое до температуры 80—90° С, и прокачать масло ручным маслоподкачивающим насосом, создав давление в системе не ниже 2,5 кг/см2. При заливке масла в систему нужно избегать попадания в масло воды или снега.

Для прогрева масляного насоса и маслопроводов в нижнем картере нужно перед прокачкой масла залить в картер двигателя 5—6 л горячего масла через отверстие корпуса сапуна. При этом в масляный «бак двигателя нужно залить соответственно меньшее количество масла.

Если при температуре окружающего воздуха ниже +5° С система охлаждения заполнена низкозамерзающей жидкостью, остывший двигатель нужно пускать после заправки масляного бака горячим маслом и прокачки его ручным маслоподкачивающим насосом.

Коленчатый вал прогретого двигателя надо провернуть на 1—2 оборота, после чего пустить двигатель и прогреть его при 700—800 об/мин в течение 5—10 мин. без нагрузки, затем увеличить число оборотов двигателя до 1000—1100 в минуту и прогревать без нагрузки до тех пор, пока температура масла достигнет 30—40° С, а температура охлаждающей жидкости 60—65° С.

Работать длительное время на холостом ходу или под нагрузкой при температуре воды или масла ниже 45° С не разрешается, так как это ведет к осмолению клапанов, поршней и цилиндров двигателя, а это в свою очередь может вызвать заклинивание поршней в цилиндрах.

 

 

Перед остановкой двигателя нужно дать >ему проработать с малым числом оборотов до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не снизится до 70—75° С.

При продолжительных остановках автомобиля нужно слить воду из системы охлаждения двигателя и масло из системы смазки.

При длительной стоянке автомобиля на морозе рекомендуется слить масло из коробки передач автомобиля МАЗ-525 и из гидромеханической трансмиссии автомобиля MA3-530, а при особо сильных морозах также слить масло из ведущих мостов, с тем чтобы перед пуском залить горячее масло. Это значительно облегчает пуск двигателя и уменьшает расход топлива. Из масляного бака двигателя масло надо слить сразу же после остановки двигателя, а воду при охлаждении ее до температуры 50—60° С.

Для слива воды из системы охлаждения при длительных стоянках автомобиля надо открыть кран на водяном насосе. При этом необходимо следить, чтобы вода вытекала из сливного отверстия непрерывной струей, а количество вытекающей воды соответствовало 'бы примерно заправочной емкости системы охлаждения. После слива воды из системы охлаждения удалить остатки воды из водяного насоса, провертьивая двигатель стартером без 'подачи топлива. Неполностью слитая вода, даже оставшиеся ее капли, примораживают крыльчатку водяного насоса, что может привести к аварии. При наличии низкозамерзающей жидкости следует залить 2,5 л ее через заливную горловину и, когда она начнет вытекать через сливной кран водяного насоса, закрыть кран. Если в систему охлаждения не залита низкозамерзающая жидкость, сливной кран нужно оставлять открытым.

В случаях, когда при сливе засорится или примерзнет сливной кран и вода не будет вытекать, необходимо во избежание замораживания двигателя прочистить 'кран проволокой и отогреть ветошью, смоченной горячей водой. Прогревать кран открытым пламенем не разрешается.

В зимнее время нужно ежедневно сливать воду и осадки из топливного бака и из воздушных баллонов пневматического привода тормозов прежде, чем система остынет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165