Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство - часть 11

 

  Главная      Автомобили ЛуАЗ     Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство по ремонту

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

 

Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство - часть 11

 

 

 

162 

(толщина пластины выбрана из расчёта компенсации разницы в размерах колеи передних и задних колёс, а 
также с учётом угла развала колёс и установки угла схождения передних колёс).

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 181. Проверка и регулировка схождения передних колёс: 
1 — шнур; 2 — пластина 

 

Правильным есть положение колеса, когда шнур прямолинеен и в точке 

b

 — между шнуром и шиной нет 

зазора. Такую же проверку произведите с другой стороны автомобиля. При этом:

 

1) если шнур с каждой стороны автомобиля прямолинеен и в точке 

b

 между ним и шиной зазора нет, то 

регулировку схождения (при необходимости) производите изменением длины любой одной боковой тяги ру-
левого привода;

 

2) если шнур устанавливается в указанном в случае 1) положении только с одной стороны автомобиля, а с 

другой стороны между ним и шиной в точке 

b

 имеется зазор, или шина в этой точке отжимает шнур, то регу-

лировку схождения производите изменением длины только боковой тяги со стороны неправильно располо-
женного колеса;

 

3) если шнур занимает положение, не соответствующее указанному в случае 1) с каждой стороны авто-

мобиля, то изменением длины боковой тяги установите в правильное положение левое колесо и затем уста-
новите схождение изменением длины другой боковой тяги. При вращении регулировочной трубы боковой 
рулевой тяги удерживайте рулевое колесо в положении движения по прямой;

 

Проверять и регулировать схождение передних колёс можно на специальном стенде или с помощью спе-

циальной раздвижной линейки. В последнем случае установите линейку между шинами передних колёс с 
упором её наконечников о выпуклости шин спереди колёс на высоте 200 мм от линии пола и стрелку шкалы 
линейки переведите на нуль; перекатите автомобиль настолько, чтобы наконечники линейки оказались на 
такой же высоте сзади колёс, и отсчитайте показание шкалы линейки; при несоответствии размера норме 
схождения (1...3 мм) при отпущенных контргайках вращением регулировочной трубы боковой тяги поверни-
те колесо в соответствующую сторону настолько, чтобы схождение равнялось 2 мм по шкале линейки, т. е. 
размер В был больше размера А на 2 мм;

 

 - удерживая регулировочную трубу от проворачивания, затяните контргайки (момент затяжки 5,5...6 

кгс·м).

 

Установка наибольших углов поворота передних колёс. Наибольшие углы поворота передних колёс 

(30°) устанавливаются по внутреннему колесу. Угол устанавливается упором головки регулировочного болта 
62 (рис. 172) о головку болта крепления крышки колёсного редуктора. Регулировочный болт стопорится 
контргайкой 63.

 

 

АМОРТИЗАТОРЫ

 

 
Снятие амортизатора передней подвески:

 

 - отвинтите гайку болта крепления верхней проушины амортизатора, снимите шайбу и болт, опустите 

амортизатор вниз;

 

 - отвинтите гайку крепления нижнего конца амортизатора, снимите шайбы, снимите амортизатор и 

упорную шайбу с кронштейна;

 

 - выньте из проушин амортизатора резиновые и распорную втулки.

 

Снятие амортизатора задней подвески:

 

 - отвинтите гайки болтов крепления верхней и нижней проушин амортизатора, снимите шайбы и болты, 

снимите амортизатор;

 

 - извлеките из проушин амортизатора резиновые и распорные втулки.

 

 

163 

Проверка амортизаторов. Оценить состояние амортизаторов, снятых с автомобиля, можно на специаль-

ном стенде, осуществляющем растяжение — сжатие амортизаторов с определённой скоростью и фиксирую-
щем усилия, возникающие при этом в амортизаторе.

 

Величины усилий указаны в технической характеристике, ориентировочная форма диаграммы исправных 

амортизаторов приведена на рис. 182. Уменьшение величины усилий по диаграмме или нарушения в её фор-
ме свидетельствует о необходимости ремонта амортизатора.

 

 

Рис. 182. Примерная форма диаграмм амортизаторов на специальном стенде:

 

а

 — диаграммы исправных переднего и заднего амортизаторов; b — диаграмма неисправного переднего 

амортизатора (показана сплошной линией); S — ход поршня амортизатора при испытании; Р

о

— сила сопро-

тивления амортизаторов при ходе отдачи; Р

с

 и Р´

с

 — силы сопротивления при ходе сжатия соответственно 

переднего и заднего амортизаторов

 

 

Рис. 183. Ключ для гайки резервуара амортизатора

 

 

Разборка, ремонт и сборка. Перед разборкой амортизатор снаружи должен быть тщательно очищен 

(особенно гайка резервуара) от грязи и промыт. Разборку и сборку производить на исключительно чистом 
рабочем месте и чистым инструментом, чтобы не засорить и не повредить деталей амортизатора.

 

Закрепите амортизатор в тиски нижней проушиной и, вытянув шток, отвинтите ключом (рис. 183) гайку 

резервуара. Гайка завинчена усилием затяжки 7...9 кгс·м, поэтому при отвинчивании ключ необходимо со 
значительным усилием прижимать к гайке, чтобы не допустить сминания кромок отверстий гайки штырями 
ключа;

 

 - снимите амортизатор с тисков, извлеките из резервуара шток с рабочим цилиндром и слейте рабочую 

жидкость из резервуара;

 

 - скользящими ударами молотка из цветного металла по поверхности цилиндра выбейте направляющую 

втулку 28 (рис. 173) из цилиндра и слейте из него рабочую жидкость;

 

 - деревянной выколоткой Ø25 мм выбейте из цилиндра донные клапаны в сборе;

 

 - зажав в тисках шток за проушину, отвинтите гайку 11 крепления поршня и снимите со штока поршень 

вместе с деталями клапанов, направляющую и другие детали;

 

 - извлеките сальник из направляющей;

 

 - снимите с поршня поршневое кольцо 24; 
- отвинтите ключом со штока гайку клапана отдачи и с донного клапана гайку клапана сжатия, снимите 

все детали клапанов;

 

 - промойте бензином или керосином все снятые детали и тщательно их проверьте, обращая внимание на 

следующее:

 

 — диски впускного и перепускного клапана не должны быть деформированы;

 

 — опорные поверхности под тарелку 25 и диск 23 на поршне и под тарелку 17 на корпусе 14 не должны 

быть повреждены или неровны. Допускается направление этих поверхностей притиркой на чугунной плите;

 

 — наружные рабочие поверхности поршня и поршневого кольца должны быть гладкими и без задиров;

 

 — пружины клапанов не должны иметь осадки и должны быть достаточно упруги (см. табл. 12). 

 

164 

— сальник, защитное кольцо штока и прокладка защитного кольца штока не должны иметь значительно-

го износа, гребни на рабочей поверхности сальника не должны быть повреждены;

 

 — шток должен быть гладким, без задиров и царапин, без нарушения хромового покрытия;

 

Таблица 12 

Данные для проверки технического состояния пружин 

 

Пружина 

Контрольная нагрузка, 

кгс 

Высота пружин под контроль-

ной нагрузкой, мм 

Пружина клапана сжатия амортизатора пе-
редней подвески II-2905661 

5,5±0,55 и 12,5 

10 и 6,6 max 

Пружина клапана сжатия амортизатора 
задней подвески III-2915661 

4±0,5 

Пружина клапана отдачи амортизаторов 
передней и задней подвески III-2915642 

10±0,6 и 10,8 

11 и 7,2 

 
Собирайте амортизатор в последовательности, обратной разборке, при этом:

 

 - гайку поршня 11 затяните (момент затяжки l...l,5 кгс·м);

 

 - после сборки клапанов убедитесь в наличии свободного хода тарелки перепускного клапана 25 и тарел-

ки впускного клапана 17;

 

 - перед посадкой в рабочий цилиндр 7 направляющей втулки 28 заполните отмеренным количеством ра-

бочей жидкости рабочий цилиндр (отмеряйте жидкость мерным сосудом в количестве, указанном на кожухе 
амортизатора), а остаток залейте в резервуар 8;

 

 - гайку резервуара 29 затяните (момент затяжки 7...9 кгс·м);

 

 - для проверки герметичности после сборки выдержите амортизатор с полностью вдвинутым штоком в 

горизонтальном положении — течи не должно быть. После прокачивания амортизатора на поверхности его 
штока допускаются следы плёнки жидкости;

 

После ремонта амортизатор рекомендуется испытать на стенде для испытания амортизаторов и при необ-

ходимости отрегулировать. 

 

БАЛАНСИРОВКА КОЛЁС 

 
Колёса с шинами в сборе и с навинченным колпачком вентиля проверяйте на стенде статической балан-

сировки и при выявлении дисбаланса устраните его, закрепив на ободе балансировочные грузики с помощью 
специальных пружин. Количество грузиков не более трёх. Грузики устанавливайте на обод со стороны вен-
тиля. 

ПЕРЕСТАНОВКА КОЛЁС 

Производится для равномерного износа шин, в том числе шины запасного колеса. Порядок перестановки 

показан на рис. 184. 

 

 
 
 
 
 
 
 

Рис. 184. Схема перестановки колёс

 

 

НАКАЧИВАНИЕ ШИН 

Вентиль камеры в начале накачки следует удерживать по центру отверстия диска колеса во избежание его 

установки с перекосом. 

Накачку ручным насосом производите при установленном золотнике. При этом накачка будет возможной 

только тогда, когда наконечник шланга насоса при навинчивании на вентиль (последние 1,5...2 оборота) на-
жмёт на стержень золотника (слышен выход воздуха). В случае, когда нажатия не происходит (золотник 
слишком утоплен), золотник вывинтите на необходимый размер и после накачивания шины завинтите обрат-
но. 

При проверке давления шинным манометром может оказаться, что нажимной винт наконечника мано-

метра не нажимает на стержень золотника (золотник слишком утоплен), или нажимает раньше, чем уплотни-
тельная шайба наконечника манометра прижмётся к торцу вентиля (золотник слишком выступает). В первом 
случае нажимной винт манометра отвинтите на необходимый размер, а во втором — завинтите. 

 

165 

XI. 

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

 

XI.1.

 

УСТРОЙСТВО 

 

Рулевое управление—с левым расположением, с травмобезопасными рулевым валом и рулевым колесом; 

с противоугонным устройством. Рулевой механизм — глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, пе-
редаточное число 17. Заправочная ёмкость 0,13 л.

 

Рулевое управление (рис. 185) состоит из рулевого механизма (с валом 6, опорой 16 и колесом 18) и ру-

левого привода — продольной (рис. 186), поперечной 16 и боковых 18 рулевых тяг, сошки 3, маятниковых 
рычагов 17 и 31 и поворотных кулаков 37.

 

Картер рулевого механизма закреплён на левом лонжероне рамы автомобиля. Соединение червяка с ва-

лом разъёмное: шлицевая разрезная втулка вала посажена на шлицевой хвостовик червяка рулевого меха-
низма и стянута специальным болтом (рис. 185).

 

 

Рис. 185. Рулевое управление: 

1 — лонжерон рамы кузова (левый); 2 — рулевой механизм; — болт крепления рулевого механизма; 4, 8 — шайба 
пружинная; 5 — шайбы регулировочные; 6 — вал рулевого управления; 7 — тяга рулевая продольная; — болт специ-
альный; 10 — уплотнитель вала; 11— удлинитель запорного стержня замка зажигания; 12, 33 — шайба; 13 — болт креп-
ления опоры вала; 14 — кольцо замка вала рулевого управления (приварное); 15, 34 — гайка; 16 — опора вала с пере-
ключателями и противоугонным устройством в сборе; 17 — втулка опоры вала; 18 — колесо рулевого управления; 19 — 
кнопка звукового сигнала в сборе; 20 — оправка кнопки; 21 — кнопка звукового сигнала; 22 — прокладка; 23 — кольцо 
контактное; 24 — пружина кнопки; 25 — крышка кнопки; 26 — кольцо стопорное крышки кнопки; 27 — гайка крепле-
ния колеса рулевого управления; 28 — чашка контактная кнопки сигнала с проводом в сборе; 29 — втулка изоляцион-
ная; 30 — замок зажигания с противоугонным устройством в сборе; 31 — втулка контактная звукового сигнала; 32 — 
втулка изоляционная; 

З

 — зелёный; 

К

 — красный; 

О

 — оранжевый; 

С

 — серый. 

     Примечание. Два красных провода, обозначенные звёздочкой, можно подсоединять к любой из клемм 30 или 30/1. 

 
Опора вала (рис. 187) крепится к щиту передка. Для регулировки положения вала в опоре вала имеются 

продольные, а в щите передка — вертикальные овальные отверстия крепления опоры. На опоре также уста-
новлены трёхрычажный переключатель и замок зажигания с противоугонным устройством 12. Действие про-
тивоугонного устройства: при вынутом ключе замка зажигания в положении «СТОЯНКА» удлинитель 11 
(рис. 185) входит в паз кольца 14 — вращение вала невозможно.

 

 

166 

Соединение колеса с валом — частью шлицевое по цилиндрической поверхности (посадка с зазором) и 

частью безшлицевое конусное (1:12,8). Необходимый натяг в конусной части соединения обеспечивается за-
тяжкой гайки 27.

 

 

Рис. 186. Привод рулевой: 

119, 21— шайба пружинная; 2 — гайка крепления сошки; — сошка; — тяга продольная в сборе; 520 — 
гайка; 6 — шплинт; 7 — шплинт-проволока; 8 — кольцо упорное; — пружина; 10 — шайба опорная; 11 — 
кольцо защитное; 12 — вкладыш шарового пальца; 13 — чехол защитный; 14 — шайба защитная чехла; 15 — 
палец шаровой; 16 — тяга поперечная в сборе; 17 — рычаг маятниковый правый; 18 — тяга боковая с наконеч-
никами и регулировочной трубой в сборе; 21 — ось маятникового рычага; 22 — чехол защитный; 23 — крон-
штейн оси маятникового рычага; 24 — маслёнка; 25 — прокладки регулировочные; 26 — крышка кронштейна; 
28 — болт; 29 — шайба опорная; 30 — втулка оси; 31 — рычаг маятниковый левый; 32 — тяга боковая с нако-
нечником в сборе; 33 — контргайка (левая); 34 — труба регулировочная; 35 — контргайка; 36 — наконечник 
боковой тяги наружный в сборе; 37 — кулак поворотный (левый) 

 
Кнопка звукового сигнала в сборе в ступице рулевого колеса крепится стопорным кольцом 26, которое 

при посадке кнопки до упора разжимается и своими выступами входит в кольцевой паз ступицы.

 

Рулевой механизм собран в картере 5 (рис. 188), отлитом из ковкого чугуна, и крышке 11. В расточках 

картера и крышки посажены червяк (вал ведущий) на двух конических подшипниках и вал сошки 14 (вал 
ведомый) с двухгребневым роликом 13 на бронзовых втулках 8. Зазор в сопряжении конические подшипники 
— червяк регулируется специальной пробкой 1. Зазор в зацеплении червяк — ролик регулируется винтом 17. 
Под головку регулировочного винта установлена опорная шайба 15 с подбором по толщине для получения 
сопряжения с минимальным зазором. Шайбы 15 изготовляются из стали 65Г и закаливаются до твёрдости 
52...56 HRC.

 

Готовые шайбы сортируются по группам соответственно их толщине:

 

I…………….1,991...1,999 мм 
II……………2,000...2,008 мм 
III…………...2,009...2,017 мм 
IV…………..2,018...2,026 мм 
V…………....2,027...2,035 мм 
VI…………...2,036...2,044 мм 

 

167 

 

Рис. 187. Опора вала: 

1, 10 — винт; 2, 8 — шайба; 3 — кожух нижний; — кожух верхний; 5 — пластина контакта в сборе; 6, 20 — 
болт; 711 — шайба пружинная; — прокладка изоляционная; 12 — замок зажигания с противоугонным  уст-
ройством; 13 — опора; 14 — штифт; 15 — бандаж; 16 — втулка; 17 — трёхрычажный переключатель; 18 — 
гайка; 19 — хомут переключателя 

 
Для удержания смазки установлены сальник (у сошки) и картонная прокладка 12. Сальник со стороны 

вала установлен рабочей кромкой наружу и защищает картер от попадания воды и грязи. Заливка масла про-
изводится через отверстие, закрываемое пробкой 7.

 

Соединение сошки с валом сошки — шлицевое конусное (1:16). Необходимый натяг в конусном соедине-

нии обеспечивается затяжкой гайки (рис. 186) крепления сошки. Установка сошки на вал фиксированная: 
сдвоенный зуб сошки входит в сдвоенную впадину вала сошки.

 

Соединение маятниковых рычагов с осями кронштейнов конусное (1:12,8), натяг в соединении обеспечи-

вается затяжкой гайки 20. Кронштейны отлиты из ковкого чугуна. Ось посажена на двух запрессованных в 
кронштейн бронзовых втулках 30 со спиральными канавками для смазки. Между фланцем оси и кронштей-
ном установлена опорная шайба 29. Появляющийся в результате износа осевой зазор устраняется уменьше-
нием толщины пакета регулировочных прокладок 25.

 

 

Рис. 188. Механизм рулевой (без вала, опоры вала и рулевого колеса):

 

1 — пробка регулировочная; 2 — гайка стопорная; — подшипник; — червяк; 5 — картер; — сальник; 7 — пробка 
маслозаливного отверстия; 8 — втулка вала сошки; — болт; 10 — шайба пружинная; 11 — крышка картера; 12 — про-
кладка; 13 — ролик вала сошки; 14 — вал сошки; 15 — шайба опорная; 16 — контргайка; 17 — винт регулировочный; 18 
— 
ось ролика вала сошки

 

 

168 

Соединения тяг — шарнирные. Шаровые пальцы 15 установлены на пластмассовых разрезных (вдоль 

оси) конусных вкладышах 12. Вкладыш прижимается к конусной расточке наконечника тяги пружиной 9. 
Такая конструкция обеспечивает продолжительный срок службы шарнирных соединений без замены вкла-
дышей.

 

Соединение шарового пальца с тягой — конусное (1:10). Натяг в соединении обеспечивается затяжкой 

гайки 5. 

 

XI.2.

 

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ 

 

Причина 

Способ устранения 

Увеличенный свободный ход рулевого колеса, самовозбуждающееся угловое колебание передних колёс 

Ослабление затяжки болтов крепления картера рулевого 

механизма к лонжерону 

Подтяните болты 

Ослабление затяжки гайки крепления рулевого колеса к 

валу 

Подтяните гайку 

Увеличенный зазор в зацеплении червяка с роликом 

Отрегулируйте зазор 

Увеличенный зазор в подшипниках червяка 

Отрегулируйте зазор 

Появление зазора в конусном соединении шарового паль-

ца (пальцев) 

Расшплинтуйте гайку (гайки) крепления шарового 

пальца; подтяните и зашплинтуйте 

Износ вкладыша шарового шарнира (шарниров) до обра-

зования зазора более 0,3 мм в соединении с шаровым паль-
цем 

Замените вкладыш (вкладыши) 

Увеличенный зазор в подшипниках вала ведомой шестер-

ни колёсного редуктора 

Отрегулируйте зазор 

Износ втулок шкворней поворотного кулака (кулаков) до 

образования зазора более 0,3 мм в соединении со шкворнями 

См. «Подвеска, амортизаторы, колеса и шины. Замена 

корпусов втулок шкворней, поворотного кулака с втул-
ками в сборе и шкворней» 

Износ втулок оси маятникового рычага (рычагов) до обра-

зования зазора более 0,2 мм в соединении с осью 

Замените втулку 

Ослабление затяжки гайки крепления сошки 

Подтяните гайку 

Тугое вращение рулевого колеса 

Деформация деталей рулевого привода 

Замените деформированные детали 

Понижение давления в шинах передних колёс 

Установите нормальное давление 

Несоосность вала червяка с валом руля 

Отрегулируйте регулировочными шайбами установку 

картера рулевого механизма 

Перекос опоры вала руля 

Устраните перекос 

«Прихват» вала руля втулкой опоры 

Влейте несколько капель моторного масла в место 

сопряжения вала с втулкой 

Нарушена регулировка зазора в зацеплении червяка с ро-

ликом 

Отрегулируйте зазор 

Отсутствует масло в картере рулевого механизма 

Залейте масло. При необходимости замените сальник 

вала сошки 

Ось (оси) маятникового рычага установлена без зазора 

между её фланцем и опорной шайбой 

Отрегулируйте осевой зазор 

Шкворневые узлы поворотного кулака (кулаков) собраны 

с чрезмерным осевым натягом 

Уменьшите натяг (см. «Подвеска, амортизаторы, ко-

лёса и шины. Замена корпусов втулок шкворней пово-
ротного кулака с втулками в сборе и шкворней») 

Шум (стуки) в рулевом управлении, самовозбуждающееся угловое колебание передних колёс 

Появление зазора в конусном соединении шарового паль-

ца (пальцев) 

Расшплинтуйте гайку (гайки) крепления шаровых 

пальцев; подтяните и зашплинтуйте 

Появление зазора в конусном соединении маятникового 

рычага (рычагов) с осью 

Подтяните гайку крепления маятникового рычага 

Ослабление затяжки гайки крепления сошки 

Подтяните гайку 

Нарушение регулировки зазора в зацеплении червяка с ро-

ликом 

Отрегулируйте зазор 

Нарушение регулировки зазора в подшипниках вала чер-

вяка 

Отрегулируйте зазор 

 
 

 

169 

Продолжение таблицы 

 

Ослабление затяжки болтов крепления картера рулевого 

механизма 

Подтяните болты 

Ослабление крепления кронштейна (кронштейнов) оси ма-

ятникового рычага 

Расшплинтуйте болты крепления, подтяните и за-

шплинтуйте 

Износ втулок оси маятникового рычага (рычагов) до обра-

зования зазора более 0,2 мм в сопряжении с осью 

Замените втулки 

Появление значительного зазора между опорными поверх-

ностями шкворней с втулками шкворней 

Устраните зазор (см. «Подвеска, амортизаторы, коле-

са и шины. Устранение осевого зазора в шкворневых 
соединениях поворотного кулака») 

Износ втулок шкворней поворотного кулака (кулаков) до 

образования зазора более 0,3 мм в сопряжении со шкворнями 

См. «Подвеска, амортизаторы, колёса и шины. Замена 

корпусов втулок шкворней, поворотного кулака с втул-
ками в сборе и шкворней» 

Износ втулок вала сошки рулевого механизма до образова-

ния зазора более 0,15 мм в сопряжении с валом сошки 

Замените втулки в картере и крышке рулевого меха-

низма 

Скрип или щелчки в рулевом механизме 

Отсутствие смазки 

Залейте смазку. При необходимости замените сальник 

вала сошки 

Разрушение рабочих поверхностей ролика и (или) червяка 

Замените изношенные детали 

Увод автомобиля от прямолинейного движения 

Большая разница давления в шинах передних колёс 

Установите нормальное давление 

Деформирован рычаг подвески 

Замените деформированный рычаг 

Течь масла через сальник вала сошки 

Износ или повреждение рабочей кромки сальника вала сош-

ки 

Замените сальник 

 
 

XI.3.

 

РЕМОНТ 

 
Снятие и установка рулевого механизма (без вала, опоры вала и рулевого колеса). 
Снимите левый брызговик мотоотсека; 
 - отвинтите гайку (рис. 186) и на её место навинтите до упора гайку съёмника (рис. 189), наденьте 

корпус съёмника и, отвинчивая гайку съёмника, спрессуйте сошку; 

 - отвинтите и снимите болт (рис. 185) с шайбой 8; пометьте место установки одного из двух верхних 

болтов крепления картера рулевого механизма. Отвинтите болты и на каждый из них наденьте тот пакет ре-
гулировочных прокладок, который был проложен между картером и лонжероном (старайтесь пакеты не пе-
репутать);

 

 - закрепите нижний конец вала так, чтобы он при рассоединении с червяком не сдвигался в сторону ру-

левого механизма во избежание повреждения переключателя, установленного на торце опоры вала. Отвинти-
те гайку нижнего болта крепления картера, снимите болт и пакет регулировочных прокладок и, не допуская 
изгиба вала, отсоедините от него рулевой механизм.

 

Устанавливайте рулевой механизм в последовательности, обратной снятию, соблюдая следующие требо-

вания:

 

 - сошку на вал надевайте до установки болтов крепления картера. Плоские грани хвостовика червяка 

должны быть параллельны граням паза шлицевой разрезной втулки рулевого вала, а рулевое колесо должно 
быть установлено спицами вниз и симметрично относительно вертикали;

 

- болты с регулировочными прокладками установите по намеченным местам. Рулевой механизм, не сто-

явший на данном автомобиле, устанавливайте в следующем порядке: поставьте все три болта без регулиро-
вочных шайб и завинтите их равномерно рукой до упора, не допуская прогиба вала; при наличии зазоров ме-
жду опорными плоскостями в местах установки болтов подберите пакеты регулировочных прокладок тол-
щиной соответственно зазорам и проложите их между картером и лонжероном. Приподнимая рулевой меха-
низм (для исключения перекосов), завинтите равномерно болты и гайку (момент окончательной затяжки 
3...3,5 кгс·м). Регулировочные прокладки должны быть зажаты плотно: при покачивании рулевого колеса в 
стороны в болтовых соединениях не должно наблюдаться ни малейшего движения; 

 - болт крепления вала руля к червяку затяните (момент затяжки 3...3,5 кгс·м), гайку крепления сошки — 

12...14 кгс·м.

 

 

 

170 

 

Рис. 189. Снятие сошки: 1 — сошка; 2 — гайка съёмника сошки; — корпус съёмника сошки 

 
Разборка рулевого механизма:

 

 - отверните пробку 7 (рис. 188) и слейте из картера масло;

 

 - установите рулевой механизм в сборе верхней частью фланца в тиски;

 

 - отпустите контргайку 16. Отвинтите болты и, не допуская повреждения прокладки 12, выньте вместе 

с крышкой 11 вал сошки 14;

 

 - отвинтите контргайку 16. Вращением отвёртки по часовой стрелке вывинтите из крышки винт 17, разъ-

едините его с валом и снимите опорную шайбу 15. Снимите прокладку с картера;

 

 - отвинтите стопорную гайку и регулировочную пробку 1. Лёгкими ударами по торцу через проставку 

выпрессуйте червяк из картера, снимите нижний подшипник и сепаратор верхнего подшипника;

 

 - выпрессуйте из картера наружное кольцо верхнего подшипника и сальники 6. Снимите картер с тисков;

 

 - проверьте состояние деталей. Оценку годности деталей производите по табл. 13. 
 
Не допускаются:

 

 - картер и крышка — трещины, обломы, сколы, износ поверхностей в местах посадки подшипников;

 

 - подшипники — трещины и следы выкрашивания металла на беговых дорожках, трещины и сколы роли-

ков;

 

 - червяк и ролик — поломка и выкрашивание зубьев, большой износ, наличие раковистой сыпи на по-

верхности зубьев, большой износ шеек валов в местах сопряжения с подшипниками и втулками, а также из-
нос оси ролика;

 

 - сальники — большой износ или повреждение рабочей кромки, потери эластичности. Сальники должны 

устанавливаться на посадочные места на валах с натягом не менее 0,2 мм;

 

 - втулки вала сошки — при износе втулок до образования зазора в сопряжениях втулка — вал сошки бо-

лее 0,15 мм втулки должны быть заменены.

 

 
Сборка:
 
- запрессуйте с помощью оправки (рис. 190) и ручки (рис. 157) в картер сальники: со стороны рулевого 

вала по размеру 3

5

,

0

+

 мм (рис. 188) и пружиной наружу, и со стороны сошки — до упора и пружиной внутрь 

картера. Смажьте внутреннюю поверхность и рабочие кромки сальников моторным маслом;

 

 - запрессуйте до упора наружное кольцо верхнего подшипника меньшим диаметром конуса в сторону 

сальника. Установите в кольцо сепаратор подшипника. Заполните кольцевой промежуток между сальником и 
подшипником, а также сепаратор подшипника смазкой Литол-24;

 

- предохранив от повреждения рабочую кромку сальника способом, аналогичным показанному на        

рис. 155, установите в картер червяк;

 

 
 
 
 
 

 

171 

Таблица 13 

Номинальные размеры, допуски, зазоры и натяги в основных сопряжённых деталях 

рулевого управления 

 

Допустимый 

зазор, мм 

натяг, мм 

Обозначение и наиме-

нование детали (вал) 

Номи-

нальный 

размер, 

мм 

Обозначение и наименова-

ние сопрягаемой детали 

(отверстие) 

Номи-

нальный 

размер, 

мм 

min 

max 

min 

max 

965- 340106 0- В  

Вал сошки в сборе 

23

021

,

0

 

969М- 3401012 

Картер рулевого управления 
с втулкой в сборе 

965- 340108 0- А 

Крышка картера с втулкой в 
сборе 

23

050

,

0

020

,

0

+

+

 

0,020  0,071 

– 

– 

977906К 1 

Подшипник червяка ру-
левого управления 

44,477

025

,

0

 

969М- 3401012 

Картер рулевого управления 
с втулкой в сборе 

44,45

050

,

0

+

 

– 

0,048 

– 

0,027 

965- 340107 6 

Втулка вала сошки руле-
вого управления

 

26

145

,

0

100

,

0

+

+

 

969- 340101 5 

Картер 

965- 340108 1- А 

Крышка картера 

26

033

,

0

+

 

– 

– 

0,067  0,145 

965- 340106 0- В  

Вал сошки в сборе 

23

021

,

0

 

965- 240310 0 

Манжета 

22

7

,

0

 

– 

– 

0,979  1,700 

968- 340103 8- 10 

Червяк рулевого управ-
ления 

23

034

,

0

 

965- 240310 0 

Манжета 

22

7

,

0

 

– 

– 

0,966  1,700 

965- 240310 0 

Манжета 

35

400

,

0

150

,

0

+

+

 

969М- 3401012 

Картер рулевого управления 
с втулкой в сборе 

35

062

,

0

+

 

– 

– 

0,088  0,400 

969- 341409 3 

Втулка маятникового ры-
чага (2 шт.) 

25,6

145

,

0

100

,

0

+

+

 

969- 341409 2 

Кронштейн маятникового 
рычага 

25,6

033

,

0

+

 

– 

– 

0,067  0,145 

969- 341408 9 

Ось маятникового рычага 

23

021

,

0

 

969- 341409 0 

Кронштейн маятникового 
рычага с втулками в сборе 

23

050

,

0

020

,

0

+

+

 

0,020  0,071 

– 

– 

 

 

Рис. 190. Оправка для запрессовки сальников в 
картер рулевого механизма

 

 

Рис. 191. Оправка для выпрессовки и запрессовки втулки вала 
сошки рулевого механизма и втулок кронштейна маятниково-
го рычага

 

 
- установите и запрессуйте нижний подшипник. Завинтите пробку 1 (рис. 188) с таким усилием, чтобы 

вращение червяка от руки стало затруднительным;

 

 - защитите выступающую резьбовую часть пробки от окраски (например, изоляционной лентой). Вы-

верните пробку на 3...4 нитки резьбы и (для герметизации резьбового соединения) покройте эти 3...4 нитки 
резьбы тонким слоем шпатлёвки или алюминиевой эмали. Заверните пробку до отказа и затем отверните на 
1/6...1/8 оборота. Проверьте вращение червяка. В случае тугого вращения посадите нижний подшипник до 
упора в пробку ударами через проставку по хвостовику червяка — вращение должно быть лёгким (усилие 

 

172 

0,03...0,05 кгс·м) и без осевого и радиального зазора. Снимите защитную ленту с пробки и, удерживая пробку 
от проворачивания, навинтите и затяните до отказа гайку 2. Повторите проверку вращения червяка;

 

 - предохраните от повреждения рабочую кромку сальника способом,  аналогичным показанному на     

рис. 155, установите вал сошки в картер и введите в зацепление с червяком в среднем положении червяка;

 

 - заведите в паз вала сошки регулировочный винт с надетой опорной шайбой и проверьте зазоры в этом 

соединении: осевой зазор винта (допускается не более 0,05 мм) не должен ощущаться, но при этом винт дол-
жен свободно проворачиваться. При необходимости подберите опорную шайбу соответствующей толщины 
(см. «Устройство»). Установите на картер прокладку, предварительно окунув её в моторное масло. Наденьте 
крышку до соприкосновения с регулировочным винтом и, вращая отвёрткой винт против часовой стрелки, 
ввинтите его в крышку до упора. При этом крышка должна установиться на картер;

 

 - закрепите крышку, завинтив болты с пружинными шайбами равномерно (момент затяжки 3...3,5 кгс·м);

 

 - завинтите регулировочный винт по часовой стрелке до отказа и проверьте усилие вращения червяка — 

момент вращения червяка должен быть не более 0,2 кгс·м. При большем моменте несколько поверните регу-
лировочный винт против часовой стрелки. Зазора в зацеплении червячной пары в среднем положении червя-
ка и при повороте червяка на угол 45° от среднего положения в стороны не должно быть. Вал сошки должен 
проворачиваться червяком свободно от среднего положения червяка на угол не менее 45° в каждую сторону;

 

 - удерживая регулировочный винт от проворачивания, навинтите и затяните до отказа контргайку. По-

вторите проверку вращения червяка;

 

 - залейте в картер 0,13 л масла и завинтите пробку. Заливку масла производите не ранее, чем через 24 ч 

после завинчивания регулировочной пробки (после высыхания материала, герметизирующего резьбовое со-
единение пробки);

 

 - заполните  сальник со стороны рулевого вала и кольцевой ручей картера над сальником смазкой  Ли-

тол-24.

 

Замена втулок вала сошки в картере и крышке. Втулки изготовляются и поставляются в запчасти из 

бронзовой ленты толщиной 1,7 мм.

 

Выпрессуйте втулку из картера с помощью оправки (рис. 191) и ручки (рис. 157). Выпрессуйте или уда-

лите путём расточки втулку из крышки;

 

 - запрессуйте с помощью оправки (рис. 191) и ручки (рис. 157) новые втулки в картер и крышку);

 

 - прогладьте гладкой брошью втулку в картере;

 

 - обработайте втулки в картере и крышке (по возможности одновременно) до диаметра Ø23

05

,

0

02

,

0

+

+

 мм. В 

случае, когда производилась перешлифовка шеек вала сошки, обработайте втулки до диаметра с таким расчё-
том, чтобы получить посадку вала с зазором 0,020...0,071 мм (табл. 13). Чистота обработки внутренней по-
верхности втулок должна быть не ниже 0,80 мкм.

 

Снятие и установка рулевого колеса. Подведите отвёртку под оправку кнопки (для этой цели на оправ-

ке снизу имеется выборка под отвёртку) и аккуратно, стараясь не повредить её, снимите кнопку в сборе со 
ступицы рулевого колеса;

 

 - отвинтите на два оборота гайку крепления рулевого колеса и ослабьте соединение колеса с валом по их 

конусным поверхностям при помощи съёмника или лёгкими ударами деревянного молотка через прокладку 
из тонкой твёрдой резины по спицам у ступицы колеса. Упорный винт съёмника должен опираться о гайку 
крепления рулевого колеса через трубчатую наставку во избежание повреждения изоляционной втулки, ус-
тановленной в торце вала под контактной чашкой. Отвинтите гайку и снимите рулевое колесо, предвари-
тельно сделав метки его положения на валу;

 

 - для замены чашки 28 (рис. 185) контактной с проводом в сборе или втулки изоляционной 32 сдвиньте 

вперёд по ходу автомобиля контактную втулку 31 и, подавая контактный конец провода внутрь, выньте из 
рулевого вала чашку с проводом. Устанавливайте чашку с проводом, затягивая провод в вал и в отверстие 
изоляционной втулки с помощью мягкой проволоки. Затем контактный конец провода туго натяните и над-
виньте на него контактную втулку.

 

Установку рулевого колеса производите в последовательности, обратной снятию. При этом:

 

 - рулевое колесо на вал установите по метке. Если же имело место разъединение рулевого вала с червя-

ком рулевого механизма, то после их соединения передние колёса установите в положение прямолинейного 
движения по шнуру (см. «Подвески, амортизаторы, колёса и шины. Схождение передних колёс») и в этом 
положении передних колёс наденьте на вал рулевое колесо спицами книзу и симметрично относительно вер-
тикали;

 

 - гайку крепления рулевого колеса затяните (момент затяжки 3...3,5 кгс·м).

 

Снятие и установка рулевого вала. Снятие и установка рулевого вала производится для его замены ли-

бо для замены уплотнителя 10 (рис. 185) или контактной втулки 31. 

Для снятия рулевого вала снимите рулевое колесо, и затем рулевой механизм, как описано выше. Вставь-

те ключ в замок зажигания и, пропуская через уплотнитель 10, снимите вал. Для снятия вала автомобиль ус-
тановите над ямой или поднимите на соответствующую высоту.

 

 

173 

Устанавливайте рулевой вал в последовательности, обратной снятию. Перед установкой смажьте тонким 

слоем консистентной смазки втулку опоры рулевого вала 17, а после установки — уплотнитель 10 в месте 
контакта с рулевым валом.

 

Снятие и установка опоры рулевого вала: 
 - отвинтите три винта с шайбами крепления нижнего кожуха переключателей (рис. 187) к верхнему и 

снимите кожухи;

 

 - отвинтите винты крепления щитка приборов;

 

 - вытяните панель щитка приборов на себя (насколько позволят провода) для обеспечения доступа к спи-

дометру;

 

 - распломбируйте трос спидометра. Отвинтите накидную гайку. Отсоедините трос от спидометра;

 

 - отсоедините вставки проводов переключателя от соединительных колодок основного пучка проводов. 

Снимите муфту провода жгута с пластины контакта 5 кнопки сигнала. Отсоедините провода от замка зажи-
гания;

 

 - вставьте ключ в замок зажигания. Отвинтите болты крепления опоры вала и снимите опору, не допус-

кая изгиба вала.

 

Устанавливайте опору в последовательности, обратной снятию.

 

При этом:

 

 - покройте тонким слоем консистентной смазки втулку опоры вала; 
 - проследите, чтобы удлинитель запорного стержня замка зажигания 11 (рис. 185) входил в паз кольца 14 

на всю длину его выступания при вынутом ключе и без заеданий, а контактная пластина своим контактом 
располагалась на контактной втулке 31 звукового сигнала;

 

 - при затяжке гаек болтов крепления опоры несколько приподнимите опору, чтобы не допустить уста-

новки вала с перекосом из-за его собственной массы. После затяжки гаек наденьте на вал рулевое колесо и 
проверьте вращение вала на полный поворот колёс в обе стороны — вращение должно быть без заеданий и 
скрипа во втулке опоры рулевого вала;

 

 - проверьте работу сбрасывателя переключателя указателей поворотов, для чего включите переключа-

тель в любую сторону и поверните рулевое колесо в ту же сторону на угол не менее 90°, а затем верните ко-
лесо в прежнее положение — переключатель должен возвратиться в среднее положение. Эту же проверку 
произведите с включением переключателя в другую сторону;

 

 - гайки болтов крепления опоры затяните (момент затяжки 3...3,5 кгс·м);

 

 - подключите провода к замку зажигания, как показано на рис. 185.

 

Снятие и установка маятниковых рычагов и тяг. Снимите шплинт (для шарового пальца). Очистите и 

промойте выступающую часть резьбового соединения (для предупреждения заклинивания). Отвинтите гайку. 
Ослабьте соединение пальца с наконечником тяги (маятникового рычага с осью) при помощи специального 
съёмника или резкими ударами молотка (непосредственно или через наставку) о головку тяги (маятникового 
рычага) перпендикулярно к оси конусного соединения. Сторону головки, противоположную стороне, по ко-
торой наносятся удары, поддерживайте массивной поддержкой. Выпрессовка вторым способом пальцев из 
поворотных кулаков недопустима, так как последние отлиты из ковкого чугуна и при ударах могут быть по-
вреждены.

 

Установку производите в последовательности, обратной снятию. Затягивайте гайки шарового пальца с 

усилием 3...3,5 кгс·м и с таким расчётом, чтобы в конце затяжки одна из прорезей гайки совпала с отверстием 
под шплинт. Шплинт должен быть посажен до упора, и после разведения концов не должен качаться. Гайку 
крепления маятникового рычага на оси затяните (момент затяжки 10...12 кгс·м).

 

После установки конусные соединения проверьте (надёжность натяга), для чего приложите палец руки 

одновременно к гайке и тяге (маятниковому рычагу, поворотному кулаку) и резко покачайте рулевое колесо 
— палец не должен ощущать ни малейшего движения гайки относительно сопряжённой детали.

 

Ремонт шарового шарнира. Ремонт шарового шарнира производится:

 

 - в случае появления в соединении шаровой палец — вкладыш зазора более 0,3 мм (вкладыш заменяется 

новым);

 

 - при срыве резьбы шарового пальца — заменяется новым; 
- при наличии следов износа конусной поверхности шарового пальца. Износ может появиться вследствие 

потери натяга в конусном соединении с тягой (маятниковым рычагом, поворотным кулаком). Палец заменя-
ется новым;

 

 - при замене защитного резинового чехла, если из-за его негерметичности внутрь шарнира попала вода 

или грязь;

 

 - при поломке или потере упругости пружины (даже при неизношенном вкладыше при этом в соедине-

нии появляется увеличенный зазор). Пружина заменяется новой. Усилие сжатия новой пружины до её высо-
ты 11 мм составляет 30...37 кгс.

 

Снимите шплинт-проволоку 7 (рис. 186), снимите чехол 13 и шайбу 14;

 

 - с помощью отвёртки удалите с опорной шайбы 10 и упорного кольца мастику;

 

 - отжав опорную шайбу, снимите кольцо 8;

 

 

174 

 - снимите опорную шайбу, пружину 9, защитное кольцо 11 и выньте палец 15 с вкладышем;

 

 - тщательно очистите от грязи, ржавчины и старой смазки все исправные детали шарового шарнира.

 

Сборку шарового шарнира производите в последовательности, обратной разборке. При сборке все детали 

смажьте смазкой ШРБ-4, все зазоры между деталями и полость защитного чехла (в том числе верхнюю лунку 
чехла) заполните этой же смазкой.

 

При установке упорного кольца проследите, чтобы оно вошло в кольцевую канавку до упора по всей 

окружности. После сборки обезжирьте наружную поверхность опорной шайбы и упорного кольца и покройте 
их противошумной мастикой. В собранном шарнире шаровой палец от руки должен покачиваться несколько 
туго, зазоров не должно быть.

 

Снятие и установка кронштейна оси маятникового рычага.

 

Для снятия кронштейна оси маятникового 

рычага отвинтите гайку и спрессуйте рычаг с оси, как описано выше, и затем расшплинтуйте и отвинтите 
болты крепления кронштейна.

 

Установку производите в последовательности, обратной снятию. Болты крепления затяните с равномер-

ным наращиванием усилия (момент окончательной затяжки 5,5...6 кгс·м). Гайку крепления маятникового ры-
чага затяните (момент затяжки 10...12 кгс·м).

 

Разборка:

 

 - отвинтите болты крепления крышки 26 (рис. 186).  Снимите крышку и пакет регулировочных прокла-

док 25;

 

 - выньте ось 21 и снимите опорную шайбу 29;

 

 - проверьте состояние деталей. Оценку годности производите по нижеуказанным признакам и табл. 13. 

Не допускается:

 

 - втулки кронштейна — износ до размера,  при котором зазор в сопряжении ось — втулка превышает  

0,2 мм.

 

 - кронштейн — трещины, сколы, обломы, срыв резьбы отверстий более трёх ниток;

 

 - ось — большой износ оси в местах сопряжения с втулками и фланца оси в месте сопряжения с опорной 

шайбой, а также следы износа конической поверхности.

 

Сборка:

 

 - наложите на кронштейн опорную шайбу 29 (рис. 186) замком в выточку кронштейна;

 

 - смажьте ось смазкой Литол-24 и вставьте в кронштейн;

 

 - установите на кронштейн крышку 26 и закрепите болтами 28 с плоскими шайбами. Затягивайте болты 

равномерно. Измерьте с помощью щупов в двух диаметрально противоположных местах зазор между крыш-
кой и опорной плоскостью кронштейна, сложите замеры и разделите на два. Подберите пакет регулировоч-
ных прокладок 25 толщиной, большей на 0,01...0,05 мм полученного результата (для получения зазора 
0,01...0,05 мм). Снимите крышку, подложите подобранный пакет прокладок. Установите крышку и закрепите 
болтами с пружинными шайбами с равномерной затяжкой болтов. Момент вращения оси должен быть в пре-
делах 0,08...0,19 кгс·м. Зазор между фланцем оси и опорной шайбой не должен ощущаться;

 

 - смажьте через маслёнку смазкой Литол-24 втулки кронштейна — нагнетайте смазку до её появления из-

под чехла 22.

 

Замена втулок в кронштейне маятникового рычага. Втулки изготовляются и поставляются в запчасти 

из бронзовой ленты толщиной 1,5 мм.

 

Выпрессуйте втулки из кронштейна с помощью оправки (рис. 191) и ручки (рис. 157) или удалите путём 

расточки;

 

 - запрессуйте с помощью оправки (рис. 191) и сменной ручки втулки в кронштейн (поочерёдно с торцов 

кронштейна) фаской внутрь. От плоскости со стороны запрессовки втулки должны быть углублены на 1,5 мм 
(для образования смазочных канавок);

 

 - обработайте втулки в кронштейне одновременно до диаметра Ø23

05

,

0

02

,

0

+

+

 мм. В случае, когда производи-

лась перешлифовка оси, обрабатывайте втулки с таким расчётом, чтобы получить посадку оси с зазором 
0,020...0,071 мм (см. табл. 13).  Чистота обработки внутренней поверхности втулок  должна быть не ниже 
0,80 мкм.

 

Регулировка зазора в подшипниках червяка. Установите передние колёса в положение прямолинейно-

го движения, приложите палец одновременно к картеру и выступающей части червяка рулевого механизма и 
слегка поворачивайте рулевое колесо в обе стороны: при наличии повышенного зазора палец будет ощущать 
осевое перемещение червяка. Для регулировки отпустите стопорную гайку (рис. 188) и плавно затяните 
пробку 1 до устранения осевого перемещения червяка. При этом вращение рулевого вала должно остаться 
лёгким, заедания и скрипа в подшипниках не должно быть. Удерживая пробку от проворачивания, затяните 
(момент затяжки 3...3,5 кгс·м) стопорную гайку. Повторите проверку лёгкости вращения рулевого вала.

 

Регулировка зазора в червячной паре. При заводской сборке в червячной паре устанавливается безза-

зорное зацепление в положении прямолинейного движения автомобиля и при повороте рулевого колеса от 
этого положения на угол примерно 45° (2°40´ поворота сошки) в обе стороны.

 

 

175 

В процессе эксплуатации вследствие износа червяка и ролика в их зацеплении появляется зазор, который 

является одной из причин увеличения свободного хода рулевого колеса.

 

Зазор в зацеплении червяка с роликом следует проверять при нормальном зазоре в подшипниках червяка.

 

Установите передние колёса в положение прямолинейного движения, а рулевое колесо спицами вниз и 

симметрично относительно вертикали;

 

 - отсоедините от сошки продольную рулевую тягу;

 

 - удерживая рулевое колесо в установленном положении, покачивайте сошку: при беззазорном зацепле-

нии сошка будет неподвижной. При наличии зазора отпустите контргайку 16 (рис. 188) и, покачивая сошку, 
плавно поворачивайте винт 17 по часовой стрелке и остановите в момент, когда покачивание сошки прекра-
тилось. Удерживая винт 17 от проворачивания, затяните контргайку.

 

Поверните рулевое колесо от установленного положения примерно на 45° поочерёдно в стороны и повто-

рите проверку, как указано выше: зазора между червяком и роликом в этих положениях рулевого колеса так-
же не должно быть. Проверьте момент вращения рулевого колеса на 45° в каждую сторону — момент должен 
быть в пределах 0,03...0,05 кгс·м;

 

 - присоедините к сошке продольную рулевую тягу.

 

Регулировка угла свободного поворота рулевого колеса. Величина угла свободного поворота рулевого 

колеса находится в прямой зависимости от суммы зазоров в рулевом механизме и рулевом приводе и на но-
вом автомобиле при повороте рулевого колеса из его исходного положения не превышает 15° в каждую сто-
рону (соответствует 50 мм по наружной дуге обода рулевого колеса).

 

Проверка производится замером угла (расстояния) от любой точки по наружной дуге обода рулевого ко-

леса с её положения в начале поворота и до положения этой точки в момент начала поворота переднего коле-
са.

 

При увеличении зазоров в червячной паре и подшипниках червяка рулевого механизма, в шарнирных со-

единениях тяг рулевого привода, в кронштейнах маятниковых рычагов, а также в шкворневых соединениях 
поворотных кулаков угол свободного поворота рулевого колеса увеличивается, что является показателем тех-
нического состояния этих узлов.

 

Увеличение угла свободного поворота рулевого колеса допускается до 25° (соответствует 80 мм по на-

ружной дуге обода рулевого колеса). Однако в целях продления срока службы узлов не следует допускать 
значительные зазоры в червячной паре и подшипниках рулевого механизма, трудоёмкость регулировки кото-
рых незначительна. Заменять вкладыши шаровых шарниров, втулки осей маятниковых рычагов и корпусы 
втулок шкворней поворотных кулаков с втулками в сборе рекомендуется при величине износов, указанных в 
соответствующих подразделах. 

 

XII. 

ТОРМОЗА

 

 

XII.1.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 

 

 

Тормоза передних колёс 

Тормоза задних колёс 

Тип 

колодочные 

колодочные 

Привод 

гидравлический, от дельным конту-
ром с отдельным главным тормоз-
ным цилиндром, работающим от 
педали тормоза, с гидровакуумным 
усилителем; привод колодок — 
двухпоршневой цилиндр 

гидравлический, отдельным контуром 
с отдельным главным тормозным ци-
линдром, работающим от педали через 
пружину (регулятор тормозных сил); 
привод колодок — двухпоршневой ци-
линдр 

Привод стояночного тор-
моза 

— 

ручной, рычажно-тросовый 

Диаметр барабана, мм. 

230 

Диаметр колёсного цилин-
дра, мм 

25 

Диаметр главного тормоз-
ного цилиндра контура, мм 

22 

 

Педаль гидропривода тормозов 

Передаточное число………………………………………………………… 8 
Свободный ход, мм…………………………………………………………. 2...11 
Размер хода до упора в полик от точки начала рабочего хода, мм……… 158...166 
 
 

 

176 

XII.2.

 

УСТРОЙСТВО 

 
Тормоза колёс автомобиля — колодочные с плавающими (самоустанавливающимися) колодками. Тормо-

за собраны совместно с колёсными редукторами: щит тормоза 21 (рис. 160), опора колодок тормоза 20 и на-
кладка 19 закреплены к картеру редуктора. Эти детали являются опорой для колодок и 10 (рис. 192), пру-
жин 11, цилиндра 8, а также троса привода стояночного тормоза (у тормозов задних колёс). Тормозной бара-
бан крепится к фланцу вала ведомой шестерни колёсного редуктора двумя технологическими винтами 13 
(рис. 160) и совместно с колесом — пятью болтами 3, запрессованными во фланец вала. Колодки тормоза 
разжимаются двухпоршневым колёсным цилиндром (рис. 192).

 

Накладки к колодкам приклеены специальным клеем ВС-10Т по следующей технологии:

 

 - механическая обработка склеиваемых поверхностей накладки и колодки до получения шероховатой по-

верхности;

 

 - нанесение тонкого слоя клея на склеиваемые поверхности накладки и колодки с сушкой при температу-

ре 15 °С в течение 30 мин. 

- сборка и установка в зажимное приспособление, обеспечивающее прижатие накладки к колодке с уси-

лием 5...8 кгс. Нагрев совместно с зажимным приспособлением до температуры 180...200°С и выдержка при 
этой температуре в течение 40 мин;

 

 - охлаждение совместно с зажимным приспособлением до температуры не выше 50 °С.

 

Колодки в сборе шлифуются до получения наружного радиуса, на 0,1...0,4 мм меньше радиуса тормозно-

го барабана.

 

 

Рис. 192. Тормоза колёс:

 

а

 — тормоз переднего колеса; 

б

 — тормоз заднего колеса (левого); 

в

 — положение кулачкового винта при 

новых накладках и барабане; 

Г

 — положение кулачкового винта мосле использования запаса регулировки им;   

Д

 — зазор, в эксплуатации автоматически регулируемый; 

е

 — два резьбовые отверстия М8 для снятия барабана;     

ж

 — дренажное отверстие; 

з

 — отверстие для регулировки стояночного тормоза кулачковым винтом; 

и

 — за-

зор, устраняемый регулировкой стояночного тормоза кулачковым винтом; 

к

 — зазор 0...6 мм (при опущенном 

рычаге стояночного тормоза), соответствующий отрегулированному стояночному тормозу. Появление больше-
го зазора указывает на необходимость устранения зазора 

и

 1 — винт крепления тормозного барабана; — барабан тормозной; — колодка левая; — накладка; 5 — 

опора колодок; — пружина стяжная короткая; 723 — гайка; — цилиндр колёсный тормоза; 9 — пружина 
стяжная длинная; 10 — колодка правая; 11 — пружина прижимная; 12 — щит переднего тормоза в сборе; 13 — 
трос ручного привода тормоза в сборе; 14 — щит заднего тормоза в сборе (левый); 15 — шайба упорная пружи-
ны троса; 16 — пружина троса; 17 — рычаг разжимной (левый); 18 — планка распорная (левая); 19 — винт ре-
гулировочный кулачковый; 20 — шайба; 21 — втулка; 22 — шайба пружинная

 

 

Устройство колёсного цилиндра: в чугунный цилиндр 1 (рис. 193) посажены разрезные упругие упорные 

кольца 2. В кольца завинчены поршни 3 с запрессованными опорными стержнями и надетыми манжетами 
4. На торцы цилиндра и поршней надеты грязезащитные колпаки 5. Усилие перемещения упорного кольца в 
цилиндре составляет 40...50 кгс и является меньшим усилия действующей на поршень цилиндра рабочей 
жидкости при энергичном торможении.

 

Прорези b упорных колёс расположены параллельно привалочной поверхности цилиндра и в сторону ка-

нала выпуска воздуха клапаном 7 — для беспрепятственного прохода воздуха при прокачке. Стержень в 
поршень запрессовывается прорезью также параллельно прорези b кольца при завернутом поршне в кольцо 
до упора, т. е. расположение прорези стержня строго ориентировано. При установке колодки поршень заво-

 

177 

рачивают до упора, а затем отворачивают на 180° (до совмещения прорези стержня с выступом колодки). В 
связи с наличием конструктивного зазора в резьбовом соединении кольцо — поршень в нём при повороте 
поршня на 180° образуется зазор a. Ход поршня при торможении равен этому зазору, т, е. при нажатии на 
педаль тормоза под давлением рабочей жидкости поршень с колодкой тормоза передвигается до упора ко-
лодки в тормозной барабан, а при отпускании педали стяжные пружины и (рис. 192) тормоза передвигают 
колодкой поршень до упора в резьбу кольца.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 193. Цилиндр колёсный тормоза: 

а

 — ход поршня в кольце; 

b

 — прорезь 

упорного кольца; 

1 — цилиндр; — кольцо упорное; 3 — 
поршень; — манжета; 5 — колпак защитный; 
 колпачок предохранительный; 7 — клапан 
выпуска воздуха; — стержень опорный 

 
 

 

Рис. 194. Привод стояночного тормоза:

 

а

 — овальные отверстия кронштейна рычага; 

b

 — переднее отверстие рычага; 

 1 — шайба; — болт; — рычаг ручного привода тормоза в сборе; — чехол рычага; 5 — кронштейн-уравнитель 
троса; 6 — трос ручного привода тормоза в сборе; 7 — чехол защитный троса; 8 — палец; 9 — шплинт. 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..