Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство - часть 9

 

  Главная      Автомобили ЛуАЗ     Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство по ремонту

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство - часть 9

 

 

 

130 

VI. 

ВАЛ ПРИВОДНОЙ РЕДУКТОРА ЗАДНЕГО МОСТА 

 

VI.1.

 

УСТРОЙСТВО 

 
Приводной вал редуктора заднего моста состоит из приводного вала (рис. 145) торсионного типа, вра-

щающегося в кожухе 12 на трёх подшипниках. Средний подшипник 10 установлен на резиновой подушке 11. 
Крайние подшипники на зубчатых хвостовиках застопорены кольцами 7.

 

Передача крутящего момента от коробки передач к редуктору заднего моста приводным валом произво-

дится через имеющие зубчатое соединение фланцы 2, 13, хвостовики 5 и компенсационные муфты 3. Пере-
мещение компенсационных муфт ограничивается упорными кольцами 4.

 

Кожух 12 жёстко соединяет коробку передач с редуктором заднего моста. Между фланцами соединений 

установлены уплотнительные прокладки 1. Масло в кожухе удерживается сальником коробки передач (см. 
рис. 117) и сальником редуктора заднего моста (см. рис. 168). Снизу в кожухе имеется два маслоспускных и 
сбоку — контрольное отверстия, закрываемые пробками 14 (рис. 145). Смазка заливается через отверстие при 
отвёрнутом сапуне 8.

 

 

Рис. 145. Вал приводной: 

1— прокладка картонная; — фланец зубчатый (коробки передач); — муфта компенсационная; 
— кольцо упорное; 5 — хвостовик зубчатый; — подшипник крайний; 7 — кольцо стопорное; 
— сапун; — вал приводной; 10 — подшипник средний; 11 — подушка; 12 — кожух приводного 
вала; 13 — фланец зубчатый редуктора заднего моста; 14 — пробка 

 

VI.2.

 

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ 

 

Неисправность 

Способ устранения 

Появление повышенного  шума и стуков в зоне приводного вала 

Износ зубьев муфт и фланцев 

Замените изношенные детали 

Износ зубьев приводного вала и хвостовиков 

Замените изношенные детали 

Износ подшипников 

Замените подшипники 

Недостаточный уровень масла 

Долейте масло 

Выбрасывание масла через сапун (небольшие масляные пятна не являются признаком неисправности) 

Неисправен сапун 

Промойте, продуйте воздухом; при необходимости  

замените сапун 

 

VI.3.

 

РЕМОНТ 

Снятие: 
Слейте масло из кожуха приводного вала; 
 - отвинтите и снимите гайки с шайбами крепления кожуха приводного вала к коробке передач и к редук-

тору заднего моста; 

 - снимите редуктор заднего моста (см. «Редуктор заднего моста. Снятие и установка»); 
 - предохранив от повреждения картонную прокладку, снимите приводной вал с кожухом в сборе. Сними-

те компенсационные муфты. 

 
 

 

131 

Разборка: 
 - отверните пробки и сапун; 
 - установите приводной вал с кожухом в сборе вертикально на стальную плиту; 
 - установите на торец приводного вала оправку Ø15 мм и длиной 200 мм, выпрессуйте вал из среднего 

подшипника и одновременно концом вала — нижний зубчатый хвостовик с подшипником с посадочного 
места. Извлеките хвостовик и приводной вал; 

 - установите кожух на плиту вторым фланцем и с помощью оправки (рис. 146) выпрессуйте резиновую 

подушку с подшипником в сборе и второй зубчатый хвостовик с подшипником с посадочных мест кожуха. 
Извлеките хвостовик и средний подшипник с подушкой; 

 

 

Рис. 146. Оправка для выпрессовки и запрессовки подушки со средним подшипником в сборе 

 
 - снимите подушку с подшипника; 
 - с помощью щипцов снимите стопорные кольца с хвостовиков; 
 - спрессуйте подшипники с хвостовиков; 
 - извлеките стопорные кольца из компенсационных муфт; 
 - проверьте техническое состояние деталей. Пригодность деталей оцените по признакам в табл. 7. 
 

Таблица 7 

Номинальные размеры, допуски, зазоры и натяги в основных сопряжённых деталях приводного вала 
 

Допустимый 

зазор, мм 

натяг, мм 

Обозначение и наиме-

нование детали (вал) 

Номи-

нальный 

размер, 

мм 

Обозначение и наименова-

ние сопрягаемой детали 

(отверстие) 

Номи-

нальный 

размер, 

мм 

min 

max 

min 

max 

969- 220114 4- 10 

Хвостовик зубчатый 

30±0,007 

206 

Подшипник приводного вала 
крайний 

30

01

,

0

 

– 

0,007 

– 

0,017 

206 

Подшипник приводного 
вала крайний 

62

013

,

0

 

969- 220111 6- 01 

Кожух приводного вала в 
сборе 

62

+0,03

 

0,043 

– 

– 

969- 220111 5- 10 

Вал приводной

 

20

017

,

0

002

,

0

+

+

 

304К  

Подшипник средней опоры 
приводного вала

 

20

01

,

0

 

– 

– 

0,002  0,027 

969- 220113 3- Б 

Подушка подшипника 
приводного вала (с уста-
новленным в неё под-
шипником) 

61±0,25 

969- 220111 6- 01 

Кожух приводного вала в 
сборе 

59

2

,

0

+

 

– 

– 

1,55 

2,25 

969- 220111 5- 10 

Вал приводной (толщина 
зуба по хорде делитель-
ной окружности) 

2,148

03

,

0

07

,

0

 

969- 220114 4- 10 

Хвостовик зубчатый (шири-
на впадины по хорде дели-
тельной окружности) 

2,148

07

,

0

03

,

0

+

+

 

0,06 

0,14 

– 

– 

969- 220114 4- 10 

Хвостовик зубчатый 
(толщина зуба по хорде 
делительной окружности) 

3,86

25

,

0

30

,

0

 

969- 220115 6- 10 

Муфта компенсационная 
(ширина впадины по хорде 
делительной окружности) 

3,86

+0,055

 

0,25 

0,355 

– 

– 

 
Приводной вал  не допускаются зазор в соединении со средним подшипником более 0,05 мм, радиаль-

ное биение более 0,4 мм (допускается правка), зазор в зубчатом соединении с хвостовиками более 0,3 мм, 
трещины и выкрашивание зубьев.

 

 

132 

 

Рис. 147. Оправка для напрессовки подшипника на зубчатый хвостовик 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 148. Сборка приводного вала: 
а

 — запрессовка в кожух подушки со средним 

подшипником в сборе; 

b — запрессовка вала в средний подшипник и 

зубчатого хвостовика с подшипником в сборе в кожух; 

с

 — запрессовка второго зубчатого хвостовика с 

подшипником в сборе в кожух; 

1 — подставка (рис. 149); — средний подшипник с 

подушкой в сборе; — кожух приводного вала; — оп-
равка (рис. 146); 5 — вал приводной; 6 — хвостовик зуб-
чатый с подшипником в сборе; 7 — оправка (рис. 150);    
— оправка (рис. 147) 

 

Подшипники — не допускаются радиальный зазор более 0,05 мм, осевой зазор более 0,5 мм, трещины и 

следы выкрашивания металла на беговых дорожках колец и на шариках;

 

зубчатые хвостовики и муфты — не допускаются зазор в зубчатом соединении более 0,5 мм, зазор в со-

единении хвостовика с подшипником более 0,05 мм, трещины и выкрашивание зубьев;

 

кожух — не допускаются прогиб, трещины (допускается правка, заварка), зазор в соединении с крайними 

подшипниками более 0,08 мм;

 

подушка средней опоры — не допускаются разрывы, трещины, потеря эластичности.

 

 
Сборка:

 

 - наденьте на средний подшипник подушку;

 

 - установите в компенсационные муфты стопорные кольца;

 

 - напрессуйте на зубчатые хвостовики до упора крайние подшипники с помощью оправки (рис. 147) и 

при помощи щипцов наденьте стопорные кольца. Подшипники должны вращаться без заеданий; 

 - установите кожух (рис. 148) на подставку 1. С помощью оправки запрессуйте подушку* в сборе со 

средним подшипником до упора о подставку (размер от фланца кожуха до подушки при этом должен быть 
528 мм);

 

 - вставьте в средний подшипник вал 5, наденьте на конец вала зубчатый хвостовик с подшипником и с 

помощью оправки 7 запрессуйте хвостовик с валом на посадочные места (до упора оправки о фланец кожу-
ха);

 

*Примечание При установке среднего подшипника в подушку и подушки в кожух сопрягаемые поверхности под-

шипника, подушки и кожуха обезжирьте. Для облегчения запрессовки в кожух наружную поверхность подушки смочи-
те мыльной водой. 

 

 

133 

 
 

 

Рис. 149. Подставка для запрессовки среднего подшипника с 

подушкой в сборе 

 

Рис. 150. Оправка для запрессовки приводного 

вала в средний подшипник и зубчатого хвостовика 
с подшипником в сборе в кожух 

 
 - снимите кожух с подставки, поверните на 180° и установите на оправку 7. С помощью оправки за-

прессуйте второй зубчатый хвостовик с подшипником до упора (размер от фланца кожуха до венца хвосто-
вика при этом должен быть 53 мм);

 

 - проверьте лёгкость вращения приводного вала;

 

 - заверните пробки и сапун.

 

Установка на автомобиль. Приводной вал в сборе устанавливается на автомобиль в порядке, обратном 

снятию. Компенсационные муфты на зубчатые хвостовики устанавливайте торцом без фаски в сторону при-
водного вала. Картонные прокладки перед установкой окуните в моторное масло. Момент затяжки гаек креп-
ления приводного вала 5...5,6 кгс·м. 

 

VII. 

ПОЛУОСЬ 

 

VII.1.

 

УСТРОЙСТВО 

 

На автомобиле установлены полностью разгруженные полуоси. Полуось одним концом скользит сухаря-

ми 22 (рис. 151) в пазах полуосевой шестерни 24 дифференциала, а другим через фланец соединяется с кар-
даном 1 полуоси, ведомая вилка которого является валом ведущей шестерни колёсного редуктора. Сухари 
свободно посажены на палец 23, запрессованный в головку полуоси. Соединение полуоси с фланцем — зуб-
чатое, от осевого перемещения полуось стопорится штифтом 4. Все полуоси на автомобиле — одинаковы. 
Фланцы — трёх размеров (см. рис. 151). Для защиты дифференциала от попадания пыли, грязи и воды и для 
удержания смазки установлен резиновый чехол 18. Чехол крепится к коробке передач (редуктору заднего 
моста) крышкой 19, а к корпусу 11, установленного на полуось подшипникового узла — хомутиком 17.

 

 

Рис. 151. Полуось: 

1 — кардан полуоси; 2, 9, 21 — шайба пружинная; — болт крепления фланца полуоси к кардану; 
— штифт; 5 — фланец полуоси; — полуось; 7 — кольцо грязезащитное; — болт; 10 — прокладка; 
11 — корпус подшипника полуоси; 12 — винт; 13, 20 — гайка; 14 — крышка корпуса подшипника 
полуоси; 15 — манжета; 16 — подшипник; 17 — хомутик; 18 — чехол защитный дифференциала;     
19 — крышка крепления защитного чехла дифференциала; 22 — сухарь пальца полуоси; 23 — палец 
полуоси; 24 — шестерня полуоси; А — кернить в двух точках 

 

 

134 

Размер, мм 

Фланец 

l 

L 

Полуоси переднего моста 

53 

80 

Полуоси заднего моста левый 

19 

48 

Полуоси заднего моста правый 

41 

80 

 
Подшипник 16 посажен на полуось с натягом 0,002...0,027 мм (табл. 8) до упора. Для герметизации узла 

установлены манжета 15 и картонная прокладка 10. Пластмассовое грязезащитное кольцо 7 посажено с натя-
гом 0,140...0,285 мм. Усилие от трения в подшипнике и сальнике при вращении полуоси воспринимает чехол 
защитный дифференциала. Подшипник смазывается смазкой, вытекающей в чехол из картера коробки пере-
дач (редуктора заднего моста). 

 

VII.2.

 

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ 

 

Неисправность 

Способ устранения 

Стук полуоси при трогании с места (при резком разгоне или переключении передач), 

 а также шум полуоси 

Появление значительного зазора в зубчатом (шлицевом) соединении 

полуоси с фланцем (зазор в соединении ощущается при резком покачи-
вании полуоси рукой) 

Замените изношенные детали 

Большой зазор в сопряжении палец полуоси — сухари и (или) в сопря-

жении сухарь — шестерня полуосевая вследствие износа сухарей (при 
резком покачивании полуоси прослушиваются значительные стуки в 
дифференциале) 

Замените сухари 

Течь масла из щели между грязезащитным кольцом и крышкой 

(незначительные масляные пятна не являются признаком неисправности) 

Износ сальника 

Замените сальник 

Течь масла через защитный чехол или в местах его крепления 

Обрыв защитного чехла 

Замените чехол 

Деформация крышки крепления защитного чехла к картеру КП 

Отрихтуйте крышку 

Ослабление гаек крепления защитного чехла 

Подтяните гайки 

 
 

VII.3.

 

РЕМОНТ 

 

Снятие. Отвинтите гайки крепления крышки, крепящей защитный чехол в коробке передач (редуктору 

заднего моста), и болты крепления фланца полуоси к кардану (при снятии передней полуоси дополнительно 
отсоедините в верхней точке крепления и опустите вниз амортизатор).

 

Разборка:

 

 - снимите сухари с пальца полуоси;

 

 - снимите хомутик и защитный чехол дифференциала;

 

 - очистите полуось от грязи и промойте;

 

 - пометьте взаимное положение фланца и полуоси;

 

 - выпрессуйте штифт со стороны, противоположной кернению;

 

 - при помощи съёмника спрессуйте фланец с полуоси (рис. 152);

 

 - наденьте оправку (рис. 153) на полуось, поставьте полуось с оправкой на тиски и ударами молотка че-

рез проставку 1 спрессуйте подшипниковый узел вместе с грязезащитным кольцом;

 

 - отвинтив болты и предохранив картонную прокладку от повреждения, снимите крышку с корпуса под-

шипника полуоси;

 

 - выпрессуйте подшипник из корпуса и сальник из крышки;

 

 - проверьте техническое состояние деталей. Оценку годности деталей к дальнейшей эксплуатации произ-

водите по табл. 8.

 

 
 

 

135 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 152. Спрессовка фланца с полуоси: 
1 — полуось; — фланец полуоси; — съёмник 

 

 

 

Рис. 153. Спрессовка подшипникового узла с полуоси: 
— проставка; 2— подшипниковый узел; 3 — оправка 
(рис. 154); — тиски 
 

 

 

Рис. 154. Оправка для спрессовки подшипникового 

узла с полуоси 

 
 

Таблица 8 

Номинальные размеры, допуски, зазоры и натяги в основных сопряжённых деталях полуоси 

 

Допустимый 

зазор, мм 

натяг, мм 

Обозначение и наиме-

нование детали (вал) 

Номи-

нальный 

размер, 

мм 

Обозначение и наименова-

ние сопрягаемой детали 

(отверстие) 

Номи-

нальный 

размер, 

мм 

min 

max 

min 

max 

966- 240307 3 

Сухарь пальца полуоси 
(ширина сухаря) 

25

033

,

0

 

968- 240305 0 
969- 240305 0
 

Шестерня полуосевая 
(ширина паза) 

25

15

,

0

05

,

0

+

+

 

0,050  0,183 

– 

– 

966- 240307 2 

Палец полуоси 

16

012

,

0

 

966- 240307 3 

Сухарь пальца полуоси 

16

070

,

0

045

,

0

+

+

 

0,045  0,082 

– 

– 

То же 

16

012

,

0

 

969- 230307 0- 20 

Полуось

 

16

050

,

0

080

,

0

 

– 

– 

0,038 

0,08 

969- 230306 9- 20 

Полуось в сборе 

25

017

,

0

002

,

0

+

+

 

6- 205К  

Подшипник 

25

010

,

0

 

– 

– 

0,002  0,027 

 

136 

Продолжение таблицы 8 

 

Допустимый 

зазор, мм 

натяг, мм 

Обозначение и наиме-

нование детали (вал) 

Номи-

нальный 

размер, 

мм 

Обозначение и наименова-

ние сопрягаемой детали 

(отверстие) 

Номи-

нальный 

размер, 

мм 

min 

max 

min 

max 

6- 205К  

Подшипник 

52

013

,

0

 

969М- 2303098 

Корпус подшипника полуоси 

52

030

,

0

+

 

0,043 

– 

– 

969- 230306 9- 20 

Полуось в сборе 

25

017

,

0

002

,

0

+

+

 

969M- 2303100 

Манжета 

24,8

500

,

0

 

– 

– 

0,202  0,717 

969M- 2303100 

Манжета

 

42

500

,

0

200

,

0

+

+

 

969М- 2303092 

Крышка корпуса подшипни-
ка полуоси

 

42

100

,

0

+

 

– 

– 

0,100  0,400 

969- 230306 9- 20 

Полуось в сборе 

25

017

,

0

002

,

0

+

+

 

969М- 2303090 

Кольцо грязезащитное 

25

138

,

0

268

,

0

 

– 

– 

0,140  0,285 

45 9855  9051 

Штифт 
(диаметр накатанной час-
ти) 

5,3 (min) 

969- 230307 5 
969- 240307 5
 
969- 240307 6 

Фланец полуоси 

5

080

,

0

040

,

0

+

 

– 

– 

0,220  0,340 

969- 230307 0- 20 

Пол уось  ( диаме тр п о 
верши нам  з убье в)  

25

270

,

0

285

,

0

 

969- 230307 5 
969- 240307 5
 
969- 240307 6 

Фланец полуоси (диаметр по 
вершинам впадин) 

25

277

,

0

300

,

0

 

– 

0,007 

– 

0,030 

 
НЕ ДОПУСКАЮТСЯ: 
а) установка сухарей в полуосевую шестерню с зазором более 0,4 мм; 
б) установка сухарей на палец полуоси с зазором более 0,2 мм; 
в) погнутость полуоси — радиальное биение более 0,5 мм (при большем биении — рихтовать);

 

г) посадка фланца на полуось с зазором более 0,02 мм;

 

д) посадка штифта в фланец полуоси с натягом по накатанной части менее 0,2 мм;

 

 

Рис. 155. Надевание манжеты через зубчатый конец 

полуоси: 1 — полуось; — манжета; — оправка 

 

Рис. 156. Оправка для запрессовки манжеты полу-

оси и поворотного кулака и выпрессовки внутренних 

подшипников колёсного редуктора 

 

Рис. 157. Ручка оправок 

 

Рис. 159. Оправка для напрессовки подшипника и 

грязезащитного кольца на полуось 

 

137 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 158. Напрессовка подшипника на полуось: 
1 — наставка; 2 — трубка (с внутренним диаметром 26 мм; l = 300 мм); — оправка 

(см. рис. 159); 4 — подшипник; 5 — корпус подшипника полуоси 

 

е) установка манжеты с повреждённой рабочей кромкой, а также с признаком старения резины — потерей 

эластичности.

 

 
Сборка:

 

 - подберите манжету с таким допуском по внутреннему диаметру, чтобы она устанавливалась на поса-

дочное место на полуоси с натягом не менее 0,2 мм (см. табл. 8). При надевании через зубья полуоси приме-
няйте предохранительную оправку (рис. 155). Запрессуйте манжету в крышку 14 (рис. 151) с помощью оп-
равки (рис. 156) и ручки (рис. 157) пружиной в сторону оправки;

 

 - наденьте на полуось корпус (рис. 158) и напрессуйте до упора подшипник с помощью оправки (рис. 

159) и монтажной трубки; 

- смажьте подшипник моторным маслом, посадите на него корпус (рис. 158), наложите прокладку 10 

(рис. 151), наденьте и закрепите к корпусу крышку с манжетой болтами с шайбами 9. Перед установкой 
прокладку и внутреннюю поверхность манжеты смажьте моторным маслом;

 

 - заполните снаружи крышку смазкой Литол-24, наденьте на полуось и напрессуйте по размеру 12 мм 

грязезащитное кольцо 7 аналогично напрессовке подшипника. Проверьте вращение подшипникового узла на 
полуоси — вращение должно быть лёгким, без трения о грязезащитное кольцо;

 

 - установите на полуось по метке фланец и напрессуйте до совмещения отверстий. Вставьте в отвер-

стие ненакатанным концом штифт и запрессуйте заподлицо с фланцем. Накерните в двух точках, как пока-
зано на рис. 151. Если устанавливается штифт не новый, а устанавливающийся в данный фланец, то его 
вставьте с ненакерненной стороны фланца. При установке штифта после второй разборки фланец накерните с 
двух сторон (или установите новый штифт);

 

 - наденьте на хвостовик корпуса подшипника чехол защитный 18 и закрепите хомутиком 17, затянув 

винт 12 с гайкой 13 до отказа.

 

 
Установка.
 Устанавливайте полуось в последовательности, обратной снятию. Перед установкой убеди-

тесь в том, что между корпусом подшипника дифференциала и чехлом установлен стопор регулировочной 
гайки подшипника дифференциала. Перед креплением защитный чехол разверните так, чтобы стык хомутика 
17 размещался над полуосью. Завинтите болты крепления к кардану (момент затяжки 3...3,5 кгс·м). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

138 

VIII. 

РЕДУКТОР КОЛЁСНЫЙ 

 

VIII.1.

 

УСТРОЙСТВО 

 

Редуктор колёсный — с парой прямозубых шестерён наружного зацепления; передаточное число 1,294.

 

Картер редуктора из ковкого чугуна, литой, является несущей корпусной деталью, крепится ввинченными 

в тело картера четырьмя шпильками 32 (рис. 160) на передней подвеске к поворотному кулаку, а на задней — 
к рычагу.

 

Соединение шестерён с валами — шлицевое (зубчатое).

 

Вал 34 ведущей шестерни установлен на двух радиальных подшипниках 22 и 26, от осевого перемещения 

удерживается кольцом 28.

 

 

Рис. 160. Редуктор колёсный (с тормозом в сборе): 

1 — прокладка крышек наружных подшипников; — подшипник вала ведомой шестерни наружный; — болт крепле-
ния колеса; — крышка наружного подшипника вала ведомой шестерни; 5, 29 — сальник; 6 — кольцо уплотнительное; 
7 — гайка специальная; 8 — гайка крепления вала ведомой шестерни; — шайба упорная; 10  шайба стопорная; 11 — 
вал ведомой шестерни; 12 — маслосборник; 13 — винт крепления тормозного барабана к валу ведомой шестерни; 14 — 
гайка; 15 — шплинт; 16 — шайба упорная; 17 — крышка наружного подшипника вала ведущей шестерни; 18 — барабан 
тормозной; 19 — накладка; 20 — опора колодок тормоза; 21 — щит тормоза; 22 — подшипник наружный вала ведущей 
шестерни; 23 — кольцо промежуточное; 24 — шестерня ведущая; 25 — пробка заливного отверстия; 26 — подшипник 
внутренний вала ведущей шестерни; 27 — сапун; 28 — кольцо стопорное подшипника; 30 — грязеотражатель; 31 — 
кольцо упорное; 32 — шпилька крепления редуктора; 33 — кардан полуоси; 34 — вилка кардана полуоси ведомая (вал 
ведущей шестерни); 35 — подшипник игольчатый кардана; 36 — крестовина кардана; 37 — кольцо стопорное подшип-
ника кардана; 38 — вилка кардана ведущая; 39 — сальник крестовины кардана; 40 — отражатель сальника; 41 — колпа-
чок; 42 — маслёнка; 43 — кольцо упорное; 44 — подшипник вала ведомой шестерни внутренний; 45 — кольцо проме-
жуточное; 46 — болт регулировочный подшипников вала ведомой шестерни; 47 — крышка; 48 — кольцо уплотнитель-
ное; 49 — картер редуктора; 50 — шайба прижимная ведомой шестерни; 51  шестерня ведомая; 52 — крышка; 53 — 
прокладка; 54 — прокладка; 55 — болт отверстия слива масла из картера; 56 — болты отверстий контроля уровня масла; 
а — дренажное отверстие. 

 

 

139 

Вал ведомой шестерни 11 полый, установлен на двух конических подшипниках и 44, от осевого пере-

мещения удерживается упорным кольцом 43. Для крепления вала ведомой шестерни в него установлен болт 
46, опирающийся головкой о внутреннее кольцо подшипника 44.

 

Подтягиванием гайки устраняется повышенный зазор в конических подшипниках, появляющийся в ре-

зультате их износа. Для возможности такой регулировки ведомая шестерня фиксируется на валу двумя упру-
гими коническими шайбами 50. 

Для удержания смазки установлены сальники и 29, уплотнительные кольца и 48 и картонные про-

кладки и 53.

 

Смазку заливают через отверстие, закрываемое пробкой 25, сливают — через отверстие, закрываемое 

болтом 55 (следует также отворачивать пробку 25), контроль уровня — по нижней кромке одного из отвер-
стий, закрываемых болтами 56.

 

Для предотвращения попадания масла на внутреннюю поверхность тормозного барабана 18 в случае его 

утечки через сальник 5 на вал ведомой шестерни установлен маслосборник 12. Из маслосборника масло при 
движении автомобиля под действием центробежной силы отводится наружу тормозного барабана через дре-
нажное отверстие. 

Заодно с крышками и 17 к картеру крепятся щит тормоза 21, опора колодок тормоза 20 и накладка 19, 

на которые устанавливаются детали тормозного механизма. Тормозной барабан и колесо крепятся к фланцу 
вала ведомой шестерни.

 

Поставляемые в запчасти колёсные редукторы задний левый и задний правый отличаются между собой и 

от переднего колёсного редуктора щитом тормоза, а также задние от передних отличаются длиной шпилек 
крепления к рычагу.

 

Кардан полуоси 33 состоит из вилок 34 и 38, крестовины 36 с напрессованными до упора отражателями 

40 и надетыми сальниками 39 и подшипников 35, запрессованных в проушины вилок и застопоренных коль-
цами 37. Для смазки в крестовину завинчена маслёнка 42 с предохранительным колпачком 41. Для подвода 
смазки от маслёнки к иглам подшипников по осям крестовины и на торцах её шипов имеются маслоподво-
дящие каналы.

 

При большом износе шипов крестовины зазор между ними и иглами подшипников не устраняется заме-

ной только крестовины или подшипников. Заменять следует крестовину с подшипниками в сборе в постав-
ляемом в запчасти комплекте. 

 

VIII.2.

 

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ 

 

Причина 

Способ устранения 

Повышенный шум и (или) стуки (соединение полуоси с фланцем и тормозной механизм исправны) 

Повышенный износ или поломка подшипников кардана 

При поломке замените подшипник; при повышенном из-

носе замените крестовину с подшипниками в сборе 

Повышенный износ или поломка подшипников редуктора 

Замените дефектные подшипники 

Повышенный износ, выкрашивание или поломка зубьев 

шестерён 

Замените шестерни в комплекте 

Повышенный износ или поломка зубьев (шлицев) соеди-

нения шестерён с валами 

Замените дефектные детали 

Течь масла из дренажного отверстия 

Повышенный зазор в подшипниках вала ведомой шестер-

ни колёсного редуктора 

Отрегулируйте зазор 

Перегрев редуктора (повреждение подшипников, шесте-

рён, отсутствие зазора в подшипниках вала ведомой шес-
терни и пр.) 

Устраните неисправность 

Износ или повреждение сальника ведомого вала 

Замените сальник 

Течь масла через сапун 

Загрязнён или неисправен сапун 

Промойте сапун, проверьте его герметичность, при необ-

ходимости замените 

 
 
 
 
 

 

140 

VIII.3.

 

РЕМОНТ 

 
Снятие: 
 - снимите колесо;

 

 - отсоедините полуось от кардана, подвиньте в сторону дифференциала до упора и закрепите для предот-

вращения выпадения из дифференциала; 

- отсоедините трубопровод тормоза от колёсного тормозного цилиндра и закройте конец трубопровода и 

отверстие цилиндра пробками для предотвращения вытекания рабочей жидкости;

 

 - снимите тормозной барабан, стяжные пружины и колодки тормоза. Для задних тормозов дополнитель-

но снимите распорную планку, стопорную шайбу пружины троса и извлеките из разжимного рычага конец 
троса стояночного тормоза;

 

 - отвинтите четыре гайки крепления редуктора и снимите редуктор.

 

 

 

Рис. 161. Редуктор в тисках 

 
 
 
 

 

Рис. 162. Оправка для выпрессовки сальников 

 
 

 

Разборка редуктора:

 

 - выверните пробку 25 (рис. 160) и слейте масло;

 

 - закрепите редуктор в тисках (рис. 161);

 

 - расстопорите и отвинтите гайку 7 (рис. 160), снимите стопорную шайбу 10, отвинтите гайку 8, снимите 

упорную шайбу 9;

 

 - отверните ключом для круглых шлицевых гаек диаметром 55...60 мм крышку 47, извлеките регулиро-

вочный болт 46 и уплотнительное кольцо 6, лёгкими ударами молотка из цветного металла по фланцу выньте 
вал ведомой шестерни 11. Извлеките уплотнительное кольцо 48, внутреннее кольцо конического подшипни-
ка 44 и промежуточное кольцо 45;

 

 - отвинтите восемь гаек и снимите накладку 19, опору 20, щит тормоза 21, и, предохранив от поврежде-

ния прокладку 1, снимите крышку 17, крышку с сальником 5 и прокладку 1. Снимите внутреннее кольцо 
подшипника 2;

 

 - снимите шплинт 15, отвинтите гайку 14, снимите шайбу 16;

 

 - лёгкими ударами молотка из цветного сплава по проушинам ведомой вилки снимите кардан;

 

 - отвинтите четыре болта крепления крышки 52 и, предохранив прокладку 53 от повреждения, снимите 

крышку и прокладку. Извлеките из картера шестерню 51 и прижимные шайбы 50. Снимите картер с тисков и 
установите на плиту фланцем вверх. Сместите шестерню 24 и наставкой (о её ступицу через отверстие под-
шипника 26) несколько выпрессуйте подшипник 22, а затем выньте шестерню 24 и кольцо 23 из картера;

 

 - с помощью оправки (рис. 162) выпрессуйте сальник 29. При помощи щипцов для снятия стопорных ко-

лец снимите кольцо 28; 

- закрепите картер в тисках фланцем вниз и выпрессуйте:

 

  а) подшипник 22 внутрь картера при помощи оправки (рис. 163) и ручки (см. рис. 157). Выньте подшип-

ник из картера;

 

  б) подшипник 26 и наружное кольцо подшипника 44 с помощью оправки (см. рис. 156) и ручки (см. рис. 

157);

 

 - закрепите картер в тисках фланцем вверх. Выпрессуйте наружное кольцо подшипника (рис. 160) с 

помощью оправки (рис. 164) и ручки (рис. 157). Снимите картер;

 

 - выпрессуйте сальник (рис. 160) из крышки 4.

 

 

 

141 

 

Рис. 163. Оправка для выпрессовки и 
запрессовки наружного подшипника 
ведущего вала колёсного редуктора 

 

Рис. 164. Оправка для выпрессовки 
наружного подшипника ведомого 
вала колёсного редуктора 

 

Рис. 165. Оправка для выпрессовки 
подшипников кардана 

 
Разборка кардана. Замена деталей кардана (кроме ведомой вилки в сборе) может производиться и без 

его снятия с колёсного редуктора. Порядок работы:

 

 - с помощью отвёртки снимите стопорные кольца 37;

 

 - с помощью оправки (рис. 165) выпрессуйте два противоположных игольчатых подшипника — один на-

ружу, а другой внутрь вилки. Подшипник, выпрессованный наружу, снимите, а запрессованный внутрь снова 
выпрессуйте наружу. Таким способом выпрессуйте вторую пару подшипников;

 

 - снимите сальники;

 

 
Проверка состояния деталей. 
Пригодность деталей определите по табл. 9.

 

Картер и крышки. На картере не должно быть трещин, обломов и выкрашиваний, срывов резьбы отвер-

стий и шпилек. На поверхности расточек под подшипники не допускаются износ или повреждения. На по-
верхности сопряжения картера с крышками не должно быть повреждений. Крышки не должны иметь погну-
тости, их фланцы должны прижимать прокладки без пропуска масла. 

 

Таблица 9 

Номинальные размеры, допуски, зазоры и натяги в основных сопряжённых деталях 

колёсного редуктора 

 

Допустимый 

зазор, мм 

натяг, мм 

Обозначение и наиме-

нование детали (вал) 

Номи-

нальный 

размер, 

мм 

Обозначение и наименова-

ние сопрягаемой детали 

(отверстие) 

Номи-

нальный 

размер, 

мм 

min 

max 

min 

max 

969- 230308 2 

Вилка кардана полуоси 
ведомая 

20

02

,

0

04

,

0

 

304К  

Подшипника наружный вала 
ведущей шестерни 

20

01

,

0

 

0,01 

0,04 

– 

– 

304К  

Подшипника наружный 
вала ведущей шестерни 

52

013

,

0

 

969- 230070 12- 10 

Картер колёсного редуктора 

52

008

,

0

023

,

0

+

 

– 

0,021 

– 

0,023 

969- 230308 2 

Вилка кардана полуоси 
ведомая в сборе (толщина 
зуба по хорде делитель-
ной окружности)

 

2,068

030

,

0

070

,

0

 

969М- 2307020 

Шестерня ведущая (ширина 
впадин по хорде делитель-
ной окружности)

 

2,068

070

,

0

030

,

0

+

+

  0,06 

0,14 

– 

– 

969- 230308 2 

Вилка кардана полуоси 
ведомая 

25

020

,

0

040

,

0

 

305 

Подшипника внутренний 
вала ведущей шестерни 

25

010

,

0

 

0,01 

0,04 

– 

– 

305 

Подшипника внутренний 
вала ведущей шестерни 

62

013

,

0

 

969- 230701 2- 10 

Картер колёсного редуктора 

62

008

,

0

023

,

0

+

 

– 

0,021 

– 

0,023 

969- 230308 2 

Вилка кардана полуоси 
ведомая в сборе 

30

095

,

0

050

,

0

+

+

 

969- 230703 2 

Кольцо упорное подшипника 
ведущего вала 

30

045

,

0

+

 

– 

– 

0,005  0,095 

 

 

142 

Продолжение таблицы 9 

 

Допустимый 

зазор, мм 

натяг, мм 

Обозначение и наиме-

нование детали (вал) 

Номи-

нальный 

размер, 

мм 

Обозначение и наименова-

ние сопрягаемой детали 

(отверстие) 

Номи-

нальный 

размер, 

мм 

min 

max 

min 

max 

969- 230703 2 

Кольцо упорное подшип-
ника ведущего вала 

42

050

,

0

 

965- 310403 4 

Сальник 

41,8

700

,

0

 

– 

– 

0,15 

0,90 

965- 310403 4 

Сальник 

62

450

,

0

200

,

0

+

+

 

969- 230701 2- 10 

Картер колёсного редуктора 

62

008

,

0

023

,

0

+

 

– 

– 

0,192  0,473 

969- 230705 0- 10 

Вал ведомой шестерни

 

42

050

,

0

 

965- 310403 4 

Сальник

 

41,8

700

,

0

 

– 

– 

0,15 

0,90 

965- 310403 4 

Сальник 

62

450

,

0

200

,

0

+

+

 

969- 230706 5- 10 

Крышка наружного подшип-
ника вала ведомой шестерни 

62

120

,

0

+

 

– 

– 

0,08 

0,45 

969- 230705 0- 10 

Вал ведомой шестерни 

35

025

,

0

050

,

0

 

7207А 

Подшипник вала ведомой 
шестерни наружный 

35

012

,

0

 

0,013  0,050 

– 

– 

7207А 

Подшипник вала ведомой 
шестерни наружный 

72

013

,

0

 

969- 230701 2- 10 

Картер колёсного редуктора 

72

008

,

0

023

,

0

+

 

0,008  0,021 

– 

0,023 

969- 230705 0- 10 

Вал ведомой шестерни 
(толщина зуба по хорде 
делительной окружности) 

2,643

030

,

0

070

,

0

 

969М- 2307021 

Шестерня ведомая (ширина 
впадин по хорде делитель-
ной окружности) 

2,643

070

,

0

030

,

0

+

+

  0,06 

0,14 

– 

– 

969- 230705 0- 10 

Вал ведомой шестерни 

30

020

,

0

040

,

0

 

6- 7206К  

Подшипник вала ведомой 
шестерни внутренний 

30

010

,

0

 

0,01 

0,04 

– 

– 

6- 7206К  

Подшипник вала ведомой 
шестерни внутренний 

62

013

,

0

 

969- 230701 2- 10 

Картер колёсного редуктора 

62

008

,

0

023

,

0

+

 

0,008  0,021 

– 

0,023 

704702К  

Подшипник игольчатый 
кардана 

30

009

,

0

 

969- 230308 1- 10 

969- 240308 2 

Вилки кардана полуосей ве-
дущая и ведомая 

30

005

,

0

030

,

0

 

– 

0,003 

– 

0,030 

69- 2201030- Б2 

Крестовина кардана по-
луоси 

16,3

012

,

0

 

704702К  

Подшипник игольчатый кар-
дана 

16,3

055

,

0

015

,

0

+

+

  0,015  0,067 

– 

– 

 
Кардан полуоси. Вращение кардана должно быть бесшумным. При большом зазоре в подшипниках, а 

также в том случае, если при предремонтной эксплуатации в кардане имели место шум или стуки, установите 
новую крестовину с подшипниками.

 

Сальники. Сальники должны устанавливаться на посадочные места на валах с натягом не менее 0,15 мм. 

He допускается большой износ или повреждение рабочей кромки, потеря эластичности.

 

Валы. Не допускаются трещины, облом и выкрашивание шлицев (зубьев), посадка подшипников на валы 

с зазором более 0,1 мм, радиальное смещение вала в шестерне более 0,2 мм.

 

Шестерни. Не допускаются трещины, поломка и выкрашивание зубьев, не допускается раковистая сыпь, 

охватывающая более 15% поверхности хотя бы двух зубьев шестерни. Зазор между зубьями пары шестерён в 
зацеплении допускается не более 0,3 мм. Заменять шестерни следует в паре, подобранной по минимуму шу-
ма.

 

Подшипники. Вращение подшипников должно быть плавным. Не допускаются трещины и следы выкра-

шивания металла шариков, роликов и на беговых дорожках колец. Не допускается установка шариковых 
подшипников с радиальным зазором более 0,1 мм.

 

 
 

 

143 

Сборка редуктора:

 

 - установите картер в тиски фланцем вверх;

 

 - запрессуйте в картер до упора подшипник 26 (рис. 160) с помощью оправки (рис. 166) и ручки (см. рис. 

157);

 

 - с помощью щипцов для установки колец установите кольцо 28 (рис. 160). Убедитесь, что кольцо разжа-

лось до упора в вершину канавки по всей окружности;

 

 - подберите сальники к валам редуктора с таким допуском по внутреннему диаметру, чтобы они устанав-

ливались на посадочные места на валах с натягом не менее 0,15 мм и запрессуйте с помощью оправки (рис. 
167) и ручки (рис. 157):

 

  а) сальник 29 (рис. 160) в картер (пружиной в сторону подшипника); 
  б) сальник 5 в крышку (пружиной в сторону оправки).

 

При подборе внутреннюю поверхность сальников смажьте моторным маслом;

 

 - запрессуйте в картер до упора наружное кольцо подшипника 44 меньшим внутренним диаметром в сто-

рону кольца 43 с помощью оправки (рис. 166) и ручки (рис. 157);

 

 

Рис. 166. Оправка для запрессовки внутренних 

подшипников колёсного редуктора 

 

Рис. 167. Оправка для запрессовки сальников 

и наружного подшипника ведомого вала колёс-

ного редуктора 

 
 - закрепите картер в тисках фланцем вниз и запрессуйте:

 

  а) подшипник 22 (рис. 160) заподлицо с внутренней плоскостью картера с помощью оправки (рис. 163) и 

ручки (рис. 157);

 

  б) наружное кольцо подшипника (см. рис. 160) меньшим внутренним диаметром вниз до упора с по-

мощью оправки (рис. 167) и ручки (рис. 157). Снимите картер с тисков;

 

 - установите картер в тиски, как показано на рис. 161. Вложите в картер шестерню ведомую 51 (рис. 160) 

выступом ступицы в сторону подшипника и шестерню ведущую 24 выступом ступицы в сторону подшип-
ника 26. Заведите конец вала вилки кардана в подшипник 26, в ведущую шестерню 24, установите кольцо 23 
в щель между шестерней и подшипником 22, продвиньте вал вилки кардана в кольцо. Посадите вал до упора 
лёгкими ударами молотка из цветного металла по проушинам ведомой вилки. Допрессуйте подшипник 22 до 
плотного сжатия пакета деталей, собранных на валу ведущей шестерни;

 

 - наденьте упорную шайбу 16 фаской наружу, навинтите и затяните гайку 14 (момент затяжки 3...3,2 

кгс·м);

 

 - проверьте рукой отсутствие осевого зазора вала ведущей шестерни. Проверьте вращение вала в под-

шипниках — вращение должно быть лёгким и плавным;

 

 - поставьте шплинт 15. Концы шплинта плотно обогните по окружности гайки — загиб на торец вала не 

допускается;

 

 - закрепите картер в тисках фланцем вниз. Окуните прокладку в моторное масло и установите на кар-

тер. Установите в картер внутреннее кольцо подшипника 2, поставьте на шпильки крышку с сальником 
(срезанной стороной фланца вверх), крышку 17, щит тормоза 21, опору 20, накладку 19; 

 - наденьте на шпильки пружинные шайбы, навинтите и затяните равномерно по диагонали восемь гаек 

(момент затяжки 1,7...1,8 кгс·м). Снимите картер с тисков. Закрепите картер в тисках, как показано на рис. 
161;

 

 - заведите конец, вала ведомой шестерни в подшипник (рис. 160) и шестерню 51 и, установив две шай-

бы 50, сложенные наружным диаметром, продвиньте в них вал. Лёгкими ударами молотка из цветного ме-
талла по фланцу посадите вал до упора в подшипник 2. Наденьте на конец вала промежуточное кольцо 45, 
внутреннее кольцо подшипника 44 и заведите в вал регулировочный болт 46 головкой в прорезь конца вала и 

 

144 

до упора о подшипник 44, наденьте на выступающий конец болта уплотнительное кольцо 6, упорную шайбу 
и навинтите (внутренней фаской в сторону шайбы) гайку 8;

 

 - проворачивая ведомый вал рукой, затяните гайку до отказа (вращение от руки при этом должно стать 

затруднительным) и затем отверните на 1/6...1/8 оборота — вал должен проворачиваться свободно без заеда-
ния в подшипниках. Осевого перемещения вала не должно быть;

 

 - наденьте стопорную шайбу 10 выступом в паз болта и отгибом наружу, навинтите и затяните (момент 

затяжки 5,5...6 кгс·м) контргайку 7. Пригните стопорную шайбу на одну из граней контргайки;

 

 - установите в кольцевую проточку картера уплотнительное кольцо 48, смажьте его моторным маслом и 

заверните плотно до упора крышку 47;

 

 - окуните в моторное масло прокладку 53, установите её на картер, наложите крышку 52 и закрепите че-

тырьмя болтами. Под болт 55 внизу крышки проложите прокладку 54, а три остальные установите с пружин-
ными шайбами. Резьбу верхнего из них (устанавливаемого в сквозное отверстие) перед установкой смажьте 
графитной смазкой;

 

 - залейте в редуктор 0,08 л масла.

 

 
Установка редуктора. 
Редуктор на автомобиль устанавливайте в последовательности, обратной снятию. 

Гайки крепления редуктора затяните (момент затяжки 5...5,6 кгс·м), болты крепления фланца полуоси к кар-
дану затяните (момент затяжки 3...3,5 кгс·м). После установки прокачайте контуры гидропривода тормоза — 
удалите воздух.

 

 
Сборка кардана:

 

 - смажьте смазкой Литол-24 и наденьте на крестовину пружиной к отражателю 40 (рис. 160) до упора 

сальники 39;

 

 - соберите вилки кардана с крестовиной в сборе таким образом, чтобы маслёнка была со стороны веду-

щей вилки 38. Запрессуйте подшипники в проушины вилок кардана на глубину, при которой грань канавки 
под стопорное кольцо 37 находится на линии плоскости проушины. Перед запрессовкой заполните каналы 
крестовины и смажьте подшипники смазкой Литол-24;

 

 - установите стопорные кольца 37;

 

 - дозаполните кардан смазкой — нагнетайте смазку шприцем до её появления из-под сальников. 
 
 
 

IX. 

РЕДУКТОР ЗАДНЕГО МОСТА 

 

IX.1.

 

УСТРОЙСТВО 

 
В редукторе заднего моста установлена пара шестерён главной передачи крутящего момента на задние 

колёса автомобиля. Передаточное число 4,125.

 

Ведущая шестерня 11 (рис. 168) зубчатым фланцем 15 посредством приводного вала соединяется со сту-

пицей 74 (рис. 117) коробки передач и при включении редуктора становится продолжением ведомого вала 
коробки передач.

 

Ведомая шестерня 25 (рис. 168) установлена на дифференциале редуктора и через устанавливаемые в по-

луосевые шестерни 31 и 37 полуоси передаёт крутящий момент на редукторы задних колёс.

 

В редукторе установлен механизм блокировки дифференциала для исключения пробуксовки задних колёс 

на труднопроходимых и скользких участках дороги.

 

Устройство и действие блокировки. На хвостовой части крышки 24 и полуосевой шестерни 37 нарезаны 

шлицы. На полуосевую шестерню 37 также со шлицевым соединением посажена ступица 19 и застопорена 
штифтом 22. На ступицу 19 надета шлицевая муфта 18 с вилкой 17 со штоком в сборе. Включается блоки-
ровка перемещением муфты 18 по наружным шлицам ступицы 19 на шлицы крышки 24, от чего полуосевые 
шестерни 37 и 31 по отношению к корпусу дифференциала становятся неподвижными, и в результате полу-
оси образуют ось.

 

Шток вилки включения блокировки фиксируется шариком в выключенном и включённом положениях 

блокировки.

 

Требования по регулировке бокового зазора между зубьями шестерён главной передачи такие же, как и 

для главной передачи переднего моста.

 

Кожух приводного вала к редуктору крепится на четырёх шпильках совместно с крышкой 13.

 

Редуктор крепится опорой к раме кузова автомобиля.

 

Задний мост, как ведущий, не используется постоянно. Поэтому износ его деталей, в том числе и деталей 

редуктора заднего моста, по сравнению с передним мостом является значительно меньшим. 

 

 

145 

 

Рис. 168. Редуктор заднего моста в сборе: 

1 — крышка картера редуктора; 2 — сапун; — указатель уровня масла; 4 — шарик фиксатора; 5 — пружина фиксато-
ра; 6 — шайба; 7 — прокладка регулировочная главной передачи; 8 — подшипник ведущей шестерни задний; — кар-
тер редуктора заднего моста в сборе; 10 — втулка распорная; 11 — шестерня ведущая заднего моста; 12 — кольцо мас-
лосгонное; 13 — крышка подшипников; 14 — сальник; 15 — фланец зубчатый ведущей шестерни; 16 — гайка; 17 — вил-
ка включения блокировки со штоком в сборе; 18 — муфта включения блокировки; 19 — ступица муфты; 20 — корпус 
подшипника дифференциала (левый); 21 — прокладка корпуса подшипника дифференциала; 22 — штифт стопорный; 
23— болт крепления ведомой шестерни; 24 — крышка корпуса дифференциала: 25 — ведомая шестерня главной пере-
дачи; 26 — корпус дифференциала; 27 — корпус подшипника дифференциала (правый); 28 — гайка регулировочная; 29 
— 
стопор регулировочной гайки; 30 — подшипник дифференциала; 31 — шестерня полуоси; 32 — шайба опорная шес-
терни полуоси; 33 — пружинное кольцо; 34 — палец сателлитов; 35 — сателлит; 36 — контрольный штифт; 37 — шес-
терня полуоси (левая); 38 — крышка защитная механизма блокировки дифференциала; 39 — прокладка регулировочная 
преднатяга подшипников; 40 — сливная пробка; 41 — гайка крепления корпуса; 42 — шпилька крепления крышки; 43 
— гайка; 44 — подшипник ведущей шестерни передний 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..