КАЗ-606А, КАЗ-608. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ системы охлаждения двигателя

  Главная      Автомобили - КАЗ     Автомобили КАЗ «Колхида» (Батиашвили С.М.) - 1970 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

КАЗ-606А, КАЗ-608. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ системы охлаждения двигателя

 


При эксплуатации автомобилей условия охлаждения двигателя изменяются в зависимости от скорости движения, режима работы двигателя и автомобиля, климатических и метеорологических условий. Значительную часть года на большей части территории СССР автомобили работают при сравнительно низких температурах окружающего воздуха, вследствие чего возможно переохлаждение двигателя, приводящее к падению мощности, снижению топливной экономичности и интенсивному износу деталей. Недопустим и перегрев двигателя, при котором также наблюдается падение мощности и увеличение расхода топлива. При перегреве двигателя возможны коробление гильз цилиндров, коробление и заедание клапанов, закоксовывание колец и возникновение других дефектов и неисправностей.

Наивыгоднейший тепловой режим двигателей 80—90°С по показанию термометра на щитке водителя необходимо поддерживать в любых условиях эксплуатации. При эксплуатации автомобилей в условиях низких температур окружающего воздуха, поддержанию оптимального теплового режима двигателей способствуют термостат, жалюзи и утепление капота двигателей. При высоких температурах окружающего воздуха тепловой режим может быть обеспечен только при условии нормальной работы всех элементов системы охлаждения и хорошей теплопередачи от деталей двигателя к охлаждающей жидкости и в атмосферу.

Основными работами по техническому обслуживанию систем охлаждения являются: систематическая проверка уровня охлаждающей жидкости, плотности соединений в системе, исправности клапанов и прокладок крышки горловины радиатора, поддержание необходимого натяжения ремней привода вентилятора, проверка работоспособности термостата и контрольных приборов, смазка подшипников водяного насоса, периодическая промывка системы охлаждения для удаления накипи и осадков.

Большое внимание следует уделять предупреждению образования накипи м коррозии в рубашке охлаждения блока цилиндров. Накипь образуется вследствие частых дозаправок системы из-за течи воды через неплотности в соединениях и испарения воды в результате нарушения герметичности системы, а также вследствие применения жесткой воды.

Испарение воды происходит не только при ее кипении, но и при рабочей температуре двигателя, поэтому неисправности в пробке радиатора недопустимы, так как они превращают систему из закрытой в открытую и лишают ее большого преимущества — возможности длительной работы системы без дозаправки охлаждающей жидкостью.

Зимой образованию накипи способствуют частые сливы воды и заполнение системы новой водой. Слитую воду лучше собирать в отдельную емкость и использовать вновь, так как эта вода содержит меньше солей и при последующем использовании в системах охлаждения не будет давать большого образования накипи.

Для системы охлаждения лучше всего использовать дождевую или снеговою воду. Вода естественных и искусственных водоемов на территории СССР различна но содержанию солей. Например, вода в северных районах более мягкая, чем на юге и юго-востоке. Вода в Крыму, на Кавказе, в районе Каспийского моря очень жесткая.

Запрещается использовать для системы охлаждения артезианскую, ключевую и особенно морскую воду. Использовать ключевую и артезианскую воду можно только после уменьшения ее жесткости. Наиболее простой способ смягчения воды — кипячение ее в течение 2—2,5 ч.

Уровень охлаждающей жидкости в системе следует проверять ежедневно при контрольных осмотрах. Уровень воды должен доходить до нижней кромки заливного патрубка; уровень низкозамерзаюшей жидкости (антифриза) должен быть ниже кромки патрубка. В качестве низкозамерзающих жидкостей можно использовать жидкости марок 40 и 65, соответственно замерзающие при температурах минус 40 и минус 65°С. Жидкость марки 40 светло-желтого цвета; жидкость марки 65 — оранжевая.

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости 40 и 65 имеют большой коэффициент температурного расширения. Поэтому, чтобы предупредить потерю жидкости при прогреве двигателя, заливать охлаждающую жидкость 40 или 65 нужно на 6—8% меньше полной заправочной емкости системы.

Низкозамерзающие жидкости ядовиты и при обращении с ними необходимо соблюдать осторожность. Запрещается засасывать антифриз ртом из шланга, принимать пищу загрязненными антифризом руками и т. д.

При контрольных осмотрах следует проверять также натяжение ремней привода вентилятора, состояние прокладок и клапанов крышки горловины радиатора и герметичность соединений системы. Незначительные течи жидкости легче обнаружить на холодном двигателе, чем на горячем, так как на горячем двигателе жидкость быстро испаряется.

Эффективность охлаждения двигателей во многом зависит от нормальной работы вентилятора и водяного насоса, поэтому надо поддерживать необходимое натяжение ремней. Если ремень натянут слабо, это приводит к проскальзыванию и износу ремня, уменьшению числа оборотов вентилятора и крыльчатки водяного насоса. Очень сильное натяжение ремней также недопустимо, так как приводит к быстрому износу ремня и подшипников водяного насоса

Натяжение ремней считается нормальным, если при нажатии на ремень с усилием 3—4 кГ на участке между шкивом водяного насоса и шкивом генератора (см. рис. 47) прогиб ремня будет равен 8—14 мм.

Для изменения натяжения ремня необходимо отвернуть болт крепления планки генератора и, повернув генератор относительно болтов его крепления на необходимый угол, установить нужное натяжение ремня, а затем, завернув болт крепления планки генератора, еще раз проверить натяжение ремня.

Одновременно с проверкой натяжения ремней следует проверять их состояние. Ремни не должны иметь расслоений, разрывов и других повреждений. Поврежденные ремни следует заменить.

Периодически нужно проверять крепление ступицы шкива вентилятора. Ослабление крепления ступицы может привести к повреждению радиатора, вентилятора и водяного насоса. При ослаблении необходимо подтянуть галку

крепления ступицы, момент затяжки гайки должен быть в пределах 8,5 — 10 кГм. После подтяжки гайка должна быть зашплинтована.

Температура начала открытия и высота подъема (угол открытия) клапана термостата в процессе эксплуатации автомобилей могут изменяться.

Для проверки термостат необходимо снять с двигателя, тщательно очистить от накипи и осмотреть. У снятого исправного термостата клапан должен быть закрыт. Работоспособность термостата проверяют в ванне с водой Термостат погружают в воду так, чтобы баллон термостата был полностью в воде, и, нагревая воду, определяют по термометру, опущенному в воду, температуру начала открытия и полного открытия клапана. Одновременно проверяется величина открытия клапана. У термостата с твердым наполнителем угол открытия (поворота) клапана должен быть не мепее 45°, а подъем клапана термостата с жидким наполнителем — не менее 10 мм. Если температура и величина открытия клапана не соответствуют нормам, термостат следует заменить.

Работу термостата можно проверить и более простым способом. У холодного двигателя радиатор должен быть тоже холодным, а по достижении 75°С по указателю температуры верхний бачок радиатора должен быстро нагреваться. Периодически, но не менее одного раза в год при очередном техническом обслуживании следует промывать систему охлаждения для удаления продуктов коррозии, механических примесей и накипи.

Когда нет признаков значительного отложения накипи, систему можно промывать сильной струей воды в направлении, противоположном нормальной циркуляции жидкости в системе. Промывку радиатора и рубашки охлаждения производят отдельно без снятия радиатора с автомобиля, как показано на рис. 54 Перед промывкой необходимо снять термостат, вывернуть из блока краны слива воды и отъединить соединительные шланги. Затем, надев на патрубки термостата и водяного насоса специальные шланги, к нагнетательному шлангу подсоединяют моечный пистолет и прогоняют при помощи сжатого воздуха через рубашку охлаждения воду.

Аналогично производят промывку радиатора, следя за тем, чтобы давление воздуха было не более 1 кГ/см2, во избежание повреждения трубок радиатора.

При большом отложении накипи в радиаторе его следует снять с автомобиля и залить в радиатор 10%-ный раствор едкого натра, нагретого до 90°С. Через 30 мин раствор слить, а радиатор тщательно промыть водой под давлением в направлении, обратном обычной циркуляции жидкости. Применять едкий натр для удаления накипи из рубашки охлаждения двигателя с алюминиевыми головками цилиндров недопустимо, так как это приводит к сильной коррозии алюминиевых деталей.

 

Систему охлаждения можно очищать также при помощи раствора хромпика (4—8 г на 1 л воды), который обладает способностью растворять продукты коррозии и накипь. Приготовленный раствор указанной концентрации заправляют в систему охлаждения и автомобиль эксплуатируют с этим раствором в течение месяца. При уменьшении в системе количества раствора из-за испарений в систему необходимо доливать воду, а при утечке раствора через неплотности — доливать раствор.

Следует иметь в виду, что раствор с содержанием хромпика менее 3 г на

1 л воды вызывает усиление коррозии. По истечении месячного срока работы двигателя раствор хромпика сливают и тщательно промывают систему чистой водой. Промывка указанным способом не только удаляет накипь, но и создает на алюминиевых поверхностях защитную пленку, предохраняющую от коррозии.

Проверку состояния клапанов крышки заливной горловины радиатора и их регулировку производят на специальном приборе при появлении признаков нарушения герметизации системы.

 

 

 

Рис. 54. Схема промывки радиатора и рубашки охлаждения блока цилиндров: а — промывка рубашки охлаждения; б — промывка радиатора;
I — моечный пистолет; 2 — (нагнетательный шланг; 3—- выпускной шланг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..