ПОДЪЕМ ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ «ПРИНЦ-РЕГЕНТ ЛУИТПОЛЬД». ПЕРВЫЙ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
В связи с разразившимся кризисом цены на металлический лом упали
настолько низко, что Кокс даже не стал заниматься разборкой корабля, а
вместо этого тут же начал готовиться к подъему «Принца-регента
Луитпольда» — однотипного с «Кайзером» линейного корабля, затонувшего в
перевернутом положении с креном 18° на левый борт на солидной глубине в
32,5 м.
Учитывая глубину, на которой лежал корабль, спасатели должны были
закачать в его корпус сжатый воздух под гораздо более высоким, чем
обычно, давлением. Необходимо было также увеличить длину воздушных
шлюзов — до 30,5 м по правому борту и до 18 м по левому. Кокс решил
разделить корпус линкора на 12 отсеков, установив для каждого отдельный
воздушный шлюз. Работы начались в мае, и почти сразу же спасатели
столкнулись с той же опасностью — загрязненным продуктами разложения
воздухом в помещениях корабля. Несколько раз отсеки корабля продували
сжатым воздухом и обрабатывали химическими составами. Кроме того, в
корабельных помещениях скопилось столько угольной пыли и копоти, что
спасателям приходилось работать в противодымных масках.
Несмотря на все принятые меры предосторожности, 27 мая в носовом отсеке
линкора произошел взрыв. Точная причина его так и осталась не
установленной. По всей вероятности, когда из отсека стравливали сжатый
воздух, чтобы поднять в нем уровень воды, вместе с ней в помещение
проникло некоторое количество горючих газов, по какой-то причине затем
воспламенившихся. Двое людей получили серьезные ожоги, а плотник Уильям
Тейт был сбит с ног и потерял сознание. Через отверстия от выбитых
взрывом заклепок и сорванный воздушный шлюз в отсек устремилась вода, и
людям пришлось выбираться на поверхность сквозь обрушившийся на них
водопад. Маккензи, Петерсон и Сэнди Томсон несколько раз пытались
вытащить Тейта, но он захлебнулся прежде, чем до него добрались. Его
смерть прозвучала для Эрнеста Кокса своеобразным сигналом, возвещавшим
окончание эпопеи в Скапа-Флоу. Он довел до конца подъем линкора,
начавшийся 8 июля. Через три дня корабль всплыл на поверхность.
Кокс, не теряя времени, продал «Байерн», последний из принадлежавших ему
и еще не поднятый корабль, а также все свои мастерские и оборудование в
Лайнессе фирме «Маккроун энд Харди» — филиалу компании «Аллоа
шипбрейкерс». Вскоре после этого компания слилась с «Метал индастриз
груп» — гигантским британским консорциумом, и работы в Скапа-Флоу
продолжались по проторенным Коксом путям. Большинство его людей, в том
числе «оба Мака», остались на прежнем месте.
Чистые убытки Кокса за восемь лет работ в Скапа-Флоу составили 10 тыс.
фт. ст., но пока он отдавал всю свою кипучую энергию и творческие силы
делу подъема этих покоившихся в морских глубинах чудовищ, заброшенная им
торговля металлическим ломом сделала его миллионером.
Кокс прожил еще 30 лет и скончался в 1959 г. Он неустанно разъезжал по
всему свету, организовывал различные предприятия, отдал много сил делу
обороны Англии во время второй мировой войны. Но все это не имело той
неповторимой романтики и притягательности, которыми обладал для него
навсегда оставшийся в памяти Скапа-Флоу. Он и затопленный германский
флот объединились в каком-то странном союзе человека и цели,
завершившемся почти эпическим по своим масштабам достижением, не имеющим
себе равных в истории судоподъемных работ.