Электровоз BЛ80С сочетает в себе основные идеи и
конструктивные решения, которые были реализованы на электровозах BЛ80K,
BЛ80T. Его силовые выпрямительные установки так же как и на других
электровозах выполнены на кремниевых вентилях, он также может работать в
режиме реостатного торможения. Однако этот электровоз имеет
дополнительное оборудование для работы по системе многих единиц, т.е.
возможность управлять двумя, тремя и четырьмя секциями с одного поста.
Конструкция этого электровоза сочетает в себе наилучшие на тот период
времени технические решения, которые можно было реализовать на
восьмиосном электровозе со ступенчатым регулированием напряжения.
Основные технические характеристики электровоза
ВЛ80С
Г од начала/окончания
выпуска....................................................1979/1995
Система многих
единиц.....................................................................Есть
Наименьший радиус кривых, проходимых при скорости 10 км/ч,
м..........125
Электровоз состоит из механического, электрического
и пневматического (тормозного) оборудования.
Структурная схема электрического оборудования для одной секции
электровоза ВЛ80С приведена на рис. В.З. Согласно этой схеме напряжение
контактной сети, снимаемое токоприемником Т, через контакты главного
воздушного выключателя (ГВ) подается на первичную обмотку тягового
трансформатора Тр, в результате чего по ней начинает протекать
переменный ток, который через корпус электровоза и колесные пары
отводится в рельсовую цепь. Согласно принципу работы трансформатора на
его вторичных обмотках наводится ЭДС взаимоиндукции.
Тяговый трансформатор имеет три вторичных обмотки. Две обмотки для
питания тяговых электрических двигателей и одну обмотку собственных нужд
для питания вспомогательного оборудования электровоза.
Скорость движения электровоза регулируют путем изменения подводимого к
ТЭД напряжения (33 позиции), а также путем изменения магнитного потока в
обмотках возбуждения ТЭД (3 позиции). Для возможности изменения
напряжения, подводимого к ТЭД, тяговые вторичные обмотки трансформатора
выполнены секционированными, т.е. имеют несколько выводов, с которых
можно снимать различные значения напряжения (от 58 до 1218 В).
Для переключения секций вторичных обмоток тягового трансформатора с
целью изменения напряжения, подводимого к ТЭД, служит групповой
переключатель (главный электроконтроллер ГК).
В качестве тяговых двигателей используются двигатели постоянного тока с
последовательным возбуждением, поэтому измененное главным контроллером
переменное напряжение преобразовывается в постоянное (выпрямляется) в
специальных преобразовательных установках (выпрямителях), которые
выполнены на кремниевых вентилях. Каждая выпрямительная установка питает
по два параллельно соединенных тяговых двигателя первой или второй
тележки.
Машинист, осуществляя переключения в цепях управления с помощью
контроллера машиниста КМЭ, дистанционно управляет главным контроллером
ГК, который переключает секции вторичных обмоток тягового трансформатора
таким образом, что напряжение, подводимое к ТЭД, будет увеличиваться
(набор позиций) или уменьшаться (сброс позиций). Главный контроллер
замыкая и размыкая свои силовые кон-такты в различной комбинации,
однозначно подключает к выпрямительным установкам определенное
количество секций трансформатора, в результате чего каждой позиции можно
поставить в соответствие вполне определенное значение напряжения. При
таком способе регулирования напряжение на ТЭД изменяется от одного
значения до другого скачком, поэтому такой способ регулирования
напряжения на ТЭД называют ступенчатым.
Кроме основного электрического оборудования на электровозе установлено
вспомогательное оборудование, которое выполняет вспомогательные функции:
приводит в действие вентиляторы для отвода избыточного тепла от тяговых
двигателей, выпрямительных установок, тягового трансформатора, реакторов
и тормозных резисторов, приводит в действие компрессор, который создает
запас сжатого воздуха необходимого давления для использования его при
торможении и для привода пневматических аппаратов, осуществляет обогрев
кабины, а также осуществляет питание цепей управления и зарядку
аккумуляторной батареи. Для привода мотор-вентиляторов охлаждения,
мотор-насоса тягового трансформатора и мотор-компрессора служат
асинхронные двигатели, к которым для их нормальной работы (устойчивого
запуска) необходимо подводить трехфазное напряжение. Для преобразования
однофазного напряжения обмотки собственных нужд в трехфазное напряжение
служит электромашинный преобразователь, асинхронный расщепитель фаз.
Для питания цепей управления стабилизированным напряжением 50 В и
зарядки АБ служит трансформатор ТРПШ, который понижает переменное
напряжение обмотки собственных нужд тягового трансформатора до
напряжения, необходимого для питания цепей управления электровоза.
В режиме реостатного торможения ТЭД переводятся для работы в режиме
генераторов с независимым возбуждением. Тормозная сила регулируется в
основном путем изменения общего тока возбуждения ТЭД. Режим реостатного
торможения возможен только для электровоза из двух спаренных секций со
всеми восемью исправными ТЭД.
Рис. В.З. Упрощенная принципиальная схема
основного электрического оборудования электровоза BЛ80C: