101. ПРИЕМКА И СДАЧА ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т,
ЧМЭ3Э
Правильное обслуживание локомотива начинается с грамотной приемки его в
депо или при смене локомотивных бригад. Во время приемки тепловоза
локомотивная бригада обязана проверить техническое состояние локомотива
с таким расчетом, чтобы прежде всего были обеспечены безопасность
движения и выполнение плана маневровой работы, а также соблюдены правила
техники безопасности и пожарной безопасности. За время смены
локомотивная бригада выполняет очередной цикл технического обслуживания
ТО-1, о чем делается соответствующая запись в журнале технического
состояния тепловоза (форма ТУ-152).
Локомотивная бригада, сдающая тепловоз, должна гарантировать надежную
работу всех его узлов в течение следующей смены. При сдаче тепловоза
машинист обязан ознакомить принимающую бригаду с неисправностями,
имевшими место за время его работы. Машинист, сдающий тепловоз, несет
личную ответственность за сокрытие неисправностей, происшедших в его
смену.
По условиям работы приемка (сдача) может производиться в различных
местах (в депо, на станции, в пункте технического обслуживания и т. д.),
но в любом случае при приемке должны строго соблюдаться правила техники
безопасности. Распределение обязанностей между членами локомотивной
бригады при приемке тепловоза зависит от местных условий,
продолжительности стоянки и определяется должностными инструкциями,
учитывающими, в частности, специфику обслуживания тепловоза одним
машинистом.
Если локомотивная бригада состоит из двух человек, то, как правило,
машинист принимает экипажную часть, проверяет состояние и работу
электрических аппаратов и тормозов, а помощник машиниста осматривает
дизель, электрические машины и вспомогательное оборудование, проверяет
наличие топлива, масла, воды и песка, сигнальных принадлежностей,
противопожарного инвентаря и инструмента.
На рис. 229 показан примерный рекомендуемый порядок осмотра тепловоза
ЧМЭЗ. Осмотр экипажа машинист начинает с правой стороны тепловоза.
Осматривает заднюю тележку, топливный бак, переднюю тележку, переднюю
автосцепку и далее продолжает осмотр с левой стороны, заканчивая задней
автосцепкой. Затем машинист, поднявшись по правой задней лестнице
главной рамы тепловоза, осматривает аккумуляторную батарею и проходит в
кабину для осмотра пульта и аппаратной камеры, проверки секвенции и т.
д.
Помощник машиниста, выйдя из кабины через левую дверь и проходя по левой
стороне тепловоза, проверя-ет наличие масла в запасном масляном баке и
положение вентиля на перепускной трубе (вентиль должен быть закрыт),
крепление двухмашинного агрегата на раме тепловоза и натяжение приводных
ремней, состояние коллектора и щеток вспомогательного генератора,
возбудителя и тягового генератора, уровень масла в подшипниковой камере
входного корпуса турбонагнетателя, уровень масла в раме дизеля (такую
проверку надо производить не ранее чем через 10 — 15 мин после остановки
дизеля), убеждается в отсутствии течи из-под крышек смотровых люков в
блоке цилиндров; проворачивает на 2 — 3 оборота рукоятки фильтров грубой
очистки масла; проверяет состояние и крепление маслопрокачивающего
насоса с электроприводом, состояние деталей привода гидромеханического
редуктора и крепление редуктора на главной раме, состояние левых водяных
секций холодильника (при открытых жалюзи), крепление компрессора на
главной раме тепловоза и уровень масла в картере компрессора, уровень
воды в расширительном баке.
Продолжая осмотр с правой стороны тепловоза, помощник проверяет
состояние правых водяных секций холодильника, натяжение клиновых ремней
привода вентилятора охлаждения тяговых элекродвигателей передней
тележки, положение кранов на воздухопроводах управления приводами жалюзи
и главного вентилятора; проворачивает на 2 — 3 оборота рукоятку фильтра
грубой очистки топлива; проверяет свободность перемещения реек топливных
насосов (с помощью рукоятки на валу управления рейками), состояние
топливных насосов высокого давления, крепление крышек смотровых люков
блока цилиндров, убеждаясь в отсутствии течи из-под них, готовность
предельного регулятора к работе, уровень масла в подшипниковой камере
воздушного корпуса турбонагнетателя, давление воздуха в резервуаре
управления (по манометру), состояние коллектора и щеток тягового генера-
тора (с правой стороны машины), натяжение клиновых ремней привода
вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки. При
осмотре оборудования, установленного в переднем кузове и машинном
помещении тепловоза, проверяют также наличие пломб на всех термореле,
предохранительных клапанах воздушной системы и общем ящике AJICH,
крепление дизеля к главной раме тепловоза, убеждаются в отсутствии течи
в трубопроводах топливной, масляной и водяной систем.
При приемке тепловоза машинист обязан проверить показание часов
скоростемера и при необходимости установить правильное время; проверить
наличие пломб на крышке контактных устройств и индикаторе тормозного
давления и наличие всех писцов с карандашами. Перед началом смены
машинист заправляет скоростемер лентой, а по окончании смены снимает
скоростемерную ленту и вместе с маршрутом и бланками предупреждений
сдает ее дежурному по депо или расшифровщику.
При контроле устройств AЛCH машинист обязан убедиться в наличии
штампа-справки об исправном действии установленных на локомотиве
устройств АЛСН и проверить включение этих устройств, а также наличие и
целостность пломб на разобщительном кране тормозной магистрали, рукоятке
бдительности, локомотивном светофоре, электропневматическом клапане и
общем ящике с усилителем и дешифратором. В аппаратной камере тепловоза
должны быть опломбированы реле перехода РПI и РП2 и выключатель реле
заземления РЗ. Исправное действие тормозов машинист проверяет в
соответствии с инструкцией по эксплуатации тормозов (см. § 105).
При проверке инвентаря помощник машиниста должен убедиться в наличии
шести петард, двух сигнальных фонарей, двух красных и двух желтых
флажков, 3 — 5 тормозных башмаков (их число определяется местной
инструкцией), двух пар диэлектрических перчаток (при работе водно
лицо — одной пары). На тепловозах должны находиться один пенный и два
углекислотных огнетушителя. Каждый огнетушитель должен быть опломбирован
и иметь бирку с указанием срока годности. Более подробно осмотр
отдельных узлов, агрегатов и систем тепловоза рассмотрен в последующих
параграфах этой главы.
Если после смены локомотивная бригада оставляет тепловоз в депо, то
необходимо выключить рубильник аккумуляторной батареи, все автоматы и
переключатели, запереть все люки, окна и двери, затормозить тепловоз
ручным тормозом (при необходимости поставить тормозные башмаки под
колесные пары), снять реверсивную рукоятку и вместе с ключами от
тепловоза сдать ее дежурному по депо.