Система пневматических песочниц (рис. 59) состоит из кранов 1 управления
форсунками песочниц, трубопровода, форсунок 5 и бункеров 4, укрепленных
у каждого колеса с наружной стороны на рамных листах тележек. При
действии песочниц питание форсунок сжатым воздухом осуществляется из
главных резервуаров краном управления песочницами, установленными в
кабине машиниста.
При этом подача песка происходит под колесные пары
обеих тележек, являющихся передними по ходу движения тепловоза. Так, при
движении тепловоза вперед кабиной № 2 работают форсунки песочниц I, II,
V, VI, а при движении вперед кабиной № 1, песок подается форсунками VII,
VIII, III, IV.
Форсунка песочницы (рис. 60) представляет собой коленообразный чугунный
корпус 1, верхнее колено которого присоединено к днищу бункера, а нижнее
имеет трубу, подводящую песок под колеса.
Полость форсунки частично заполнена песком, стекающим в нее из бункера
под углом естественного откоса. При открытии крана управления
песочницами на одном из постов управления сжатый воздух поступает в
каждую форсунку по двум каналам. Часть его, устремляясь по каналу 6 на
поверхность стекающего из бункера песка, образует в камере песчаный
вихрь, который струей сжатого воздуха, проникающего через сопло 8,
увлекается далее в подводящую под колесо трубу и попадает на рельсы.
Количество песка, подаваемого песочницей, регулируется винтом 2, который
изменяет сечение отверстия для прохода струи сжатого воздуха. Для
песоч-ниц следует применять сухой, чистый песок, обязательно просеянный
через сетку с ячейками не более 2 мм. Во избежание слеживания песка при
заполнении бункеров он не должен быть теплым. Крышки заправочных люков
на бункерах должны плотно закрываться по всему контуру, чтобы влага не
проникала внутрь песочниц.
Своевременное и правильное пользование песочницами
способствует предупреждению боксования колес тепловоза. Количество
песка, подаваемое форсунками под каждое колесо, устанавливается
следующее: для форсунок I, II, VII, VIII — 1-4-2 кг/мин
для форсунок III, IV, V, VI — 0,5---1 кг/мин.
Начиная с тепловоза № 64 ручной кран управления песочницами заменен
электропневматическим клапаном с кнопочным управлением.
Рис. 59. Система пневматических песочниц:
1—кран управления песочницами; 2 —клапан максимального давления;
3— контакторный фильтр; 4 —бункер; 5 — форсунка; 6—труба для подачи
песка под колесо; 7 — соединительный рукав