РЕЛЕ ОБРАТНОГО ТОКА ТЕПЛОВОЗА

  Главная      Учебники - Тепловозы     Как устроен и работает тепловоз. 3-е издание (В.А. Дробинский, П.М. Егунов ) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

РЕЛЕ ОБРАТНОГО ТОКА ТЕПЛОВОЗА

 



После пуска дизеля тепловоза начинает работать вспомогательный генератор. Его напряжение поддерживается постоянным с помощью регулятора напряжения. Все цепи управления тепловозом при этом могут питаться током от вспомогательного генератора, а аккумуляторная батарея должна быть подключена на заряд.

Ток от вспомогательного генератора в цепи управления тепловоза и на заряд аккумуляторной батареи проходит через специальный контактор, называемый контактором заряда батареи. Включением контактора заряда батареи управляет реле обратного тока.

Реле имеет три катушки: верхнюю— напряжения; среднюю — токовую и нижнюю — дифференциальную (встречную) (рис. 206). Все три катушки с помощью своих сердечников установлены на стальном основании, которое крепится к панели реле, изготовленной из изолирующего материала. Якорь реле, представляющий собой подвижную стальную пластину, может поворачиваться на держателе выступающей части сердечника токовой катушки. Нижний конец якоря снабжен подвижным контактом. Неподвижный контакт установлен на изолирующей пластине специального кронштейна. Пружина реле прижимает якорь к сердечнику дифференциальной катушки.

На панели реле укреплены и резисторы. Катушка напряжения реле последовательно с резисторами включена на выводы вспомогательного генератора, и ток в ней пропорционален напряжению генератора. Токовая катушка соединена последовательно с якорем вспомогательного генератора и батареей. Зажимы дифференциальной катушки подключены к плюсовым выводам вспомогательного генератора и батареи. Поэтому ток в ней зависит от разности их напряжений. Если напряжение вспомогательного генератора меньше напряжения батареи, то по дифференциальной катушке проходит значительный ток и ее магнитный поток создает усилие, которое совместно с нажатием пружины удерживает якорь реле обратного тока в выключенном положении. Контакты реле разомкнуты. Контактор заряда батареи выключен. Когда напряжение вспомогательного генератора при пуске дизеля становится несколько больше (на 2—3 В) напряжения батареи, то в дифференциальной катушке меняется направ-ление тока. В катушке напряжения ток возрастает вследствие повышения напряжения вспомогательного генератора. Магнитный поток этой катушки при ослабленном магнитном потоке дифференциальной катушки создает достаточное усилие, чтобы притянуть якорь, и реле срабатывает. Контакты реле, замыкаясь, создают цепь тока катушки контактора заряда батареи. Контактор включается. При этом через токовую катушку проходит ток нагрузки вспомогательного генератора. Размыкающие блокировочные контакты контактора заряда батареи вводят в цепь катушки напряжения реле добавочный резистор для снижения тока в ней и ее магнитного потока. Теперь реле подготовлено к отключению в случае понижения напряжения вспомогательного генератора. Однако при номинальном напряжении вспомогательного генератора реле остается включенным потому, что ослабленный магнитный поток катушки напряжения усиливается магнитным потоком токовой катушки.

Когда напряжение вспомогательного генератора снижается и становится ниже напряжения аккумуляторной батареи, то уменьшается ток в катушке напряжения и меняется направление тока в токовой катушке. Магнитный поток токовой катушки теперь дополнительно ослабляет поток катушки напряжения, и создаваемое им усилие становится недостаточным для удержания якоря. Реле отключается и разрывает цепь питания контактора заряда батареи, что приводит к его отключению.

Может быть, контактор заряда батареи можно всегда оставлять включенным? Нет, ни в коем случае нельзя. Если дизель будет

остановлен, то вспомогательный генератор окажется включенным на зажимы аккумуляторной батареи. Сопротивление обмоток якоря и добавочных полюсов вспомогательного генератора мало, батарея будет разряжаться током большой величины. Это опасно и для батареи, и для вспомогательного генератора.

В последние годы на тепловозах 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В контактор заряда аккумуляторной батареи заменили полупроводниковым (кремниевым) диодом, пропускающим ток лишь в одном направлении. Поэтому отпала необходимость в применении реле обратного тока. Через диод проходит значительный ток вспомогательного генератора (до 150 А ), поэтому он
снабжен для охлаждения ребристым радиатором, обдуваемым воздухом. Подробно о полупроводниковых приборах рассказано в гл. 19.


 

Рис. 206. Реле обратного тока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..