В процессе длительной работы тепловоза изоляция токоведущих частей
изнашивается. Она может разрушиться, и токоведущие части
электрооборудования коснутся корпуса тепловоза, или, как говорят,
замкнутся на корпус. При этом вследствие не-значительного электрического
сопротивления силовой цепи создаются условия для ее короткого замыкания.
Большой ток короткого замыкания весьма опасен для генератора, тяговых
электродвигателей, соединительных проводов и часто ведет к тяжелым их
повреждениям, пожару, угрожает жизни обслуживающего персонала.
Реле заземления обеспечивает защиту электрического оборудования силовой
цепи тепловоза от замыканий на корпус.
Это реле контакторного типа (рис. 209) и по устройству похоже на реле
управления. Реле имеет три группы блокировочных контактов, в том числе
одну группу мостиковых. Якорь реле удерживается в отключенном положении
пружиной. Катушка реле включена в силовую цепь тепловоза. Одним зажимом
катушка
соединена с участком силовой цепи, который подходит к минусовым щеткам
тягового генератора. Второй зажим соединен с корпусом тепловоза.
Блокировочные контакты реле включены в цепь катушек контакторов,
замыкающих цепи возбуждения возбудителя и тягового генератора. Если в
силовой цепи нет замыканий на корпус, то катушка реле обесточена.
Блокировочные контакты реле замкнуты и допускают включение контакторов
возбуждения возбудителя и тягового генератора. Как только возникает
замыкание силовой цепи на корпус, образуется следующий путь тока:
плюсовые щетки генератора, токоведущие части силовой цепи, место
замыкания на корпус, провод, соединяющий катушку реле с корпусом,
катушка реле и далее на минусовые щетки тягового генератора. Когда сила
тока в катушке достигнет 10 А, ее намагничивание становится достаточным,
чтобы притянуть якорь. Якорь поворачивается, размыкающие блокировочные
контакты разрывают цепь питания катушек контакторов возбуждения.
Контакторы возбуждения возбудителя и тягового генератора отключаются.
Генератор практически прекращает вырабатывать электрическую энергию,
благодаря чему предотвращаются повреждения устройств силовой цепи токами
короткого замыкания.
Во включенном положении якорь реле удерживается специальной защелкой и
освобождается вручную, для чего необходимо слегка защелку поднять.
Замыкающие блокировочные контакты реле используются для сигнализации о
срабатывании этого реле
на пультах управления обеих секций тепловоза.
При срабатывании реле заземления должно быть найдено и изолировано место
замыкания на корпус. Срабатывание реле заземления может вызываться также
пониженным сопротивлением изоляции силовой цепи при попадании воды,
круговым огнем на коллекторах тяговых электрических машин и другими
причинами.