6 МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА

  Главная      Учебники - Тепловозы     Как устроен и работает тепловоз. 3-е издание (В.А. Дробинский, П.М. Егунов ) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

6 МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА

 

 

ОКНА И КЛАПАНЫ ДИЗЕЛЯ  ТЕПЛОВОЗА

Нарушения во времени питания цилиндров дизеля воздухом или топливом, в очистке их от отработавших газов и т. п. немедленно вызовут неполное сгорание топлива и, как следствие, снижение экономичности, образование сажи (дымление), появление токсичных газов, отравляющих окружающую среду. Сажа осядет на деталях дизеля, сам дизель перегреется, мощность его уменьшится, расход топлива увеличится. Могут возникнуть и другие нежелательные явления.

В двухтактных дизелях с прямоточно-щелевой продувкой (например, в дизелях 10Д100 и 2Д100) газы из цилиндров удаляются через окна в цилиндровой втулке. Окна открываются самим поршнем (нижним). Газы, отработавшие в цилиндрах двухтактных дизелей, имеющих клапанно-щелевую продувку (например, в дизелях 14Д40, 11Д45), выпускаются с помощью клапанов. В соответствии со своим назначением они называются выпускными. В четырехтактных дизелях Д50, М750, Д49, Д70 и др. выпуск газов из цилиндров производится также с помощью выпускных клапанов.
А как заполняются цилиндры свежим воздухом? В четырехтактных дизелях (Д49, Д70, Д50, М750) это осуществляется через каналы в цилиндровой крышке, которые перекрываются впускными клапанами. В двухтактных дизелях 1 ОД 100, 2Д100, 11Д45, 14Д40 и др. воздух в цилиндры поступает через окна в цилиндровой втулке; окна открываются и закрываются самим поршнем (на дизелях типа Д100 верхним поршнем). Механизм, который управляет движением впускных и выпускных органов и обеспечивает подачу воздуха и топлива в полном соответствии с установленным для данного дизеля порядком работы цилиндров (см. с. 80), называется газораспределительным. Таким образом, устройство механизма газораспределения дизелей определяется тактностью дизеля, а на двухтактных дизелях — типом продувки.

На рис. 67 показана наиболее простая схема клапанного механизма дизелей типа Д50; такую же схему имеет клапанный механизм дизелей тепловозов ЧМЭЗ и ЧМЭ2. Открытие клапанов в таких дизелях осуществляется распределительным валом, который приводится во вращение от коленчатого вала через зубчатую передачу (рис. 68). Поскольку цикл работы каждого цилиндра четырехтактного дизеля совершается за два оборота коленчатого вала, то распределительный вал вращается в два раза медленнее коленчатого. Поэтому ведомое зубчатое колесо имеет в два раза больше зубьев, чем ведущее зубчатое колесо.

Ка к же преобразуется вращательное движение распределительного вала в поступательное движение клапанов? Деталями, с помощью которых создается движение в системе рычагов, являются кулачки. Кулачкам придают нужную форму, благодаря которой получают заданную продолжительность открытия впускного или выпускного клапана в каждом цилиндре в соответствии с диаграммой газораспределения. Поэтому профиль кулачка имеет важное значение.

 


 

Чем шире выступ кулачка, тем большее время управляемый им клапан остается открытым, давая проход свежему воздуху в цилиндр или отработавшим газам из цилиндра.

Чтобы улучшить очистку цилиндров от отработавших газов, на дизелях 2Д50, ПД1 и ПД2 постройки Пензенского дизельного завода выступ у выпускного кулачка сделан таким же широким, как и у впускного кулачка, и они имеют одинаковую форму.

Дизели ПД1, 2Д50 и Д50 имеют шесть цилиндров, поэтому на распределительном валу размещено шесть кулачков для впускных клапанов и шесть для выпускных. Каждый кулачок должен открывать и закрывать клапаны в соответствии с порядком работы цилиндров дизеля (1-3-5-6-4-2, см. с. 80). Это достигается за счет соответствующего расположения кулачков на валу по отношению друг к другу.

Во время работы дизеля ролики толкателей (см. рис. 67) катятся по криволинейной поверхности кулачков. От этого штанги периодически поднимаются и опускаются и с помощью рычагов открывают или закрывают впускные и выпускные клапаны. Рычаги привода клапанов размещены в специальной коробке, устанавливаемой па каждой крышке цилиндра (рис. 69). На дизелях типов Д70, М750 и др. с двухрядным V-образным расположением цилиндров имеются два распределительных вала, кулачки которых приводят в движение клапаны своего ряда цилиндров. На дизелях Д49 установлен один распределительный вал. Через сложную систему рычагов он приводит в движение впускные и выпускные клапаны всех цилиндров дизеля.

 

 

 

Рис. 67. Простейшая схема привода клапанного механизма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..