Опоры коренного подшипника нижнего коленчатого
вала дизелей 10Д100 и 2Д100
Если заглянуть внутрь блока дизеля 10Д 100, то
можно увидеть массивные половины опор верхнего и нижнего коленчатых
валов. Одна половина каждой опоры коренного подшипника (бугель)
приварена к вертикальной поперечной перегородке. В ней помещается
верхний или нижний вкладыш. После установки на бугеле второй половины
опоры — крышки коренного подшипника (рис. 56) с вкладышем — и
закрепления ее двумя шпильками или болтами подшипник коленчатого вала
оказывается собранным полностью.
Внутренние поверхности опорных гнезд, к которым прилегают наружные
поверхности вкладышей, называются постелями. Правильное прилегание
бронзовой поверхности вкладыша к поверхности постели имеет важное
значение. Если давление от вкладыша будет передаваться не на всю опорную
поверхность постели, а только на отдельные участки ее, то вкладыши будут
испытывать повышенные напряжения и подшипник разрушится.
Процесс установки вкладыша в постель требует особого внимания.
Внутренний диаметр постели делают меньше наружного диаметра вкладышей.
При постановке вкладыши сжимаются, и постель плотно обхватывает их.
Ответим на такой вопрос: какой
натяг, т. е. какую разность между диаметрами вкладыша и постели следует
выдержать, чтобы обеспечить плотность соединения хорошо обработанных
сопрягаемых деталей? Это имеет существенное значение для длительной и
надежной работы подшипника. Если натяг сделать очень большим, то вкладыш
будет испытывать чрезмерные деформации, что недопустимо. Если натяг
будет мал, вкладыш быстро ослабнет, что также недопустимо. Для дизеля
10Д 100 величина натяга каждого вкладыша должна быть 0,08—0,11 мм.
Для фиксации положения вкладыша при сборке имеются штифты (дизель 10Д
100) или выступы (дизель Д50), входящие в соответствующие углубления или
вырезы опоры. В центральной части вкладышей образована кольцевая
канавка, в которую подводится смазка через отверстия.
Как правило, кроме опорных подшипников, каждый коленчатый вал имеет один
опорно-упорный подшипник (см. рис. 55, б), который ограничивает
перемещение вала вдоль продольной оси дизеля. Опорно-упорными
подшипниками в дизелях 2Д100 и 10Д100 являются одиннадцатый, а в дизеле
Д50 — седьмой. Вкладыши опорно-упорных подшипников имеют бурты, в
которые упираются фланцы вала.