КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ДИЗЕЛЯ И БАЛАНС ЭНЕРГИИ В ДИЗЕЛЕ ТЕПЛОВОЗА

  Главная      Учебники - Тепловозы     Как устроен и работает тепловоз. 3-е издание (В.А. Дробинский, П.М. Егунов ) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ДИЗЕЛЯ И БАЛАНС ЭНЕРГИИ В ДИЗЕЛЕ ТЕПЛОВОЗА

 

 


Отношение теплоты, эквивалентной произведенной работе на коленчатом валу, ко всей подведенной теплоте за счет сгорания топлива называется коэффициентом полезного действия дизеля.

Коэффициент полезного действия современных тепловозных дизелей достигает 34 — 36%. К- и. д. самого тепловоза при этом ниже, так как, кроме потерь в самом дизеле, имеют место и потери в электрической передаче, которые складываются из по-

терь в тяговом генераторе, тяговых электродвигателях и в зубчатых колесах. Необходимо учитывать также затраты дизелем энергии на приведение в действие вспомогательных агрегатов тепловоза, например вентилятора холодильника, компрессора и др. Если принять к. п. д. электрической передачи равным 0,85, а коэффициент, учитывающий затраты энергии на собственные нужды, равным 0,9, то к. п. д. тепловоза (при к. п. д. дизеля 34—36%) будет составлять 26— 28%. В любом современном дизеле есть потери теплоты, т. е. в соответствии с теорией преобразования теплоты в работу к. п. д. двигателя внутреннего сгорания всегда меньше 100%. Тепловозный дизель в этом отношении (по к. п. д.) является, довольно совершенным двигателем. Как отмечалось выше (см. с. 20), его к. п. д. в несколько раз превосходит к. п. д. паросиловой установки паровоза.

Необходимо, однако, отметить, что к. п. д. локомотивных тепловых двигателей, в том числе и дизелей, на номинальном режиме не может полностью характеризовать их экономичность в эксплуатации, так как на этом режиме тепловоз работает обычно не более 10% времени. Локомотивные двигатели эксплуатируются при переменных нагрузках, а длительное время (около 40 — 50% общего времени) на холостом ходу. В этих условиях расход топлива на единицу выполненной дизелем работы увеличивается. Объясняется это в основном ухудшением процесса смесеобразования и сгорания топлива в цилиндрах. Однако даже и в этом отношении, что очень важно, дизель по сравнению с
двигателями отличается совершенством: расход топлива на холостом ходу относительно невелик (около 3% полного расхода) .

Хотя к. п. д. дизеля выше к. п. д. паросиловой установки паровоза, но все же он до обидного мал. Посудите сами: только одна треть всей выделяемой в цилиндрах дизеля тепловой энергии превращается в полезную работу, а остальная часть просто пропадает даром. Чтобы понять, почему самый совершенный из тепловых поршневых двигателей — дизель является в то же время относительно далеко несовершенным и почему так трудно поднять к. п. д. дизеля, обогатимся некоторыми сведениями о балансе тепловой энергии (рис. 39), затрачиваемой в нем.
 


Из чего складываются потери тепла в дизеле?
Отработавшие газы, покидая силовую установку, уносят с собой около 30 — 32% тепла, внесенного с топливом. Другой, существенной потерей является отвод тепла в воду и масло. Детали дизеля от трения и соприкос-

новения с горячими газами нагреваются. Чтобы детали не перегрелись и не вышли из строя, их надо непрерывно охлаждать (см. гл. 9). Потери тепла за счет охлаждения деталей водой и маслом достигают 27—30%. Кроме того, топливо в цилиндрах сгорает не полностью, имеются потери топлива в окружающую среду и т. д.

Если сложить все потери, то окажется, что в рассматриваемом балансе дизеля бесполезно расходуется около 64% тепловой энергии дизельного топлива, а на полезную работу используется только 36%. Задача конструкторов и эксплуатационников — снижать потери энергии, но не в ущерб надежности дизелей.
Для дальнейшего повышения топливной экономичности тепловозных дизелей важно совершенствовать их рабочий процесс, особенно на частичных нагрузках.

Большое значение имеет создание агрегатов наддува с более высоким к, п. д., а также переход на неохлаж-даемые выпускные коллекторы.

Своевременный и высококачественный ремонт топливной аппаратуры, тщательная очистка выпускных и продувочных окон в цилиндровых втулках, правильная регулировка дизелей после ремонта — вое это позволяет значительно снизить расход топлива на тепловозах в эксплуатации.
 

 

 

 

Рис. 39. Тепловой баланс дизеля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..